Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
Эффективная интеграция экономической науки, производства, государства - требование нового времени
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


К ВОПРОСУ О ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ПРИОРИТЕТАХ ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА

В ближайшие годы участники ЕврАзЭС в состоянии устранить отставание в технико-экономическом развитии от развитых стран мира только в некоторых секторах своей экономики.
Можно (с большой степенью уверенности) утверждать, что в первой половине XXI века перспективы создания конкурентоспособного производства в нашем регионе мирового хозяйства будут связаны, в первую очередь, с решением стратегических задач по формированию энергетического и транспортного "мостов" между Западной Европой и Азией - на направлениях, Восток-Запад, Север-Юг.
В деле привлечения инвестиций и увеличения валютных резервов для технологической модернизации производства существенную роль может сыграть также создание странами ЕврАзЭС современной экономики туризма.
Соответственно, основным стратегическим приоритетом их экономической интеграции представляется организация сотрудничества в энергетике, в сферах транспорта и туристской индустрии.
Отношения участников Сообщества с третьими странами при этом должны иметь и выраженный азиатский акцент - если учитывать, что рынки Западной Европы (за редким исключением) доступны главным образом лишь для продукции нефтегазового комплекса стран ЕврАзЭС и что существует необходимость в резком ускорении освоения ресурсов Сибири и российского Дальнего Востока (в частности, за счет привлечения китайского, японского, южнокорейского капитала).
Экономическая интеграция в ЕврАзЭС требует реализации международных программ производственной и научно-технической кооперации, в которых материальные, финансовые и трудовые ресурсы участников Сообщества и заинтересованных третьих стран (в том числе Китая, Японии, новых индустриальных стран в Азиатско-тихоокеанском регионе, ряда европейских государств) необходимо, на наш взгляд, сконцентрировать именно в указанных секторах, а также в отраслях машиностроения, создающих энергетическое оборудование, транспортные средства (включая специальные суда для Арктического бассейна), дорожные машины для строительства и реконструкции транспортных магистралей, оборудование для морских и речных портов и аэродромов.
Для решения проблемы внедрения новых, в том числе информационных, технологий в этих отраслях особого внимания требуют разработка и реализация международных программ кооперации и специализации в подготовке и переобучении специалистов, способных использовать современные технологии.
Приоритетами в правовом обеспечении интеграции в ЕврАзЭС при названном избирательном подходе к формированию промышленной стратегии и политики, как нам представляется, должны стать:
- подготовка основ законодательства в области рентных отношений - создание общей правовой базы для использования земли, водных и лесных ресурсов, некоторых месторождений (угольных, газовых и др.) при строительстве международных магистралей, электростанций, линий электропередачи;
- разработка и совершенствование основ законодательства в области энергетики и транспорта с учетом требований международных организаций, предъявляемых к тарифам и стандартам, в том числе экологическим;
- подготовка основ законодательства о международной трудовой миграции в целях ликвидации кадрового дефицита в регионах Сибири и российского Дальнего Востока, снижения уровня безработицы в странах ЕврАзЭС и сопредельных странах (прежде всего в Китае) и предотвращения масштабной неконтролируемой миграции населения;
- совершенствование основ законодательства о транснациональных корпорациях и холдингах;
- подготовка основ законодательства об индустрии международного туризма в странах ЕврАзЭС;
- разработка международного образовательного кодекса Сообщества по новым и новейшим специальностям (для энергетики, транспорта, связанных с ними отраслей машиностроения, международных туристических центров).
Развитие евразийской интеграции в области и экономики, и права и степень ее влияния на технологическую и организационную модернизацию национального производства во многом будут зависеть от того, насколько быстро участникам ЕврАзЭС удастся перейти на правила конкуренции и поведения в международных экономических отношениях, принятые большинством государств мира, в частности и прежде всего на правила Всемирной торговой организации (От редакции: см. в данном номере статью "Роль ВТО в стратегии развития Евразийского экономического сообщества")
В условиях прогрессирующей глобализации экономики первоочередной проблемой стран ЕврАзЭС становится их согласованный одновременный переход на правила и нормы ВТО и выполнение совместных решений о скоординированном изменении структуры своих национальных хозяйств в соответствии с "Мероприятиями по реализации Основных направлений Проведения согласованной структурной перестройки экономик на 2000 - 2005 гг. государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года", утвержденными Межгосударственным Советом 10 октября 2000 года.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия