Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дадашева М. И.
старший преподаватель кафедры «Торговля» Азербайджанского государственного экономического университета (г. Баку)

Ведущая роль предпринимателя в развитии деятельности предприятий
Проанализирована ведущая роль предпринимателя в обеспечении эффективной деятельности предприятия в рыночных условиях. Обобщен опыт работы холдинга «Азерсун», который добился успехов при умелом руководстве компанией менеджеров высшего звена. Указаны пути эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия при возрастающей роли предпринимателей
Ключевые слова: предприниматель, предприятие, рыночные условия, руководство компанией, конкуренция
УДК 330.145; ББК 65.291.572   Стр: 175 - 178

В условиях свободной и острой конкуренции в деятельности предприятия, наряду с активным регулирующим механизмом государства, важную роль играют индивидуальные особенности предпринимателя, его способности эффективно использовать имеющиеся материально-технические и финансовые ресурсы [1,2]. Личное умение предпринимателя, целенаправленное использование ими финансовых средств, творческое отношение к работе являются залогом успеха любого предприятия, независимо от формы собственности. Такой опыт работы имеется в Азербайджане.
Одним из таких предприятий является ОАО Бакинский маргариновый завод, входящий в состав холдинговой компании «Азерсун». По данным службы маркетинга и сбыта «Азерсун» в 2006 году на заводе была проведена крупная реконструкция и установлено современное технологическое оборудование. В результате было освоено производство масел «Тексун», «Финал», «Суперсун», «Соясун», «Блендо», «Салют», «Айсу» и «Паша», качество которых соответствует международным стандартам.
Продукция этого предприятия в настоящее время получает призы и награды на международных выставках, а система менеджмента качества компании получила сертификат соответствия ЭSO 9000. В настоящее время предприятие поставляет свою продукцию в десятки стран, в том числе в Россию и Грузию.
Приведенный конкретный пример показывает, что успехи компании, во многом связаны с умением руководителей-предпринимателей «направлять финансовые средства по приоритетным направлениям». Освоенные новая техника и технология обеспечили производство соответствующей мировому стандарту пищевой продукции и предприятие закрепилось как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Однако такая ситуация не во всех предприятиях одинакова. Одной из основных причин этого является слабая роль руководства, менеджеров предприятий, недостаточная мобилизация внутренних возможностей, способностей и умений. Другая причина состоит в том, что не все менеджеры адекватно реагируют на требования свободной рыночной экономики. Таким образом, осознание роли предпринимателя в управлении предприятием является очень важным вопросом для современного периода развития экономики Азербайджана.
Несмотря на обилие литературы о предпринимательстве, в силу различных организационно-экономических, социальных, психологических и морально-этических факторов, обоснованные рекомендации и предложения предпринимателей не полностью выполняются на предприятиях. Исследования показали, что предприятия нуждаются в эффективных и успешных предпринимателях, заботящихся о своем позитивном имидже, умеющих быстро приспосабливать производство к меняющимся рыночным условиям [3,4].
В настоящее время созданы реальные возможности для ускоренного развития предпринимательства в Азербайджане. Каждый желающий может выдвинуть обоснованные предложения в той или иной сфере и донести их до общественности. Опыт развития предпринимательства в Азербайджане показывает, что к этому процессу можно подойти с двух позиций: с точки зрения количества и качества. Работа, выполненная в Республике в количественном плане достойна внимания. Во всех отраслях экономики созданы частные иностранные и совместные предприятия, функционируют биржы. Активизировалась деятельность малых и средних предприятий. В 2010 году число таких предприятий в Азербайджанской Республике составило 14532 единиц, число работающих — 93205 человек, а объем производимой продукции — 1776880,5 тыс. манат [5].
В экономической литературе приводятся различные определения термина «предпринимательство», однако раскрыть его сущность одним емким предложением трудно. На самом деле сложность и многосторонность понятия «предпринимательство» объясняется тем, что авторы стараются подходить к понятию предприниматель и предпринимательство через исследуемые ими проблемы, что естественно. Опыт показывает, что предприниматель может эффективно влиять на все стороны деятельности предприятия, и оно может быть как положительным, так и отрицательным [6,7]. Все зависит от личных качеств каждого предпринимателя и состояния предпринимательской деятельности в стране [8]. Предприниматель должен уметь очень гибко влиять на обеспечение деятельности предприятия в условиях рынка, создавая новую продукцию, предлагая новые услуги, находя новые рынки, секторы или сегменты в действующем рынке, применяя в производстве новую технику и технологии, совершенствуя организацию производства, управляя предприятием современными способами и т.д.
Для успешного функционирования предприятия предприниматель должен реализовать возможности, указанные на рис. 1. Однако, для реализации этих возможностей предприниматель, в первую очередь, должен быть новатором, дальновидным, предприимчивым, образованным и хорошим организатором.
Рис. 1. Возможности предпринимателя в обеспечении деятельности предприятия в условиях рынка
Среди этих качеств самым важным является новаторство. Производственные факторы, новая техника и технология, качественные материалы и сырье, инструменты и устройства, компьютерная техника и т.д., сколь бы не были совершенными, достижение высокого результата, в конечном счете, зависит от главного условия — от личных качеств (знаний, умений и навыков) предпринимателя-новатора и поддержки его на государственном уровне. Существует множество литературы о личных качествах предпринимателя [1, 3, 6 и др.]. Однако, для обеспечения эффективной деятельности предприятия в рыночных условиях, предприниматель должен обладать личными качествами, указанными на рис. 2.
Рис. 2. Основные личные качества предпринимателя для обеспечения деятельности предприятия в условиях рынка
Как видно из рис.2, основные качества предпринимателя объединяют в себе все особенности, существующие в экономической литературе. Однако, для обеспечения эффективной деятельности предприятия в рыночных условиях, предприниматель должен обладать минимумом этих свойств.
Надо отметить, что эти качества сами носят комплексный характер и нередко объединяют в себе несколько производных свойств. Исследования показывают, что ряд предприятий после прохождения государственной регистрации поздно начинают свою деятельность или же приостанавливают деятельность на короткий срок. К основным причинам таких явлений можно отнести: неточное определение производимой продукции и предоставляемых услуг, недостаточный внутренний и внешний спрос на профильную продукцию предприятия, отсутствие в регионе благоприятной предпринимательской среды, некомпетентность самого предпринимателя, его незнание объективных законов рыночной экономики, неполное изучение спроса и предложения, малый опыт работы в рыночной среде, неосведомленность в законах и инструкциях, регулирующих рыночную сферу, незнание своих прав и обязанностей, страх риска и др. (рис. 3).
Рис. 3. Факторы и условия, препятствующие обеспечению деятельности предприятия в рыночных условиях
В экономической литературе приведены необходимые качества предпринимателя и пути достижения им успеха в рыночных условиях [6, 7, 8, 4 и др.]. Однако, соответствовать всем этим требованиям начинающий предприниматель не может в силу своей неопытности. Кроме того, каждому частному предприятию, помимо производства определенной продукции или оказания определенных услуг, приходится осуществлять еще и ряд других функций, особенно в период создания предприятия. В связи с этим необходимо определить качественные показатели по всем группам деятельности. Предприниматель, в общем контексте, может выполнять функции лидера, управляющего и специалиста. Лицо, задумавшее создать какое-либо предприятие, в первое время может сам выполнять работу по этим трем направлениям. В этом случае — будущий предприниматель — должен обладать особыми свойствами, присущими лидеру, управляющему и специалисту в конкретной области.
Опыт зарубежных стран показывает, что в обществе не так много людей, обладающих всеми этими качествами. Но при глубоком анализе выясняется, что в определенном отрезке времени можно различить 4 группы лиц, качественные показатели которых в условиях конкуренции могут привести к хорошим результатам. В первую группу обычно входят лица, обладающие финансовыми возможностями (обладают личными средствами или же имеют возможность получить выгодный кредит). Потенциальные качества этих лиц должны равняться сумме потенциальных качеств, присущих лидеру, управляющему и специалисту.
Интересным моментом является то, что лицо, обладающее финансовой возможностью, может передать ее трем последующим группам или другим лицам полностью или частично или же не передавать вовсе. В случае, если предприниматель выполняет все функции сам, то он должен быть универсальным, что усложняет его деятельность и отрицательно влияет на конечный результат. Поэтому при оценке личных качеств предпринимателя должно учитываться возможное распределение труда и распределение по группам: предприниматель, обладающий финансовой возможностью; лидер-предприниматель; управляющий-предприниматель; специалист-предприниматель. Решение же всех других вопросов будет зависеть от лица, обладающего финансовой возможностью. В случае выполнения всех функций лицом, имеющим финансовую возможность, получается совокупный предприниматель, который должен знать все, т.е. должен быть универсальным.
Изучение опыта зарубежных стран, а также Республики Азербайджан показывает, что в большинстве случаев при выполнении функций лидера, управленца и специалиста отдельными лицами, бизнес-деятельность оказывается более эффективной. Поэтому качественные показатели лидера-предпринимателя, управляющего-предпринимателя и специалиста-предпринимателя должны изучаться в отдельности. Основные личные качества предпринимателя, обладающего финансовыми возможностями, могут быть следующими: быть патриотом своей страны и уметь идти на разумный риск. Предприниматель, начинающий заниматься развитием отдельных отраслей экономики, должен обладать умением изыскивать инвестиции (привлекать инвесторов к отрасли). Большинство предпринимателей сталкиваются именно с этим, так как начинающий предприниматель, как правило, не обладает большими личными средствами. Он вынужден изыскивать финансовую поддержку на стороне. Здесь важную роль играет его умение убедить инвестора в выгодности инвестирования в производство данной продукции или услуги.
Таким образом, очевидна ведущая роль предпринимателя в обеспечении эффективной деятельности предприятия. Многое зависит от его личных качеств, который должен быть лидером, управленцем и специалистом. Если предприниматель не обладает такими качествами то он, как правило, не может обеспечить развитие предприятия в рыночных условиях, либо это будет достигнуто с трудом и с большими потерями на производстве.


Литература
1. Алиев Т.Н. Организация производственного предпринимательства на нефтеперерабатывающих предприятиях Азербайджана. — Баку: «Элм», 2000. — 200 с.
2. Предприятия в системе народного хозяйства. — М.:»Экономика», 2002. — 247 с.
3. Петров М.Н. Предприниматель и рынок. — СПб: Изд-во «Союз», 2002. — 320 с.
4. Энциклопедический словарь / Ф.А.Брокгауз, И.Эфрон. — Т.25. — СПб, 1998. — 422 с.
5. Azərbaycanэn statistik göstəriciləri — 2010. Bakэ: “Səda” nəşriyyatəı, 2011, 804 s.
6. Барр Р. Политическая экономия / Пер. с франц. В 2-х т., Т1. — М.: Международное отношение, 1995. — 608 с.
7. Кулиев Т.А. Регулируемая рыночная экономика. — Баку: «Нагыл эви», 2000. — 450 с.
8. Грин Р. 48 законов власти. — М., 2002. — 768 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия