Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Жирова Е. С.
соискатель кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии (г. Санкт-Петербург),

Воздействие государства на ненаблюдаемую экономику
В статье раскрывается сущность и содержание механизма воздействия государства на ненаблюдаемую экономику
Ключевые слова: государственное воздействие, ненаблюдаемая экономика, теневая экономика
УДК 330.5; ББК 65.051   Стр: 87 - 89

Роль сильного государства в ненаблюдаемой экономике, как правило, минимизирована, поскольку оно в большей степени создает условия для эффективной экономической деятельности участникам рынка, обеспечивая тем самым прозрачность коммерческих операций, и в меньшей степени осуществляет силовое давление на теневой сектор национальной экономики, поскольку в этих условиях становится не выгодно вести незаконный бизнес.
В интересах обеспечения подобных условий государственной власти необходимо учитывать следующие аспекты:
первый аспект: национальная идея, сплачивающая граждан вокруг основных морально-нравственных ценностей российской цивилизации (государственность, социальная справедливость, духовность и др.), отвергающая культ денег как «властителя душ»;
второй аспект: авторитет политической власти возможен, если она будет компетентной, эффективной, некоррумпированной, выражать интересы народа;
третий аспект: способность государства сформировать здоровую конкурентную среду в рамках национальной экономики, в которой были бы поставлены барьеры для теневой деятельности.
Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровнях в той или иной степени вынуждены соприкасаться с проблемами теневой экономики. Борьба с ее проявлениями возложена как минимум на целый ряд государственных органов (МВД, ФСБ, Федеральная налоговая служба и др.). Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимается проблемами теневой экономики, а она продолжает развиваться. Это объясняется тем, что несогласованность действий различных ведомств, дублирование управленческих функций на практике часто ведут к образованию управленческого вакуума, что позволяет теневикам безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.
Каждый из государственных органов власти действует в своей области и не охватывает всю сферу теневой экономики. Таким образом, стимулируется растаскивание, «распиливание» достаточно целостного явления на различные части при отсутствии у каждого из перечисленных органов желания и компетенции доводить дело до логического завершения. Координация их деятельности также не приводит к положительным результатам, поскольку нет головного органа, организующего борьбу с теневой экономикой. Зачастую мы можем наблюдать междоусобную борьбу между различными силовыми ведомствами за получение дополнительных силовых функций.
К 2011 г. проведена реформа так называемого силового блока. Главной целью реформы является совершенствование структуры и устранение дублирования функций, а также снижение численности аппарата чиновников.
Создан Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, что говорит о признании проблемы наркобизнеса одной из самых острых на сегодняшний день [4]. В его задачи входят осуществление мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, создание и ведение единого банка данных, взаимодействие и информационный обмен с компетентными органами иностранных государств, а также представление интересов России в международных организациях в данной сфере.
В 2001 г. в России был образован специальный федеральный орган, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Сегодня он носит название Федеральная служба по финансовому мониторингу [5]. Ее основными функциями являются [2]:
контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;
сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; формирование и ведение федеральной базы данных;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Стратегической задачей является возвращение доверия граждан к полиции. Надо сосредоточить основные усилия МВД именно на обеспечении общественной безопасности, защите институтов гражданского общества. Нужен прозрачный бюджет МВД, чтобы люди знали, как тратятся их налоги, чтобы могли оценить достаточность или недостаточность финансирования своей безопасности. Общественная безопасность не узковедомственная задача, а общенациональная цель. Принцип неотвратимости наказания должен быть обязательно дополнен профилактикой преступности.
Необходимо усиление государственного контроля в наиболее болевых точках — управлении госимуществом, таможенной сфере и др.
Необходимо также наладить эффективное управление государственным имуществом и увеличить поступления в бюджет от использования этого имущества. Наведение элементарного порядка в этой сфере позволило бы значительно снизить масштабы теневых махинаций.
В руках государства все еще находится значительное число акций многих нерентабельных предприятий.
Для эффективного отстаивания своих интересов государству необходимо иметь специальных представителей в советах директоров. Практика показывает, что уже сейчас из-за несоответствия числа специалистов, обладающих необходимой компетенцией, числу предприятий, подлежащих контролю, возникают серьезные проблемы. Поэтому можно было бы привлекать к процедурам управления госсобственностью уже существующих профессиональных управляющих. При этом под профессиональными управляющими имеются в виду как физические лица, обладающие необходимой квалификацией и положительным опытом в управлении предприятиями, так и компании, которые позиционируют себя на рынке в качестве консультантов по управлению.
В таможенной сфере важной новацией является инициатива Федеральной таможенной службы, согласно которой добросовестным российским компаниям, занимающимся импортом, разрешается проходить облегченную процедуру таможенного контроля («зеленый коридор»). Этой мерой будет стимулироваться добропорядочное поведение компаний [3].
Для борьбы с теневыми операциями необходимо создание комплексной системы контроля за экономикой, построенной по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Необходимо установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан, который должен осуществляться государственными органами.
Воздействие государства на теневую экономику во многом обусловлено эффективностью государственного аппарата. За последнее десятилетие общее число работников органов госуправления значительно возросло и сегодня составляет более одного миллиона человек. Наступил такой этап, когда развитие госаппарата за счет увеличения его масштабов и усложнения функций подошло к критическому рубежу, как по финансовым, так и по чисто управленческим причинам. Необходим переход к более простым и рациональным оргструктурам, ведущий к ликвидации многих промежуточных звеньев. Эффективность государственного воздействия на теневую экономику определяется не численностью чиновников, а качеством системы государственного управления, т.е. ее организационной структурой и профессионализмом госслужащих.
Россия перешла от архаичной и переходного периода отраслевой системы исполнительной власти к системе, построенной по функционально-политическому принципу, характерному для современных развитых государств.
Правительство России превратилось в политический кабинет — компактный орган, каждый член которого отвечает за разработку и проведение в жизнь политики федерального центра в рамках предоставленных полномочий. От правоустанавливающих функций министерств отделены функции правоприменения, надзора и оказания государственных услуг, реализуемые федеральными службами и агентствами. Значение новой структуры (министерство — федеральная служба — федеральное агентство) состоит не в механическом разграничении их функций, а в минимизации конфликта интересов между установлением и применением правовых норм и политических инструментов. Тем самым создаются предпосылки для избавления государственного аппарата от несвойственных ему функций, и сужается зона для коррупционных отношений. Функции различных органов исполнительной власти разводятся по объектам воздействия, что соответствует современному опыту передовых государств, в которых подобная система возникла и развивалась эволюционным путем в последние десятилетия.
Административная реформа немыслима без существенного повышения окладов государственных чиновников. На самом деле «дешевый» чиновник дорого обходится обществу. Чиновник должен получать за свой труд достойное вознаграждение, что уменьшит вероятность сомнительных заработков на стороне или прямо на рабочем месте.
Однако повышение зарплаты чиновникам само по себе не решит проблемы взяток. Чтобы добиться настоящего перелома, необходимо повысить социальный статус госслужащего, коренным образом изменить систему трудовых контрактов, сделать процедуру принятия решений госслужащими четкой и прозрачной. Когда все процедуры четко прописаны, исчезает почва для злоупотреблений. Важно позаботиться и о долгосрочных бонусах за безупречную работу и социальных гарантиях госслужащего. Тогда чиновники станут избегать риска «подмочить» репутацию.
Рост зарплат должен сопровождаться увеличением прозрачности. В развитых странах, как правило, зарплаты и доходы высших должностных лиц не только предаются гласности, но и являются объектами самого пристального внимания. Нарушения ведут к огромным скандалам. Ничто не может воздействовать на карьеру политика более разрушительным образом, чем уличение его в финансовой нечистоплотности.
Сегодня зарплата чиновника не связана с результатами его труда, фактически оплачивается количество часов, проведенных на рабочем месте. Необходимо сосредоточить усилия на разработке новой системы оплаты труда, предполагающей ее большую индивидуализацию в зависимости от трудового вклада и пользы, принесенной государству. Индивидуализация оплаты труда способна подействовать в направлении снижения уровня коррупции. Следует учитывать и международный опыт: в ряде стран (Великобритания, Канада) уже переходят от жестко установленных должностных окладов высших госслужащих к индивидуальным окладам и контрактной системе, привязывающей денежное вознаграждение к уровню выполнения обязанностей.
Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы и другие глубокие преобразования и прежде всего следует обратить внимание на то, что именно разрешительные и распределительные функции чиновника порождают процесс коррупции. Эти функции должны быть сведены до минимума. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Необходимо разработать административные регламенты, в которых должна быть четко прописана компетенция каждого чиновника любого уровня и ранга.
В общую административную реформу органично вписывается создание административных судов. Речь идет об обжаловании действий должностных лиц разного ранга, нормативных актов министерств, ведомств, указов президента, постановлений правительства, актов палат парламента, законов субъектов Федерации. Кроме того, в административных судах будут рассматриваться дела о нарушениях избирательного и отчасти налогового законодательства и споры между органами государственной власти, например касающиеся их компетенции.
В современной России подобного рода дел становится все больше, из них основная часть — по жалобам на действия должностных лиц и органов власти. Главное в этом вопросе — подлинная независимость административных судов от органов власти.
Сегодня на смену бюрократической зависимости и иерархической подчиненности приходит принцип автономии и ответственности государственных структур за выполнение основной миссии, возложенной на них государством (табл.).

Таблица
Ценностные приоритеты государственного управления
Традиционные ценностиНовые ценности
Сложность структурПростота структур и про-цессов
Централизация и зависимостьГибкость и автономия
Оценка по затратамОценка по результатам
Управление с помощью правил и директивУправление с упором на организационную культуру и ценности
Акцент на финансовые и материальные ресурсыАкцент на человеческие ресурсы
Ориентация на внутренние процессыУчет внешних факторов и ориентация на потребителей

Качество государственного управления во многом зависит от деятельности высших руководителей. Признание их особой роли в госаппарате способствовало появлению в ряде стран (США, Австралия) отдельного института — службы высших чиновников, позволяющего отбирать наиболее талантливых и компетентных специалистов, ориентированных не на карьеру, а на выполняемую работу. С этой же целью вводятся стандарты профессиональной компетенции высших чиновников в области менеджмента, от которых сейчас требуются не только знания, но и новые качества государственных лидеров [1]. Требуются новые подходы к системе отчетности и контроля за госаппаратом. Это развязывает руки работникам, самостоятельно выбирающим пути и средства достижения поставленных целей. усложнение социальной структуры общества, появление различных гражданских движений и инициатив заставляет искать новые механизмы взаимоотношений государственных органов власти с населением и организациями, выражающими его интересы.
Необходимо прилагать усилия к формированию новой культуры и нового стиля работы государственных органов власти с ориентацией на запросы и нужды населения, повышение ответственности за распределение услуг и ресурсов. Оценка деятельности этих органов зависит от уровня удовлетворения граждан государственными услугами, степени их доверия к государству и реальной возможности участвовать в разработке и принятии решений. Большое значение имеет расширение консультативной и информационно-аналитической работы с общественными организациями и населением. Важнейшим условием эффективной работы госаппарата является гласность, публичность и обязательность обоснования принимаемых решений, право граждан на их разъяснение, наказание за предоставление ложной или искаженной информации.
Одним из главных инструментов внедрения инноваций в административную систему, способным изменять организационную культуру и менталитет чиновников, является образование.
актуальной является задача формирования и укрепления профессиональной этики внутри корпуса госслужащих. Одним из средств ее решения могла бы стать разработка специального этического кодекса государственного служащего.
Государство совместно с институтами гражданского общества должно взять на себя реализацию воспитательной функции. Эта функция может быть реализована через государственные образовательные стандарты и государственные средства массовой информации. Одной из положительных тенденций в этой сфере является формирование в России общественных палат как важного института гражданского общества. Все это придает большую прозрачность функционированию государственной власти и препятствует распространению коррупции.


Литература
1. Лобанов В. Реформирование государственного аппарата: мировая практика и российские проблемы // Проблемы теории и практики управления. - 1999. - № 1. - С. 12.
2. Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу (www.fedsfm.ru).
3. Официальный сайт Федеральной таможенной службs (http://www.customs.ru)
4. Указ Президента России от 06.06.2003 № 624 «Вопросы Государственного комитета Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».
5. Указ Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия