Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кошелева Т. Н.
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства Санкт-Петербургской академии управления и экономики,
кандидат экономических наук


Проблемы государственного регулирования инновационного развития и стратегии малого предпринимательства
Статья показывает особенности государственного воздействия на инновационное развитие в развитых странах. Предложен подход формирования стратегии инновационного развития малого предпринимательства. Рассмотрен механизм государственного регулирования инновационной и предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства
Ключевые слова: малое предпринимательство, стратегии инновационного развития, государственное регулирование
УДК 332.025; ББК 65.291–56   Стр: 154 - 155

Мировая экономика в настоящее время вступила в новый этап своего развития. Определяющим становится все большее взаимное проникновение и взаимное влияние экономик различных государств. Неустойчивость и нестабильность экономического положения отдельного государства влияет на экономику стран-партнеров по мировому рынку. Важнейшими чертами экономического развития стали: финансовая составляющая, информационно-коммуникационные технологии, возрастающая значимость малого предпринимательства.
Сетевой характер экономики позволяет не только участвовать в мировом разделении труда, но и обязывает поддерживать определенный уровень производительности труда и предопределяет инновационные тенденции развития российской экономики. В их основе лежит кардинальное изменение отношения к малому инновационному предпринимательству. В настоящее время не выработано единого мнения относительно современной стратегии его инновационного развития.
Государственная поддержка малого предпринимательства занимает важное место в экономике многих стран. Например, в Японии и Франции осуществляется государственное регулирование формирования благоприятного экономического климата для развития малого инновационного предпринимательства. Такие страны, как США и Великобритания управляют инновационным развитием с помощью рыночных механизмов, среди которых либерализация налогового и амортизационного законодательства [1, с. 100].
Основой государственного регулирования деятельности малого предпринимательства в США являются специальные подразделения в министерствах и ведомствах. Они осуществляют целевые программы помощи отдельным группам мелких бизнесменов. Вклад малого бизнеса в ВВП США составляет около 40%, а также свыше половины всех инвестиций осуществляется в развитие малого бизнеса, в котором занято более 2/3 совокупной рабочей силы [5, с. 35]. В Японии сформирована общенациональная система поддержки малого предпринимательства при регулирующем взаимодействии независимого административного агентства «Организация поддержки малого предпринимательства и инновационного развития регионов Японии», которая образует государственную инфраструктуру поддержки предпринимательства [6]. Государство инициирует проведение мониторинга состояния развития малого предпринимательства, организует комплексные исследования, определяет эффективность мер государственного регулирования деятельности малого предпринимательства. Организована система «обратной связи» государства с предпринимательским сообществом. Поддержку малому предпринимательству в Японии оказывают не только государственные структуры, но и отраслевые институты такие, как Институт мелкого бизнеса. В Германии аналогичную поддержку оказывают отраслевые союзы предпринимателей и торгово-промышленные палаты.
В целях стимулирования развития инновационного предпринимательства руководство многих экономически развитых стран уделяет серьезное внимание финансовым составляющим стратегии инновационного развития малого предпринимательства. Например, правительство Великобритании разработало ряд программ по оказанию финансовой поддержки малым предпринимателям инновационной сферы, включающих обмен опытом и знаниями, трансферт технологий между предприятиями, университетами и исследовательскими центрами и т.д. Предусматривается государственное финансирование расходов по предоставлению во временное пользование производственных площадей и уникального оборудования стартующим и растущим малым промышленным предприятиям, инновационная деятельность которых отвечает приоритетам социально-экономического развития государства [7].
В Китае государственная поддержка малых инновационных предприятий осуществляется в рамках общей стратегии развития, элементы которой используются и в России: создание бизнес-инкубаторов; содействие в организации венчурных фондов для малых предприятий; размещение в секторе малого предпринимательства государственных заказов и т.д. [8].
Формирование стратегии инновационного развития малого предпринимательства может происходить под влиянием инструментов государственного регулирования и под влиянием внутренних механизмов малого предпринимательства. К формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства можно подходить в зависимости от уровня принятия решений: на уровне субъекта малого предпринимательства; на общегосударственном и региональном уровне.
Основными отличиями данных подходов являются: цели формирования стратегии, элементы формирования стратегии, возможности органов власти и субъекта хозяйствования, а также уровень ее реализации. В целом должен складываться единый механизм формирования и реализации стратегии.
Проанализируем особенности стратегии инновационного развития малого предпринимательства с использованием инструментов формирования на общегосударственном и региональном уровне. Формирование стратегии инновационного развития с точки зрения государственных и региональных органов власти предполагает рассмотрение субъектов малого предпринимательства не только через систему государственного регулирования, но и с точки зрения нежелательного государственного вмешательства в деятельность данных субъектов. Формирование стратегии инновационного развития с позиций государственного регулирования означает реализацию запланированных на государственном или региональном уровне конкретных мероприятий. Это способствует расширению числа субъектов малого предпринимательства и формированию внешних инфраструктурных условий. На основе модернизации механизма роста и становления малого предпринимательства происходит внедрение информационной инфраструктуры малого предпринимательства. Государственное регулирование выступает в качестве одного из элементов формирования стратегии субъектов малого предпринимательства, что содействует предпринимательской деятельности на уровне внешних условий предпринимательства. Оно также оказывают опосредованное влияние и на внутренний механизм организации предпринимательского процесса самим субъектом хозяйствования, что позволяет снизить влияние ограничений на процесс инновационного развития. Основной целью государственного регулирования выступает создание наиболее благоприятных условий инновационного развития субъектов малого предпринимательства региона и страны в целом. Происходит увеличение доли субъектов малого предпринимательства, осуществляющих инновационную деятельность и формирующих базу для становления инновационной экономики.
Излишнее государственное вмешательство в экономику отрицательно повлияло на конкурентоспособность развитых стран Западной Европы [9]. Формирование стратегии инновационного развития с точки зрения нежелательного государственного вмешательства создает предпосылки и базу для существования теневого сектора малого предпринимательства. Создается проблема неформального, так называемого «теневого» предпринимательства, которая в настоящее время выходит на федеральный уровень и приобретает масштаб системной проблемы, так как фактически тормозит раскрытие и использование предпринимательского потенциала не только в малом предпринимательстве, но и в масштабах всей страны. С точки зрения формирования стратегии инновационного развития необходимо уходить от государственного вмешательства в деятельность малого предпринимательства и экономики в целом. Среди возможных направлений снижения существующей теневой активности малого предпринимательства можно использовать инструменты, способствующие созданию благоприятного предпринимательского климата, направленные на создание эффективного налогового механизма, стимулирующие легальную предпринимательскую деятельность.
Под стратегией малого предпринимательства И. Ансофф понимает набор правил в процессе принятия решений [10, с. 68; 11; 12]. Обоснование стратегии предпринимательской деятельности нашло отражение в работах В.А. Агафонова. В своей работе «Анализ стратегий и разработка комплекса программ» он под стратегией понимает совокупность действий, осуществляемых над внутренними элементами системы с целью изменения имеющихся функциональных характеристик или над элементами ее внешнего окружения с целью изменения внешних условий функционирования [13]. С такой трактовкой трудно согласиться, так как изменять внешние условия функционирования системы практически невозможно. Под стратегией следует понимать совокупность форм, методов и механизмов, выстроенных в соответствии с определенным алгоритмом и направленных на достижение поставленных целей конкретного субъекта.
В.А. Агафонов в своей работе рассматривает стратегию как совокупность элементов двух типов: управляемых параметров и управляющих воздействий и выделяет два подхода к содержанию стратегии — что необходимо изменить и в каком направлении [13]. Уточним, стратегия — это не просто изменения, это еще и сохранение определенных базисных основ системы, поскольку любое развитие включает в себя базовые сохраняемые элементы, обеспечивающие равновесие системы и новые элементы, характеризующие качественные изменения. При рассмотрении стратегии необходимо использовать не два, а три подхода: какие основополагающие элементы системы необходимо сохранить в будущей стратегии; что необходимо изменить; в каком направлении.
Стратегия инновационного развития выступает составной частью общей стратегии, а с учетом предлагаемых трех подходов — это совокупность форм, методов и механизмов. Они должны быть выстроены в соответствии с определенным алгоритмом и направлены на достижение поставленных целей и на реализацию скрытого потенциала субъекта малого предпринимательства. Посредством аккумулирования, распределения и координации собственных и заемных ресурсов, предполагающих сохранение базовых элементов, достигается равновесие системы. Новые элементы, характеризующие качественные изменения и определяющие его инновационное развитие, должны быть обязательно учтены.
Процесс формирования стратегии инновационного развития должен быть выстроен на основе иерархической структуры механизма ее формирования с учетом последовательных элементов:
— анализа текущей стратегии;
— оценки лучшего в текущей стратегии, что необходимо оставить в будущей стратегии;
— оценки худшего в текущей стратегии, что необходимо поменять в будущем;
— направления изменения текущей стратегии, характеристики возможных стратегий инновационного развития;
-алгоритма выбора стратегии инновационного развития малого предпринимательства.
К формированию стратегии инновационного развития малого предпринимательства можно подходить с учетом возможностей государства и с точки зрения возможностей субъекта малого предпринимательства.
Преимуществами государственных стратегий являются организационное, консультационное и информационное содействие малому предпринимательству и законодательная поддержка в сфере защиты конкуренции и антимонопольного регулирования. Но ни одна из существующих государственных стратегий не направлена на формирование стратегии именно инновационного развития. В современных стратегиях отсутствуют достаточные экономические, правовые, институциональные, социальные и иные условия роста предпринимательской активности.
В качестве возможных направлений изменения текущей стратегии следует рассматривать создание отраслевых региональных кластеров, в формировании которых непосредственное участие принимают региональные органы власти. Следует рассмотреть и стратегию создания особых экономических зон, которую без участия государственных органов сформировать невозможно.
Сильными сторонами используемых в настоящее время стратегий малого предпринимательства можно назвать опору на собственные ресурсы. Слабыми сторонами текущих стратегий можно назвать слабую ориентацию на инновационность и постоянную неопределенность в отношении ресурсов.
В качестве изменения стратегии инновационного развития малого предпринимательства можно рассматривать стратегическое и финансовое планирование инновационной деятельности, а также стратегию снижения потенциальных рисков. Но все предлагаемые стратегии с использованием потенциала субъектов малого предпринимательства невозможны без государственной поддержки и государственного регулирования инновационной и предпринимательской деятельности.


Литература
1. Инновационные приоритеты управления устойчивым предпринимательством в регионе / О.А. Грунин, Э.В. Куцеборский, М.Г. Куцеборская, С.О. Царева. - СПб.: Астерион, 2011. - 240 с.
2. Аскильдсен Я. Э. Адам Смит и «невидимая рука» рыночного механизма // Теория и методы в социальных науках / Под ред. С. Ларсена; Пер. с англ. - М.: Московский государственный институт международных отношений (Университет); «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - С. 147-163.
3. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Пер. с англ. Н.Н. Любимова. - М.: Изд-во: Гелиос АРВ, 2011. - 350 с.
4. Добрынин А.И. и Бахарев В.О. Тенденции развития малого предпринимательства в России (по материалам дискуссии Клуба предпринимателей Санкт-Петербургской академии управления и экономики) // Экономика и управление. - 2010. - № 12. - С. 24.
5. Савельева З.А. Проблемы теории и практики малого предпринимательства: монография. - СПб.: Инфо-да, 2003. - С. 35.
6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент: тенденции, технологии, практика. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002. - 179 c.
7. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989. - 519 с.
8. Агафонов В.А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ / Отв. ред. В.Л. Тамбовцева. - М.: Наука, 1990. - 214 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия