Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС - ПРОЯВЛЕНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ХОЗЯЙСТВ

Одной из отличительных черт экономической глобализации является развитие информационной электронной коммерции и формирование информационного производства.
Использование сети Internet и информационных технологий уже стало важнейшей задачей перспективного развития национальных хозяйств и международных торговых, производственных и научно-технических связей. В мировой экономике быстрыми темпами растет программная индустрия, объемы программного обеспечения электронного бизнеса, создаются национальные и международные крупные информационных экономические комплексы, организуемые как транснациональными корпорациями ("Майкрософт", "АТТ", "ИБМ" и др.), так и правительствами и компаниями отдельных стран. Оборот электронной торговли в 2003 году достиг, по экспертной оценке, примерно 10% от всего объема мировой торговли. Без электронного документооборота успешное осуществление торгово-экономических операций уже в ближайшее время будет практически невозможным.
Формирующаяся информационная экономика объективно предопределяет создание системы электронных отношений между частными компаниями, государством и бизнесом, государством и населением и электронной системы международных связей. Соответственно изменяются функции управления в фирмах, различных организациях и функции государственного управления. Актуальными управленческими государственными решениями уже в настоящее время являются: организация электронных рынков и расширение частного и государственного электронного предпринимательства; эмиссия электронных платежных средств и контроль за их оборотом; создание электронных систем в сфере таможенной деятельности; проведение электронных конкурсов по государственным заказам; развитие электронных отношений между государством и населением (через Internet и электронную почту) при выплате заработной платы в государственных учреждениях, при уплате налогов и пошлин; разработка и реализация национальных и международных программ развития Internet-экономики и электронного бизнеса.
К таким перспективным программам могут быть отнесены программы формирования информационной экономики в США, Великобритании, Франции, Японии, других развитых странах, международные программы "Электронная Европа", "Электронный шелковый путь", "Государство он-лайн" и др.
Для государств - членов Евразийского экономического сообщества особенно важна успешная реализация Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", аналогичных программ, уже разработанных в Казахстане и Кыргызской Республике, российского проекта развития электронной системы таможенных платежей "Таможенная карта" и некоторых других (в частности, программы "Электронная Сибирь").
По мере развития экономической глобализации, разработки и внедрения новейших информационных технологий Internet-экономика превращается в глобальную систему с всемирной информационной сетью. Это существенно изменяет характер процессов интернационализации и транснационализации производства и обмена. Появляются новые возможности для углубления международной специализации и кооперации, ускорения процесса международной стандартизации и сертификации продукции и услуг, совершенствования и удешевления информационных связей в мировой экономике, формирования глобальных баз данных, уменьшения трансакционных издержек, для глобализации иностранного инвестирования и превращения национального и глобального экономического роста в информационно-инновационный процесс.
Вместе с тем, в связи с усилением при глобализации позиций транснациональных корпораций и наиболее развитых стран обостряются международная конкуренция и противоречия между развитыми и развивающимися странами. В этих условиях существенно возрастает роль международной региональной интеграции как средства разрешения противоречий глобального информационно-инновационного роста. С одной стороны, экономическая интеграция стран в отдельных регионах мировой экономики позволяет ускорить внедрение информационных технологий в национальных хозяйствах, с другой - более эффективно (исходя из национальных экономических интересов и соображений национальной безопасности) использовать преимущества всемирной информационной сети и совместный конкурентный потенциал.
Важнейшая проблема и одновременно стратегическая задача региональной интеграции состоит в создании общего правового пространства для формирования интеграционной Internet-экономики.
Решение этой задачи предполагает согласование и гармонизацию нормативно-правовых основ национальных программ электронной деятельности, подготовку и осуществление международных программ развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и интеграционного (совместного) электронного бизнеса.
Странам - членам ЕврАзЭС для углубления их экономической интеграции уже сегодня необходима программа "Электронное Евразийское экономическое сообщество" (аналог "Электронной Европы"). Только на ее основе возможны эффективные и последовательные межгосударственные акции по организации в рамках Сообщества эффективной международной специализации и кооперации в производстве, исследованиях и научно-технических разработках, ускорение процесса международной стандартизации и сертификации товаров (услуг) и преодоление трудностей в развитии взаимной торговли путем создания "торговых площадок" и развития электронных торгов, в том числе компьютерной техникой и отдельными новыми технологиями.
Такие национальные программы, как "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", создают определенные предпосылки для интеграции и на этом направлении сотрудничества членов ЕврАзЭС, поскольку предусматривают: 1) осуществление проектов в сфере информатизации, "обеспечивающих взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами по вопросам налогообложения, таможенного оформления, регистрации и ликвидации юридических лиц, сертификации и лицензирования"; 2) формирование уже в первой четверти ХХI века единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и материально-технической базы для подготовки специалистов по информационно-коммуникационным операциям с использованием Internet`a; 3) создание системы электронной торговли (в том числе для осуществления государственных закупок) с подсистемой информационно-маркетинговых центров и единой компьютерной базой данных о продукции и услугах.
По Программе "Электронная Россия" в 2010 году доля информационных и коммуникационных технологий должна достичь 2% объема российской торговли. Объем же экспорта информационных продуктов и услуг уже в 2005 году, по предварительной оценке, составит более 2 млрд. долл. США.
Странами ЕврАзЭС сделаны первые шаги по правовому обеспечению программ и проектов информатизации экономики и общества в целом. В Республике Беларусь, например, 10 января 2000 г. принят закон "Об электронном документе". В России в том же году в Государственной Думе был утвержден перечень основных документов по электронным операциям и сделкам (типовой контракт, типовое соглашение об использовании электронной подписи, регламент третейского суда, рекомендации по организации электронной коммерции) и в 2001 году принят федеральный закон "Об электронной цифровой подписи". В Республике Казахстан для развития электронной коммерции предусматриваются: подготовка проекта международных торговых сделок на основе электронной торговли; организация региональных центров электронной торговли и соответствующей пилотной зоны; внедрение аппаратно-программных комплексов "бизнес-бизнес" и "бизнес-потребитель"; разработка и принятие закона "Об электронном документе и электронной цифровой подписи"; создание системы управления цифровыми сертификатами и системы аккредитации центров сертификации и лабораторий в электронном бизнесе; организация учебно-консультационных центров по электронной коммерции и т.д.
В целях реализации положений программных документов ЕврАзЭС о создании единого экономического пространства и согласованного присоединения членов Сообщества к Всемирной торговой организации необходима активизация правовой деятельности Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, начатой принятием Ассамблеей типового проекта "Об электронном документе" (25 марта 2002 года).
Этот типовой проект (см.: "Проблемы современной экономики", 2003, N 2) определяет согласованные основные параметры электронного документа, сферу его обращения, его юридическую силу, правоотношения субъектов в сфере обращения электронных документов, общие условия выдачи лицензий на деятельность в данной сфере, ответственность за правонарушения. Таким образом, действительно, положено начало созданию общего правового поля, обеспечивающего гармонизацию соответствующего национального законодательства и предпосылки для развития сотрудничества стран ЕврАзЭС при решении стратегических задач по формированию в Сообществе Internet-экономики.
Ответственной задачей дальнейшего совместного законотворчества является подготовка и принятие Межпарламентской Ассамблеей Основ законодательства "Об электронном бизнесе в Евразийском экономическом сообществе". При этом необходимо исходить из положений Декларации ВТО о глобальной электронной коммерции (1998 г.), использовать опыт Европейского союза в организации системы добровольной аккредитации информационной деятельности и по признанию сертификатов, выдаваемых участникам европейской интеграции и поставщикам информационных услуг из третьих стран, - в соответствии с Директивной ЕС о правовых основах использования электронных подписей (1999 г.). Весьма актуально с точки зрения углубления экономической интеграции в ЕврАзЭС также обобщение международной практики определения законности электронных сделок, опыта модификации положений, регулирующих защиту прав интеллектуальной собственности при электронном бизнесе, унификации международных правил торговли услугами в условиях развития электронной коммерции на межгосударственном уровне и в сфере межфирменных отношений.
В Доктрине и концепции стратегии развития Евразийского экономического сообщества все названные и ряд других положений международных соглашений и конвенций об электронном бизнесе и электронной коммерции, а также положения национальных программ и проектов, реализуемых в государствах - членах ЕврАзЭС (например, российской программы "Организационно-правовые стандарты электронной коммерции", "Электронная Россия", "Концепции развития электронной коммерции в республике Казахстан", совместного проекта Кыргызстана и Эстонии о развитии информационно-коммуникационных технологий) должны найти адекватное отражение при теоретическом обосновании путей и этапов становления информационно-инновационной экономики в нашем регионе Евразии.
В теоретических позициях Доктрины обоснование специфики международной экономической интеграции в ХХI столетии как процесса становления трансграничного информационного производства - одна из главных научных проблем.
Информационное, в том числе международное, производство, международный электронный бизнес уже на рубеже ХХ и ХХI вв. стали реальностью, с которой нельзя не считаться. Еще в 1998 г. на Женевской конференции Всемирной торговой организации было предложено разработать международную программу развития электронной коммерции, предусматривающую, в частности, и необложение электронных торговых операций таможенными пошлинами, и изменение системы охраны прав интеллектуальной собственности в связи с быстрыми темпами развития Internet-экономики. (Уже в 2000 году в мировой экономике Internet насчитывал 1 млн. локальных информационных и вычислительный сетей.)
Процесс становления информационного производства и международной электронной торговли изменяет прежние представления о закономерностях развития международной специализации и кооперации, международной производственной и научно-технической интеграции, характере структурных сдвигов в национальной экономике, о направлениях взаимодействия региональных интеграционных группировок, в том числе о характере и перспективах отношений между ЕврАзЭС, ЕС, АТЭС, АСЕАН в Евразии. Возможно, определение путей и механизма таких отношений должно стать одной из главных функций ШОС - Шанхайской организации сотрудничества, недавно превратившейся в юридически оформленную межгосударственную структуру.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия