Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Лялин В. А.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Человеческие ресурсы в системе высшего профессионального образования: проблемы модернизации финансирования
Рецензия на книгу: Иванов В.В., Соколов Б.И. Оценка человеческих ресурсов в системе высшего профессионального образования. Научное издание. — СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2011. — 176 с.

В монографии исследованы особенности и проблемы функционирования рынка образовательных услуг в Российской Федерации и Республике Беларусь, определены факторы, определяющие его состояние с целью оценки качества образовательного процесса вуза с учетом требований инновационно-ориентированной экономики и разработки механизма отношений прямой взаимной ответственности между работодателем и вузом. Важно отметить, что исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование человеческого капитала в системе высшего экономического образования как приоритетный фактор инновационного развития экономики», проект 10-02-00696 а/Б.
В настоящее время отсутствует рыночный механизм, который бы позволил российским и белорусским работодателям (хозяйствующим субъектам как государственной, так и частной формы собственности) оказывать экономическое воздействие на образовательный процесс в вузе. В результате возникает целый ряд проблем: проблема информационной асимметрии при трудоустройстве выпускников, проблема формирования устойчивой положительной мотивации у студентов, проблема адекватности выставляемых оценок, проблема адаптации молодых специалистов, проблемы менеджмента, маркетинга и управления качеством образования в вузовских структурах. Вышеназванные проблемы порождают проблему низкой инновационной активности в среде выпускников и молодых специалистов экономических вузов, их нежелание использовать полученные профильные знания.
С каждым годом все быстрее устаревают знания, умения и навыки, все более актуальным становится способность самостоятельно учиться и переучиваться, брать ответственность на себя, быть предприимчивым и инициативным. Актуальность исследования состоит в необходимости сформировать 1) представление о знаниях, умениях и навыках молодых специалистов как о реальной ценности на рынке труда, 2) реальные хозяйственные контуры категории «человеческий капитал вуза», 3) рыночный механизм воздействия работодателя на образовательный процесс вуза, позволяющий ему (работодателю) выступать в качестве внешнего эксперта полученных студентами знаний, с одной стороны, корректируя рейтинг студента, с другой стороны, оценивая качество образовательного процесса вуза с точки зрения требований инновационно ориентированной экономики.
Структура монографии вполне логична и включает освещение следующих научно-теоретических аспектов избранной темы исследования:
● концепции «человеческого капитала»: возникновение и развитие;
● формирования человеческого капитала в условиях инновационного развития экономики;
● модели оценки человеческого и интеллектуального капиталов индивидов, организаций;
● методических основ функционирования системы «вуз-работодатель-студент» с использованием оценок человеческого капитала.
Цель исследования — выявление определяющих факторов и внутренних противоречий функционирования социально-экономической системы «вуз-работодатель-студент», позволяющих совершенствовать механизмы формирования человеческого потенциала и его капитализации в системе высшего образования и устанавливать отношения взаимной ответственности между работодателем и вузом.
Проблемы менеджмента качества в области предоставления образовательных и научно-исследовательских услуг высшей школы в последние годы приобрели общепризнанную актуальность, в том числе в связи с интеграцией российской высшей школы с мировым образовательным сообществом после присоединения России в 2003 г. к Болонской декларации и вхождения в единое образовательное пространство Европы. Главной задачей российской образовательной системы сегодня является обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Мерой качества обычно является степень гарантии того, что оказанная образовательная услуга будет в точности соответствовать требованиям потребителя (в данном случае работодателя и самого студента).
Позиция авторов состоит в том, что в деловых отношениях работодателя и вуза в настоящее время нет прямой взаимной ответственности, а именно: вуз несет лишь опосредованную ответственность за качество подготовки молодых специалистов, направляемых на работу — и эта проблема присутствует на рынке труда как российского, так и белорусского государства. Вместе с тем, сам работодатель является пассивным участником на рынке образовательных услуг, хотя нет ничего, что запрещало бы работодателям выдвигать свои требования и рекомендации в отношении образовательного процесса, но нет и экономической среды, которая благоприятствовала бы подобного рода информационным потокам.
Предлагаемый авторским коллективом подход основан на необходимости внедрения в практику взаимоотношений «вуз — студент — работодатель» института гарантий и поручительства, документальным оформлением которого может стать т.н. «гарантийное письмо выпускника вуза».
В вузе формируется т.н. человеческий капитал вуза: будущими молодыми специалистами обретаются знания, умения, навыки, которые впоследствии будут актуализированы в качестве ценностей на рынке труда. Человеческий капитал, позиционируемый выпускником вуза, представляет собой одно из самых сложных рыночных благ, качество которого быстро распознать весьма нелегко. Без надежного гарантийного обеспечения на рынке образовательных услуг неизбежно возникает информационная и ценовая асимметрия. Особенно явно асимметричность информации проявляется при отсутствии на рынке образовательных услуг системы распределения выпускников вуза, адекватной рыночным требованиям инновационно ориентированной экономики. Процесс вырождения данного рынка, имеющий место как в России, так и в Республике Беларусь, включает три последовательные стадии: 1) работодатель, страхуя себя от неверного выбора и не доверяя вузовским оценкам, предпочитает проверенных специалистов; 2) студенты вузов, угадывая приоритеты работодателей, меньше времени уделяют учебе; 3) работодатели, на опыте убеждаясь в оторванности вузовского образования от конкретных реалий, еще в большей степени ориентируются на проверенные кадры. В результате, чем умнее студент, тем менее он заинтересован хорошо учиться, и тем больше внимания он будет уделять установлению всякого рода знакомств.
Идея гарантийного письма для выпускника вуза представляется перспективной не только с точки зрения устранения информационной и ценовой асимметрии на рынке образовательных услуг, но и с точки зрения превращения этого документа в особый вид корпоративных ценных бумаг, посредством которых можно будет привлекать инвестиции в человеческий капитал вуза. Если работодатель будет иметь право предъявлять претензии за каждое отклонение от образовательного стандарта, обнаруженное у молодого специалиста, а вуз будет нести ответственность и будет обязан устранять все зафиксированные отклонения на системном уровне, то «гарантийное письмо» будет являться тем инструментом (своего рода страховым полисом), с помощью которого работодатель сможет не только получать компенсацию в связи с вмененными издержками и дополнительными трудностями адаптации молодого специалиста, вызванными проблемами в его образовании, но выплачивать «бонусы» за высокое качество знаний.
Дополнительный положительный эффект в результате использования на образовательном рынке такого инструмента, как «гарантийное письмо выпускника», будет выражаться в формировании устойчивой положительной мотивации у студентов, которые будут в большей степени заинтересованы в повышении своего профессионального уровня, что позволит им качественно исполнять свои будущие профессиональные обязанности с первого дня трудовой деятельности (реакция на аудит работодателя) в противовес сегодняшней их ориентации на успешную сдачу экзаменационной сессии. Сегодняшнее стремление студентов использовать кратковременную память приводит к тому, что многие знания, получаемые студентами, вскоре после сессии забываются. Создать положительную мотивацию у студентов — значит обусловить такой комплекс обстоятельств, который будет способствовать тому, чтобы студент сам настраивал свою познавательную способность на овладение образовательным стандартом. Без моделирования экономических отношений в вузе сделать это невозможно.


Литература
1. Иванов В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4. - С. 334-337.
2. Соколов Б.И. Формы богатства в обществе // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. - 1994. - № 1. - С.72-76.
3. Соколов Б.И. Преподавание экономической теории на гуманитарных факультетах университета: современные проблемы // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. - 1998. - № .4. - С. 87-97.
4. Соколов Б.И. Прямая речь. Нужен ли нам отечественный «Экономикс»? //Вестник СПбГУ. Сер.5. Экономика. - 2000. - № .1. - С. 57-60.
5. Соколов Б.И. Новые государственные образовательные стандарты // Вестник СПбГУ. Сер.5. Экономика. - 2001. - № . 2. - С. 130-132.
6. Соколова С.В., Соколов Б.И. Эндаумент-фонд - целевой капитал некоммерческой организации // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2. - С. 166-171.
7. Соколов Б.И. О деловых играх в процессе преподавания экономической теории студентам-юристам // Реформы и право. - 2009. - № 3. - С. 43-47.
8. Соколов Б.И. Финансовое измерение человеческого капитала в России // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4. - С. 53-56.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия