Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Дроздова И. В.
профессор кафедры управления Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,
доктор экономических наук


Проблемы саморегулируемых организаций (СРО) в строительстве
В статье рассмотрены проблемы саморегулируемых организаций в строительстве, возникшие в процессе работы в новых условиях, и предложены пути их решения
Ключевые слова: саморегулируемые организации, допуск СРО, безопасность объектов капитального строительства, регуляторы СРО, государственный реестр СРО, национальное объединение строителей, компенсационный фонд СРО
УДК 334.784; ББК 65   Стр: 233 - 236

С 1 января 2009 года, после отмены действия лицензий на осуществление строительной деятельности, у строительных организаций возникла необходимость вступления в саморегулируемые организации.
Основной целью создания СРО в строительстве является повышение качества, надежности и безопасности строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.
Саморегулируемая организация в сфере строительства — это некоммерческая организация, членами которой являются не менее 100 индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц. СРО необходимо иметь компенсационный фонд в размере не менее 300 тыс. рублей на одного члена и не менее 1 млн рублей на одного члена при отсутствии действующего договора страхования гражданской ответственности.
В соответствии со статьей 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация обязана разработать и утвердить требования к выдаче свидетельств о допуске к строительным работам, влияющим на безопасность объектов; правила контроля за соблюдением членами СРО требований, стандартов и правил саморегулирования; систему мер дисциплинарного воздействия за их нарушение [1].
В случае соответствия некоммерческой организации всем предъявляемым требованиям для получения статуса саморегулируемой организации в области строительства ей необходимо пройти процедуру его получения в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), являющейся уполномоченным государственным органом регулирования и надзора в области саморегулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности, осуществляющей контроль над деятельностью СРО и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций.
Нормативно-правовое регулирование деятельности саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется на основе следующих законов, постановлений и приказов:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011);
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями, внесенными ФЗ от 21.11.2011 № 327-ФЗ);
Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» (ред. от 24.09.2010);
Постановление Правительства РФ от 24 марта 2011 г. № 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов»;
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
Приказ Министерства регионального развития РФ от 23.06.2010 г. № 294 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»;
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24 мая 2010 г. № 411 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
В члены саморегулируемой организации в области строительства могут быть приняты юридические лица, в том числе иностранные, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов. Для выполнения отдельных видов работ, влияющих на безопасность объектов, необходимо получение свидетельства о допуске к ним. Свидетельства выдаются самоуравляемыми организациями, действуют на всей территории Российской Федерации без ограничения сроков. Его действие может быть прекращено в случае выхода организации из СРО или в случае выявления существенных нарушений.
В соответствии с Приказом Министерства регионального развития РФ от 23.06.2010 г. № 294 «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» к строительным работам, для которых необходим допуск СРО относятся следующие [3]:
1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках
2. Подготовительные работы
3. Земляные работы
4. Устройство скважин
5. Свайные работы. Закрепление грунтов
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
8. Буровзрывные работы при строительстве
9. Работы по устройству каменных конструкций
10. Монтаж металлических конструкций
11. Монтаж деревянных конструкций
12. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)
13. Устройство кровель
14. Фасадные работы
15. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений
16. Устройство наружных сетей водопровода
17. Устройство наружных сетей канализации
18. Устройство наружных сетей теплоснабжения
19. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных
20. Устройство наружных электрических сетей и линий связи
21. Устройство объектов использования атомной энергии
22. Устройство объектов нефтяной и газовой промышленности
23. Монтажные работы
24. Пусконаладочные работы
25. Устройство автомобильных дорог и аэродромодов
26. Устройство железнодорожных и трамвайных путей
27. Устройство тоннелей, метрополитенов
28. Устройство шахтных сооружений
29. Устройство мостов, эстакад и путепроводов
30. Гидротехнические работы, водолазные работы
31. Промышленные печи и дымовые трубы
32. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.1. Промышленное строительство
33.2. Транспортное строительство
33.3. Жилищно-гражданское строительство
33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно
33.5. Объекты теплоснабжения
33.6. Объекты газоснабжения
33.7. Объекты водоснабжения и канализации
33.8. Здания и сооружения объектов связи
33.9. Объекты морского транспорта
33.10. Объекты речного транспорта
33.11. Объекты гидроэнергетики
33.12. Дамбы, плотины, каналы, берегоукрепительные сооружения, водохранилища (за исключением объектов гидроэнергетики)
33.13. Гидромелиоративные объекты
34. Работы по осуществлению строительного контроля застройщиком, либо привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов использования атомной энергии.
К строительным работам, выполнение которых не предусматривает наличия допуска СРО, относятся следующие [3]:
— работы, выполняемые при строительстве объектов индивидуального жилищного строительства. Это отдельно стоящие жилые дома не выше трех этажей, предназначенные для проживания не более чем двух семей;
— при строительстве жилых домов не выше трех этажей, которые состоят из нескольких блоков, количество которых не должно превышать десять. При этом каждый блок предназначен для проживания одной семьи, расположен на своем отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования;
— при строительстве многоквартирных домов не выше трех этажей, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не должно быть больше четырех. Каждая блок-секция включает несколько квартир и помещения общего пользования, имеющих отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
— при строительстве одно-двухэтажных зданий общей площадью не более 1500 кв.м., относящихся к объектам капитального строительства. Эти объекты не предназначены для проживания людей или осуществления производства, за исключением объектов, признанных особо опасными, уникальными или технически сложными;
— при строительстве одно-двух этажных зданий, имеющих общую площадь до 1500 кв.м., являющихся объектами капитального строительства и предназначенных для производства. Обязательным является выполнение условия, что эти объекты относятся к категории зданий, в отношении которых не нужна организация санитарно-защитных зон, либо такие зоны могут устанавливаться на территории земельного участка, принадлежащего данному объекту. Исключение составляют особо опасные объекты.
Допуск СРО также не требуется для следующих видов деятельности:
1. Деревянные конструкции на готовые фундаменты без проведения работ по защите конструкций для малоэтажного строительства (кроме, имеющих покрытия в виде куполов, арок, ригелей и т.п.).
2. Работы на внутренних сетях для зданий и сооружений (кроме газовых сетей).
3. Кровельные работы для зданий и сооружений.
4. Каменные работы для зданий и сооружений.
5. Фасадные работы для зданий и сооружений.
6. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования лакокрасочными материалами, теплоизоляцией (кроме магистральных и промысловых трубопроводов).
7. Отделочные работы во всех зданиях и сооружениях независимо от классификации объектов (кроме гидроизоляции, антисептирования, теплоизоляции, огнезащите строительных конструкций).
8. Благоустройство, озеленение (кроме крупногабаритных конструкций из металла или бетона).
9. Геодезические работы на строительной площадке для зданий и сооружений.
10.Работы по подготовке строительной площадки для зданий и сооружений.
11. Работы по организации строительства, реконструкции или капитального ремонта на объектах легкой и пищевой промышленности, на объектах сельского и лесного хозяйства.
12. Некоторые виды монтажа и пуско-наладочных работ, режимно-наладочных работ для зданий и сооружений.
Саморегулируемые организации в строительстве создаются по региональному, межрегинальному и отраслевому принципам. Региональные саморегулируемые организации объединяются в межрегиональные и национальные некоммерческие партнерства. В 2009 г. было создано Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), объединяющее региональные СРО в области строительства, с целью представления и защиты интересов саморегулируемых организаций в органах государственной власти и местного самоуправления и участия в разработке государственной политики в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов.
В соответствии с законодательством Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти (регуляторы СРО) обязаны осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации саморегулируемыми организациями и их объединениями. Регуляторы СРО обязаны вести государственный реестр саморегулируемых организаций и осуществлять их проверку.
В сфере саморегулирования строительной деятельности регуляторами СРО являются:
1. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор);
2. Министерство регионального развития Российской Федерации;
3. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ)
4. Координационные советы по развитию саморегулирования в строительной сфере, которые создаются при исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, а так же федеральных исполнительных органах государственной власти.
В 2010 г. были созданы Координационный совет по взаимодействию с национальными объединениями саморегулируемых организаций в сфере строительства при Министерстве регионального развития Российской Федерации и Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе.
В Санкт-Петербурге с 2009 г. функционирует Общественный совет по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при Правительстве Санкт-Петербурга.
5. Третейские суды СРО — это судебные органы, создаваемые при саморегулируемых организациях и призванные решать экономические споры, возникающие в процессе гражданских правоотношений между участниками СРО, заказчиками их услуг другими лицами.
В настоящее время в России насчитывается более 240 саморегулируемых организаций в области строительства, в состав которых входят порядка 100 тысяч строительных организаций [4].
Основными принципами создания СРО в строительстве являются следующие:
— солидарная ответственность членов СРО перед потребителями услуг;
— независимое и стабильное финансовое обеспечение процессов саморегулирования;
— независимость СРО от государственных структур, наличие собственных органов и механизмов контроля;
— корпоративное страхование и компенсационные фонды;
— повышение компетентности при аккредитации и сертификации организаций, аттестации и сертификации персонала;
— прозрачность процессов саморегулирования, ориентация на потребителя, социальная ориентация;
— обеспечение условий для свободной конкуренции на рынке;
— наличие систем регулирования предпринимательских и профессиональных рисков;
— соблюдение интересов не только членов СРО, но и интересов потребителей, создание защитных механизмов от возможных картельных соглашений.
— гармонизация стандартов и правил осуществления предпринимательской деятельности, в том числе и в области технического регулирования, с международными стандартами;
— наличие механизмов защиты членов СРО, в том числе в международных судах;
— обеспечение информационной открытости СРО, доведение до потребителей сведений о принятых стандартах и правилах, действующих механизмах ответственности ее членов.
Преимущества СРО в строительстве состоят в следующем:
— делегирование определенных функций государственных органов СРО приводит к экономии бюджетных средств и снижению коррупции среди чиновников;
— стандарты и правила саморегулирования позволяют строительным организациям быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям;
— механизмы досудебного разрешения споров в СРО между потребителями и производителями строительной продукции экономически выгодны для сторон и имеют большую оперативность, чем при судебном разбирательстве;
— наличие органов контроля деятельности членов СРО создает действенные механизмы профессионального воздействия и применения к ее членам административных и экономических санкций;
— члены СРО имеют больше возможностей воздействовать на нормотворчество и на политику организаций саморегулирования, в том числе путем представительства в руководящих органах организаций саморегулирования;
— создание организаций саморегулирования повышает открытость бизнеса и его социальную ориентацию.
К недостаткам СРО в строительстве можно отнести следующие:
— создание входных барьеров в отрасль (высокие членские взносы, заданный уровень страхования профессиональной или гражданской ответственности, высокий уровень взносов в компенсационные фонды и др.) может привести к повышению цен на строительную продукцию членов СРО;
— недоверие со стороны общества к способности профессиональных объединений самостоятельно обеспечить регулирование строительной отрасли и контроль за соблюдением установленных стандартов и правил;
— увеличение объема отчетности для участников СРО;
— нежелание строительных организаций направлять на работу в СРО своих наибо-лее компетентных и активных сотрудников;
— противоречие между задачей защитить интересы членов СРО и необходимостью действовать в интересах населения Российской Федерации.
Проведенные исследования показали, что в процессе становления института саморегулирования в строительной отрасли у саморегулируемых организаций возникли следующие проблемы.
1. Среднемесячные темпы прироста количества членов СРО в строительстве составляют более 50 юридических лиц и предпринимателей. На рынке функционируют недобросовестные СРО, которые торгуют допусками к строительным работам, предоставляя клиентам возможность вступления в СРО без уплаты взноса в компенсационный фонд в полном размере, не предъявляя требования к квалификации персонала, не проверяя достоверность сведений в документах, поданных для получения допуска.
Для решения этой проблемы Национальное объединение строителей должно проводить мониторинг СРО, вести реестр недобросовестных членов. Кроме того, законодательно необходимо ввести уголовную ответственность руководителей организаций, нарушающих законодательство.
2. Для получения строительными организациями свидетельства о допуске к строительным работам каждая СРО устанавливает свои требования относительно:
— численности персонала — от 3 до 114 специалистов;
— уровня образования руководства и специалистов строительной организации. Требуется не менее трех работников, имеющих высшее профессиональное образование или не менее пяти работников — среднее профессиональное образование;
— стажа работы по специальности — не менее трех лет для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее пяти лет для работников со средним профессиональным образованием;
— повышения квалификации персонала (один раз в пять лет);
— наличия необходимого имущества организации для выполнения строительно-монтажных работ.
Следует отметить, что в настоящий момент отсутствуют единые правила и требования для членов СРО в строительстве.
В этих условиях на рынке появились недобросовестные юридические организации, оказывающие посреднические услуги по содействию в получении свидетельств о допуске к строительным работам организациям, не соответствующим требованиям, например, по численности, уровню квалификации сотрудников, наличию необходимой строительной техники.
Проведенные исследования показали, что подобные услуги предоставляют все 40 московских юридических компаний и девять из 10 юридических компаний Санкт-Петербурга. При этом 33 из 40 московских юридических компаний (82,5% респондентов) и восемь из девяти юридических компаний Санкт-Петербурга (89% респондентов) готовы оказать содействие и гарантировать получение свидетельства об обучении или повышении квалификации без прохождения обучения [5].
Следует отметить, что тенденции вступления в СРО недобросовестных строительных организаций усиливаются с появлением большого количества СРО в строительстве и возникновением конкуренции между ними.
В этих условиях необходимо, чтобы Национальное объединение строителей разработало единые правила и требования для членов СРО.
3. Одной из существенных проблем при создании СРО в строительстве является установление минимального числа членов не менее 100 человек. В связи с этим каждая СРО пытается привлечь большее количество членов с целью увеличения компенсационного фонда и сохранения своего статуса, снижая требования к строительным компаниям при их вступлении в СРО. В свою очередь это противоречит основной цели создания СРО, состоящей в повышении качества, надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Для решения этой проблемы необходимо усиление контроля за строительными компаниями, вступающими в СРО, и ее действующими членами со стороны Национального объединения строителей.
4. Еще одной проблемой СРО в строительстве является вытеснение малых и средних предприятий со строительного рынка и монополизация строительной отрасли. Финансовые барьеры не позволили значительному количеству малых строительных предприятий вступить в СРО. При этом размеры вступительных и членских взносов не зависят от размера организации. Для крупной организации, в отличие от предприятий малого бизнеса, это небольшие затраты. Они, как правило, являются членами нескольких СРО, что повышает их статус и ведет к монополизации строительной отрасли.
Для решения этой проблемы необходима поддержка предприятий малого бизнеса на основе снижения размеров вступительных и членских взносов в 3-4 раза по сравнению с крупными организациями и оказание содействия со стороны Национального объединения строителей малым предприятиям в строительной отрасли.
5. Изменение институциональных условий функционирования СРО, в частности, требуется внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (ред. от 27.12.2009). При проведении электронных аукционов фирмы-однодневки, участвующие в конкурсах, снижают цену контракта на 30–40%, срывают их выполнение, заставляя тем самым заказчиков объявлять и проводить новые конкурсы. Это влияет на сроки проведения аукционов и ставит под угрозу качество и безопасность строительных работ.
В ноябре 2011 г. депутаты Государственной думы приняли в первом чтении поправки в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ, отменяющие обязательный порядок проведения открытых аукционов в электронной форме при размещении государственного заказа на строительство объектов. Заказчики при размещении заказов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов теперь могут проводить как конкурс, так и открытый аукцион.
Несмотря на это, проблема демпинга цен остается актуальной. Для ее решения необходимо разработать правила предварительной квалификации участников, критерии оценки их финансовой и профессиональной состоятельности и ввести в состав конкурсных комиссий представителей СРО.
6. Важной проблемой является устаревшая система ГОСТов и СНиПов в строительстве, не соответствующая международным стандартам качества. Это проблема обострится при вступлении России в ВТО. Для ее решения необходимо приведение национальных стандартов и сводов правил к международным требованиям.
Таким образом, решение проблем, возникающих в процессе формирования национальных объединений и саморегулируемых организаций в строительстве, позволит создать оптимальные условия для более эффективного взаимодействия органов государственной власти и предприятий строительной отрасли в условиях саморегулирования, что будет способствовать повышению качества и безопасности объектов капитального строительства, профессионализма и ответственности исполнителей. Это позволит российским строительным организациям успешно конкурировать с зарубежными фирмами в условиях вступления России в ВТО.


Литература
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. - М.: Проспект: КноРус, 2011. - 152с.
2. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»
3. Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства«
4. http:// www.nostroy.ru
5. http://www.all-sro.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия