Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ

К ОЦЕНКЕ ПРОБЛЕМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ (мнение хозяйственного руководителя)

Уровень экономического развития напрямую зависит от проводимой в стране экономической политики, от законов, определяющих развитие экономики. Политические лидеры развитых стран - такие, как Т. Рузвельт, М. Тэтчер, Р. Рейган, А. Пиночет именно потому вошли в историю, что решали и смогли решить крупные экономические проблемы.
В современной России к этим проблемам относятся спад производства, продолжительный кризис, большой масштаб теневой экономики, низкий жизненный уровень населения, низкий профессиональный уровень чиновников и целый ряд других, связанных с переходом к рыночным отношениям.
Спад производства в РФ достиг наибольшей глубины в середине 90-х годов. В химическом, нефтехимическом комплексе объем производства снизился до одной четверти его максимального уровня. В машиностроении, легкой промышленности снижение было еще более значительным. Оборонная промышленность вообще почти остановилась
Власти в Центре и регионах практически бездействовали. В органах исполнительной власти оказалось много некомпетентных людей, не имеющих практического опыта управления экономикой, назначаемых не по деловым качествам, а по их принадлежности к определенному кругу, "семье".
Основной причиной проблем в экономике были принципиальные ошибки в рыночном ее реформировании.
Первая ошибка состояла в том, что в условиях, когда 50% собственности оставалось в руках государства, рыночные законы почти не могли действовать. Вторая ошибка - одинаковый подход к предприятиям, функционирующим в монопольном и конкурентном секторах экономики. Третья ошибка - безвозмездная передача в частные руки предприятий, построенных на госбюджетные средства. Практику проведения приватизации в Великобритании и во Франции мы не изучали и не использовали. Спешили за 100 дней перейти к рынку. В результате большая часть народного достояния перешла в руки примерно 10 олигархов.
Ошибки, допущенные при приватизации, требуют внесения изменений в закон о приватизации, сосредоточения предприятий, функционирующих на монопольных рынках, у государства и избавления государства от предприятий, функционирующих на конкурентных рынках.
Еще одна проблема, затрудняющая экономический рост, - отсутствие полноценного денежного обращения, необходимой пропорции между объемом производимой продукции и объемом денежной массы. Соотношение объема денежной массы к объему ВВП в Германии составляет 85%, в Японии - около 95, в США - около125%. В современной России в отдельные годы это соотношение составляло 15%, сейчас - около 40%. Как такая денежная масса может обслуживать превышающий ее в 2,5 раза объем ВВП?
Для решения этой проблемы необходима плановая эмиссия, которая должна быть использована под контролем для расширения производства. Так в свое время было сделано в США для выхода из кризиса. Мы пока этого сделать не смогли.
Следующая проблема - незнание чиновниками процессов, происходящих на предприятиях, приводящее и к введению новых налогов. Увеличение налогов представляется им небольшой нагрузкой для предприятий. В результате увеличения налоговой нагрузки цена продукции повышается, продукция становится еще более неконкурентоспособной, объемы производства и поступлений в бюджет сокращаются, в системе управления появляются новые структуры, не создающие добавленной стоимости.
В меньшей степени ощущают эту проблему лишь те, кто так или иначе пользуется льготами государства или использует незаконные приемы, уменьшая налогооблагаемую базу.
Естественно, все эти проблемы так или иначе проявляются и на уровне отдельных фирм. И здесь их иногда удается разрешать быстрее, чем на уровне макроэкономики.
КВАРТу (Камско-Волжскому акционерному обществу резинотехники), например, удалось на существующих производственных площадях размещать новые процессы, превышающие прежние по мощности в 2-3 раза. Затраты, по сравнению с традиционными, сокращаются в 3 раза. Повышаются технико-экономические показатели работы предприятия.
Развивать производство на более высоких параметрах удается и за счет его диверсификации. Кроме традиционных видов продукции на КВАРТе организовано производство листопола, изделий из полиолефинов, масляных и водоэмульсионных красок. Расширяется производство железобетонных изделий, цементных и известковых растворов, товарного бетона. Все это позволяет активно заниматься строительством жилья, создавать и развивать спортивные, оздоровительные, лечебные учреждения, детские центры, собственные объекты розничной торговли, рестораны и гостиницы.
Вместе с тем, криминальные структуры неоднократно предпринимали попытки внедриться в ЗАО "КВАРТ". Госструктуры использовали разные приемы давления на компанию для обеспечения присутствия государства в имуществе компании за счет, якобы, погашения не существующих у нее долгов перед местным бюджетом. Были сделаны попытки внедрения "нужных людей" в состав акционеров и Наблюдательного совета и даже применения процедуры банкротства по отношению к успешно работающему предприятию. Некоторые руководители и акционеры организовали в своих целях практику продажи продукции по заниженным ценам одной из посреднических структур и закупки сырья по завышенным ценам. Компании был нанесен ущерб, исчисляемый миллиардами рублей.
Сохраняя долю госимущества в открытых акционерных обществах, следовало бы предусмотреть перечисление чистой прибыли, соответствующей доле государства, в госбюджет.
Управлять имуществом во всех случаях должны профессионалы, а не госчиновники.
Следует более четко разграничить также права и функциональные обязанности генеральных директоров и советов директоров в учредительных документах акционерных обществ, принятых собранием акционеров. Они не должны произвольно изменяться ни одной из этих управляющих структур.
Государство пока далеко не всегда поддерживает честный труд и точную отчетность. Отсюда и ухищрения различного рода и широкий их масштаб. Отсюда и масштаб теневой экономики до 40% от общего ее объема.
Приходится, соответственно, размышлять на тему, что лучше: плановая или рыночная экономика.
При плановой экономике возможность мобилизации всех ресурсов в нужном направлении - великое преимущество. Правда, важно правильно выбирать цель.
Сегодня у нас в стране хаос, отсутствуют цивилизованные правила взаимоотношений между субъектами экономики, обеспечивающие справедливые изменения в отношениях собственности.
Нужна более совершенная экономическая система, способная действовать более оперативно, допускающая и элементы жесткого планирования, меры, обязательные для всех субъектов экономики. Примерно на таких принципах функционирует сегодня экономика Китая, сохранившая положительные черты планового хозяйства и достаточно хорошо использующая механизмы рыночной системы. Такая система может называться системой планируемой рыночной экономики.
Собственность может принадлежать как государству, так и частным лицам. В малом и среднем бизнесе, а также в предприятиях, функционирующих на конкурентном рынке, государство не участвует. На монопольных предприятиях и предприятиях, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, вся собственность должна принадлежать государству. Органы управления и главные менеджеры должны выбираться собственниками демократическим путем.
Государство должно обладать правом (в интересах общества) вмешиваться в деятельность любого из субъектов экономики, регламентировать качественные параметры продукции, устанавливать величины обязательных взаимных поставок, государственный заказ не только на оборонную продукцию, но и на продукты первой необходимости, для удовлетворения государственных потребностей. Выполнение предприятиями этих требований должно экономически поощряться.
Следует исключить возможность накопления богатства в руках отдельных кланов путем, как это делается в странах с социальной рыночной экономикой, декларирования доходов, прежде всего олигархических структур. Соответствующие органы должны иметь право проверять данные о доходах и взыскивать их принудительно.
Кризис в экономике России имеет тенденцию к сохранению. Небольшие сдвиги имеют место лишь в отдельных отраслях, на отдельных предприятиях. На остальных по-прежнему застой. Увеличение объема ВВП связано прежде всего с ростом цен на нефть на мировом рынке. Объемы производства не растут и при наличии спроса, поскольку недостаточна денежная масса для обеспечения товарообменных операций. Запрет, введенный на бартерный товарообмен, привел к необоснованному расширению института посредников. Отсутствие доступных кредитов для товаропроизводителя - еще один ограничитель роста экономики. Проблемы в социальной сфере могут быть разрешены только при условии передачи используемых на эти цели бюджетных средств населению по месту работы, в виде дополнительного дохода (при стопроцентной оплате содержания квартир их владельцами).
Система выборов должна обеспечивать возможность избрания в представительные органы подлинных представителей разных слоев общества. Выборы по партийным спискам - плохая система. Нельзя согласится и с существующей практикой выборов губернаторов, при которой допускаются и шантаж, и подкуп, происходят долгие судебные разбирательства. Отмена результатов выборов решениями судов вообще не допустима, поскольку перечеркивает мнение избирателей, избирательных комиссий разных уровней. Депутатов, на мой взгляд, следует избирать только по одномандатным избирательным округам, а округа создавать не по месту жительства избирателей, а по месту работы. Необходимо сокращение бюджетных расходов, в частности, идущих на строительство офисных зданий, на приобретение дорогостоящего имущества, автомобилей, на содержание аппарата госструктур, прежде всего за счет сокращения его численности. Сэкономленные при этом средства необходимо использовать для обновления производства, для улучшения работы предприятий.
Необходимо и значительное улучшение пенсионного обслуживания. Суммы отчислений в пенсионный фонд намного превышают выплачиваемые им, часть средств расходуется не по назначению. Пенсии начисляются несоразмерно с отчислениям работников. Поэтому представляется целесообразным, чтобы пенсионные фонды формировались на предприятиях, в организациях, по месту работы. При этом сократятся и затраты на содержание огромного аппарата Пенсионного Фонда в Москве и регионах.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия