Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Григорьев В. Ю.
соискатель кафедры экономической кибернетики и экономико-математических методов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Интеграция интересов исполнительной власти регионов как инструмент развития регионального бизнеса
В статье рассматривается направление, связанное с интеграцией интересов исполнительных органов власти регионов как инструмента развития регионального бизнеса
Ключевые слова: региональный бизнес, исполнительная власть, региональная экономика, межрегиональное взаимодействие
УДК 338; ББК 65.9   Стр: 421 - 423

Роль бизнес-процессов для развития экономических и социальных процессов в регионе весьма значительна. Региональный бизнес в рыночной экономике является ведущим сектором, определяющим темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Мировой опыт показывает, что развитие бизнес-процессов объективно требует государственной поддержки в различных формах — прямых и косвенных. Сотрудничество между регионами представляет собой актуальное направление развития регионального бизнеса, поскольку оно связано с решением экономических и социальных проблем, имеющихся в отдельных регионах страны. Интеграция интересов между регионами является существенной предпосылкой социально-экономического развития экономики страны в условиях глобального экономического кризиса.
В последние годы в России возникли новые органы государственного управления — структуры межрегионального сотрудничества, координирующие развитие и экономические связи двух-трех соседних регионов. К ним можно отнести Совет губернаторов Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов, Объединенную коллегию исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области и другие подобные структуры. Задачей этих структур является координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации, а также совместное принятие решений, обязательных к исполнению на территории взаимодействующих субъектов Федерации, в т.ч. и в целях создания конкурентной среды для развития регионального бизнеса [6].
Рассмотрим механизмы обеспечения межрегионального взаимодействия как инструмента развития регионального бизнеса в рамках совместных органов исполнительной власти, образуемых регионами-соседями на примере Москвы и Московской области. Объединенная коллегия органов управления г. Москвы и Московской области была создана на основе распоряжения Президента РФ от 19 февраля 1992 г. № 61-рп для координации деятельности органов, решающих вопросы выделения земли, выработки соответствующих рекомендаций, а также с целью обеспечения взаимодействия органов управления в г. Москве и Московской области в период проведения экономических реформ.
Позднее было утверждено Положение об Объединенной коллегии [5], в котором были определены основные направления и принципы деятельности этого органа.
Предусматривалось, что Объединенная коллегия будет осуществлять свою деятельность в таких направлениях как:
– обеспечение координации деятельности и взаимодействия органов исполнительной власти г. Москвы и Московской области по основным вопросам проведения радикальных экономических реформ;
– рассмотрение на своих заседаниях проектов основных направлений и планов перспективного развития г. Москвы и Московской области;
– выработка рекомендаций по вопросам выделения и использования земли;
– участие в подготовке и рассмотрении проектов актов президента РФ и Правительства РФ по г. Москве и Московской области.
Работа Объединенной коллегии была построена на принципах:
– невмешательства в повседневную оперативную деятельность органов исполнительной власти г. Москвы и Московской области;
– сбалансированного учета интересов жителей г. Москвы и Московской области в целях гармоничного экономического и социального развития региона.
Несмотря на ограниченность первоначальных целей и задач рассматриваемого координирующего органа, он способствовал относительно благополучному преодолению Москвой и областью экономического и социального кризиса середины 90-х гг. посредством создания благоприятной среды для развития регионального бизнеса.
Начавшийся подъем экономики в стране вызвал необходимость решения гораздо более широкого круга вопросов, связанных с экономическим взаимодействием и интеграцией Москвы и области. Поэтому в июне 1999 г. между Москвой и Московской областью был подписан соответствующий договор «О взаимопонимании и взаимодействии мэрии Москвы и администрации Московской области», в котором были определены основные сферы взаимодействия исполнительных органов власти регионов-соседей, а также предусмотрено создание в этих целях «совместных рабочих групп, совместных комиссий и иных рабочих органов на паритетных началах...» [3].
Договор определил следующие экономические проблемы, представляющие совместный интерес для регионов-соседей:
– управление государственной собственностью города и области;
– формирование кадастров;
– инвестиционная деятельность;
– банковская и кредитная политика;
– создание и развитие рынка товаров и услуг;
– совершенствование межбюджетных отношений;
– согласование политики цен и тарифов;
– деятельность строительных комплексов Москвы и Московской области;
– применение эффективных кредитно-финансовых механизмов инвестирования в строительстве, реконструкции и снижении себестоимости строительства;
– развитие транспортной системы (железнодорожной, автомобильной, воздушной и речной) Москвы и Московской области;
– развитие федеральных дорог и системы пригородных сообщений;
– развитие таможенного контроля и терминалов;
– развитие электро-, водо-, тепло- и газоснабжения и канализации;
– конверсия предприятий оборонного комплекса;
– структурная перестройка агропромышленного комплекса города и области;
– сезонная и суточная миграция населения;
– создание новых рабочих мест.
Одним из важнейших направлений межрегиональных связей для г. Москвы является также решение проблемы рационального размещения, обезвреживания и переработки отходов производства и потребления. Поэтому в договоре «О взаимопонимании и взаимодействии мэрии Москвы и администрации Московской области» особое внимание уделено вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды, переработки отходов, эффективного землепользования. Намечено взаимодействие в следующих сферах деятельности:
– утилизации бытовых и промышленных отходов;
– обеспечении экологической безопасности;
– использовании экологически чистых технологий;
– сохранении и оздоровлении рек и водоемов города и области;
– эффективном использовании земель;
– сохранении, рациональном пользовании лесными массивами.
В 2002 г. совместным распоряжением мэра Москвы и губернатора Московской области были четко зафиксированы функции, цели и задачи деятельности координационного органа, который теперь носит название Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, утверждено Положение о ней, Регламент работы, Положение об ее аппарате.
Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области, является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области в вопросах перспективного, комплексного и сбалансированного социально-экономического развития региона, включающего территории г. Москвы и Московской области.
Решения Объединенной коллегии имеют рекомендательный характер. Они реализуются в постановлениях правительств Москвы и Московской области, отдельных и совместных распоряжениях мэра Москвы и губернатора Московской области, законодательных инициативах представительных органов государственной власти Москвы и Московской области, совместных комплексных целевых программах.
Объединенная коллегия обеспечивает координацию действий исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области с целью эффективного и гармоничного развития г. Москвы и Московской области по следующим основным направлениям:
– подготовка совместных законодательных инициатив по вопросам, представляющим взаимный интерес;
– участие в подготовке и рассмотрении проектов и реализации актов президента РФ и Правительства РФ по г. Москве и Московской области;
– использование трудовых ресурсов и расширение сферы занятости;
– интеграция в промышленном производстве;
– земельные отношения и пользование природными ресурсами;
– градостроительство;
– экология и ресурсосбережение;
– развитие энергосистем региона;
– сельскохозяйственное производство, переработка и обеспечение продовольствием;
– дорожное строительство и транспорт;
– информатизация, телекоммуникация и связь;
– торговля;
– сохранение научного потенциала в части фундаментальных исследований и отраслевой науки, способствующего социально-экономическому развитию г. Москвы и Московской области;
– осуществление Москвой и Московской областью столичных функций;
– социальная защита населения и социальное обеспечение жителей г. Москвы и Московской области;
– образование;
– развитие сферы отдыха и туризма, а также по другим направлениям, определяемым решениями Объединенной коллегии.
Документами Объединенной коллегии являются решения. Решение — это рекомендательный документ, принятый большинством голосов членов Объединенной коллегии на ее заседании при условии достижения консенсуса между Сопредседателями Объединенной коллегии.
Решения Объединенной коллегии служат основанием для подготовки проектов как самостоятельных, так и совместных нормативных правовых актов Правительства Москвы и Правительства Московской области.
Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности органов управления Москвы и Московской области по конкретным вопросам перспективного комплексного и сбалансированного социально-экономического развития Московского региона Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области может создавать постоянно действующие комиссии и рабочие группы.
В настоящее время образованы и работают такие постоянные Комиссии Объединенной коллегии как Комиссия по развитию рынка продовольствия, Комиссия по промышленному развитию, Комиссия по развитию малого и среднего бизнеса, Комиссия по долгосрочному планированию развития Москвы и Московской области и ряд других.
В 2003 г. создана Межведомственная комиссия по формированию сети межсубъектных автобусных маршрутов и организации перевозок между Москвой и Московской областью. Создание Комиссии позволит обеспечить единый подход к формированию сети межсубъектных автобусных маршрутов и ведению их реестра.
Учитывая теснейшую взаимосвязь экономики и социальной сферы Москвы и Московской области, объединенные органы управления решают масштабные, сложные и одновременно очень конкретные задачи. Это развитие сельского хозяйства области и интеграция его с предприятиями московского потребительского рынка, вопросы развития коллективного садоводства и огородничества в области, обеспечения горожан садовыми участками, проблемы развития транспортной и инженерной инфраструктуры области с учетом того, что ею пользуются жители столицы. Объединенная коллегия рассматривает и решает вопросы градостроительного развития малых городов и районов Московской области, охраны природы и сохранения пригородных зеленых зон, оптимизации трудовой миграции и занятости с учетом широкомасштабной маятниковой миграции (до 600 тыс. чел. трудоспособного населения) в Московском регионе.
В 2005 г. Коллегия рассматривала вопрос обеспечения взаимоувязанного размещения крупных объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы и Московской области с учетом проектов, осуществляемых в рамках создания интегрированных формирований в оптовом продовольственном комплексе.
Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области рассматривает и утверждает совместные программы развития отдельных отраслей и сфер экономики регионов-соседей. Так, в 2002 г. была принята совместная программа развития отрасли птицеводства Московской области на 2002–2005 гг.
Практикуется принятие совместных постановлений правительств города и области по различным вопросам (например, о строительстве объединенной системы водоснабжения Москвы и Московской области с использованием подземных вод), а также совместных распоряжений мэра Москвы и губернатора Московской области [2].
Представляется, что рассматриваемая форма координации работы администраций регионов-соседей имеет большие перспективы. Поэтому, целесообразно рассматривать вопрос об увеличении количества таких межрегиональных административных структур. Например, учитывая, что Москва имеет тесные и разнообразные межрегиональные экономические связи со многими соседними регионами ЦФО и положительный опыт работы совместных органов администрации Москвы и Московской области, Правительству Москвы целесообразно инициировать вопрос о создании подобных совместных структур управления с администрациями Рязанской, Владимирской, Калужской, Тверской и других сопредельных областей ЦФО.
Попытки реализации координационных мероприятий с этими субъектами Федерации уже имеют место. Так, в 2003 г. Объединенная коллегия исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области рассматривала вопрос о взаимодействии со Смоленской и Тверской областями в совместном использовании и охране водных ресурсов в бассейнах питьевого водоснабжения Москвы.
Характерным примером объединения усилий и потенциала двух субъектов РФ является Санкт-Петербург и Ленинградская область [1].
Санкт-Петербург является четвертым в Европе городом по численности населения (4,7 млн жителей) и имеет небольшую и плотную застроенную территорию (3285 человек на 1 кв.км.). Ленинградская область по размерам превосходит многие европейские страны (84,7 тыс. кв.км.), но имеет относительно небольшое население (1,7 млн чел.). В области выше доля занятых в промышленности (28,6%) и сельском хозяйстве (13%) по сравнению с 24,4% и 0,5% в городе. Относительно больше горожан работает в строительстве (10,8%), розничной торговле (15,1%) и в сфере образования, науки и культуры (18,4%) по сравнению с 7,7%, 10,4% и 12,1% в области. Приблизительно 120 тыс. жителей области ежедневно ездят на работу в Санкт-Петербург.
Высокий уровень научного, технологического и образовательного комплекса, наличие квалифицированной рабочей силы в Санкт-Петербурге являются важными факторами для развития всего региона. Однако уникальный потенциал Санкт-Петербурга и Ленинградской области используется еще далеко не полностью из-за недостаточного уровня межрегионального экономического сотрудничества. Развитие такого сотрудничества возможно также в сфере организации отдыха и международного туризма.
Специфической сферой, в которой осуществлялась недостаточная степень сотрудничества, является развитие садово-огороднических хозяйств. В Санкт-Петербурге около 350 тысяч семей имеют дачу или садовый участок в Ленинградской области, которые используются и для отдыха и для садово-огороднического хозяйства. В летний сезон более 400 тыс. человек населения Санкт-Петербурга постоянно проживают в области. Это число достигает 1,5 млн человек в выходные и праздничные дни.
Важным шагом к межрегиональному экономическому сотрудничеству Санкт-Петербурга и Ленинградской области явились совместные усилия по привлечению иностранных инвесторов. Российские и зарубежные эксперты разработали концептуальную программу решения проблем садово-огороднических хозяйств.
В процессе реализации проекта учреждена Объединенная комиссия регионального планирования и сотрудничества, сформированная из сотрудников обеих администраций, представляющих ведущие отрасли, важные для межрегионального сотрудничества. Комиссия занимается обсуждением приоритетов и схем финансирования. Сопредседателями Комиссии являются вице-губернаторы, ответственные за экономическое развитие в городе и области [4].
Практика показала, что данный коллегиальный совещательный орган является эффективным инструментом, обеспечивающим взаимодействие и координацию деятельности исполнительных органов власти и способствующим решению масштабных и конкретных задач развития регионального бизнеса.
Данная форма координации работы администраций регионов-соседей может быть рекомендована для применения в других федеральных округах. Необходимо осуществлять постоянный мониторинг этой сферы деятельности органов государственной власти с целью разработки рекомендаций по расширению положительного опыта управления в сфере межрегионального сотрудничества для целей развития регионального бизнеса.


Литература
1. Делфт А., Веркеннис А. Направления международного сотрудничества по развитию садово-огороднических хозяйств (на примере Северо-Западного региона РФ) // Недвижимость, экономика, управление». - 2002. - № 2.
2. Основы экономики столичного мегаполиса. - М.: РАЕН, РМА, ИРЭИ, Экономика, 2006.
3. Постановление Правительства Москвы № 863-ПП от 9 декабря 1997 года «Об одобрении проекта договора о взаимопонимании и взаимодействии Мэрии Москвы и Администрации Московской области».
4. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «О Плане мероприятий по проведению административной реформы в Санкт-Петербурге в 2006-2008 годах» от 29 августа 2006 г. № 1055.
5. Распоряжение Президента РФ от 5 июня 1992 г. № 282-рп «Об утверждении Положения об Объединенной коллегии органов управления г. Москвы и Московской области».
6. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Россий­ской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ (с изменениями от 9 июля 1999 г. № 159-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия