Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Ходачек А. М.
директор Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики,
доктор экономических наук, профессор


Стратегическое развитие Северо-Западного федерального округа
В статье показаны перспективные потенциальные возможности социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа, на основании которых сформулированы цели и стратегические задачи этого развития
Ключевые слова: Северо-Западный федеральный округ, потенциал стратегического развития, социально-экономическое развитие, стратегические задачи
ББК У9(2)-55(2Р31)я431   Стр: 241 - 243

Анализ и оценка условий и факторов, составляющих потенциал стратегического развития Северо-Западного федерального округа, и входящих в него субъектов Российской Федерации показывает, что до 2020 года большинство из них сохранит характер и степень своего влияния. Но ряд из них будет оказывать сдерживающее воздействие, представлять собой ограничения развития. К настоящему времени обозначились тенденции, определяющие перспективы развития Северо-Западного федерального округа и входящих в него субъектов Российской Федерации.
Экономико-географическое и геополитическое положение. Оно будет оказывать определяющее влияние на темпы развития и структуру экономики Северо-Запада и большинства субъектов Российской Федерации на его территории. Геополитической проблемой будет освоение континентального шельфа и экономическое использование Арктики, в том числе Арктической зоны Российской Федерации.
Производственный потенциал. Производственный потенциал представляет собой условия, ограничивающие перспективы развития экономики, ее модернизации и инновационной перестройки. Основная часть фондов изношена и морально устарела. Необходимы мероприятия по развитию и обновлению производственного потенциала на новой научно-технической основе.
Инфраструктурный потенциал. По уровню насыщенности территории объектами производственной инфраструктуры Северо-Запад превосходит среднероссийские показатели. Однако в целом ее состояние характеризуется как недостаточно благоприятное. Во многих субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях это один из главных факторов, сдерживающих развитие. В относительно лучшем положении находятся объекты инфраструктуры федерального значения, магистральные коммуникации. Повышенное внимание в перспективе следует уделить улучшению таких элементов производственной инфраструктуры как автодороги (особенно внутриобластные), мосты, системы теплоснабжения, энергосети и подстанции.
Научно-технический потенциал. Научно-техниче­ский потенциал, несмотря на его существенное сокращение в последние два десятилетия, остается важным стратегическим фактором социально-экономического развития, который в перспективе должен стать определяющим.
Цели и стратегические задачи социально-экономического развития
Стратегические цели определялись на основе анализа проблем развития Северо-Западного федерального округа, прогнозных оценок с учетом перспектив развития субъектов Российской Федерации, входящих в федеральный округ, хозяйствующих субъектов, населения. Внешним стратегическим основанием при формировании целевых установок явилась Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегические цели развития Северо-Западного федерального округа должны стать ориентирами для стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и могут быть реализованы лишь на основе их экономического взаимодействия.
Главная стратегическая цель развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года — устойчивое повышение благосостояния населения и сокращение различий в условиях жизни в субъектах Российской Федерации, расположенных на территории округа, на основе выбора наиболее эффективных приоритетов развития, модернизации экономической базы и активизации инвестиций, интеграции экономического пространства и межрегионального сотрудничества.
В качестве основных стратегических целей социального характера [2] определены следующие:
● преодоление демографического спада в результате проведения активной социально-экономической и демографической политики, за счет снижения смертности и увеличения рождаемости. Прекращение естественной убыли и восстановление роста численности населения. Целевой ориентир к 2020 году — 13,5 млн жителей;
● снижение уровня безработицы до 3% к 2020 году. Оптимизация профессиональной и пространственной структуры занятости. Приближение рабочих мест к местам проживания населения. Целевой ориентир — достижение уровня обеспеченности населения рабочими местами в ареале своего проживания до 85% (против 75 — в настоящее время);
● рост реальных доходов населения в период до 2020 года в среднем на 7,0–7,5% в год при снижении степени неравномерности распределения доходов по субъектам РФ, входящим в округ, и по социальным группам. Уменьшение доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума до 5–6%;
● преодоление существенных различий в уровнях социального и экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ. Целевой ориентир — отклонение в сторону понижения от средних по округу показателей среднедушевых денежных доходов и размера валового регионального продукта на душу населения не более чем на 25%;
● повышение доступности и уровня обеспеченности населения жильем. Решение проблемы ветхого и аварийного жилья. Улучшение использования существующего жилищного фонда. Стимулирование строительства недорогого социального жилья. Совершенствование финансовых инструментов в жилищной сфере. Развитие аренды жилья. Целевой ориентир — достижение средней обеспеченности общей площадью жилых помещений до уровня 30–32 кв. м на одного человека;
● социально-экономическая активизация депрессивных сельских территорий на основе сохранения существующих и стимулирования создания новых рабочих мест, внедрения новых форм социально-культурного обслуживания, повышения транспортной доступности населения до центров муниципальных образований, на основе реализации комплексных инвестиционных планов;
● улучшение среды проживания, включая такие ее элементы как общественный транспорт, коммунальный комфорт, качество дорог, экономическая безопасность, благоустройство, удобство предоставления социальных услуг, правопорядок.
В числе стратегических целей экономического развития Северо-Западного федерального округа [3] наиболее важными являются следующие:
● модернизация и инновационное развитие базовых секторов экономики округа и входящих в него субъектов Российской Федерации. Доведение доли продукции инновационного характера в валовом региональном продукте (в целом по Северо-Западному федеральному округу) до 25%, в том числе в промышленности до 30%;
● увеличение на основе модернизации и инновационного развития среднегодовых темпов роста валового регионального продукта к 2020 году до 6–7%, а производительности труда до 7–8%;
● экономическая активизация депрессивных территорий. Создание 600–700 тысяч новых и восстановленных рабочих мест на основе перепрофилирования временно не работающих предприятий и строительства новых объектов, развития малого и среднего бизнеса, предприятий, ориентированных на региональные и локальные рынки, подъема сельского хозяйства, развития социальной сферы, туризма;
● освоение континентального шельфа и подготовка к экономическому использованию ресурсов Арктической зоны Российской Федерации. Создание в северных субъектах Российской Федерации, примыкающих к Арктической зоне, соответствующей инфраструктуры и перерабатывающих предприятий. Доведение уровня добычи нефти до 30 млн тонн, природного газа — до 80 млрд куб. м. Создание системы баз обеспечения в Мурманске, Архангельске и Варандее, создание аварийно-спасательных баз МЧС России в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре. Подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием для работы в условиях Арктики на базе Северного (Арктического) Федерального университета;
● ускоренное развитие на инновационной основе машиностроительного комплекса региона, в том числе путем создания системы производственных кластеров. Развитие межтерриториальной кооперации машиностроительных производств. Целевой ориентир — доведение доли машиностроительной продукции в объеме промышленного производства до 30%;
● развитие сельскохозяйственного производства как отрасли, имеющей важное экономическое и социальное значение на основе внедрения инновационных технологий, интеграции с промышленными предприятиями, кооперации в малом секторе сельского хозяйства и фермерстве. Восстановление роста поголовья скота, прекращение выбытия сельхозугодий, в том числе посевных площадей. Целевой ориентир — достижение к 2020 году среднегодовых темпов роста производства сельскохозяйственной продукции в размере 4,5–5%;
● модернизация лесопромышленного комплекса за счет углубления переработки леса, расширения лесозаготовок в периферийных территориях, строительства лесовозных дорог, улучшения организационной структуры лесопользования. Оптимизация экспорта лесопродукции;
● стимулирование создания в экономике субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Западный федеральный округ, и на уровне отдельных предприятий, секторов хозяйства, играющих роль «базы выживания» при реализации неблагоприятных прогнозов развития ситуации и возникновения кризисов. Это позволит не допустить резкого обострения ситуации в сфере занятости, бюджетных отношений;
● сокращение энергоемкости экономики федерального округа не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года;
● стимулирование процессов модернизации производства, ориентированных на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также сокращение и вторичное использование отходов;
● разработка и внедрение новых эффективных технологий производства электрической и тепловой энергий, сопряженных с экологически безопасной утилизацией отходов этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов на основе создания технологических платформ.
Вышеуказанные цели социально-экономического развития округа в период до 2020 года соответствуют стратегическим приоритетам региональной политики Российской Федерации.
Северо-Западный федеральный округ следует рассматривать:
● как базу модернизации экономики, формирования новых моделей и технологий социально-экономического развития;
● как территорию, обеспечивающую дальнейшее развитие внешнеэкономических связей России и привлечение зарубежных инвестиций;
● как форпост освоения ресурсов континентального шельфа и Арктической зоны Российской Федерации;
● как объект комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий;
● как территорию, имеющую особое значение для поддержания национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны.

Результаты SWOT-анализа возможностей социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа в период до 2020 года [1]
 ПреимуществаНедостатки
1. Геополитическое положение и природная среда1) Общие границы с различными странами Европы и развитыми районами России
2) Санкт-Петербург — крупнейший город России и Европы
3) Открытый доступ к водам мирового океана
4) Значительный природно-ресурсный потенциал
5) Основная часть территории СЗФО благоприятна для ведения хозяйственной деятельности
1) Эксклавное положение Калининградской области СЗФО
2) Наличие территорий с суровыми климатическими условиями и территорий непригодных для ведения экономической деятельности (Новая Земля)
2. Население1) Замедление темпов сокращения численности населения СЗФО
2) Высокий уровень урбанизации территории
3) Высокий уровень образования населения
4) Достаточно низкий уровень безработицы
5) Временное увеличение доли населения в трудоспособном возрасте
1) Высокая смертность и снижение продолжительности жизни
2) Низкая рождаемость
3) Миграционный приток не возмещает естественной убыли населения
4) Низкий уровень квалификации прибывающих миграционных масс
5) Отток населения (особенно молодежи) из сельских поселений в городские
3. Экономика1) Мощная природно-ресурсная и производственная база
2) Высокий образовательный и научно-технический потенциал
3) Развитая транспортная инфраструктура
4) Многоотраслевая структура экономики СЗФО и диверсифицированное производство
5) Высокий платежеспособный спрос
1) Замедленный рост сектора услуг
2) Высокий удельный вес ТЭК, сырьевого сектора и предприятий ВПК
3) Дефицит инвестиций в экономику регионов СЗФО
4. Транспорт1) Мощный транспортный узел
2) Наличие крупных морских и речных портов, аэропортов, железнодорожных вокзалов, автомобильных трасс
3) Развивающийся трубопроводный транспорт
1) Низкое качество дорожной сети, значительный её износ
2) Неравномерность транспортных путей, нерациональная конфигурация автодорог
3) Несовершенство международных транспортных коридоров
5. Жилищное строительство и инфраструктура1) Высокая степень урбанизации
2) Наличие значительных контингентов населения, желающих улучшения жилищных условий
1) Значительный износ жилого фонда и коммуникаций
2) Отсутствие развитой современной инфраструктуры во многих субъектах СЗФО
6. Налоги и бюджетная сфера1) Наличие крупных субъектов РФ — доноров
2) Наличие крупных хозяйственных структур (бюджетоопределяющих компаний)
Наличие дотационных регионов и территорий, не имеющих достаточных стартовых условий и потенциала развития
7. Доходы населенияПоявление высокотехнологичных производств с высоким уровнем оплаты работников1) Опережающий рост инфляции
2) Основная часть расходов населения — на текущее потребление (питание)
8. Экология1) Значительное количество экологически чистых территорий
2) Совершенствование системы особо охраняемых природных территорий
1) Замедленное воспроизводство природной среды и возобновляемых природных ресурсов
2) Усиление антропогенной нагрузки на экосистемы округа


Литература
1. Северо-Западному федеральному округу - 5 лет. Анализ. Тенденции. Перспективы. - СПб.: Знание, 2005.
2. Стратегия социально-экономического развития СЗФО на период до 2020 года. http://government.ru/gov/results/17299/
3. Регионы России. Справочник. - М., 2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия