Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИКА И ЭКОЛОГИЯ
Егорова Е. Н.
доцент кафедры финансов Морского государственного университета им. адм. Г.И. Невельского (г. Владивосток),
кандидат экономических наук


Совершенствование тарифной политики страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях
В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового обеспечения регулирования вопросов страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях. Вскрыты несоответствия в нормативно-правовой базе РФ закону «Об охране окружающей среды». Разработаны предложения по совершенствованию тарифной политики страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях, базирующиеся на использовании оценочного показателя «уровень экологического риска аварийного загрязнения нефтью морских акваторий»
Ключевые слова: экологическое страхование, аварийные разливы нефти на морских акваториях, страховые тарифы, матричный подход к оценке уровня риска
УДК 368.23:504.054 (26); ББК 65.271:39.49   Стр: 249 - 253

Рост во всем мире количества и масштабов инцидентов, связанных с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов в морских акваториях, обусловлен стремительным развитием технологий, позволяющих активизировать добычу углеводородов на шельфах морей, а также увеличением объемов транспортировок нефтяных углеводородов морскими путями посредством танкеров и трубопроводов. Аварийные разливы нефти, сопровождающиеся загрязнением акватории моря и прибрежной зоны, способны наносить катастрофический ущерб экологическим системам, а также объектам хозяйственной деятельности.
Проблемы обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращения экологических бедствий и техногенных катастроф в соответствии со «Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537, являются важнейшими задачами государства. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, планирует поддержание высокого уровня национальной безопасности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, в настоящее время государство уделяет значительное внимание вопросам экологической безопасности. С учетом фактора значительной протяженности территорий морских прибрежных зон Российской Федерации, особого внимания заслуживают вопросы обеспечения государством защиты морских акваторий от техногенных аварий и катастроф, связанных с разливами нефти.
Одним из эффективных способов воздействия на экологические риски наряду с установлением нормативных требований к техническим и экологическим показателям, является использование экономических инструментов стимулирования превентивной природоохранной деятельности.
Правовая сторона вопросов экологического страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях регулируется следующими основными законодательными актами: Гражданским кодексом РФ (часть 2, гл. 48) [2], Водным кодексом РФ [1], Кодексом торгового мореплавания РФ [4], Кодексом внутреннего водного транспорта РФ [3], Федеральными законами РФ «Об организации страхового дела в РФ» [10], «О взаимном страховании» [5], «Об охране окружающей среды» [11], «О континентальном шельфе РФ» [8], «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» [7], «Об исключительной экономической зоне РФ» [9] и др.
Нельзя не заметить, что формирование правового базиса, регулирующего вопросы защиты окружающей среды от аварийных разливов нефти, как правило, осуществляется не в порядке превентивных мер, а носит характер реакции на крупные аварийные инциденты. Подтверждением являются даты принятия международных конвенций, регулирующих ответственность за загрязнение нефтью, их новых редакций, протоколов и других документов в сопоставлении с датами крупных аварийных разливов нефти на морских акваториях. Общественное сознание привыкло действовать в форме реакции на уже произошедшие катастрофы путем принятия ряда законодательных инициатив по регулированию подобных инцидентов в будущем. Однако такой подход к обеспечению экологической безопасности на морских акваториях не способен быть эффективным. Нарастает необходимость комплексного научного подхода к решению проблемы принятия предупредительных законотворческих мер по регулированию эколого-экономического баланса интересов государства, бизнеса и общества.
Законом «Об охране окружающей среды» [11] установлено требование возмещения вреда окружающей среде в результате ее загрязнения в полном объеме. Невыполнению данного требования закона «Об охране окружающей среды» (или выполнению его не в полном объеме) способствует отсутствие ряда нормативно-правовых документов, содержащих инструменты его реализации.
Во-первых, отсутствует законодательный документ, четко определяющий требования по предоставлению потенциальными загрязнителями страхового (или иного финансового) покрытия потенциального ущерба в результате аварийного загрязнения окружающей среды. Речь идет о законе «Об обязательном экологическом страховании ущерба, наносимого хозяйствующими субъектами». Наличие подобного законодательного документа позволит переложить бремя компенсационных платежей за ущерб от аварийных загрязнений (а также затраты на ликвидацию последствий) с государственного бюджета на виновников загрязнения, в результате чего будет реализован в полном объеме принцип «загрязнитель — платит», являющийся одним из основных принципов экономики природопользования и охраны окружающей среды.
Во-вторых, отсутствуют разработанные и утвержденные нормативно-методические документы по оценке величины ущерба от техногенных аварий, позволяющие рассчитать величину компенсационных платежей за ущерб от загрязнения окружающей среды. Наличие подобных научно-обоснованных методических разработок позволит оперировать инструментами для расчета адекватной величины экономического ущерба, возникающего в результате нанесенного вреда окружающей среде. Существующие на сегодняшний день методические указания по оценке ущерба не могут быть использованы в целях расчета компенсационных выплат, поскольку данные методики основаны на укрупненном подходе. Укрупненный подход к оценке ущерба позволяет рассчитать условную величину ущерба, не отражающую размеры реального вреда, и приобретающую, скорее, форму штрафа за загрязнение. Укрупненный подход к оценке экономического ущерба «унаследован» из методов оценки, используемых в тоталитарной экономике нашего государства в прошлом, когда в условиях отсутствия рынка и частной собственности считалось, что ущерб в результате загрязнения окружающей среды наносится исключительно государству. При этом в задачи оценки экономического ущерба от загрязнения входило определение условной общей суммы денежных средств для уплаты в государственный бюджет. Имеется весомый недостаток в укрупненном подходе, не позволяющий использовать, базирующиеся на нем методики в целях расчета компенсационных платежей, который заключается в следующем. Расчет значений условных показателей, утвержденных в укрупненных методиках, опирается на затратный подход, учитывающий исключительно «природоохранные» затраты. При этом не принимались во внимание затраты на компенсационные мероприятия по восстановлению окружающей среды.
Таким образом, назрела острая необходимость разработки методического обеспечения оценки экономического ущерба, базирующегося на принципиально новом методологическом подходе — реципиентном [12].
Все вышеперечисленное обусловливает особую актуальность дальнейшего развития нормативно-правового базиса, регулирующего вопросы экологического страхования в РФ, включая страхование ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях, и имеющего важное социально-экономическое значение в вопросах обеспечения экологической безопасности акваторий и территорий регионов и страны в целом.
Необходимость финансового обеспечения ответственности за ущерб от загрязнения морских акваторий нефтью обусловлена тем, что размер экологического ущерба может быть огромным и способен привести судовладельца к банкротству. При регулировании вопросов экологического страхования аварийных разливов нефти и нефтепродуктов при морских транспортировках большую роль играют гарантии обеспечения исполнения обязательств по возмещению ущерба, что защищает как интересы реципиентов, так и участников морского бизнеса.
Ратифицированная РФ в 2000 г. «Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью» предусматривает для стран-участников введение обязательного страхования или иного обеспечения финансовых гарантий на случай гражданской ответственности за ущерб от загрязнения только для судов-танкеров, перевозящих свыше 2000 тонн нефти или нефтепродуктов в качестве груза. В этой связи ст. 323 «Кодекса торгового мореплавания» [4] содержит четкие указания о размере ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения нефтью: собственник судна, зарегистрированного в РФ и перевозящего наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, должен для покрытия своей ответственности за ущерб от загрязнения осуществить страхование или предоставить иное финансовое обеспечение ответственности. Аналогичные требования устанавливаются к иностранным судам, перевозящим наливом в качестве груза более 2000 тонн нефти, которые заходят в порты на территории РФ, либо прибывают к прибрежным сооружениям в территориальных морях РФ. При этом в соответствии со ст. 320 «Кодекса торгового мореплавания» [4] собственник судна имеет право на ограничение ответственности по одному инциденту на сумму, исчисляемую в зависимости от вместимости судна.
Все суда, транспортирующие нефть наливом делятся на две категории: вместимостью менее 5000 т и вместимостью более 5000 т. Для судов вместимостью менее 5000 т в соответствии с ФЗ № 41 от 14.06.2011 «О внесении изменений в кодекс торгового мореплавания РФ» устанавливается ограничение ответственности владельца судна в размере 4,51 миллиона расчетных единиц. Для судов вместимостью более 5000 т к сумме 4,51 млн. расчетных единиц добавляется 631 расчетная единица за каждую последующую тонну при условии, если общая сумма не превышает 89,77 млн расчетных единиц (табл. 1).

Таблица 1
Ограничение ответственности владельца судна за ущерб от загрязнения нефтью
Вместимость судна,
тонн
Ограничение ответственности владельца судна
Максимальная величина
финансовой ответственности
На единицу вместимости
(при максимальной загрузке)
Тыс. расчетных единиц
(СДР)
Тыс. руб.Тыс. расчетных единиц
(СДР)/т
Тыс. руб./т
Менее 5 0004 510202 9500,90240,59
Более 5 00089 7704 039 6500,64128,83

Таким образом, судовладельцы обязаны предоставлять финансовое обеспечение покрытия потенциального ущерба от загрязнения нефтью в форме страхования или иной форме при транспортировках более 2000 т нефти. Результаты расчетов показали, что сумма ответственности за ущерб от загрязнения нефтью при транспортировках нефти наливом ограничена минимальным и максимальным значениями: 202,95 млн руб. (при количестве груза от 2000 до 5000 т нефти) и 4 039,65 млн руб. (при количестве груза более 5000 т нефти) соответственно.
В целом, в законодательной базе РФ обязательность страхования гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде излагается не системно, отдельными разрозненными элементами. Отсутствие законодательных норм об обязательном экологическом страховании или страховании ущерба от аварийных разливов нефти, делает незащищенными интересы общества и государства в целом в вопросах экологической безопасности территорий и акваторий, позволяет уклониться виновникам аварийных загрязнений от финансовой ответственности и переложить обязательства по компенсации нанесенного ущерба на государственный бюджет.
Основой регулирования экономических инструментов экологического страхования является методическое обеспечение по расчету страховых сумм, премий и тарифов. В настоящее время актуальной является задача доработки, совершенствования и систематизации нормативно-методической документации по формированию тарифной политики в экологическом страховании.
Страховой суммой является установленная договором страхования или Федеральным Законом максимально возможная выплата возмещения страховщиком страхователю в случае возникновения ущерба от экологической аварии. Величина страховой суммы зависит от величины максимально возможного потенциального экологического ущерба в случае аварийного загрязнения окружающей среды.
Страховая выплата (страховое возмещение) — это фактический платеж, который осуществляется страховщиком в форме компенсационных платежей за ущерб от экологической аварии. Ущерб в экологическом страховании — это экономическая оценка экологического ущерба, нанесенного всем реципиентам в результате аварийного загрязнения окружающей среды.
Величина страховой выплаты зависит от фактически нанесенного ущерба и не может превышать величину страховой суммы. Исходя из страховой суммы, устанавливается размер страховой премии (страховых взносов).
Страховая премия представляет собой плату за страхование, которую страхователь передает страховщику за принятое им на себя обязательство осуществить страховую выплату при возникновении ущерба, предусмотренного в договоре страхования. Страховая премия каждого страхователя выражает долю его участия в формировании страхового фонда.
Страховая премия, как правило, рассчитывается на основании страховых тарифов путем умножения страховой суммы на страховой тариф. Тарифная политика страховой компании может опираться на различные способы определения страховых тарифов в зависимости от сферы страхования. Основными методологическими подходами к расчету страховых тарифов являются:
1. Статистический подход. Страховые тарифы рассчитываются статистическими методами, если страховые случаи характеризуются большой степенью повторяемости.
2. Априорный подход. Используется при отсутствии статистических данных о страховых случаях (например, редкие, крупные, глобальные по своим масштабам аварии), а также при разработке новых страховых продуктов. В расчет страховых тарифов включаются технические, технологические, конструктивные и иные характеристики страхуемых рисков, используются гипотетические оценки. При накапливании статистических данных страховые тарифы уточняются или пересчитываются.
3. Актуарный подход. Актуарные расчеты — это система математических и статистических методов, с помощью которых определяются:
— размеры страховых тарифов и доля участия каждого страхователя в создании страхового фонда;
— размер страхового фонда и его достаточность для выплат сумм страхового возмещения;
— эффективная страховая защита интересов страхователей.
Тарифная ставка является базой для определения доли участия каждого страхователя в формировании страхового фонда, за счет которого должны быть осуществлены страховые выплаты, покрыты прочие расходы страховщика и получена прибыль. Поэтому основная задача, которая ставится при расчете тарифной ставки, связана с прогнозированием суммы выплат по страховым случаям и других расходов страховщика, приходящихся на единицу страховой суммы.
Каждый из перечисленных подходов к расчету страховых тарифов имеет как достоинства, так и недостатки. Однако ни один из рассмотренных подходов не учитывает в формировании тарифной политики страховых компаний уровень экологического риска — характеристику, отражающую степень потенциальной экологической опасности возникновения аварийной ситуации и силу ее реализации.
Уровень экологического риска возникновения ущерба в результате аварийного загрязнения нефтью окружающей среды оценивается как вероятность возникновения аварии, объединенная с возможными негативными экологическими последствиями. Уровень экологического риска как инструмент формирования тарифной политики страховой компании в экологическом страховании — это оценочный инструмент, расчет которого предлагается осуществлять в форме балльной оценки как произведение соответствующего значения риска возникновения аварии на соответствующее значение потенциального ущерба:
LR = R × D ,
где LR — уровень экологического риска, баллы; R — риск возникновения аварийного загрязнения нефтью окружающей среды, баллы; D — ущерб окружающей среде в результате аварийного разлива нефти, баллы.
Для оценки уровня экологического риска предлагается использовать матричный подход. Матричный подход в оценке уровня экологического риска реализуется с помощью использования так называемой матрицы — таблицы, по строкам которой устанавливаются значения показателя риска возникновения аварийного разлива нефти, а по столбцам — значения показателя экологического ущерба [13]. На пересечении строк и столбцов находятся значения показателя «уровень экологического риска» (рис. 1).
Рис. 1. Матрица распределения значений уровня экологического риска
Матричный подход рекомендуется к использованию в документации «Руководство по управлению рисками. Международный Кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ)» [14] для управления всеми видами рисков на судах. Однако способ использования данного подхода в соответствии с документацией МКУБ сводится к установлению значений показателей риска и ущерба на основе экспертных оценок. Причем в роли экспертов, устанавливающих оценки, выступают специалисты по технике безопасности или экологи, ответственные за безопасность оцениваемых объектов. Таким экспертным оценкам рисков присущ субъективизм, который делает данный подход малоэффективным.
С целью совершенствования тарифной политики в экологическом страховании предлагается использовать матричный подход, базирующийся на статистически обоснованных значениях показателей риска (R) и ущерба (D) [13]. Для определения значений показателя экологического риска (R) была обработана статистическая информация об аварийных разливах нефти на морских акваториях (по данным некоммерческой организации CEDRE), и выявлены 4 рискообразующих фактора. По каждому фактору риска были обозначены 4 возможных значения, каждому их которых была присвоена соответствующая балльная оценка по результатам ранжирования (табл. 2).

Таблица 2
Значения факторов экологического риска и результаты их ранжирования
Оценка фактора
риска по результатам
ранжирования, баллы
Факторы риска возникновения аварийного загрязнения нефтью
Тип суднаТип нефтиМесто разливаСезон
1Пассажирское судноДистиллятыЯпонское море, западное побережье Тихого океанаОсень
2Другой тип суднаЛегкая нефтьКоралловое море, Восточно-Китайское мореЛето
3СухогрузСырая неочищенная нефтьСредиземное море, Южно-Китайское мореВесна
4ТанкерТяжелая нефтьАтлантический океан (Северное море, Бискайский залив)Зима


Ранжирование проводилось на основе обработки статистических данных по двум основным показателям: количество произошедших аварийных разливов и объем сброса нефти и нефтепродуктов в результате разлива. С помощью правил нечеткой логики на основе полученных балльных значений факторов были определены балльные значения показателя риска возникновения аварийного загрязнения (R) от 1 до 5 в соответствии с заданными значениями 4-х рискообразующих факторов.
Значения показателя экологического ущерба от аварийного разлива нефти (D) могут определяться на основе статистической информации о величинах компенсационных платежей за ущерб в форме страховых выплат, либо при отсутствии необходимых статистических данных, — другими научно обоснованными методами. Использование реципиентного подхода к оценке ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях, сопряжено с потребностью в наличии больших масштабов пространственной информации о состоянии природных ресурсов и объектах хозяйственной деятельности. Современный уровень развития информационных технологий позволяет реализовать поставленные задачи разработки геоинформационных систем и карт чувствительности, и решение их в настоящее время осуществляется интенсивными темпами. Для целей матричного подхода возможно определение пяти категорий ущерба в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в соответствии с которым выделяются 5 категорий разливов нефти и нефтепродуктов.
Комплексная схема оценки уровня экологического риска аварийных разливов нефти на морских акваториях отражает последовательность этапов определения значения каждого из показателей, на которых базируется результирующее значение LR (рис. 2).
Рис. 2. Комплексная схема оценки уровня экологического риска аварийных разливов нефти на морских акваториях
Показатель уровня экологического риска (LR) представляет собой индикатор вероятности возникновения аварийного загрязнения нефтью, объединенной с величиной потенциального ущерба. Использование такого индикатора в формировании страховых тарифов в экологическом страховании позволит дифференцировать величины страховых премий, уплачиваемых страхователями для формирования страховых фондов, с учетом вероятностных аспектов возникновения аварийного загрязнения, а также с учетом размера возможного ущерба.
В том случае, когда страховые тарифы по рассматриваемому виду страхования не превосходят 1–3% от страховой суммы, предлагается принять для минимального значения уровня экологического риска (1 балл) значение тарифной ставки 1%, для максимального значения уровня экологического риска (25 баллов) — 3%. При этом все возможные значения показателя LR сведены в таблицу для расчета соответствующих значений страховых тарифов с помощью арифметической прогрессии с шагом изменения 0,153846% (табл. 3).

Таблица 3
Распределение значений страхового тарифа по категориям уровня экологического риска
Категория уровня экологического риска и ее характеристикаЗначения уровня экологического риска (LR), баллыПроцентная норма значения в множестве данныхСтраховой тариф
(% от страховой суммы)
1низкий уровень риска101,00
27,61,15
315,31,31
2умеренный уровень риска4231,46
530,71,62
638,41,77
3высокий уровень риска846,11,92
953,82,08
4Очень высокий уровень риска1061,52,23
1269,22,38
1576,92,54
5недопустимо высокий уровень риска1684,62,69
2092,32,85
251003,00

Полученная на основе расчетных значений матрица распределения страховых тарифов в зависимости от уровня экологического риска, рекомендуется к применению в формировании тарифной политики экологического страхования (рис. 3).
Совершенствование тарифной политики страхования ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях с помощью развития матричного подхода, позволяет преодолеть несоответствие между принципами расчета экономических инструментов экологического страхования (страховая сумма, страховая премия, страховой тариф и страховая выплата) и оценочными показателями уровня экологического риска. Использование предлагаемого в данной статье подхода упорядочивает взаимосвязь между системой экономических инструментов экологического страхования и уровнем экологического риска, оценка которого базируется на матричном методологическом подходе с использованием методов статистики, теории вероятностей, правил нечеткой логики, а также методических инструментов экономической оценки экологического ущерба.
Подход к формированию тарифной политики страховых компаний, в основе которого лежит взаимосвязь и взаимозависимость страхового тарифа и уровня экологического риска, является перспективным и требует дальнейших научных разработок по созданию методического обеспечения. Преимуществом предлагаемого подхода к определению тарифных ставок в страховании ущерба от аварийных разливов нефти на морских акваториях является универсальность разработанного методического инструмента, который может быть адаптирован страховыми компаниями для применения в своей деятельности.
Рис. 3. Матрица распределения страховых тарифов в зависимости от уровня экологического риска


Литература
1. Водный кодекс РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ (ред. от 11.07.2011).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
3. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 22.02.2001 (ред. от 18.07.2011).
4. Кодекс торгового мореплавания от 30.04.1999 №81-ФЗ (ред. от 11.01.2011).
5. О взаимном страховании: ФЗ РФ от 29.11.2007 №286-ФЗ
6. О внесении изменений в кодекс торгового мореплавания РФ: ФЗ РФ от 14.06.2011 №41.
7. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ: ФЗ РФ от 31.07.1998 №155-ФЗ (ред. от 01.07.2011).
8. О континентальном шельфе РФ: ФЗ РФ от 30.11.1995 №187-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
9. Об исключительной экономической зоне РФ: ФЗ РФ от 17.12.1998 №191-ФЗ (ред. от 28.12.2010).
10. Об организации страхового дела в РФ: ФЗ РФ от 27.11.1992 № 4015-1.
11. Об охране окружающей среды: ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
12. Егорова Е. Экономическая оценка ущерба от разливов нефти на морских акваториях. — LAP: 2011. — 190 с.
13. Егорова Е.Н. Полищук Е.А. Использование матричной модели в оценке экологического риска аварийных разливов нефти на морских акваториях // Региональная экономика: теория и практика. — 2011. — №27(210). — С. 44–48.
14. Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ)). Требования по управлению для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения. Руководство по управлению рисками. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://selet-marine.com/wp-content/uploads/2011/06/Kodeks_01.06.2010.pdf

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия