Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Криворотов В. В.
заведующий кафедрой экономической безопасности
Уральского государственного технического университета (УПИ),
кандидат экономических наук


ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Повышение конкурентоспособности предприятия является многофакторным процессом, подлежащим стратегическому управлению, ориентированному на ряд важнейших принципов.
Во-первых, это принцип системности, в соответствии с которым поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом, каждый элемент влияет на нее во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом, нет элементов, которые влияли бы на систему независимо от других элементов, систему нельзя разделить на независимые части, а в целом она обладает свойствами, которые отсутствуют у ее частей.
Для раскрытия сущности повышения конкурентоспособности предприятия показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему.
Во-вторых, это принцип комплексной оценки факторов. Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно дополняющие друг друга показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность предприятия.
В-третьих, это принцип функциональной направленности управления процессом повышения конкурентоспособности предприятия, предполагающий использование показателей, характеризующих различные функции: планирование организаций, учет и контроль, мотивирование и стимулирование, координацию и регулирование.
Четвертый принцип - учет специфики производства. Система должна включать в себя показатели, характеризующие отраслевые особенности производства и их влияние на конкурентоспособность.
В соответствии с пятым принципом иерархичности показателей они должны быть ранжированы по их значению - от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие полную, интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия. Частные показатели должны дополнять их, учитывая влияние на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия.
Шестой принцип - принцип информационного обеспечения. Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, на наш взгляд, мало способствуют управлению процессом повышения конкурентоспособности.
Следующий принцип - обеспечение сопоставимости. Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета.
Наконец, важным принципом является принцип непрерывности, предполагающий корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам использования системы показателей.
Среди названных методических принципов разработки системы показателей повышения конкурентоспособности предприятий одним из основополагающих, на наш взгляд, является принцип комплексной оценки факторов рассматриваемого процесса, связанный с определением их состава и механизма влияния, поскольку соблюдение этого принципа изначально формирует весь ход дальнейшей работы.
Вся совокупность факторов повышения конкурентоспособности предприятия может быть сведена к следующим группам (подсистемам).
Система факторов повышения конкурентоспособности предприятия



ПодсистемыФакторы
1. Технико-технологическая1. Состояние средств труда
2. Качество предметов труда
3. Прогрессивность технологических процессов
4. Уровень механизации и автоматизации труда и производства
5. Степень использования средств производства
6. Условия проведения НИОКР и масштабность внедрения
научно-технических разработок
2. Организационно-управленческая1. Формы организации производства
2. Производственная структура предприятия и степень оптимизация технологических режимов
3. Организация труда
4. Подбор, расстановка и квалификация персонала
5. Системы оплаты труда
6. Организационная структура управления
7. Система планирования, учета и контроля
3. Финансово-экономическая1. Эффективность текущих затрат
2. Эффективность использования средств производства
3. Эффективность использования живого труда
4. Финансовая устойчивость предприятия
5. Результативность (доходность) производства
4. Социально-психологическая1. Состояние условий труда и организационная культура производства
2. Участие персонала в процессе управления производством
3. Политика продвижения персонала
4. Система морального и материального стимулирования
5. Состояние социальной инфраструктуры
5. Природно-географическая и транспортная1. Условия добычи и качество сырья
2. Условия обеспечения водными, энергетическими и другими ресурсами
3. Транспортная инфраструктура
4. Климатические условия

6. Экологическая

1. Состояние охраны окружающей среды
2. Условия и состояние охраны труда
3. Обеспечение экологической безопасности среды обитания
4. Переработка и использование отходов производства
7. Отраслевая 1. Эффективность организации отрасли
2. Качество информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли
3. Доступ к качественному сырью и условия материально-технического снабжения
4. Степень унификации, стандартизации и сертификации отраслевой продукции
5. Научно-технический потенциал отрасли
6. Состояние инновационной деятельности
7. Система подготовки и повышения квалификации кадров
8. Рыночная1. Доступ к рынку ресурсов и новых технологий
2. Эксклюзивность производимых товаров
3. Отлаженность каналов распределения продукции
4. Эффективность системы стимулирования сбыта
5. Состояние сферы послепродажного обслуживания

Для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта первая группа факторов является во многом определяющей, поскольку состояние и качество средств и предметов труда, степень их использования, уровень механизации и автоматизации производства, применяемых технологий напрямую влияют на операционную эффективность деятельности предприятия. Совершенствование этих факторов в результате использования научно-технических достижений и осуществления инновационных преобразований - основное условие повышения конкурентоспособности предприятия.
Организационно-управленческая подсистема факторов, предусматривающая использование и таких форм организации производства, как концентрация, специализация, комбинирование и кооперирование - также одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности предприятия.
Это относится и к финансово-экономической подсистеме, поскольку от того, насколько предприятие ориентировано на достижение конечных результатов, эффективное использование сырья, материалов, живого труда, производственных мощностей, от интенсивности оборота его капитала, уровень его конкурентных возможностей зависит напрямую.
Весьма велико значение и природно-географической подсистемы. Относящиеся к ней факторы требуют от предприятия соответствующим образом выстраивать логистическую структуру, совершенствовать технологию переработки сырья, оптимизировать транспортные схемы перевозок, снижать энергоемкость производства, приближать нормативы социальной инфраструктуры к международным требованиям и т.д.
В странах ЕврАзЭС особое значение имеет и экологическая группа факторов, в том числе с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятий. Во всех странах мира доминантным становится экологический тип производства, предполагающий комплексное использование ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, совершенных очистных сооружений, всемерное улучшение состояние охраны труда и окружающей среды.
Отраслевая подсистема факторов характеризует внешние условия функционирования хозяйствующего субъекта, которые формируют возможные конкурентные преимущества предприятия и влияют на процесс повышения его конкурентоспособности. Эти условия определяются потребностью в отраслевом товаре и его эксклюзивностью, наличием доступа к качественному сырью и конкурентоспособностью поставщиков, общим уровнем отраслевой концентрации, специализации и кооперирования производства, качеством информационной и нормативно-методической базы управления в отрасли, степенью унификации, стандартизации и сертификации ее продукции, системой подготовки и повышения квалификации кадров, внедрением радикальных новшеств (патентованных товаров и технологий, современных информационных систем и т.п.), долей экспорта наукоемкой продукции и т.д. Перечисленные отраслевые факторы служат платформой деятельности хозяйствующих субъектов, в значительной мере предопределяя направления совершенствования техники, технологии, организации и управления производством на каждом предприятии.
Рыночная подсистема с учетом особенностей отраслевой подсистемы, в конечном счете, при правильном использовании соответствующих факторов делает предприятие действительно конкурентноспособным. Только за счет этих факторов можно обеспечить заинтересованность крупных инвесторов и финансовых посредников в его деятельности, воздействовать на процесс изменения предпочтений покупателей и клиентов, иметь отлаженную систему распределения производимой продукции, эффективную систему стимулирования ее сбыта и послепродажного обслуживания.
Только системный подход позволяет в полной мере оценить весь комплекс факторов, определяющих конкурентоспособность и прогнозировать процесс ее повышения на предприятиях России и других стран ЕврАзЭС.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия