Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Трифонов Е. В.
доцент кафедры бухгалтерского учета и финансов Норильского индустриального института,
кандидат экономических наук


Закономерности развития монополистического и демократического рынков
В условиях монополистического рынка закономерностью является усиление государственного вмешательства в экономику. Противоположная закономерность развития формируется в рамках демократического рынка, в частности снижается государственное вмешательство в экономику и государство переключается на решение перспективных проблем общества
Ключевые слова: монополизация собственности, рыночная экономика, нерыночная экономика, общая модель равновесия рынка, демократизация собственности, вмешательство государства в экономику, закономерности рынка
УДК 330.52; ББК 65.011.2   Стр: 65 - 68

Современная экономическая неустойчивость источником своим имеет монополизацию экономики и отсутствие конкуренции. Управление экономическими процессами происходит в интересах небольшой группы олигархов. «Двадцать крупнейших собственников контролируют 59% продаж и 33% занятости» [1, с. 19]. Экономические подъемы и экономические кризисы имеют субъективный рукотворный характер, причем только в интересах единиц собственников-монополистов. До тех пор, пока в обществе господствует монополия экономической власти, неизбежными являются экономические кризисы, инфляция, безработица, необеспеченность существования и прочие экономические «цветы» монополизации экономики.
Демократизация отношений собственности приобретает огромное практическое значение. Демонополизация экономики и политики получает практически устойчивый и необратимый характер только в условиях демократизации отношений собственности. Демократическая модернизация отношений собственности последствиями своими имеет реальную демократизацию экономики, общества и государства в интересах каждого живущего на Земле человека.
Рыночная экономика предполагает два противоположных типа рынка — монополистический и демократический рынок.
Монополистический рынок основан на господстве монополистической собственности и развивается в соответствии со специфическими закономерностями. Монополистический рынок есть реальный рынок, который господствует в современной экономической системе. Демократический рынок — это гипотетический рынок, основой которого может быть демократизация отношений собственности, причем демократизация содержания всех основных форм собственности. Монополизация и демократизация отношений собственности оказывают непосредственное влияние на характер рынка и всей экономической системы. Поэтому так важно рассмотреть теоретическое и практическое содержание монополизации собственности и монополизации рынка и экономической системы, а также содержание демократизации отношений собственности, демократизации рынка и экономической системы.
Целью исследования является выяснение закономерностей развития рынка в условиях монополизации и демократизации отношений собственности. Чтобы достигнуть цели, необходимо решить следующие задачи. Во-первых, выяснить закономерности развития рынка в условиях монополизации собственности. Во-вторых, установить закономерности развития рынка в условиях демократизации отношений собственности.
Особенностью современного этапа экономического развития во всех странах является монополизация собственности, рынка и экономики в целом. Под монополизацией собственности понимается сосредоточение функционирующего капитала в руках единиц собственников-монополистов. В России монополизация собственности достигла беспрецедентного значения, оказывая определяющее влияние на экономическую и общественно-политическую систему страны.
Монополизация собственности сопровождается монополизацией продаж товаров и услуг, или монополизацией рынка. Модель монополистического рынка представлена на следующем рисунке.
Рис.1. Модель монополистического рынка
Монополизация собственности в модели монополистического рынка вызывает сдвиг кривой спроса и кривой предложения влево, свидетельствуя о сокращении спроса и сокращении предложения. Сокращение предложения объясняется сокращением численности предпринимателей и оптимизацией объема продаж для максимизации прибыли собственника-монополиста. Одновременно происходит снижение спроса вследствие роста монопольных цен, максимизирующих прибыль собственников-монополистов. Новая точка равновесия рынка (А1) показывает, что на монопольном рынке происходит снижение равновесного объема (QA1 < QA) и повышение равновесной цены (PA1 > PA). На монополистическом рынке происходят существенные изменения параметров рынка.
На графике видно, что на монополистическом рынке снижается излишек потребителей и излишек производителей, т.е. эффективность рынка как для потребителей, так и для производителей падает. Для монополиста-производителя естественным становится установление монопольно высоких цен, во-первых, для преодоления потерь излишков производителя, во-вторых, для максимизации прибыли и реализации своих преимуществ на рынке.
Последствиями монополизации рынка являются многочисленные негативные явления. Так, например, происходит постоянное, систематическое сдерживание экономического роста. Характерным для развитых стран становятся низкие темпы экономического роста (2–3 % в год) даже в периоды экономического подъема. Низкие темпы экономического роста поддерживают высокий уровень безработицы. Массовая и постоянная безработица снижает доходы значительной части населения. «Российский наемный работник получает менее 1 доллара за час труда, т.е. менее 1/3 международно-признанного минимума оплаты труда» [2, с. 145]. Снижение доходов и платежеспособности населения вызывает общее снижение спроса, что наглядно видно на рис.1. В свою очередь снижение спроса тормозит расширение предложения, экономический рост затухает вследствие роста необеспеченности существования значительной части населения. На рисунке видно, что монополизация собственности и рынка сопровождается ростом населения, не имеющего возможность удовлетворить свои самые насущные потребности.
Низкие доходы значительной части населения, с одной стороны, ограничивают наполняемость доходной части бюджета, с другой — увеличивают расходную часть бюджета на выполнение государством его социальных обязательств. Практика показывает, что в условиях современной монополистической экономики бюджеты даже благополучных стран сводятся со значительным, иногда — опасным для экономики страны — дефицитом. Сдерживание экономического роста, максимизация прибыли собственников-монополистов, постоянная дефицитность бюджетов, милитаризация и другие последствия монополистической экономики создают благоприятные условия для постоянной инфляции. Кроме того, инфляция становится сознательным, рукотворным процессом массового перераспределения доходов в интересах собственников-монополистов.
Монополизация собственности и рынка усиливает господство собственников-монополистов и зависимость от них остальных социальных групп населения. Зависимость людей не стимулирует трудовую и творческую активность, вызывает пассивность, безразличие, в острых ситуациях — непримиримость и вражду. В целом, монополизация собственности и экономики культивирует застой и отставание в экономическом, техническом и культурном развитии страны.
Закономерностью монополизации рынка становится сокращение рыночной сферы и увеличение нерыночной сферы экономики. Эту закономерность можно обнаружить в результате смещения точки равновесия влево от исходной точки равновесия. Все большая часть экономики выходит из-под влияния рынка и становится нерыночным сектором экономики, который находится под прямым воздействием государства. Закономерностью монополистического рынка становится усиление государственного вмешательства в экономику. Государственное вмешательство в экономику происходит как на основе рыночных, так и, преимущественно, на основе нерыночных методов регулирования. Государственное вмешательство в экономику — не субъективная прихоть участников, а закономерность монополистического рынка. Чем выше уровень монополизации рынка, тем активнее и разностороннее государственное вмешательство в экономику. В результате формируется смешанная экономика как совокупность рыночного и нерыночного секторов экономики. Смешанная экономика не решает, а часто усиливает противоречия экономики, если государственное вмешательство происходит преимущественно в интересах единиц собственников-монополистов.
Теоретически и практически возможна иная альтернатива развития — развитие демократического рынка. Демократический рынок — это сфера господства демократической собственности. Демократизация отношений собственности предполагает распространение частной собственности на капитал на неограниченное число участников. Демократизация отношений собственности — это коренное условие модернизации экономики, общества и государства в интересах всех членов общества.
Она приводит к смене максимизации прибыли как экономической цели собственника-монополиста на минимизацию издержек производства и обращения как экономической цели всех участников. Одним из первых в экономической литературе идею снижения издержек производства как цели экономического развития высказал Л.Гребнев [3, с. 56]. Последствия минимизации издержек производства и обращения можно рассмотреть на следующем рисунке.
Рис.2. Модель демократического рынка
Демократизация отношений собственности и рынка сопровождается в модели демократического рынка сдвигом кривой спроса и кривой предложения вправо (А2). Этот сдвиг кривых свидетельствует об увеличении спроса и увеличении предложения. Сдвиг кривой предложения вправо свидетельствует об увеличении предложения за счет снижения издержек, появления экономии и увеличения предложения за счет этой экономии. Снижение издержек выгодно предпринимателю, так как он имеет возможность получить дополнительную прибыль за счет увеличения объема предложения и продаж. Сдвиг кривой спроса вправо означает увеличение спроса за счет стабильности или снижения цен, увеличения доходов разных групп покупателей и увеличения численности покупателей. На графике видно, что численность неплатежеспособных, малообеспеченных граждан заметно снижается. Численность покупателей и продавцов возрастает, что означает развитие рынка и рыночных отношений.
Новая точка равновесия (А2) показывает, что на демократическом рынке происходит увеличение равновесного объема (QA2 > QA ) и понижение равновесной цены (PA2 < PA). На демократическом рынке происходят положительные перемены показателей рынка. Излишек покупателей и излишек производителей увеличиваются, что свидетельствует о повышении эффективности демократического рынка для покупателей и продавцов. Стабильность и снижение рыночных цен означает повышение доступности товаров и услуг для большинства покупателей. На демократическом рынке происходит повышение обеспеченности населения и снижение обездоленных, малообеспеченных слоев населения. Образование массового слоя собственников, рост благосостояния создает основы свободы, самодостаточности и самостоятельности разных социальных групп населения, повышения их экономической и политической роли в жизни общества.
Демократический рынок оказывает положительное влияние на совершенствование экономической системы. Демократический рынок не ограничивает, а стимулирует экономический рост за счет развития платежеспособного спроса населения, роста доходов населения, экономический рост стимулирует занятость, обеспечивает получение доходов и извлечение прибыли. Снижение инфляции и рост доходов обеспечивают наполняемость бюджета не за счет роста налоговых ставок, а за счет увеличения налогооблагаемой базы. Появляется реальная возможность снижения налоговых ставок, что мультипликативным образом влияет на экономический рост и т.д.
Развитие демократического рынка означает увеличение рыночного и сокращение нерыночного сектора экономики. В условиях демократизации собственности и экономики появляется закономерность снижения государственного вмешательства в экономику. Деятельность государства переключается на решение долгосрочных, перспективных проблем, имеющих стратегическое значение для общества.
В итоге можно сделать несколько основных выводов.
Во-первых, равновесие рынка характеризует рыночный сектор экономики, но в системе экономических отношений он составляет только часть экономики в целом. В пределах общего равновесия рынка можно наблюдать успешных покупателей, которые выигрывают на рынке, получая излишек покупателей. Одновременно в пределах общего равновесия рынка можно наблюдать успешных предпринимателей, которые выигрывают на рынке, получая излишек производителей. Но успешные покупатели и успешные предприниматели — это только часть совокупных покупателей и совокупных предпринимателей. За пределами общего равновесия рынка обнаруживаются неуспешные покупатели и неуспешные предприниматели.
Во-вторых, неравновесие рынка представляет собой тот сектор экономики, где появляются неуспешные предприниматели, имеющие высокие издержки производства и обращения и не способные продать товары по равновесной цене. Неравновесие рынка — это такой сектор экономики, где неуспешные покупатели, имеющие низкие доходы, не способны купить товары по цене равновесия. В целом неравновесие рынка — это сектор экономики за пределами рыночного равновесия, представляющий собой совокупность неуспешных предпринимателей и неуспешных покупателей. Сектор экономики за пределами общего равновесия рынка не является рыночным сектором экономики.
В-третьих, совокупность рыночного и нерыночного секторов экономики образует совокупную экономику. Совокупная экономика по своему содержанию шире понятия рыночной экономики. Рыночная экономическая теория, следовательно, представляет собой часть совокупных экономических отношений и ее выводы и предложения не являются полными и всеохватывающими. Поскольку общее равновесие рынка представляет собой часть совокупных экономических отношений, постольку рыночная экономическая теория не может претендовать на полноту и всеохватность оценок состояния экономики. Совокупная экономика включает рыночный и нерыночный секторы экономики.
В-четвертых, нерыночный сектор экономики — это сфера влияния, вмешательства государства в экономику. Появление неуспешных предпринимателей и неуспешных покупателей вызывает необходимость вмешательства государства там, где рынок не способен регулировать экономические и социальные процессы. государственное вмешательство в социально-экономические процессы обусловлено не теоретическими предпочтениями исследователей, а реальным состоянием экономики, в которой представлено как равновесие, так и неравновесие (провалы) рынка.
В-пятых, в современных условиях вмешательство государства в экономику охватывает как рыночный, так и нерыночный секторы экономики. Можно определить закономерность усиления вмешательства государства в экономику в условиях монополизации собственности и экономики и ослабления вмешательства государства в условиях демократизации собственности и экономики. Чтобы реально снизить экономическую роль государства, необходимо обеспечить демократизацию отношений собственности и, соответственно, демократизацию экономической системы в целом.
В-шестых, рынок можно рассматривать как монополистический и демократический. Монополистический рынок развивается на основе абсолютизации монополистической собственности и реализует экономические интересы абсолютного меньшинства нации, интересы единиц собственников-монополистов. Монополистический рынок — это постоянные экономические кризисы, неискоренимая инфляция, безработица, необеспеченность существования миллионов, деградация и «озверение» населения даже развитых стран мира. Демократический рынок развивается на основе распространения демократизации отношений собственности, он реализует экономические интересы абсолютного большинства экономически активной нации. Демократический рынок — это преодоление социально-экономических причин экономических кризисов, инфляции, безработицы, это условие благосостояния и совершенствования способностей каждого человека, осознающего необходимость творческого и созидательного труда. Монополистический рынок — это тупиковый путь развития общества, демократический рынок создает предпосылку благоустроения и процветания общества.
В-седьмых, демократический рынок, развивающийся на основе демократизации отношений собственности, — это необходимое и достаточное условие модернизации экономики, демократизации общества, государства, формирования полноценной и творческой жизни миллионов созидателей нового духовного и материального мира благоустроенных людей.


Литература
1. Собственность и контроль предприятий. Всемирный банк // Вопросы экономики. — 2004. — №8.
2. Анисимова Г.В. Антигуманистические тенденции современной социально-экономической политики. — Гуманизм и как теоретическая и практическая проблема ХХI века: философские, социальные, экономические и политические аспекты: доклады и выступления / Под общ. ред. А.В. Бузгалина. — М.: РОХОС, 2004.
3. Гребнев Л. От «человека в экономике» к «экономике в человеке» // Вопросы экономики. — 2006. — №11.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия