Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ерасова Е. А.
доцент кафедры мировой экономики СПбГУ,
кандидат экономических наук


РЕФОРМА СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ И СЕРТИФИКАЦИИ - СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Одной из причин невысокой конкурентоспособности многих отраслей экономики современной России является использование устаревших государственных стандартов (ГОСТов), не способствующих повышению качества товаров, технической и технологической модернизации производства. При существующей системе государственной стандартизации производитель (предприниматель) был фактически исключен из процесса принятия решений об обновлении стандартов, определяющих качество, технический уровень и, в конечном счете, конкурентоспособность продукции и услуг.
Именно поэтому при возрастающей конкуренции импортных товаров и низком международном рейтинге РФ возникла необходимость в реформе системы стандартизации и сертификации - системы, основы которой были сформированы еще в советское время, в условиях неразвитых рыночных отношений. 27 декабря 2002 года российский парламент принял федеральный закон "О техническом регулировании", вступивший в силу с 1 июля 2003 года и принципиально изменяющий сложившуюся практику разработки и использования стандартов качества, технических стандартов и процедуры сертификации.
По закону федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера. Международные же и национальные стандарты могут и должны использоваться (полностью или частично) в качестве основы при разработке проектов технических регламентов. (Статьи 4 и 7 Федерального закона "О техническом регулировании").
Вместе с тем, в рекомендациях Госстандарта России по разработке технических регламентов указывается, что решение об использовании в этих регламентах международных стандартов может приниматься только после анализа выгод от их применения - в целях минимизации затрат в бизнесе на внутреннем и мировых рынках.
Реформа в соответствии с мировой практикой рыночной конкуренции направлена на то, чтобы перенести основную ответственность за качество, безопасность произведенного товара с государства, государственных ведомств на производителя и продавца. Предусмотрен постепенный переход от всеобщей обязательной сертификации продукции на соответствие требованиям государственных стандартов к более либеральной форме сертификации, отвечающей принципам свободной конкуренции, - декларированию продукции (ее качества, безопасности) самим производителем, а также продавцом. В 2010 г. - в год завершения реформы планируется, что 60% продукции, поступающей на внутренний рынок, будет декларироваться, 30% выпускаться без обязательного соответствия требованиям государственной сертификации и лишь 10% - по-прежнему сертифицироваться.1
Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает решение следующих задач:
устранение чрезмерного ведомственного нормирования и контроля, препятствующего развитию предпринимательской деятельности и рыночной конкуренции;
снятие административных преград для технического прогресса и технологической модернизации предприятий, приводящих к ориентации на устаревшие обязательные стандарты (ГОСТы);
содействие активному вовлечению предпринимателей в разработку стандартов и норм, отвечающих требованиям общепризнанных международных стандартов качества и безопасности.

Принятый закон ввел "технический регламент" как единственный нормативный документ, определяющий обязательные требования к продукции, услугам, работам и принимаемый федеральным законом, постановлением правительства, указом Президента РФ или по межгосударственным договорам и соглашениям. Ведомства (министерства) лишаются права устанавливать такие требования и могут, как уже отмечено, принимать в этой сфере лишь рекомендации, а представители бизнеса получают реальную возможность участвовать в разработке технических регламентов.
Система государственной сертификации и стандартизации перестраивается кардинально.
Вплоть до недавнего времени требования к стандартному качеству в РФ определяли свыше 20 ведомств и 19 систем обязательной сертификации. Только официальные платежи, не считая "неофициальных", за получение сертификатов составляли около 1 млрд.долл. в год.2 Тем не менее, почти любая сделка на поставку продукции не могла гарантировать получение товаров с высокой потребительной стоимостью. Около 70% продукции в той или иной степени фальсифицировано. Теперь эту сложную и неэффективную систему поэтапно заменяет система технических регламентов, содержащая перечисленный в законе минимум обязательных требований к продукции (который не может быть произвольно увеличен - существует "закрытый список" требований) в отношении ее безопасности для здоровья и жизни граждан, охраны окружающей среды, безопасности имущества, а также мероприятий, вводящих потребителей в заблуждение.
Планируется иметь на законодательной основе прежде всего следующие межотраслевые технические регламенты: "О безопасной эксплуатации зданий и сооружений", "О гигиенической и санитарно-эпидемиологической безопасности", "Об экологической безопасности", "О безопасной эксплуатации машин и оборудования", "О пожарной безопасности" и 75 специальных регламентов для разных сфер деятельности и отраслей. Прежние законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг" утрачивают силу. Вместо 60 с лишним тысяч ведомственных нормативов реформа предусматривает не более 1 тысячи, принимаемых на федеральном уровне в качестве технических регламентов. В законной силе останутся лишь некоторые ГОСТы, но в другой форме - национальных и корпоративных стандартов, к тому же применяемых на добровольной основе (за некоторыми исключениями: оборонно-промышленный комплекс, социальная сфера и т.п.)
Сфера государственной сертификации будет сужаться за счет прогрессирующего расширения практики декларирования, более целесообразной в рыночных условиях, чем сертификация. Соответственно вместо государственного контроля за качеством и безопасностью продукции, осуществляемого иногда 10-20 различными инстанциями, действующими в системе сертификации, предусматривается обычная для рыночной экономики практика, при которой контроль за качеством и безопасностью становится важнейшей обязанностью самих производителей товаров. Сертификатом производителя становится декларация.
Декларация как документ производителя и продавца удостоверяет, что производимые и продаваемые товары соответствуют обязательным техническим регламентами и, чем далее, тем в большей степени, международным стандартам, в первую очередь стандартам ИСО. Принимать декларацию могут только производители и продавцы, зарегистрированные в РФ как юридические лица (в том числе и представляющие интересы иностранных фирм), несущие ответственность за все несоответствия товара установленным требованиям. При этом по закону "О техническом регулировании" продавец имеет право принимать декларацию лишь на основе прямого договора с производителем, а не с посредником. Декларация составляется с учетом приемо-сдаточных испытаний (осуществляемых производителем в собственной или аккредитованной специальной лаборатории), сертификатов соответствия на комплектующие изделия, сырье и материалы, сертификатов на системы качества и других аналогичных документов. Но основным из них является протокол испытаний, подтверждающий качество декларируемой продукции (услуги).
Декларации подлежат обязательной регистрации в одном из органов системы сертификации, что придает им силу юридического документа наравне с сертификатами.
Замена обязательной государственной сертификации практикой декларирования - процесс постепенный. В течение длительного времени (по крайней мере до 2011 г.) декларирование продукции производителями и продавцами будет существовать наряду с обязательными сертификатами, ГОСТами и определенным государственным контролем. Сохраняющийся государственный контроль по закону должен быть перенесен на потребительский рынок с одновременным использованием такой формы воздействия на производителя (продавца) как отзыв товара при несоответствии его качества декларируемым параметрам. Отозвать некачественный товар могут добровольно и продавец, и производитель. Другой вариант - отзыв через решение суда.
К 2011 г. все нормативные и правовые ведомственные акты, обязательные требования государственных стандартов утрачивают законную силу.
В настоящее время с этой целью подготовлены план разработки технических регламентов и проект новой структуры Госстандарта, уменьшен на 30% перечень продукции, попадающей под обязательную сертификацию, созданы 6 экспертных советов и некоммерческая организация "Росиспытание", для координации деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий. Расширяется сфера декларирования.
По завершению реформы техническое регулирование продукции и услуг предлагается максимально приблизить к практике регулирования, существующей в развитых странах, и благодаря этому значительно усилить конкурентные позиции отечественного бизнеса на внутреннем и мировых товарных рынках.
В частности, это относится к такой жизненно важной сфере как производство лекарств и другой продукции фармацевтической промышленности. Правила по вводимому в ней техническому регламенту отличаются от действующих тем, что позволяют более жестко контролировать чистоту процесса изготовления препаратов и повышать их качество, в том числе по сравнению с самыми качественными зарубежными аналогами.
Данная реформа - важный шаг и на пути России в ВТО. Она ориентирует национальную систему сертификации и стандартизации на применение международных правил и норм, способствует соответствующим изменениям в психологии и этике российского предпринимательства, ускорению процессов технологической и организационной модернизации производства и, в конечном счете, существенному повышению рейтинга конкурентоспособности экономики РФ. (Этот рейтинг помимо невысокого значения до сих пор имел также отрицательную динамику. По данным Всемирного экономического форума, в рейтинге повышения конкурентоспособности Россия в 1999 году находилась на 53 месте, а в 2001 году - уже на 63-м.).3
Переход к новым правилам сертификации и стандартизации продукции и услуг, несомненно, может ускорить вступление во Всемирную торговую организацию и обеспечить увеличение экспортного потенциала в отдельных отраслях российской промышленности.
Стандарты, соответствующие международным, позволят более уверенно решать целый ряд стратегических задач. Имеется в виду, в частности, расширение производства комплектующих изделий и повышение их качества в отечественном автомобилестроении и авиационной промышленности и увеличение выпуска автомобилей и самолетов, способных составить конкуренцию самым известным зарубежным аналогам такого же класса. К числу стратегических задач, для решения которых открываются новые возможности, относится также более эффективное использование иностранного капитала, в том числе для организации новых совместных предприятий и холдингов. Появляются более благоприятные перспективы для увеличения производства на уровне мировых стандартных требований продукции оборонно-промышленного комплекса. В лесопромышленном комплексе смогут более полно использоваться инвестиционные проекты и производственные мощности для выпуска на внутренний и мировой рынок бумаги и другой продукции с высокой степенью обработки. В легкой промышленности реально повышение конкурентоспособности и увеличение экспорта льняных и шелковых тканей, некоторых видов льняного трикотажа и т.д., и т.п.
В соответствии с требованиями ВТО на базе вводимых "технических регламентов" может измениться и экологический рейтинг отечественной продукции. (По крайней мере должно измениться отношение предпринимателей и ведомств к определению экологических издержек и отчетности по экологическим капиталовложениям и операционным затратам, в том числе на обработку отходов производства).
Решение названных задач, естественно, требует создания (или совершенствования) механизмов, способных ускорить превращение имеющихся в России технических и технологических идей в конкурентоспособные товары. Необходимо развивать страховые операции, повышать привлекательность российского страхового и фондового рынков, совершенствовать механизмы стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности, регулирования импорта и экспорта товаров, капитала и рабочей силы.
Особое значение имеет совершенствование и гармонизация законодательства с учетом требований Всемирной торговой организации, Международной организации по стандартизации и интеграционных обязательств России по программам развития международной экономической интеграции в рамках СНГ и Евразийского экономического сообщества.
Первоочередной задачей становится разработка, в частности, таких законов, как "Об обеспечении единства измерений", "Об электромагнитной совместимости", "О промышленной безопасности", "О безопасности технических средств" и др.
Российская Федерация выполнила уже большинство требований ВТО, приведя многие свои правовые нормы в соответствие с ними. В 2000-2003 гг. правительством организовано свыше 500 встреч с представителями российского бизнеса - с объединениями производителей, экспортеров и импортеров для уточнения позиций на переговорах с ВТО. Проведено свыше 90 региональных конференций по теме "Россия, ВТО и интересы российского бизнеса". Подготовлено более 10 коллективных исследований с оценкой социально-экономических последствий присоединения к этой международной организации.
Однако дальнейшее движение в этом направлении может принести ожидаемые результаты только при условии достаточной эффективности предусматриваемых организационных и структурных изменений в экономике и экономических реформ, одной из которых и является реформа системы государственной стандартизации.


1 www.zr.press.ru
2 www.chastnik.ru.16.01.03
3 См. World Economic Forum. Global Competitiveness Report. 2001-2002

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия