Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Григорьев В. Ю.
соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Синергетический эффект интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса как фактор их конкурентоспособности
В статье рассматривается такое направление повышения конкурентоспособности предприятий как интеграция интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса за счет возникающего при этом синергетического эффекта
Ключевые слова: региональный бизнес, корпорация, синергетика, синергетический эффект
УДК 65(075.8); ББК 39.28   Стр: 270 - 273

Экономика регионов в XXI в. характеризуется структурными преобразованиями, связанными с усилением конкуренции субъектов регионального бизнеса, приоритетным развитием информационных технологий, рыночных и финансовых услуг, основанных на инновациях.
Влияние инновационного развития на конкурентоспособность регионов, проявляющееся в быстром распространении новых технологий, компьютеризации экономической деятельности, меняет характер ведения регионального бизнеса. Усиливаются интеграционные процессы на основе интенсивного обмена коммерческой, производственной, научно-технической информацией. Резко возрастает роль знаний и инноваций в экономическом развитии и обеспечении устойчивой конкурентоспособности [2].
Под воздействием инноваций основные преимущества регионального бизнеса обусловливаются не факторами производства, а конкурентной позицией отраслевых корпораций-новаторов в технологическом плане. В соответствии с концепцией технологического разрыва М. Познера корпорация-новатор, в которой впервые появились технические новшества и новые продукты, становится на определенное время монополистом по производству данных продуктов. В результате между отраслевыми корпорациями, обладающими техническими новшествами и не имеющими их, образуется технологический разрыв. После покупки лицензий или освоения производства аналогичных товаров у других корпораций технологический разрыв будет постепенно преодолеваться, сокращая соответствующие преимущества на рынке. Поскольку технические нововведения постоянно возникают в различных отраслях, технологические разрывы существуют постоянно и стимулируют развитие связей между корпорациями на рынках различных товаров и услуг.
Новые тенденции усиления конкурентоспособности отраслевых корпораций обусловлены последовательностью стадий развития цикла жизни продуктов: внедрения, роста, зрелости и старения. На первом этапе реализация новых продуктов осуществляется в основном на региональном рынке. На следующем этапе расширяется экспорт в другие регионы и страны, создаются предпосылки для организации производства данных товаров в других индустриально-развитых странах и регионах. Впоследствии производство перемещается в развивающиеся страны и регионы с последующим вывозом в страны нововведений. На последнем этапе продукты перестают быть новыми, происходит сокращение спроса на региональных рынках сначала развитых стран, а затем и в отсталых и депрессивных регионах. Производство данных продуктов сокращается, начинается внедрение новых более совершенных товаров. Продолжительность циклов жизни различных продуктов может составлять от нескольких лет до десятилетий, а число этапов может меняться. При этом развитие межрегионального и международного разделения труда предопределяет увеличение продолжительности циклов жизни продуктов.
Таким образом, процессы трансформации экономической деятельности отраслевых корпораций, происходящие в последнее время под влиянием инноваций, приводят к ослаблению их традиционных преимуществ таких, как наличие необходимых природных ресурсов, дешевой рабочей силы, выгодное географическое положение. Появляются новые тенденции, связанные с углублением территориального и международного разделения труда, развитием технологического разделения труда на основе подетальной и пооперационной специализации отраслевых корпораций. Происходит формирование устойчивых технологических связей между предприятиями различных стран и регионов, что во многом обусловлено деятельностью транснациональных корпораций, которые представляют собой крупнейшие многоотраслевые комплексы, располагающие сетью филиалов и дочерних компаний в различных регионах мира. Между звеньями корпораций проходят крупные товарные, финансовые и информационные потоки, образующие относительно самостоятельную сферу внутриотраслевой и внутрифирменной торговли, в которую вовлечены регионы различных стран мира [3].
Если раньше межрегиональная и международная торговля имела в основном межотраслевой характер, то в последние годы стала расширяться сфера внутриотраслевой торговли товарами перерабатывающей промышленности. С ростом номенклатуры выпускаемой продукции, расширением ассортиментной структуры рынка возросла потребность в межрегиональной специализации производства различных видов товаров в рамках отдельных отраслевых товарных групп. В последнее десятилетие значительная часть межрегиональных и международных экономических связей представляет собой внутрифирменную торговлю. Оборот внутрифирменной торговли составляют в основном полуфабрикаты, комплектующие изделия, используемые при сборке готовой продукции (автомобилей, компьютеров, бытовой техники), а также разнообразные виды услуг: инжиниринг, лизинг, обмен информационными ресурсами. Особую роль в обороте внутрифирменной торговли играют транснациональные корпорации, развитие которых в последние десятилетия во многом определяет динамику и структуру межрегиональных и международных связей, как на мировом рынке, так и на региональных рынках различных стран.
На современном этапе экономического развития начинают преобладать межрегиональная и международная конкуренция, глобально ориентированная региональная политика, транснациональная интеграция. В регионах России нет замкнутых локальных рынков, которые не имели бы связей с другими регионами и внешними рынками. Развиваются межрегиональные торгово-посреднические, финансовые, информационные, научно-технические связи, прямые связи по кооперационным поставкам продукции между предприятиями, создаются региональные филиалы крупных российских и международных корпораций, финансово-промышленных групп, оптово-розничных сетей, растет число различных торговых сделок по обмену товарами и услугами между регионами России и других государств.
В развитии рыночной инфраструктуры происходят особенно сильные перемены. Прежде всего меняется характер и назначение кредитных и торговых организаций, на первый план выступают банковские и оптово-розничные сети, которые приобретают большое значение в развитии горизонтальных связей между производителями и потребителями продукции. Формируются новые страховые компании, создающие финансово-экономические предпосылки для работы субъектов регионального бизнеса в условиях высокого предпринимательского риска, региональные логистические центры. Образуются специализированные фирмы, обеспечивающие современные средства коммуникаций как материальную основу для осуществления коммерческих связей, внутри- и межрегионального экономического взаимодействия. Они же осуществляют правовое сопровождение, что связано не только с арбитражным рассмотрением различных вопросов, но и с квалифицированным юридическим оформлением актов купли-продажи согласно установленным российским и международным правовым нормам.
Основными закономерностями формирования рыночной инфраструктуры в регионах России в современных условиях являются:
— одновременность осуществления процессов преобразования созданных ранее элементов рыночной инфраструктуры и формирования новых элементов, принципиально отличающихся от традиционной инфраструктуры;
— трансформация функций субъектов регионального бизнеса рыночной инфраструктуры в направлении их упорядочения и специализации;
— диверсификация видов деятельности отраслевых корпораций;
— образование региональных ассоциаций, союзов предприятий и сетевых организаций рыночной инфраструктуры;
— несбалансированность в развитии отдельных подсистем и элементов рыночной инфраструктуры и неравномерность ее развития по регионам, обусловленные различиями в экономической структуре хозяйства регионов, различиями в стартовом уровне развития инфраструктуры, особенностями осуществления экономических реформ в регионах.
Процесс формирования рыночной инфраструктуры довольно длительный и связан с возможностями ресурсного обеспечения. Причем его осуществление объективно связано с конкретной территорией и во многом зависит от территориальной организации сферы обращения в каждом отдельном регионе или городе.
Современная рыночная инфраструктура регионов характеризуется изменениями состава ее функций, роли в создании необходимых условий для производства и товарного обращения в регионе. Основными функциями рыночной инфраструктуры становятся создание экономической среды для развития бизнеса, необходимых экономических условий для привлечения новых инвестиций, обеспечение материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики, как на внутрирегиональном, так и на межрегиональном уровнях.
Вследствие структурных сдвигов в организации регионального бизнеса, усиления специализации в производстве товаров и услуг возникают новые бизнес-структуры, осваивается производство новых продуктов, осуществляется реконструкция и техническое перевооружение предприятий на основе современных технологий. Эти процессы во многом связаны с усилением интеграции интересов корпораций и регионального бизнеса. Многие субъекты регионального бизнеса, производящие товары и услуги, активно сотрудничают с отраслевыми корпорациями в различных формах: приобретение патентов, лицензий на производство товаров, товарных марок, организация сборки готовой продукции. В результате расширяется ассортимент производимых товаров, повышается уровень качества, ускоряются темпы обновления продукции. Расширение ассортимента производства товаров, а также рост масштабов импорта приводит к усилению конкуренции на региональных рынках и обострению проблемы реализации товаров.
В структуре рынков увеличивается доля крупных отраслевых корпораций, имеющих широкую сеть региональных филиалов (промышленных, торговых, финансово-кредитных структур). В современных условиях вертикальная концентрация, когда крупные корпорации объединяют не только различные стадии производства сырья, полуфабрикатов и готовых изделий одной отрасли, но и предприятия отраслей-потребителей, все чаще дополняется горизонтальной концентрацией, т.е. диверсификацией, когда приобретаются или ставятся под контроль субъекты регионального бизнеса, не имеющие прямого отношения к основному производственному профилю отраслевой корпорации. В результате развития такого процесса такие корпорации становятся мощными диверсифицированными концернами с обширной и разнообразной номенклатурой выпускаемой продукции, что позволяет им успешнее маневрировать в условиях меняющейся рыночной ситуации. Переключая собственные производственные мощности, а также поглощая малые и средние субъекты регионального бизнеса, корпорации расширяют производство продукции, которая в данный момент пользуется наибольшим спросом и может принести максимальную прибыль. Этот процесс не сводится только к увеличению номенклатуры изделий, выпускаемых отдельными предприятиями. За счет специализации производства номенклатура отдельного предприятия сокращается, а ее увеличение в рамках отраслевой корпорации происходит путем поглощения других субъектов регионального бизнеса, строительства новых предприятий, подчинения и специализации мелких производителей.
Опыт развитых индустриальных стран показывает, что одной из особенностей структуры экономики многих регионов является то, что наряду с усилением роли и значения ведущих корпораций и расширением их производственных программ действует много субъектов малого и среднего регионального бизнеса, и их число увеличивается. Основной причиной этого является специализация малых предприятий, которые используют высокопроизводительное оборудование и по своим экономическим показателям находятся впереди крупных, но менее специализированных предприятий. Под влиянием специализации происходит увеличение численности субъектов малого и среднего регионального бизнеса, что не подрывает позиции отраслевых корпораций, а, наоборот, усиливает их. На основе системы кооперированных поставок и узкой специализации субъекты малого и среднего регионального бизнеса втягиваются отраслевыми корпорациями в сферу своего влияния. Изготавливая отдельные изделия или узлы, эти фирмы становятся субпоставщиками ведущих компаний, что выгодно корпорациям, так как узкая специализация повышает качество изделий и снижает издержки производства. Такая производственная структура позволяет создавать продукцию, которая и по технико-экономическим параметрам, и по коммерческим условиям поставки во многих случаях наиболее конкурентоспособна по сравнению с аналогичными товарами других стран.
Исходя из вышеизложенного, развитие сферы интеграции интересов регионального бизнеса и отраслевых корпораций является эффективным инструментом повышения их конкурентоспособности за счет получения синергетического эффекта.
Под синергетикой понимается общая теория неравновесного динамического состояния системы, обладающая некими характерными свойствами (наличие критических точек — бифуркаций, особых состояний-переходов — аттракторов, хаоса и др.). Синергизм системы, исходя из подобных представлений о системе, проявляется в усилении свойств системы при их комбинации, что выражается общей формулой РА+В > РА+РВ, т.е., такой результат может наблюдаться при интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса [6].
По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих. При этом под свойствами элементов и целого понимаются уровень организации, интегративные качества, устойчивые связи элементов, которые обеспечивают значительный рост различных параметрических характеристик, их взаимозависимость и изменение во времени. Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического.
Синергетический эффект заключается в возрастании эффекта объединения, при котором суммарная эффективность системы становится больше, чем просто сумма эффектов и ее частей.
Эс = Эч1 + Эч2
Разность: Эсэ = Эс – (Эч1+Эч2), называется синергетическим эффектом (Рсэ).
Однако следует иметь ввиду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше [1].
Задача организатора при интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы количественное и качественное увеличение потенциала, как части системы (отраслевая корпорация и региональный бизнес), так и системы в целом [5].
Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры, как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительно-созидательную, организующую и отрицательно-разрушительную, дезорганизующую. Учитывая, то обстоятельство, что современная теория организации в основе своей созидательная, направленная на создание положительного эффекта, в статье рассматривается более подробно именно эта составляющая процесса организации и развития объекта.
Синергетический анализ моделей взаимодействия людей в производственных системах позволяет выделить два вида взаимодействия: конкуренция и сотрудничество.
Модели сотрудничества особенно подробно рассматриваются в публикациях П.А. Кропоткина, который подчеркивал, что именно сотрудничество является главным в борьбе за существование, что и происходит при интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса. По мнению П.А. Кропоткина сотрудничество является наиболее значимым фактором развития не только биологических, но и социальных систем [4].
Закон синергетики в организациях и на предприятии проявляется через сотрудничество. Вот почему интеграция интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса эффективнее, чем конкуренция между ними, т.к. при интеграции их интересов в условиях конкурентной среды у предприятий малого или среднего бизнеса появляется больше возможностей (финансовых, технологических и др.) для углубления своей специализации, что приводит к возможности разработки новой технологии, ее внедрения (при помощи отраслевых корпораций) на рынки, а следовательно и обеспечению конкурентного преимущества вследствие технологического отрыва.
Положительный или отрицательный результат процесса интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса всецело зависит от способа их сочетания, его элементов и частей в единое целое. В случае положительного результата интеграция интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса обеспечивает превышение потенциала целого по отношению к простой сумме частных потенциалов отдельных элементов. Следует иметь в виду, что уровень интеграции будет тем выше, чем больше абсолютная величина потенциала целого над простой суммой частных потенциалов отдельных ее элементов (частей).
В этой ситуации, для отраслевой корпорации, занимающейся реализацией цикла управления эффективностью, одним из главных аспектов интеграции интересов является процесс отбора субъектов регионального бизнеса в рамках единой технологической цепочки.
Отбор субъектов регионального бизнеса — это процесс изучения исходных данных о функционировании каждого конкретного предприятия регионального бизнеса в целях достижения максимальной синергетического эффекта в рамках конкретной технологической цепочки и, как следствие, корпорации в целом.
Для анализа используется информация о возможностях, осуществляется расчет по интеграции интересов корпорации и субъекта регионального бизнеса в технологическую цепочку.
По результатам анализа проводится конкурсный отбор контрагента из числа потенциальных кандидатов. Цель отбора — включить в технологическую цепочку те предприятия регионального бизнеса, которые в совокупности дадут наибольший синергетический эффект. Таким образом, если все корпоративные технологические цепочки будут иметь максимальный синергетический эффект, то и эффективность функционирования корпорации будет максимальной. Для отбора контрагентов используется набор показателей, имеющих одну общую черту — все используемые на данном этапе показатели базируются на изучении выручки от реализации.
Одним из основных показателей является корпоративное участие (КУ):
КУ = ВР / (З * ДТЦ),
где ВР — выручка от реализации продукции, которая может быть использована в рамках технологической цепочки;
З — затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках технологической цепочки (себестоимость) (руб.);
ДТЦ — длительность технологического цикла производства продукции, которая может быть использована в рамках технологической цепочки (дни).
Таким образом, экономический смысл КУ — эффективность участия субъекта регионального бизнеса в производстве продукции, которая может быть использована в рамках корпорации.
Для оценки эффективности использования предприятием своего оборудования используется показатель фондоотдачи (Ф), который показывает количество выручки, полученное на единицу стоимости основных средств.
Ф = ВР / ОССР,
где ВР — выручка предприятия от реализации продукции за исследуемый период;
ОССР — средняя стоимость основных средств за исследуемый период:
ОС­СР = (ОСНП + ОСКП) / 2­,
ОСНП — стоимость основных средств на начало периода;
ОСКП — стоимость основных средств на конец периода.
Наряду со значениями корпоративного участия и фондоотдачи руководство корпорации должно иметь представление о качестве управления предприятием — потенциальным участником технологической цепочки. Сделать это можно, оценив качество управления:
КУПР = ВР / ЗУРП ,
где КУПР — коэффициент качества управления;
ЗУПР — совокупные затраты на управление.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется их оборачиваемостью. Оборачиваемость оборотных средств исчисляется продолжительностью одного оборота в днях (оборачиваемость оборотных средств в днях) или количеством оборотов за отчетный период.
Анализ оборачиваемости включает:
— анализ оборачиваемости текущих активов;
— анализ оборачиваемости текущих пассивов;
— анализ «чистого цикла».
Для анализа оборачиваемости рассчитываются следующие показатели:
Оборачиваемость активов (Оа) — показывает, сколько раз за период «обернулся» рассматриваемый вид актива (А):
Оа = ВР / АСР ,
где
АСР = (АНП + АКП) / 2 ,
АНП — значение актива на начало периода,
АКП — значение актива на конец периода.
База для расчета оборачиваемости (числитель приведенной выше формулы) для каждого элемента текущих активов может быть разная: для дебиторской задолженности — выручка от реализации, для товаров — покупная стоимость реализованных товаров, для незавершенного производства и запасов — себестоимость реализованной продукции.
Период оборота активов (ПОа) показывает какова продолжительность одного оборота актива в днях (срок “бездействия”):
ПОа = АСР / ВРза день .
Сумма периодов оборота отдельных составляющих текущих активов, за исключением денежных средств составляет «затратный цикл» предприятия.
Период оборота предъявленных счетов (кредит поставщиков) и период оборота авансов и предоплат (кредит покупателей) рассчитываются по формулам аналогичным периодам оборота активов. Период оборота прочих текущих пассивов определяется экспертным методом, исходя из частоты выплаты заработной платы и налогов. Сумма периодов оборота текущих пассивов составляет «кредитный цикл» предприятия.
Разность между «затратным циклом» и «кредитным циклом» составляет «чистый цикл». «Чистый цикл» — важный показатель, характеризующий финансовую организацию основного производственного процесса. Рост этого показателя свидетельствует о росте потребности в финансировании со стороны внешних по отношению к производственному процессу источников (собственный капитал, кредиты). Отрицательное значение «чистого цикла» может означать, что кредиты поставщиков и покупателей с избытком покрывают потребность в финансировании производственного процесса и предприятие может использовать образующийся излишек на иные цели, например, на финансирование постоянного капитала.
Таким образом, после проведения анализа отчетности предприятий — потенциальных участников технологической цепочки можно из всей совокупности выбрать те предприятия, участие которых в технологической цепочке сопровождается наибольшим синергетическим эффектом.


Литература
1. Белоцерковский О.М., Быстрай Г.П., Цибульский В.Р. Экономическая синергетика: Вопросы устойчивости. - Новосибирск: Наука, 2006.
2. Григорьев В.Ю. Проблемы организации управления процессами интеграции интересов отраслевых корпораций и регионального бизнеса // Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика: Cб. ст. III Междунар. науч.-практ. конференции, 30 мая 2011 г., г. Курск. - Орел: АПЛИТ, 2011.
3. Григорьев Ю.П. Экономическое развитие России в процессе глобализации // Перспективы инновационного развития региональной и отраслевой экономики: межвуз. сб. науч. тр. - СПб.: Изд-во Политехн. у-та, 2007.
4. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Наука, 1991.
5. Маршалова А.С., Ковалева Г.Д., Унтура Г.А. и др. Конкурентоспособность и стратегические направления развития региона / Под ред. А.С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2008.
6. Сухарев О.С. Теория эффективности экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия