Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Агейкина М. С.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса
В статье проанализированы формы взаимодействия крупного и малого бизнеса. Показаны причины выбора той или иной структурной организации в России. Дана характеристика сотрудничества между крупными и малыми компаниями. Обосновано появление новых форм предпринимательства
Ключевые слова: крупный бизнес, малый бизнес, формы межфирменных отношений, партнерское взаимодействие, предпринимательство
УДК 658.5; ББК 65.292   Стр: 149 - 151

Сущность процесса взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности. Сотрудничество существует везде и повсеместно, оно определяется временем, целями, желанием и т.д. Взаимодействие — это объективная и универсальная форма движения и развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы [1].
В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, поскольку нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих секторов экономики. Взаимодействие крупного и малого бизнеса предполагает значительное расширение имущественной базы представителя малого бизнеса путем организационно-правовых мероприятий и значительных финансовых вложений со стороны крупного бизнеса.
При определении понятия формы взаимодействия следует исходить из основополагающего понимания данного явления как связи и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явлений. Формы организации взаимодействия показывают, как одна сторона побуждает другую к выполнению действий, которые необходимы для нее на данном этапе [2].
К основным формам взаимодействия крупного и малого бизнеса в современных условиях можно отнести: франчайзинг; венчурное финансирование; лизинг; кластеризацию; аутсорсинг; субподряд; интрапренерство.
Одной из современных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является система франчайзинга, в которой крупная компания создает свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные с передачей нематериального актива (финансового, юридического, рекламного и т.д.). Эта форма дает возможность обеспечить компании поддержку в конкурентной борьбе, создать новый бизнес, выйти на новые рынки. Слово «франчайзинг» происходит от старого французского термина, определяющего право на свободу ведения какой-либо деятельности. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво.
Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям.
Начиная с 2009 г., ежегодный рост количества предприятий, открываемых по франшизе в России, оценивается примерно в 35%. Столь значительный рост обусловлен стремлением диверсифицировать риски, возникшие у предпринимателей в период кризиса. По темпам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями [3].
Основными направлениями использования франчайзинга в мире являются: торговля продовольственными и промышленными товарами, сфера общественного питания, сфера оказания услуг.
Выручка предприятий общественного питания в России в 2010 г., по оценке Росстата, составила 25,3 млрд долл., из них 3,7% составили компании, работающие через франчайзи [4].
По итогам 2010 г. в России насчитывалось 485 франчайзеров, 8,6 тысяч корпоративных предприятий франчайзеров и более 20,7 тысяч франчайзинговых точек [4]. Лидером франчайзинга является сфера розничной торговли — 57% всего рынка, сфера общественного питания составила около 16% от общего количества действующих франчайзеров, сфера услуг в пределах 25%. Производственный франчайзинг в России пока развит слабо [5].
Средние данные по американскому франчайзингу за 2010 г. следующие: лидерами рынка в США продолжают оставаться сети быстрого питания; в 2009–2010 гг. в стране работало 33900 точек. В целом в 2010 г. оборот мирового рынка франчайзинга увеличился на 36% и составил $3 трлн., прогнозируется увеличение за 2011 г. до $3,5 трлн [6].
Венчурное финансирование является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса и предполагает создание крупным бизнесом малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Венчурный бизнес начал формироваться правительством в США в 1950-х годах. Был создан специальный институт — SBA (Small Business Administration) и принят закон об инвестициях в малый бизнес. Государство начало осуществлять льготное кредитование малого бизнеса. В случае одобрения со стороны SBA какого-либо проекта, государство предоставляло под него льготный кредит [7].
В России венчурное финансирование только начинает развиваться в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития, Фонда поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Основным препятствием на пути развития данной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в России, является практически полное отсутствие законодательной базы по венчурному бизнесу и ее недостаточность в области регулирования использования авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Например, объем рынка венчурных инвестиций в США увеличился в 2010 г. на 14% [8].
Лизинг, как форма взаимодействия — это деятельность крупного бизнеса, направленная на финансирование малого бизнеса. Он осуществляется в форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего с правом последующего выкупа. История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Современный лизинг появился в середине ХХ века. В начале 1940-х гг. продавец автомобилей из Чикаго Золи Фрэнк придумал отдавать в аренду не один, а целый парк машин. Первые лизинговые компании появились спустя десять лет — в середине 50-х гг. XX века. В некоторых источниках содержится точная дата — 1954 год. С этого времени начинается современная история лизинга [9]. В современной России объективная потребность в лизинге достаточно велика: с одной стороны для малого бизнеса — это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий — это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей. Рынок лизинга в России по итогам 2010 г. вырос в 2,3 раза [10], при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд рублей (2010 г.) в сравнении с 325 млрд руб. (2009 г.) [11]. Это было обусловлено стабилизацией экономической ситуации в стране, смягчением критериев риск-менеджмента лизинговыми компаниями, ростом доли лизингодателей из госсектора.
Еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса является кластеризация. Кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга [12]. В основе этого взаимодействия лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Еще М. Портер обнаружил, что наиболее конкурентоспособные в международных масштабах компании одной отрасли обычно имеют свойство концентрироваться в одном регионе. Всемирный интерес к теме кластеров возник в конце 1970 гг., когда была озвучена концепция «Третьей Италии». Когда Юг Италии развивался крайне медленно, традиционно богатый Северо-Запад находился в глубоком кризисе, а Северо-Восток и центр Италии показывал высокие темпы роста. В секторах экономики, где преобладали небольшие фирмы, в определенных районах образовывались их кластеры, которые быстро росли, развивали ниши, экспортные каналы сбыта и требовали все больше рабочей силы [13]. Однако в России кластеризация пока только начинается. Потребность в объединении типа кластера поддерживается со стороны федеральных структур.
Одной их эффективных форм взаимодействия малых и крупных фирм в современных условиях является аутсорсинг. Внедрение его в практику позволяет снизить постоянные расходы, увеличить конкурентоспособность бизнеса, повысить эффективность деятельности за счет передачи не основных видов бизнеса малому предприятию-аутсорсеру. Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону.
Для малой фирмы такая форма взаимодействия, основанная на долгосрочных договорных отношениях, позволяет укрепить свои конкурентные позиции на целевом рынке. Причиной активного распространения аутсорсинга в России является усложнение бизнес-процессов компаний, что обусловлено повышением сложности требований рынка. Необходимость соответствовать конкурентной ситуации создает перегруженность фирм. Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где в том числе и для малых компаний создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг» [14].
Субподряд является еще одной формой взаимодействия крупного и малого бизнеса, которая распространена в сфере производства. Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из-за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров; быстрая адаптивность к требованиям рынка и т.д.
Интрапренерство — это образование в рамках крупного предприятия небольшого, часто временного коллектива для разработки или реализации некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия. В 1980-е гг. появилась концепция интрапренерства как специфического внутрифирменного предпринимательства, которая в настоящее время, как форма взаимодействия крупного и малого бизнеса, достаточно успешно существует на промышленных предприятиях.
Успешное развитие экономики в стране в целом, во многом определяется взаимодействием крупного и малого бизнеса, которые являются основными элементами экономической системы. Крупный бизнес привносит в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуальный подход. Связь с секретными ведомствами позволяет крупному бизнесу обеспечивать главное: проверку потенциального партнера, налаживание контактов с президентами, министрами и крупными бизнесменами стран, что обеспечивает организацию конфиденциальных переговоров на любом уровне. Пользуясь возможностями спецслужб, корпорации получают хорошие конкурентные преимущества, в свою очередь государственная разведка использует возможности крупного бизнеса для обеспечения безопасности страны. Кроме того, крупный бизнес определяет развитие и уровень эффективности рыночного хозяйства, развиваясь самостоятельно. Он структурирует экономику в целом за счет:
— крупного финансирования проектов,
— способности экономить на трансакционных издержках,
— эффективного использования человеческих ресурсов,
— реальных конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках.
Малый бизнес в этой системе обладает способностью максимально быстро адаптироваться к изменившимся внешним условиям, способствует усилению конкуренции, обеспечивает определенную долю занятости населения. Малые компании активизируют структурную перестройку в отраслях, влияют на структуру цен потребительского рынка. Общий объем оборота малых предприятий в России в 2010 г. составил 10247,0 млрд руб., что на 16,4% выше по сравнению с 2009 г. [15]. Малый бизнес делится на сегменты: компании выполняющие заказы крупных и средних предприятий, так называемые малые инновационные фирмы; предприятия, возникшие в результате консолидации физических лиц; компании образовавшиеся в результате дробления предприятий; компании образовавшиеся в результате создания дочерних фирм; малые предприятия ставшие впоследствии аффилированными структурами крупных фирм.
Основные стимулы к взаимосвязям малых промышленных предприятий с крупными:
— увеличение масштабов производства — 54%,
— расширение масштабов исследований и разработок — 31%,
— пополнение научно-лабораторной базы — 12%,
— проведение испытаний продукции и последующая организация — 14%,
— другое — 4%. [16, с. 22].
В современном мире появилось понятие корпоративно-конкурентной среды, которая объединила в крупные и сильные концерны юридически и коммерчески независимые субъекты. Эта среда создает конкуренцию внутри и за пределами концерна. Мировой опыт показывает, что этот сектор является основой современной экономики. Для определения наиболее эффективной формы взаимодействия крупного и малого бизнеса в корпоративно-конкурентной среде необходимо учитывать следующие факторы: степень внедрения инновационных технологий, условия конкуренции хозяйствующих субъектов, ресурсное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства, развитие кластерных технологий и промышленных зон в регионе.
Процесс управления взаимодействием крупного и малого бизнеса имеет в целом хаотичный характер. Возникает множество организационных, финансовых и кадровых проблем в процессе практической реализации этого взаимодействия. В этих условиях появление новых форм взаимодействия, таких как аутсорсинг, аутстаффинг, требует предметных научных исследований с целью повышения эффективности их функционирования и управления. В то же время для появления таких форм были созданы объективные предпосылки:
— возникновение факторов, стимулирующих консолидацию крупного и малого бизнеса против внешних воздействий (слабая государственная поддержка, неблагоприятные экономические условия);
— необходимость экономии средств в условиях слабой доступности кредитно-инвестиционных ресурсов;
— использование более рациональных способов ведения хозяйственного процесса и использования производственных и иных ресурсов;
— появление между крупным и малым бизнесом различного рода взаимосвязей при решении общих задач.
В заключении, можно отметить, что развитие и появление новых форм взаимодействия крупного и малого бизнеса — это эволюционный процесс на современном этапе. Он связан с характерными для инновационной экономики процессами, такими как: рост роли научно-технического прогресса, развитие информационных технологий, переход к индивидуальному (штучному) производству, ориентированному на потребности заказчика. Выбор одной из форм взаимодействия крупного и малого бизнеса компенсирует недостатки, обусловленные размером участвующей организации, а полученные результаты способствуют повышению эффективности работы в целом.


Литература
1. Валиев И.Н. Формы взаимодействия человека и общества [http://www.egpu.ru/lib/] // Библиотека ЕГПУ., URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/Data/Content/128275702167351275/Default.aspx (дата обращения: 29.11.11)
2. http://www.urist-center.ru/
3.Великанова О. Ноу-хау для бывалых [http://expert.ru/northwest/2011/] // Эксперт Северо-Запад. - 2011. - № 48 (544). - URL: http://expert.ru/northwest/2011/48/nou-hau-dlya-byivalyih/ (дата обращения: 01.12.11)
4. Быстрый бум [www.franch.biz] - 19.10.11 г. - URL: http://franch.biz/blog/society/news/1372 (дата обращения: 02.12.11)
5. http://life-group.ru/services/
6. http://www.klenmarket.ru/fran_news/
7. http://ru.wikipedia.org/
8. Объем рынка венчурных инвестиций. [http://www.digit.ru/] - 14.01.11 г. - URL: http://www.digit.ru/startup/20110114/380935231.html (дата обращения: 4.12.11)
9. История лизинга [http://ail-leasing.ru/] - URL: http://ailleasing.ru/leasing/history/ (дата обращения: 16.12.11)
10. http://www.all-leassing.ru/
11. http://www.zrpress.ru/
12. http://mbvrn.ru/obzory/
13. http://www.raexpert.ru/
14. Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Правительства Санкт-Петербурга от 31.08.2006 № 106-р.
15. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2011. - 581 с.
16. Производственный аутсорсинг как форма взаимодействия крупных и малых промышленных предприятий / Е.Е. Сидоренко, Е.Н. Чижова. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. - 127 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия