Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

О ДОКТРИНЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА
Концептуальный подход, разработаный коллективом ученых Санкт-Петербургского
государственного университета экономики и финансов в составе:
к.э.н., доц. А.В.Бутуханов;
д.э.н., проф. В.И.Емельянов;
д.э.н., проф. В.Е.Есипов;
к.э.н., доц. В.А.Плотников;
д.э.н., проф. М.В.Романовский;
д.э.н., проф. С.Г.Светуньков (руководитель коллектива);
д.э.н., проф. А.В.Харламов;
д.э.н., проф. О.В.Фирсанова.

Доктрина социально-экономического развития Евразийского экономического сообщества (далее - Доктрина) является единой руководящей принципиальной основой развития интеграционных процессов в социальной, экономической, управленческой, правовой и других сферах деятельности государств-членов Евразийского экономического сообщества (далее - стран-членов ЕврАзЭС) как внутри сообщества, так и в мировом хозяйстве; служит научным обоснованием социально-экономического и политического объединения стран-членов ЕврАзЭС, повышения эффективности их взаимодействия, углубления сотрудничества и координации.
В Доктрине развиваются Основные положения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (от 10 октября 2000 года). Положения Доктрины опираются на комплексную оценку состояния и стратегический прогноз социально-экономического развития стран ЕврАзЭС, на научно обоснованное определение текущих и перспективных задач ЕврАзЭС, их приоритетов и имеющихся возможностей решения.
Доктрина учитывает особенности современного периода социально-экономического развития стран ЕврАзЭС, который характеризуется продолжением институциональных реформ: становлением демократической государственности, формированием многоукладной экономики, развитием интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, а также динамичной трансформацией системы международных отношений.
Правовую основу Доктрины составляют конституции стран ЕврАзЭС, основные положения Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества, решения, принятые Межгосударственным Советом, Межпарламентской Ассамблеей ЕврАзЭС, ряд других документов.
Положения Доктрины могут уточняться и дополняться с учетом изменений социально-экономической ситуации в странах ЕврАзЭС и мировой конъюнктуры.
Реализация Доктрины достигается путем координации подходов, согласования социально-экономических преобразований, организации взаимодействия и взаимного сотрудничества в различных областях, осуществления комплекса политических, дипломатических, экономических, социальных, информационных, правовых и других мер, направленных на обеспечение эффективного использования экономических потенциалов отдельных стран и ЕврАзЭС.
Доктрина - целеполагающий документ при принятии решений социально-экономического характера.
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЕврАзЭС
1.Состояние и перспективы развития социально-экономической обстановки в ЕврАзЭС определяются:
-глобализационными процессами, развитием мирового рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, неравномерностью темпов развития и уровня жизни населения мира;
-высокими темпами НТП;
-перспективами учащения экологических и техногенных катастроф;
-ростом угрозы со стороны экстремистских организаций.
2.Современная социально-экономическая обстановка в странах ЕврАзЭС характеризуется следующими основными факторами:
-переходным характером экономик, незавершенностью преобразований, направленных на создание эффективных институтов государства, рыночной экономики и гражданского общества;
-наличием в экономиках стран ЕврАзЭС обширного нерыночного сектора;
-недостаточной проработанностью механизма торгово-экономических, кредитно-расчетных отношений;
-необходимостью наращивания экономических потенциалов стран Сообщества за счет воссоздания на новой основе устойчивых взаимовыгодных отношений между их предприятиями и развития общего рынка;
-необходимостью достойного вхождения в современное мироустройство и обеспечения развития их социальной и экономической системы;
-возможностью сохранить исторически сложившиеся политические, экономические и социальные отношения между государствами;
-стремлением сохранить независимость, в том числе политическую и экономическую, и обеспечить самобытность народов ЕврАзЭС;
-усилением международной конкуренции, в том числе со стороны мировых транснациональных компаний на территории стран Сообщества;
-необходимостью решения социально-экономических проблем, вызванных имущественным расслоением населения в результате проведенных реформ;
-нестабильностью инновационного климата, затрудняющей развитие инноваций в частном секторе и повышение конкурентоспособности продукции, технологий, субъектов рынка, экономики в целом;
-отсутствием общей системы стандартов, измерений, затрудняющим разработку и коммерциализацию идей, инновационных технологий, продвижение на внутренний и международные рынки результатов интеллектуального труда;
-преимущественно сырьевой направленностью торгово-экономических связей со странами мирового сообщества;
-отставанием в создании нового технологического уклада постиндустриальной экономики, увеличивающим разрыв между экономиками стран-членов ЕврАзЭС и ведущих стран мира;
-недостаточной интеграцией промышленного и военного секторов, необходимой для эффективного решения гражданских и военных задач;
-значительным отставанием от экономически развитых стран по производительности труда и покупательной способности населения;
-наличием скрытой безработицы, существенным разрывом между доходами бедных и богатых, высокой долей теневой экономики, коррумпированностью чиновников;
-несовершенством нормативно-правовой базы, необходимой для реализации всех форм сотрудничества в рамках Сообщества;
-необходимостью восстановления и развития системы фундаментальных ценностных установок, ориентированных на духовное и нравственное возрождение и развитие духовно-нравственного потенциала наций;
-отсутствием системы, необходимой для формирования человеческого капитала на мировом уровне;
-сложной демографической ситуацией, значительным сокращением численности трудоспособного населения;
-необходимостью консолидации общества для развития национальных экономик.
3.Основные проблемы международного характера, затрудняющие развитие Сообщества
-незавершенный процесс демаркации государственных границ и наличие в результате этого территориальных претензий;
-продолжающийся процесс расширения НАТО;
-пребывание на территории некоторых стран
ЕврАзЭС войск иностранных государств, не входящих в Сообщество;
-попытки вмешательства в экономическую и социальную жизнь стран-участниц со стороны иных стран;
-различия между странами по уровню развития и объему потребляемых ресурсов;
-попытки игнорировать экономические интересы стран ЕврАзЭС, противодействовать укреплению экономики стран ЕврАзЭС как одного из центров многополярного мира;
-наличие очагов вооруженных конфликтов, в том числе вблизи государственных границ стран ЕврАзЭС;
-дискриминация прав и свобод граждан Сообщества и законных интересов предприятий стран ЕврАзЭС в сфере международной торговли;
-усиление в условиях глобализации конкурентного давления на предприятия стран Сообщества.
4.Основные внутренние проблемы стран
ЕврАзЭС, препятствующие интьеграции
-специфика общественно-политической жизни разных стран-членов Сообщества;
-различия в уровне развития экономики и структуре народного хозяйства;
-различия в уровнях развития политических свобод, условиях проживания, в потреблении благ и ресурсов в регионах стран ЕврАзЭС;
-различие в нормативно-правовой базе, определяющей состояние и условия экономического развития;
-организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в странах Сообщества;
-несовершенство налогового и иного законодательства, приводящее к росту теневого бизнеса;
-отсутствие единого рыночного пространства и несовершенство таможенного законодательства;
-отсутствие отлаженного расчетно-платежного механизма;
-проблемы согласованного принятия решений на внутри- и межгосударственном уровнях из-за бюрократизации систем управления и коррупции;
-отсутствие видения конкретных социально-ориентированных целей развития;
-отсутствие консенсуса в определении интересов и потребностей в программах развития;
-неравномерность темпов социально-экономического развития стран и регионов, различия в структуре и темпах приватизации, в развитии предпринимательства;
-незрелость демократических институтов, отсутствие развитого гражданского общества;
-несовершенство механизмов исполнения законов и правовых систем.
II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ
1.ЕврАзЭС создан для повышения уровня жизни народов за счет эффективной интеграции экономик стран Сообщества, формирования устойчивого союза самостоятельных государств, увеличивающего их мощь и конкурентоспособность в мировой экономике.
2. Основные принципы социально-экономического развития:
-приоритет социально-экономических интересов населения;
-равноправие, взаимная выгода и добрососедство стран ЕврАзЭС;
-государственному укладу в экономике - решающие сферы экономической деятельности, определяющие условия распределения ВВП в интересах общества;
-обеспечение свободы экономической и предпринимательской деятельности;
-государственная поддержка регионов, отраслей и предприятий, определяющих стратегическую устойчивость промышленного комплекса стран
ЕврАзЭС;
-достижение обоснованного уровня политической, экономической, научно-технической, технологической, информационной и ресурсной независимости стран ЕврАзЭС;
-создание эффективной системы политических, правовых, социально-экономических, организационно-технических и иных международных гарантий против экономической дискриминации стран ЕврАзЭС в мире и во взаимоотношениях друг с другом.
3.Основные направления политико-экономического и правового развития:
-создание условий для устойчивого функционирования экономик стран ЕврАзЭС;
-обеспечение эффективного функционирования органов государственной власти стран ЕврАзЭС;
-унификация финансово-кредитной и налоговой систем и системы денежного обращения в рамках ЕврАзЭС;
-совершенствование нормативно-правовой базы стран ЕврАзЭС, их субъектов, муниципальных образований.
4.Стратегические цели стран ЕврАзЭС:
-доведение состояния социального обеспечения населения стран ЕврАзЭС (здравоохранения, пенсионного обеспечения, коммунально-бытовых условий и т.п.) до норм, соответствующих международным стандартам;
-создание условий для согласованного экономического роста;
-обеспечение безопасности народов и стран ЕврАзЭС;
-развитие демократии, реализация положений Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах.
5.Основные задачи стран ЕврАзЭС:
-разработка реальных стратегических планов и целевых комплексных программ, обеспечивающих решение проблем стран Сообщества;
-оптимизация структуры расходов материальных ресурсов и денежных средств, повышение эффективности их использования на основе скоординированной социально-экономической политики;
-развитие научно-технической, технологической и производственной базы стран ЕврАзЭС и их рыночной инфраструктуры в интересах обеспечения социально-экономической стабильности и экономического развития стран ЕврАзЭС;
-правовая защита объектов интеллектуальной собственности;
-интеграция гражданского и военного секторов экономики и координация военно-экономической деятельности государств в интересах обеспечения социально-экономической стабильности;
-своевременное и полное финансовое обеспечение планов развития ЕврАзЭС, совместных экономических мероприятий, имеющих стратегическое значение;
-создание экономических условий для разработки и производства высокоэффективных и конкурентоспособных товаров;
-создание межгосударственной системы информационного обеспечения социально-экономического развития стран ЕврАзЭС;
-создание условий для введения единой валюты, ее свободной конвертируемости в странах ЕврАзЭС и на мировом рынке;
-периодическая комплексная оценка состояния бизнеса в соответствии с требованиями международных стандартов;
-создание единого образовательного пространства, присоединение к Болонскому процессу, предусматривающее признание на территории европейских стран дипломов о высшем образовании, выдаваемых в государствах-членах ЕврАзЭС;
-переориентация научных учреждений в странах ЕврАзЭС на разработку проблем, представляющих интерес для каждой из них и мирового сообщества, разработку прикладных программ для отдельных стран, фирм и предприятий, обмен результатами научных исследований на основе принципов и правовых норм, принятых в мировом сообществе;
-формирование и развитие единого информационного пространства ЕврАзЭС, эффективное включение всех членов Сообщества в мировое информационное пространство;
-своевременное и полное материальное, финансовое, правовое, кадровое обеспечение совместно решаемых задач;
-осуществление эффективной пропаганды целей и задач, стоящих перед ЕврАзЭС, формирование позитивного имиджа Сообщества.
Для поиска оптимальных путей решения задач, стоящих перед странами ЕврАзЭС, могут создаваться международные научно-исследовательские институты и центры.
Страны ЕврАзЭС, подтверждая свою принципиальную приверженность заявленным целям и задачам должны гарантировать последовательную реализацию Доктрины.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия