Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
Неганова В. П.
руководитель Центра агропродовольственной политики Института экономики Уральского отделения РАН,
доктор экономических наук, профессор

Дудник А. В.
доцент Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук


Мониторинг внешней и внутренней среды как элемент системы государственного регулирования конкурентоспособности АПК
В статье рассматриваются: система и циклы государственного регулирования конкурентоспособности АПК; методологические подходы, методы и приемы, используемые при разработке и научном обосновании государственного регулирования; структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды объекта государственного регулирования в рамках системы мониторинга
Ключевые слова: государственное регулирование, конкурентоспособность, мониторинг, внутренняя среда, внешняя среда, PEST-анализ, фактор состояния объекта
УДК 338.43(339.13.025.4+339.5.012.435); ББК 65.32   Стр: 342 - 346

В условиях глобализации мирохозяйственных связей и интеграции России в мировую экономику для национального АПК особую актуальность приобретает создание действенной системы государственного регулирования его конкурентоспособности. Процесс государственного регулирования конкурентоспособности, как и любой другой процесс управления, можно разделить на ряд взаимосвязанных стадий. При этом специфические особенности субъекта, объекта и процесса управления конкурентоспособностью приводят к тому, что классическая комбинация этапов управления в рамках концепции PDCA (планирование-выполнение-проверка-корректировка) реализуется в данном случае в форме циклического процесса, включающего шесть стадий (рис.1).
Рис. 1. Цикл государственного регулирования конкурентоспособности АПК
На первой стадии определяется желательное для субъекта регулирования состояние управляемой системы, происходит постановка необходимых для достижения цели задач; на второй стадии — формализация описания состояния объекта регулирования с помощью системы экономических показателей. Расчет показателей на третьей стадии позволяет перейти к выявлению взаимозависимостей между состоянием объекта регулирования и значениями управляющих параметров, в качестве которых выступают меры государственной продержки производства и внешнеторгового протекционизма. Знание данных зависимостей позволяет сформировать и применить комплекс управляющих воздействий на стадии 5, а также оценить результаты регулирования, при необходимости применив корректирующие воздействия на заключительной, шестой стадии.
Цикличность обусловлена непрерывностью регулирования и постоянными изменениями во внутренней и внешней среде [1]. Она проявляется в использовании ряда данных заключительной стадии цикла управления на первой стадии последующего цикла в целях внесения корректировок как в управляющие воздействия (интенсивность регулирования, уровень поддержки и защиты внутреннего рынка, структура используемых инструментов), так и в модели зависимостей, используемых для прогнозирования последствий принимаемых субъектом регулирования решений.
В свою очередь, процесс регулирования, как и любой процесс управления состоянием объекта, на любом этапе требует для своего осуществления значительного объема данных о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды. Данная информация может быть получена субъектом регулирования в процессе мониторинга внешней и внутренней среды АПК. Одной из основных целей мониторинга конкурентоспособности российского АПК является получение комплекса данных, облегчающих выбор приоритетов протекционистской политики в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Для этого необходимо провести всесторонний анализ деятельности данного комплекса, его внешней среды в рамках национальной экономики, и той части внешней среды, влияющей на российский АПК, которая находится за пределами национальных границ.
Целью мониторинга является определение наличия ресурсов у агропромышленного комплекса и его отдельных подкомплексов, потребности в дополнительном притоке ресурсов в АПК и сглаживании эффекта от наличия дополнительных ресурсов у иностранных конкурентов. Достижение указанной цели осуществляется через решение ряда взаимосвязанных задач:
1) сравнительный финансово-экономический анализ национального производства и иностранных поставщиков;
2) сравнительный производственно-хозяйственный анализ национального производства и иностранных поставщиков;
3) анализ динамики основных показателей деятельности АПК России и основных экспортеров агропродовольственной продукции в нашу страну;
4) анализ актуальных и потенциальных конкурентных преимуществ национальных и иностранных поставщиков.
На проектной стадии также формируется система факторов и показателей, подлежащих мониторингу. Анализ научной литературы по данному вопросу и результаты наших исследований позволяют утверждать, что полностью отвечающей требованиям эффективного государственного регулирования конкурентоспособности АПК системы факторов и показателей конкурентоспособности в современных экономических условиях нарастающей глобализации мирохозяйственных связей в настоящее время не имеется.
При исследованиях на региональном и национальном уровне неизбежно использование целого комплекса методологических подходов; в качестве основы, тем не менее, должен выступать один подход, в наибольшей степени отвечающий цели исследования. Роль остальных подходов в данном случае следует рассматривать как вспомогательную [2]. В основе проводимого нами исследования лежит системный подход, дополняемый комплексным подходом. Заложенные в основу исследования подходы предопределяют выбор применяемых методов и приемов. По нашему мнению, целесообразно использовать иерархически упорядоченную последовательность понятий: подход, метод, прием (или способ).
В процессе изучения исследуемой проблемы нами были отобраны, систематизированы и использованы два подхода, шесть методов и девятнадцать способов (рисунок 2). В разных подходах рекомендуется использовать отдельные методы; в разных методах — отдельные приемы. Необходимо отметить что, сохраняя достоверность и объективность исследований, в то же время необходимо добиваться меньшей трудоемкости работ и их стоимости, в частности, за счет рационального ограничения количества используемых подходов, методов и особенно приемов исследования.
Рис.2. Методологические подходы, методы и приемы, используемые при разработке и научном обосновании государственного регулирования АПК
Сущность используемых методов в рамках проводимого исследования можно охарактеризовать следующим образом:
Системный анализ предполагает разработку общих принципов и методов исследования сложных объектов, в данном случае — национального и регионального АПК с учетом влияния внешней среды.
Балансовый метод — один из наиболее распространенных в экономических исследованиях. При разработке протекционистской политики проводятся расчеты балансов агропродовольственной продукции и производственных ресурсов. Такие расчеты позволяют выявить дефицитные и относительно избыточные ресурсы, выработать предложения по сбалансированности ресурсов и устойчивости процессов развития.
Метод моделирования предполагает формализацию взаимосвязей признаков и свойств изучаемой системы в рамках некоторой модели. Наше исследование встречается с необходимостью построения моделей продовольственного обеспечения региона и моделей экономической политики аграрного протекционизма.
Монографический метод включает изучение типичных объектов, составляющих общую совокупность. В рамках данного исследования метод применяется при изучении деятельности конкурентов национальных производителей и последующем разделении их на ключевые группы.
Метод маркетинговых исследований основан на систематическом сборе, обработке и анализе данных с использованием специфических способов маркетингового анализа.
Анализ внутренней и внешней среды предприятия — один из наиболее сложных и трудоемких этапов процесса формирования и развития протекционистской политики. Для его проведения в качестве основного приема нами рассматривается PEST-анализ. Его информационную базу составляют собственные исследования субъектов регулирования — государственных организаций и органов, а также данные прогнозов, публикуемых специализированными консалтинговыми фирмами, такими, как агентство «Росбизнесконсалтинг», «АМБ-Консалтинг», «Бизнес-консалтинг» и др. в средствах массовой информации [3].
Особое внимание при осуществлении PEST-анализа в условиях современной российской действительности следует уделить изменениям в аграрной политике государства, усилению или ослаблению поддержки отдельных отраслей и подкомплексов, тенденциям мирового рынка и изменениям в аграрной политике основных стран-поставщиков агропродовольственной продукции на российский рынок, и, разумеется, анализу последствий вступления России в ВТО для национального АПК.
В качестве требований к базовой системе факторов и показателей, определяющих потребность национального АПК в мерах регулирования конкурентоспособности можно выделить следующие:
– ограниченность набора, исключающая излишне подробную, затрудняющую определение выводов информацию;
– относительная простота расчетов;
– доступность данных для расчетов;
– однозначная интерпретация результатов;
– максимальная информативность;
– пригодность рядов показателей и формирующих их данных для статистической обработки;
– минимальная продолжительность лагов поступления и обработки данных, по возможности, опережающий по отношению к изменению конкурентоспособности АПК характер отслеживаемых показателей.
Исходя из этих требований, показатели макровнешней и внутренней среды деятельности национального и регионального АПК (аутосреды) были разделены три основных и два дополнительных блока (рисунок 3).
Рис.3. Структура массива отслеживаемых показателей внутренней и внешней среды объекта госрегулирования в рамках системы мониторинга
Основные блоки представлены показателями: 1) ресурсного потенциала, 2) эффективности производственной деятельности и обеспеченности ресурсами и 3) финансовых результатов и их использования субъектами конкуренции (национального АПК и иностранных поставщиков в разрезе национальной принадлежности). Кроме того, ряд показателей макровнешней среды, не отнесенных к основным блокам, в частности, показателей экспортной активности иностранных производителей, тем не менее, оказывается достаточно информативным для учета в процессе формирования экономической политики в АПК; следовательно, целесообразно их выделение в дополнительный (четвертый) блок показателей. Показатели микровнешней среды (5-й блок, дополнительный), оказывающие влияние на формирование и развитие протекционистской политики, можно отнести к косвенным показателям, дополняющим показатели внутренней среды АПК, и позволяющим в определенной мере прогнозировать динамику их изменения.
В первый блок включены показатели, характеризующие ресурсный потенциал субъектов конкуренции на внутреннем рынке; это показатели обеспеченности национального АПК и его ключевых конкурентов основными производственными ресурсами. Отслеживается землеобеспеченность, трудообеспеченность, фондообеспеченность, интенсивность замены основных фондов.
Во второй блок отнесены наиболее важные показатели, характеризующие эффективность производственной и хозяйственной деятельности субъектов конкуренции на внутреннем рынке: фондоотдача, фондо- и материалоемкость, норма прибыли, производительность труда, уровень рентабельности (в условиях имеющегося уровня защиты и поддержки и без таковой).
Третий блок формируют показатели оценки финансовых результатов и их использования субъектами конкуренции (национального и иностранных АПК и его отраслей): удельный вес прибыльных (убыточных) национальных участников рынка в их общем числе, размер валовой и чистой прибыли субъектов конкуренции на внутреннем рынке, их норма накопления.
Четвертый (вспомогательный) блок формируют показатели, прямо или косвенно характеризующие экспортную активность иностранных поставщиков: объемы импортных поставок на внутренний рынок и их динамика, количество поставщиков, динамика числа заявок на использование квот на импорт агропродовольственной продукции, количество торговых споров (после вступления в ВТО возможно добавление показателя числа обращений в орган по разрешению торговых споров данной организации), количество научных и популярных (в средствах массовой информации) публикаций с ярко выраженной либеральной риторикой, нацеленных на открытие российского рынка агропродовольственной продукции.
Пятый (вспомогательный) блок формируют показатели производства и динамики цен на топливо, горючее, электроэнергию и иные элементы оборотных средств сельского хозяйства, поставляемых промышленностью; показатели национального промышленного производства и уровня цен на элементы основных средств, используемых в сельском хозяйстве; показатели наличия, структуры и динамики трудовых ресурсов (собственных и привлеченных из-за рубежа) в национальной экономике.
При обосновании системы регулирующих мероприятий основное внимание при анализе внешней среды АПК необходимо уделить анализу и прогнозу развития конъюнктуры агропродовольственного рынка, а также углубленному изучению его конкурентной среды.
Оценка и анализ совокупности условий, определяющих рыночную ситуацию в некоторый момент времени, т.е. рыночной конъюнктуры, необходимы для эффективного регулирования конкурентоспособности АПК. Исследование конъюнктуры рынка нацелено на определение характера всех элементов рынка, а также степени их сбалансированности. Важнейшими элементами, которым уделяется приоритетное внимание, являются спрос, предложение и цена. Факторы, формирующие конъюнктуру агропродовольственного рынка, можно представить в виде двухступенчатой иерархии (рис.4).
Рис. 4. Факторы, формирующие конъюнктуру агропродовольственного рынка
Факторы первого порядка представлены макропараметрами, такими, как состояние спроса, предложения, степень пропорциональности рынка. Составляющие элементы перечисленных категорий представляют факторы второго порядка. Так, анализируя спрос, необходимо принимать во внимание следующие факторы: среднедушевое потребление продуктов питания; уровень самообеспеченности населения посредством ведения личных подсобных хозяйств; доходы населения; дифференциация доходов населения; покупательная способность. В свою очередь, на предложение воздействуют свои, специфические факторы, прежде всего, размер вовлеченных в производство ресурсов и степень привлекательности текущего производства по сравнению с остальными отраслями экономики, которую можно оценить как отношение средней нормы прибыли в конкретной отрасли аграрного производства к нормам прибыли отраслей, в которые возможны альтернативные вложения (миграция) капитала, с учетом степени полноты (эффективности) миграции, который можно охарактеризовать с помощью коэффициента конверсии капитала k < 1, обусловленного потерями производительной силы капитала при миграции за счет неполного перелива специфических активов покидаемой отрасли.
Анализ предложения агропродовольственной продукции следует начинать с анализа объемов ее производства и импорта, на национальном, а затем и на региональном уровне. Исследование пропорциональности рынка как соотношения спроса и предложения, подразумевает не только исследование сложившейся структуры каналов распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, оценку состояния оптовой и розничной торговли, определение структуры оптового и розничного оборота, но и соотношение национального и импортного предложения в разрезе стран-экспортеров и видов продукции.
В процессе структурирования агропродовольственного рынка в его составе можно выделить два первичных компонента: рынок аграрных продуктов, то есть сельскохозяйственного сырья, и рынок продовольственных товаров. В качестве одного из способов адаптации участников рынка к высококонкурентным рыночным условиям является интеграция как сельскохозяйственных товаропроизводителей между собой (горизонтальная), так и с предприятиями пищевой промышленности (вертикальная), что является важным фактором изменения конкурентной среды. Указанные особенности, по нашему мнению, делают целесообразным анализ конкурентной среды агропродовольственного рынка, по цепочке добавления стоимости — от рынка сельскохозяйственного сырья и до рынка продовольственных товаров с высокой степенью переработки [4].
Определить величину предложения на соответствующем товарном рынке можно, обратившись к имеющимся балансам ввоза-вывоза продукции на рассматриваемую территорию (регион) и за ее пределы. Балансы по отдельным видам сельскохозяйственной продукции (по молоку, мясу, зерну) составляются органами государственной статистики и находятся в открытом доступе.
Охарактеризовать спрос можно, используя показатели количества конечных потребителей, объема и структуры их доходов. В процессе оценки спроса на агропродовольственном рынке необходимо учитывать половозрастную структуру населения. Оценку и прогноз совокупного объема потребления конкретного вида продовольствия рекомендуется осуществлять по трем вариантам: учитывая рекомендуемые научно обоснованные нормы питания; учитывая рекомендации по расчету прожиточного минимума, установленные для регионов Российской Федерации; по сложившимся тенденциям потребления с учетом динамики состояния платежеспособного спроса населения [5].
Фактически сложившаяся величина потребления продуктов питания определяется с помощью выборочного обследования бюджетов домохозяйств, проводимого на региональном уровне. Подобные вопросы позволяют выявить изменения в структуре потребления продовольствия, в уровне доходов и расходов потребителей.
Одним из наиболее важных показателей, составляющих информационную базу процесса диагностики конкурентной среды рынка, является емкость рынка, а также объем рыночного спроса. Данные показатели используются для рыночной доли национальных и иностранных поставщиков. Основные методы и способы определения емкости рынка были адаптированы нами применительно к защите национального агропродовольственного рынка и поддержке национальных производителей.
При определении емкости рынка сельскохозяйственного сырья целесообразна ориентация на показатели, полученные на основе данных об объемах реализации, что связано, прежде всего, с относительно низкой товарностью сельскохозяйственного производства в силу значительного внутрихозяйственного потребления продукции. Напротив, на продовольственном рынке и его сегментах определять емкость предпочтительнее по данным об объемах производства, поскольку по мере роста степени уровень товарности производства повышается; Дополнительным соображением в пользу использования информации об объемах производства является ее большая доступность по сравнению с информацией об объемах реализации.
Что касается потенциальной емкости продовольственного рынка, то ее предлагается обосновывать по каждому виду продовольствия с учетом рекомендуемых (научно обоснованных) норм потребления.
В качестве информационной базы системы показателей мониторинга внутренней и внешней среды объекта регулирования конкурентоспособности АПК предлагается рассматривать официальные данные государственной статистики в сфере сельского хозяйства России и зарубежья. Это позволяет регулярно и с достаточной степенью оперативности отслеживать изменения во внутренней и внешней среде. В целях максимального упрощения процедуры первичного сбора данных и исключения дублирования работ структурными подразделениями субъекта протекционизма считаем целесообразным возможно более широкое использование информации, составляющей стандартные издания федеральной службы государственной статистики, такие, как «Российский статистический ежегодник» и «Сельское хозяйство, охота и лесоводство в России».
Определенную сложность представляет поиск необходимой информации по объектам сравнения, расположенным за рубежом, в силу существующих отличий в методологии расчетов показателей и в их номенклатуре, определяемой национальными статистическими службами. Тем не менее, с приемлемой степенью точности необходимые параметры можно оценить в процессе анализа комплекса открытых для публичного доступа зарубежных данных, в состав которого, помимо данных статистических служб и органов государственной власти, считаем возможным включить информацию из периодических и разовых научных, коммерческих и справочных изданий по данной проблеме.
Таким образом, осуществление мониторинга объекта регулирования в рамках предлагаемого подхода поможет повысить эффективность системы регулирования конкурентоспособности российского АПК, своевременно обеспечив ее необходимой информацией о состоянии объекта регулирования, его внешней и внутренней среды и происходящих в них социально-экономических процессах для принятия управленческих решений на национальном и региональном уровне.


Литература
1. Неганова В.П., Смелик Н.Л. Динамика трансформации экономической системы аграрного сектора // Журнал экономической теории. — 2011. — № 1. — С. 96–103.
2. Костяев А.И. Региональные агроэкономические исследования и разработки: методология и методы. — Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2003. — 285 с.
3. Брянцева Л.В. Система сбалансированного управления промышленно-производственными подсистемами АПК. — Воронеж: Научная книга, 2009. — 320 с.
4. Берестов А.П., Неганова В.П., Чистяков Ю.Ф. Интеграционные процессы в агропромышленном комплексе и самообеспечение территории сельскохозяйственной продукцией / Рос. акад. наук, Урал. отд-ние, Ин-т экономики. — Екатеринбург: ИЭ, 2008. — 133 с.
5. Дудник А.В., Матвеев А.М. Защита внутреннего рынка продукции животноводства и поиск возможностей ее укрепления (на примере мясного подкомплекса Курганской области): монография / Электронное издание БД «Агрос» вып. 2.1, № 0220510769 в НТЦ «Информрегистр» за 2009 г.
6. Неганова В.П., Смелик Н.Л. Трансформационные отношения в самоорганизующейся системе: агроэкономика // Журнал экономической теории. — 2011. — № 2. — С. 45–54.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия