Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Конюховский П. В.
профессор кафедры экономической кибернетики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук

Кузнецова А. С.
доцент кафедры экономической кибернетики экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Экономические аспекты процессов использования внешних информационных ресурсов
Статья посвящена экономическим аспектам процессов перехода современных предприятий на использование информационных ресурсов, предоставляемых специализированными внешними провайдерами (т.н. облачных сервисов). Основное внимание уделено фундаментальным экономическим аспектам данного процесса, а также его возможным долгосрочным последствиям. Отдельно рассмотрены возможности применения экономико-математических моделей и методов в исследованиях проблем, являющихся следствием перехода на стороннюю поддержку информационных систем
Ключевые слова: информационный ресурс, внешний провайдер, информационная система
УДК 330.4+004; ББК 65.631+73.4   Стр: 147 - 150

В современной экономике одним из важнейших условий успешного функционирования (а, зачастую, и просто выживания) для компаний и предприятий становится эффективное управление своими издержками. Уже в течение нескольких десятилетий в качестве одного из важнейших факторов снижения издержек принято рассматривать автоматизацию производственных процессов и внедрение информационных технологий в организационно управленческую деятельность. За данный период накоплено немало примеров, иллюстрирующих бесспорный рост эффективности производства и качественного уровня оказания услуг за счёт применения информационных технологий. Одновременно нельзя не признать, что издержки на поддержание автоматизированных систем управления и процессы обработки информации, как правило, составляют весьма существенную долю в структуре издержек современной компании. В этой связи актуальность приобретают проблемы снижения затрат, порождаемых процессами эксплуатации информационных систем. Одним из перспективных направлений решения задач данного рода становятся меры по использованию внешних информационных ресурсов, активному привлечению внешних сервисов, предоставляемых специализированными сторонними организациями.
За относительно непродолжительный период в повседневный оборот устойчиво вошли такие термины «облачные вычисления» («сloud computing») и «облачные сервисы» («сloud services»).
На текущий момент Википедия (Wikipedia) предлагает следующее определение термина «облачные вычисления», как модели «обеспечения повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетям передачи данных, серверам, устройствам хранения данных, приложениям и сервисам — как вместе, так и по отдельности), которые могут быть оперативно предоставлены»1. Само употребление звучащего несколько несерьёзно термина «облако», в первую очередь, должно подчёркивать то, что от конечного потребителя ИТ-услуг не требуется профессиональных знаний и представлений о деталях и механизмах функционирования обеспечивающей инфраструктуры. Сам доступ к облачным ресурсам является динамически масштабируемым и осуществляется через стандартную общераспространённую коммуникационную среду — Интернет.
Одна из версий возникновения термина «облако» (cloud) связывает его с именем Эрика Шмидта, председателя совета директоров и главного исполнительного директора компании Google, использовавшего его на одной из тематических интернет-конференции 2008 года. Другая версия привязывает его к моменту запуска компанией Amazon.com проекта Elastic Compute Cloud (Amazon EC2) в 2005 году. Отдельные авторы среди первых, кто стал использовать на схемах информационных систем рисунок облака, называют профессора бизнес-школы Goizueta Университете Эмори (Emory University, Атланта, Джорджия) Рамната К Челлапа (Ramnath K. Chellappa)2.
Вообще говоря, истоки того, что теперь принято называть облачными технологиями и облачными вычислениями, мы можем наблюдать и в более ранние периоды. По существу к ним могут быть отнесены сервисы по предоставлению почтовых ящиков на почтовых серверах (Mail.ru, Yandex, Hotmail, Gmail), файловых хранилищ (narod.yandex.ru), внешних хостингов для сайтов и т.п.
К настоящему времени сформировался набор обязательных характеристик облачных вычислений, зафиксированных на уровне Национального Института стандартов и технологий США (NIST). К таковым относят самообслуживание по требованию, универсальный доступ по сети, объединение ресурсов, эластичность, учёт потребления. Также устоялась классификация моделей обслуживания в рамках облачных сервисов, получившая оформление на уровне Википедии3. Это:
● Software as a Service (SaaS) — программное обеспечение как услуга;
● Platform as a Service (PaaS) — платформа как услуга;
● Infrastructure as a Service (Iaas) — инфраструктура как услуга.
Модель SaaS предлагает конечному пользователю возможности использования удалённо установленного программного обеспечения. Её принципиальной характеристикой является то, что программы, предоставляемые в распоряжение пользователя, функционируют не на его компьютерах, а на стороне сервера. В настоящее время ряд компаний-лидеров ИТ-сферы предоставляют в on-line режиме офисные приложения. Это, например, Microsoft Office 365, Документы Google. Также можно в качестве примеров привести такие популярные приложения как текстовый процессор Zoho Writer или графический процессор Lunapic.
К достоинствам онлайновых программных систем традиционно относят отсутствие полномасштабных затрат на их покупку. При работе в эксплуатации программных сервисов в on-line режиме можно создавать системы их оплаты пропорционально интенсивности использования. Очевидно, что при «классических» off-line технологиях возможности учёта данного фактора были существенно более ограниченными. Одновременно решается значительная часть проблем, связанная с использованием нелицензионных программных средств.
Модель PaaS представляет комплекс услуг по использованию инфраструктуры «облака» для размещения на нем приложений. При этом речь может идти как о собственных (специфичных для конкретного пользователя) программных системах, так и применяемых им стандартных (тиражируемых профессиональными разработчиками) приложениях. Основной эффект клиента при выборе им данной модели состоит в экономии на издержках, связанных с поддержанием физической и аппаратной инфраструктуры вычислительной сети, а также системного и серверного программного обеспечения.
Модель IaaS является примером наиболее отрытого (в плане предоставляемой свободы действий), но и, как правило, более затратного варианта организации облачного сервиса. По существу данная технология состоит в предоставлении клиенту в аренду виртуальных серверов. IaaS предполагает, что клиент имеет возможности контроля за операционными системами, виртуальными системами хранения данных и установленными приложениями. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака остаётся за провайдером.
Преимущества IaaS состоят в сочетании широких возможностей по управлению вычислительными ресурсами (если эта функция необходима пользователю по каким-либо причинам) с экономией на издержках, которые бы возникали в случае необходимости поддержания физической и аппаратной инфраструктуры информационно-вычислительной системы.
Достаточно популярным ИТ–решением для современных предприятий становится использование облачных хранилищ данных. Модель «облачного хранилища данных» предполагает предоставление клиенту услуг по хранению необходимой для него информации. При этом ресурс, с которым клиент непосредственно взаимодействует, предстаёт перед ним в качестве некоторого виртуального сервера безотносительно к реальной схеме организации программно-вычислительной системы со стороны провайдера и её географического расположения. Физически данные могут храниться на компьютерах-серверах, расположенных на разных континентах. Принципиальная схема облачного хранилища представлена на рис.1.
Традиционными преимущества облачных хранилищ данных являются:
● возможность организации системы оплаты, при которой клиент платит только за фактически необходимые ему файловые ресурсы;
● экономия клиента на издержках по содержанию инфраструктуры системы хранения данных;
● переход функции по резервированию и сохранению целостности данных от клиента к профессиональному провайдеру.
Рис.1. Схема «облачного» хранилища данных

Завершая этот краткий обзор облачных технологий, сформировавшихся на текущий момент невозможно не задаться вопросом: что явилось принципиальным условием их возникновения? Отвечая на него, хочется подчеркнуть, что помимо очевидного и необходимого «технического» условия — появление аппаратного обеспечения, позволяющего передавать данные по глобальным сетям на качественно более высоких скоростях, существует и необходимое экономическое условие. Оно связано с тем, что рост экономики позволил обеспечить достаточно быстрое развитие сетевых коммуникаций и широкое распространение на приемлемых стоимостных условиях оборудования, обеспечивающего высокоскоростной доступ в Интернет.
Фактически, появление компаний, специализирующихся на предоставлении другим экономическим субъектам облачных сервисов, представляет собой один из элементов процесса разделения труда, а перечисленные выше условия — это не что иное, как объективные предпосылки, сделавших данное разделение экономически целесообразным.
Остановимся несколько более подробно на преимуществах применения облачных вычислений и сервисов.
В первую очередь следует, разумеется, обратить внимание на финансовую сторону данных мероприятий. Экономия денежных ресурсов складывается из следующих составляющих:
● снижение капитальных затрат на закупку собственного серверного оборудования
● отсутствие необходимости покупать лицензионное программное обеспечение
● экономия на эксплуатационных расходах, выделяемых на настройку,
● поддержание работоспособности и обновление ПО (включая заработную плату сотрудников, обслуживающих ИТ).
Таким образом, объем инвестиций, необходимых для организации ИТ-сервиса внутри компании, ощутимо сокращается. Налицо перевод капитальных затрат в операционные, что особенно актуально для малых и средних фирм. При этом потребитель несет сравнительно небольшие периодические затраты в виде арендной платы. Как правило, оплата зависит от количества пользователей и набора покупаемых услуг. Схема периодической оплаты дает возможность приостановки выплат поставщику сервиса в том случае, если необходимость в программном обеспечении временно отсутствует.
В части экономических выгод также следует помнить, что пользователь сервиса, как уже отмечалось выше, платит только за те ресурсы и услуги, которые ему необходимы. Нет необходимости вкладывать средства в полноценные тяжеловесные программные средства, часть функций которых останется невостребованной. Также он имеет возможность планирования бюджета на информационные технологии заранее, без резких колебаний (в случае непредвиденных ситуаций с собственными серверами или ключевыми сотрудниками).
Другой важный фактор преимущества облачных технологий — это фактор времени. В деятельности клиента отсутствует период, связанный с развёртыванием, настройкой и отладкой его информационной системы, так как облачным сервисом можно начинать пользоваться сразу с момента заключения договора с провайдером. Снижения стартовых сроков при работе с «облачной» системой по сравнению с работой в традиционных условиях, как правило, становится крайне важным конкурентным преимуществом в условиях динамично меняющейся внешней среды.
В качестве ещё одного достоинства привлечения внешних информационных ресурсов следует выделить мобильность. Во–первых, пользователь облачного сервиса имеет возможность доступа к нему независимо от своего физического расположения. Во–вторых, отсутствие привязки к конкретному рабочему месту позволяет расширять горизонты работы компаний и повышает гибкость кадровой политики. При решении задач набора специалистов и управления персоналом можно в большей мере ориентироваться на квалификационные требования, привлекая к работе сотрудников из различных регионов. В-третьих, предприятие (фирма) получает большую степень свободы в плане использования офисных и производственных помещений. Затраты на аренду помещений могут быть оптимизированы за счёт использования разных площадок, а также экономии на помещениях, необходимых для размещения серверов и сопут­ствующего оборудования.
Стабильность работы «облачных» сервисов, обеспечиваемых профессиональными провайдерами, как правило, выше по сравнению с ситуацией поддержки ИТ-инфраструктурой собственными специалистами компании. Это происходит как за счёт факторов профессионально-технического плана (лучшие возможности по эффективному распределению мощностей, резервированию данных, внедрению новых технологических решений и т.п), так и за счёт наличия объективных экономиче­ских стимулов у компаний-провайдеров по повышению качества предоставляемых услуг в конкурентной среде.
Таким образом, для потребителя «облачные» сервисы предоставляют широкий спектр возможностей для перенаправления сэкономленных ресурсов в основные сферы деятельности, генерирующие прибыль.
Говоря о преимуществах, получаемых пользователями облачных сервисов невозможно не остановиться на преимуществах их провайдеров.
Основным источником этих преимуществ, безусловно, являются концентрационные эффекты, порождаемые фактором специализации компании-провайдера на выполнении технологически целостного комплекса производственных задач. В первую очередь, это концентрационные эффекты, связанные с экономией на масштабах. Неравномерности в потребностях пользователей к доступу к ИТ-ресурсам открывают возможности для оптимизации процессов работы дата-центров, а, следовательно, и достижения лучших характеристик по издержкам и доходам. Также экономия от масштаба в компаниях-провайдерах работает и обуславливается фактором сокращения издержек обращения.
Одним из аргументов в пользу объективной макроэкономической эффективности облачных технологий также является их экологичность. Держатели крупных дата-центров в состоянии добиться 3–7 кратной экономии на электроэнергии за счет таких факторов, как динамическое предоставление ресурсов, одновременное обслуживание нескольких пользователей, более высокий уровень средней нагрузки на серверы. В частности, в Финляндии накоплен интересный опыт использования тепла, вырабатываемого серверами крупных дата-центров, для отопления близлежащих жилых домов4.
Достаточно интересно выглядят оценки рынка облачных сервисов, существующие на текущий момент.
По прогнозным оценкам аналитиков компании Cisco Systems Inc. — одного из мировых лидеров в области сетевых технологий — в период с 2010 по 2015 гг. общий трафик центров обработки данных (ЦОД) возрастет в четыре раза. При этом трафик, связанный с облачными вычислениями, увеличится в 12 раз5.
По мнению аналитиков Гартнер групп (Gartner Group) «облачные» вычисления — самая перспективная из стратегических технологий будущего. Они предполагают перемещение большей части информационных технологий в «облака» приблизительно в течение 5–7 лет. В частности, к 2015 году объём рынка облачных вычислений достигнет 200 млрд долл. По прогнозу аналитической компании IDC, за ближайшие 5 лет рынок облачных услуг в России вырастет более чем на 500% и составит 113 млн долл.6.
Антон Антич, глава представительства компании VMware в России и СНГ, в качестве ориентира назвал срок от 6 до 9 месяцев для достижения полной окупаемости проекта при снижении общей стоимости владения инфраструктурой на 50–75% в случае применения технологий, продвигаемой его компанией7.
Одновременно нельзя не остановиться на комплексе фундаментальных проблем, связанных с процессами внедрения облачных сервисов и вычислений.
Во-первых, при переходе на режим работы, предполагающий использование внешних информационных ресурсов клиент неизбежно оказывается в зависимом положении от поставщика этих услуг. Проблема взаимоотношений носит комплексный характер. Так, предметом озабоченности компании-клиента могут стать вопросы безопасности и конфиденциальности процедур хранения информации, а также потенциальная опасность применения компанией-провайдером полученной информации против клиента в случае возникновения конфликтных ситуаций. Строго говоря, эти проблемы не являются исключительной характерной особенностью для облачных технологий. Мы достаточно часто становимся свидетелями утечки информации и в рамках традиционных вычислительных систем. Например, это становится следствием вирусных атак, похищения паролей или каких-либо иных вредоносных действий. Однако в случае облачных технологий вопросы информационной безопасности компании-клиента безоговорочно становятся предметом его отношений с некоторой внешней организацией.
Во-вторых, необходимым условием успешного и эффективного использования облачных технологий становится качественная работа передающей среды, то есть скорость и качество доступа в Интернет. Нельзя не признать, что для ряда регионов данное требование продолжает оставаться трудновыполнимым. Одновременно заслуживает внимания и контраргумент относительно того, что при сохранении существующих темпов распространения Интернет-технологий и расширения Интернет-пространства вероятность сбоев, порождаемых проблемами доступа к ресурсам глобальной сети будет сопоставима с вероятностью наступления сбоев, вызванных внутренними проблемами эксплуатации собственной информационно-вычислительной системы.
Немаловажную роль играет и юридический аспект. Российское законодательство не имеет устоявшейся законодательной базы в области облачных вычислений, а федеральный закон «О персональных данных» («ФЗ-152) трактуется по–разному поставщиками облачных вычислений8. По этой причине большинство российских компаний пока не готовы к полноценной передаче ИТ-сервисов в управление сторонним организациям.
На текущий момент идёт широкое и активное обсуждение вопросов эксплуатации и развития облачных информационных сервисов в научно-технической литературе, а также в работах, которые могут быть условно отнесены к жанру интернет-публицистики. На этом фоне внимание, уделяемое данной проблематике на страницах научно-экономических статей и монографий выглядит более, чем скромным. Отметим, что экономические аспекты процессов развития облачных сервисов могут быть рассмотрены как на микро-, так и на макроуровнях.
На микроуровне это, в частности, вопросы развития системы страховых гарантий по негативным событиям в сфере эксплуатации внешних информационных сервисов. Здесь в качестве базы, безусловно, может найти активное применение математический и инструментальный аппарат риск-менеджмента, а также актуарной математики. Однако нельзя не признать и того обстоятельства, что конкретная специфика данной области, несомненно, потребует доработки и развития существующих моделей.
Весьма остро стоит проблема диверсификации потребления внешних информационных сервисов со стороны отдельно взятых фирм и компаний. Её решение подразумевает разработку надёжных и безопасных политик и стратегий их взаимодействия с различными провайдерами информационных услуг. Здесь возникают достаточно естественные и понятные проблемы согласования критериев обеспечения приемлемых уровней информационной безопасности и независимости, с одной стороны, и снижения эксплуатационных издержек по информационно-вычислительным системам, с другой. При такой постановке, как нетрудно заметить, прослеживаются определённые аналогии с задачами об определении оптимального портфеля финансовых активов (сопоставим например, с задачей Марковица в форме минимизации риска портфеля при заданном уровне его доходности). Разумеется, наличие указанных аналогий не означает наличия возможностей прямого переноса математических моделей, созданных для решения задачи управления рисками в финансовой сфере, на сферу эксплуатации облачных сервисов.
Комплексный подход к проблематике экономики облачных сервисов предполагает её изучение как с позиций потребителей, так и с позиций фирм, специализирующихся на оказании данных услуг. Прежде всего, в исследованиях закономерностей экономического поведения компаний-провайдеров внешних информационных сервисов. При проведении данных исследований одним из возможных инструментальных решений может стать математический аппарат, традиционно применяемый в теории управления запасами9. Действительно, математические модельные представления облачных хранилищ в значительной степени позволяют их рассматривать как частные формы систем накопления запасов (в данном случае информации). Это, в свою очередь, позволяет воспользоваться при изучении процессов их функционирования классическими моделями однопродуктовых и многопродуктовых систем с нестационарным спросом10. Например, достаточно гармонично и естественно с проблематикой функционирования облачных сервисов сочетаются задача определения оптимального объёма склада (хранилища данных), обеспечивающего непревышение заданного уровня вероятности переполнения или задача оценки позитивных концентрационных эффектов, возникающих при использовании общего информационного сервиса.
Ещё одним из актуальных направлений исследований в сфере экономики облачных сервисов является поиск такой системы отношений между провайдерами облачных сервисов и их клиентами, которая обеспечивает баланс взаимных интересов. В данном случае достаточно эффективным и технологически продуктивным инструментом может явиться аппарат современной теории игр. В частности, представление взаимодействия между клиентами и провайдерами в форме стратегической игры с последующим определением состояний равновесия по Нэшу и условий их достижения позволяет, по меньшей мере, на предварительном уровне выделить принципиальные качественные закономерности данных процессов11. При изучении кооперативных и синергетических эффектов, являющихся непосредственным следствием объединения различных субъектов при обращении к публичным информационным сервисам, адекватным и эффективным инструментом оказываются кооперативные игры. Одной из важных особенностей экономики облачных сервисов является объективная сложность взаимной сопоставимости полезностей от потребления их услуг, получаемых различными клиентами. В этой связи особую значимость приобретают результаты, полученные за последние пятнадцать-двадцать лет в такой области современной теории игр, как кооперативные игры с нетрансферабельной полезностью12. Разумеется, нельзя не отметить значение экономико-математических теоретико-игровых моделей в исследованиях проблем, касающихся роли и форм внешнего регулирования отношений клиентов и провайдеров внешних информационных сервисов.
Макроаспекты экономики облачных сервисов не менее важны, значимы и актуальны. В первую очередь, следует подчеркнуть, что мы имеем дело с феноменом появления новой отрасли, претендующей в относительно недалёком будущем на роль одной из доминант в системе национальных экономик. Очевидно, что далеко не любые национальные экономики смогут реально обеспечить полноценное и полномасштабное присутствие данной отрасли в своих отраслевых структурах. В последнее время ощутимое звучание приобрёл вопрос об электронном суверенитете. В этой связи можно сослаться на предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о введение в международное право понятия «электронного суверенитета» государства. «По словам Назарбаева, сетевой деструктив можно поставить в один ряд с такими угрозами, как терроризм, сепаратизм, экстремизм и глобальный наркотрафик»13.
Соответственно потенциальной проблемной зоной может стать сфера международных экономических отношений, формирующихся вокруг отрасли предоставления услуг внешних информационных сервисов. В исследования присущих им закономерностей, опять-таки, актуальным и востребованным может оказаться аппарат теории игр, позволяющий выявлять свойства равновесных ситуаций, существующих в условиях объективного конфликта интересов, а также находить закономерности формирования возможных коалиционных объединений на рынке информационных сервисов.
Факт физического расположения на территории государства серверов глобальных поисковых систем или же социальных сетей объективно становится непременным атрибутом, определяющим отнесение данного государства к мировым лидерам. Это происходит почти аналогично тому, как полвека назад данная принадлежность определялась фактом обладания ядерного оружия. Точно также, отсутствие данных «информационных» атрибутов с течением времени будет превращаться в фактор «ущемления» государственного суверенитета и возникновения объективной «вассальной» зависимости от государств «информационных сюзеренов».
Говоря о проблемах, объективно присущих переходу к облачным вычислениям, с высокой долей уверенности можно утверждать, что они, несмотря на свою сложность и остроту, способны существенно тормозить данные процессы, но не смогут их остановить. На микроуровне отдельно взятые компании и фирмы неизбежно будут в расширенных масштабах внедрять технологии, базирующиеся на внешних информационных сервисах, так как они открывают перед ними возможности менее затратной и более эффективной работы. Переход к облачным вычислениям и сервисам носит объективный характер и, в первую очередь, мотивируется доводами повышения собственной конкурентоспособности предприятий.
В завершении хочется дополнительно подчеркнуть, что проблематика, о которой шла речь в настоящей статье, представляет интерес не только в плане локальных технико-экономических вопросов, но и с точки зрения общетеоретических аспектов экономической науки. По существу процессы зарождения и развития облачных сервисов в ИТ-сфере можно рассматривать в качестве эталонного примера по Марксу возникновения новых производственных отношений вследствие изменения производительных сил.
Изучение «облачных сервисов» и «облачных технологий» как экономических явлений интересно не только потому, что они представляют собой важный ресурс повышения эффективности работы отдельно взятых предприятий и компаний, но также и по причинам, что их возникновение стало некоторым важным индикатором. По нему мы можем судить о фундаментальных тенденциях будущих сдвигов на макроэкономическом уровне.


1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Облачное_хранилище_данных
2 Романченко В. Облачные вычисления на каждый день//http://www.3dnews.ru/editorial/cloud_computing/
3 http://ru.wikipedia.org/wiki/Облачное_хранилище_данных
4 Облачные сервисы. Взгляд из России. /Под ред. Е. Гребнева. — М.: CNews, 2011.
5 http://blogs.cisco.ru/2011/12/08/growth_cloud/
6 http://www.intuit.ru/department/se/incloudc/0/
7 http://www.saasworld.ru/phparticles/show_news_one.php?n_id=378
8 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=94223
9 Хедли Дж., Уайтин Т. Анализ систем управления запасами. — М., 1969.
10 Первозванская Т.Н., Первозванский А.А. Элементы теории управления запасами. — Л., 1983.
11 Nash Jh. The Bargaining problem //Econometrica, Vol.18, No.2 (Apr., 1950), pp. 155–162.
12 Печерский С.Л., Яновская Е.Б. Кооперативные игры: решения и аксиомы // Европейский университет в Санкт-Петербурге. — СПб, 2004.
13 http://www.regions.ru/news/2359898/

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия