Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Багиев Г. Л.
заведующий кафедрой маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ

Амонов М. О.
аспирант кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Основные направления инновационного обеспечения предпринимательской деятельности
В статье рассмотрен процесс инновационного обеспечения предпринимательской деятельности, раскрывается сущность, функции инноваций, показана роль и необходимость разработки стратегии государственного регулирования процесса внедрения инноваций в предпринимательскую деятельность, сформулированы основные направления совершенствования инновационного обеспечения предпринимательской деятельности
Ключевые слова: инновация, инновационное обеспечение, предпринимательская деятельность, государственное регулирование
УДК 338.2:005.591.6; ББК 65.9(2)-56   Стр: 156 - 158

В условиях глобализации рыночных отношений постоянно возрастает роль инновационной деятельности в обеспечении конкурентоспособности национальных экономик, что приобретает стратегическое значение. Даже если предприятие не является лидером на инновационном рынке, то рано или поздно оно непременно столкнется с необходимостью использовать замену морально устаревших технологий и продуктов.
Инновация — ключевая составляющая предпринимательства, всегда присущая рыночной экономике. Внедрение инноваций представляет собой творческий процесс, а сами инновации являются «первичным ресурсом» предпринимательства в рыночной экономике [14].
Инновационная деятельность представляет собой процесс создания и распространения нововведений. Следовательно, инновационная деятельность — это использование инновационных и интеллектуальных результатов проведенных научных исследований, опытно-конструкторских разработок (НИОКР), а также иных научно-технических достижений для создания нового или усовершенствованного продукта, в целях удовлетворения потребительского спроса.
В современной экономической науке все технические изменения рассматриваются в форме новой продукции и более эффективной технологии. Внедрение новых товаров выступает в качестве надежного средства обеспечения преимуществ перед конкурентами, установления выгодных цен и изменения доли рынка в свою пользу.
Основными функциями инновации являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологиче­ских, организационных и кадровых решений, что обеспечивает:
— сокращение доли ручного труда и улучшение условий труда;
— обеспечение стабильного производственного процесса, снижение непроизводственных затрат;
— снижение трудоемкости и материалоемкости на единицу продукции;
— повышение эффективности использования оборудования;
— ускорение диффузии инновации в деятельности организации.
Сегодня именно инновации в решающей степени определяют состояние не только национальной, но и мировой экономики. При этом главную роль здесь играют как текущие инновационные процессы, так и технологические изменения в общественном производстве, которые произошли ранее, часто много десятилетий тому назад. В свою очередь тенденции дальнейшего развития экономической системы влияют на современные приоритеты научно-технического развития и инновационной деятельности. Главную роль в мировом масштабе здесь играют, прежде всего, так называемые индустриальные страны. Как верно отмечает В.Ф. Гринев: «Необходимость государственного регулирования инновационных процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим содержанием инноваций. В настоящее время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующих субъектов. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику» [3]. Вот почему государственная инновационная поддержка в основном должна быть направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций.
Государство поддерживает инновации с помощью инструментов экономической и финансовой реформы, а также через создание организационно-юридических условий, стимулирующих движение субъектов хозяйственной деятельности к содействию инновациям (рис.1).
Рис. 1. Основные направления государственной поддержки инноваций
Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве.
Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии, в отличие от других стран мира, где исследования финансируются интенсивно. В этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания. Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, в Китае 1,43% ВВП, в странах ОЭСР 2,3% ВВП, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии [15].
Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в инновационной сфере. Государство в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии негативного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых инновационных условий [16].
Согласно мнению Г.М. Кулумбегашвили [10], промышленно развитые страны по признаку достижений в различных отраслях науки и промышленности можно разделить на три наиболее представительные группы, модели развития:
1. Ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция, Россия);
2. Ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, реализацию инноваций на мировом рынке и рационализацию всей структуры экономики (Германия, Япония, Швейцария, Южная Корея, Китай);
3. Ориентированные на потребление инновационных товаров и услуг.
Субъектами инновационной политики выступают государство, отраслевые, региональные и местные органы власти, предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники, новаторы и другие.
В.П. Соловьев [9] считает, что общегосударственное обеспечение инновационной политики предусматривает:
● формирование целей, заданий, принципов, а также методологических, научно-технических, экономических, организационных, правовых и других основ осуществления инновационной политики;
● разработку, принятие законодательных и нормативно-правовых положений регулирования инновационной деятельности;
● разработку и реализацию государственных инновационных программ;
● стандартизацию инновационной деятельности;
● координацию деятельности центральных органов государственной исполнительной власти по выполнению государственной инновационной политики;
● государственный контроль реализации государственной инновационной политики;
● международное сотрудничество в сфере инновационной политики.
Основным органом, координирующим инновационную деятельность, выступает министерство научно-технической и инновационной политики, функции которого выполняет правительственная комиссия по инновационной политике, возглавляемая председателем правительства.
Министерство образования и науки является центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики в области образования и науки. Функциями министерства являются: методическое руководство разработкой федеральных и региональных научно-технических программ; содействие формированию условий для развития фундаментальных и поисковых исследований, а также развитие международного научно-технического сотрудничества.
На формирование инновационной политики и управление инновационным процессом большое влияние оказывают: Академия наук; Государственный комитет стандартизации; министерства образования и науки, экономики и развития, финансов, обороны; инновационные центры и т.д.
Нельзя не согласиться с мнением Л. Абалкина [13], который утверждает, что нет и не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально-ориентированной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства. Таких примеров в мире нет.
Анализ генезиса формирования процесса инновационного обеспечения предпринимательства, изложенный в работах Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнова [1], В.И. Кушлина [2], Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевича [4], А.Е. Карлика, М. Л. Шухгальтер [5], А.Б. Крутика [6], Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыева, В.Ф. Тихонова [7], В.П. Васильева [8], Г.Г. Беляева [11], Б.Ж. Курманбаева [12], позволяет сформулировать основные направления совершенствования инновационного обеспечения предпринимательской деятельности:
1. Прогнозирование, разработка и реализация стратегии научно-технического развития, в том числе определение основных направлений развития науки, техники и технологии, с учётом социальной и экологической направленности инноваций.
2. Разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, в том числе интеллектуальной собственности.
3. Информационное обеспечение инновационных процессов.
4. Освоение и совершенствование инновационных и организационных методов.
5. Создание условий для реализации научных исследований и разработок новых или усовершенствованных товаров, услуг или технологических процессов по приоритетным сферам.
6. Содействие обеспечению качества и конкурентоспособности отечественных научно-технологических, интеллектуальных ресурсов.
7. Ориентация на безопасные и экологически чистые производства.
8. Усовершенствование системы энергетики и энергосбережения.
9. Создание финансовых стимулов развития науки.
10. Развитие интеграционных процессов с другими компаниями, регионами и странами.
11. Поэтапное повышение интеллектуального потенциала, интеграция науки и образования, подготовка квалифицированных кадров для инновационной деятельности.
12. Стимулирование развития фундаментальных научных исследований.
13. Повышение престижности научного труда и социального статуса ученых, работников и аспирантов в научно-инновационной сфере.
14. Формирование заказа государства науке, инноваций для ВУЗов и компаний, выделение ресурсов на приоритетные научные исследования.
15. Организация исследований в целях обеспечения обороноспособности и национальной безопасности.
16. Совершенствование координации фундаментальных и прикладных научных исследований под руководством министерств.
17. Развитие и внедрение единой государственной системы обеспечения единства измерений и стандартизации.
18. Формирование экономических и правовых условий для широкого использования достижений науки и инноваций.
19. Создание центров для привлечения молодежи в инновационное предпринимательство.
20. Формирование инновационной культуры с использованием СМИ и Интернета.
21. Создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности.


Литература:
1. Инновационная политика: Учебник / Л.П. Гончаренко, Ю.А. Арутюнов. — М.: КНОРУС, 2011. — 350 с.
2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб / Под общ. ред. В.И. Кушлина. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 616 с.
3. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент. — К.: МАУП, 2001. — 132 с.
4. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М. Маркетинг: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. — 560 с.
5. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия: Учебник для вузов СПб.: Питер, 2009. — 464 с.
6. Крутик А.Б. Управление инновациями в сервисе: Учебное пособие (для магистров). — СПб.: Астерион, 2011. — 240 с.
7. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, Ю.М. Дурдыев, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 255 с.
8. Валисьев В.П. Государственное регулирование экономики (схемы и статистика): Учеб.-метод. Пособие. 2-е изд., перераб. доп. — М.: ИКЦ «ДИС», 2008. — 144 с.
9. Соловьев В.П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций). — Киев: Феникс, 2006. — 560 с.
10. Кулумбегашвили Г.М. Регулирование инновационной деятельности предприятий крупного региона в условиях модернизация экономики России (на примере Московской области): Дисс....канд. экон. наук. — М., 2010. — 168 с.
11. Беляева Г.Г. Государственная поддержка развития инновационной системы региона: Дисс.... канд. экон. наук. — М., 2006. — 119 с.
12. Курманбаева Б.Ж. Государственное регулирование инновационной деятельности рыночных структур: Дисс. ...канд. экон. наук. — СПб., 2010. — 211 с.
13. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики // Вопр. экономики. — 1997. — № 6. — С. 4.
14. Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации // Интернет-портал «Корпоративный менеджмент»: Условия повышения эффективности экономики России: Сб. науч. тр. /Под общ. ред. В.В. Бандурина 11.12.2003. (http://www.cfin.ru/bandurin/article/sbrn03/11.shtml ).
15. Инновационная Россия — 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) / Минэкономразвития России. — М., 2010. http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016?presentationtemplate=docHTMLTemplate1&presentationtemplateid=2dd7bc8044687de796f0f7af753c8a7e
16. Амонов М.О. Эффективности государственного регулирования предпринимательства в Узбекистане // Современные аспекты экономики. — 2011. — № 11. — С. 38.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия