Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Воронов А. А.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Концепция снижения экономических диспропорций между регионами Российской Федерации при помощи стабилизации российского федерализма и кластерного подхода в региональной экономике
В статье обсуждаются проблемы функционирования современных типов инфраструктуры регионов на фоне возрастающего интереса к вопросам теории и практики федерализма в России и в мире, что во многом объясняется недостаточным пониманием сущности федерации, суверенитета в федеративном государстве и т.д. Показано, что сложившиеся проблемы можно решать с помощью кластерного подхода в регионалистике
Ключевые слова: инфраструктура региональных рынков, федеративное государство, федерализм, регионалистика, политико-территориальная структура государства, промышленный округ, сеть, кластер
УДК 338.49; ББК 65.9(2)   Стр: 270 - 273

Для того чтобы иметь достаточно полную картину функционирования и развития инфраструктур во всем цивилизованном мире, а также для того, чтобы оценить, каким образом российская региональная инфраструктура (или отдельные регионы Российской Федерации) будет способствовать интеграционным процессам, необходимо дать краткую оценку региональной политики за рубежом и постсоветского периода в России. С другой стороны, снижение экономических диспропорций между регионами объективно может быть достигнуто стабилизацией российского федерализма, своеобразным «перестроением» взаимоотношений органов центральной власти с регионами страны.
Зарубежная региональная наука ушла далеко вперед по сравнению с российской региональной экономикой. Если в России мы говорим о развитии рыночных инфраструктурных преобразований, то Западная Европа, к примеру, миновав в своем развитии этот этап, ставит во главу угла вопросы урбанизации сельской местности, изучения проблем экономической географии с целью оптимизировать экологическую обстановку не только в регионах, но и в стране. Следует отметить, что за рубежом постоянно продолжаются дискуссии о необходимой степени и масштабах участия государства в регулировании хозяйственных процессов. Их начало восходит еще ко временам Адама Смита, в работах которого, несмотря на отрицание в целом участия государства в экономике, в то же время имелся весьма внушительный список видов государственной деятельности, которую он считал необходимой [1. С. 78–80]. Ни один из участников дискуссий не отвергает хозяйственное планирование как таковое, а также «цельную экономическую политику». Наоборот, в центре обсуждаемых концепций как раз стоит проблема правильного экономического планирования. Сторонники либеральной рыночной модели скептически относятся только к идее тотального планирования государством современного общественного хозяйства. Необходимость же плановой деятельности в экономике никогда не отрицалась ни одним сторонником рыночного хозяйства.
Темпы роста ВВП России в настоящее время явно ниже их потенциально возможного уровня. Непосредственной причиной этого служит неработоспособность механизмов регулирования и саморегулирования экономики, определяемая недостаточным развитием и влиянием конкуренции на внутреннем рынке.
Анализ показывает, что источником, запускающим механизмы дефектов экономической динамики, является необоснованно высокая доля операционных издержек в ценах конечного и промежуточного потребления, носящая устойчивый характер при отсутствии регулирующего воздействия конкуренции.
Вместе с тем, регионы не существуют изолированно, их экономика является частью экономики страны, поэтому в той или иной степени необходима координация как федеральных и региональных решений, так и стратегий развития соседних регионов. В настоящее время в России уже есть опыт согласования на федеральном уровне программ социально-экономического развития регионов и в меньшей степени — стратегий регионального развития. Этот опыт формирует различные подходы в построении модели сотрудничества субъектов Федерации друг с другом, иначе говоря, как должно выстраиваться межрегиональное сотрудничество при посредничестве федеральных органов власти [5, С. 58–62]. По мнению многих аналитиков, учитывая итоги реализации национальных проектов и межрегиональных социально-экономических и производственных программ, нередко складывается ситуация, при которой федеральный законодатель как бы провоцирует региональные власти на опережающее принятие собственных законов и возникновение в дальнейшем соответствующих противоречий. Более того, он нередко вторгается в сферу исключительной компетенции субъектов РФ. Основной Закон Российской Федерации прямо предусматривает возможность передачи органами исполнительной власти по соглашению с исполнительной властью субъектов РФ осуществление и своих полномочий, и наоборот. Главным в федерализме является не абсолютное тождество субъектов Федерации, а их единство в многообразии и разумное распределение полномочий и ответственности. И, конечно, это необходимо для дальнейшего развития и укрепления социально-экономических связей между регионами.
Современное состояние федеративных отношений и региональной политики в Российской Федерации характеризуется следующими тенденциями: поиском оптимальных форм децентрализации государственного управления; сочетанием законодательного и договорного регулирования федеративных отношений; обеспечением комплексного экономического и социального развития страны и ее регионов; повышением ответственности региональных и местных органов власти за решение общественно значимых задач.
Поэтому все чаще регионалисты стали обращаться к понятию «кластер», которое пришло к нам из трудов английского экономиста А. Маршалла, исследовавшего в конце ХIХ века индустриальные округа Великобритании. Но из сугубо теоретического оборота в практическую плоскость оно было переведено столетие спустя, после того как в конце 80-х годов ХХ века в Италии разразился кластерный бум, приведший производителей товаров широкого потребления к прорыву на мировых рынках. Потом «кластерная революция» покатилась по Европе, на рубеже веков достигла Америки и вот сегодня утверждается в России. Основой формирования современных производственных агломераций — кластеров — стали системообразующие отрасли: автомобилестроение, авиационно-космический комплекс, нефтехимия, а также инновационно-внедренческий сектор. Определим роль кластера в активизации инновационных процессов в регионе. По мнению М. Портера [4, С. 895], конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров — объединений фирм различных отраслей. При этом принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Проанализировав конкурентные возможности более 100 отраслей в десяти странах, М. Портер пришел к выводу, что наиболее конкурентоспособные транснациональные компании обычно не разбросаны бессистемно по разным странам, а имеют тенденцию концентрироваться в одной стране, а иногда даже в одном регионе страны. Объяснение этого явления состоит в следующем: одна или несколько фирм, достигая конкурентоспособности на мировом рынке, распространяет свое положительное влияние на ближайшее окружение — поставщиков, потребителей и конкурентов. А успехи окружения, в свою очередь, оказывают влияние на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании. В результате такого взаимовыгодного сотрудничества формируется «кластер» — сообщество фирм тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга.
Преимущества кластерного подхода как одного из методов повышения конкурентоспособности российской экономики становятся все более очевидными. По мнению профессора Майкла Портера, для того чтобы преуспеть в глобальной экономике, необходимо от вертикально-интегрированных структур перейти к процессу интеграции в кластеры. Реализация кластерной политики предполагает обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей. Развитие социально-экономических связей в регионе может идти на всех уровнях, в том числе на уровне межмуниципального взаимодействия внутри региона. Субъектами межмуниципального сотрудничества выступают муниципальные образования всех типов, в лице соответствующих органов местного самоуправления. Это особенно касается кооперационных связей более высоких уровней — регионального, межрегионального, общероссийского. Феномен кластера как отраслевой агломерации экономически взаимосвязанных предприятий на определенной территории известен со времен ремесленного производства. Однако только в последней четверти ХХ века промышленные кластеры начали рассматриваться как важный фактор экономического развития регионов.
Кластер — это, прежде всего, форма сети, поскольку близкое расположение фирм и организаций обеспечивает наличие определенных общностей и повышает частоту и силу взаимодействия. Кроме того, хорошо функционирующие кластеры выходят за пределы иерархических сетей и превращаются в решетки многочисленных перекрывающихся и подвижных взаимосвязей между индивидуалами, фирмами и организациями. Эти взаимосвязи существуют на постоянной основе, постепенно смещаются, а часто распространяются и на родственные отрасли. Заметим, что термин «кластер» имеет две ярко выраженные составляющие — отраслевую и территориальную. Поэтому различают:
— промышленный кластер, под которым понимается группа родственных взаимосвязанных отраслей промышленности и сферы услуг, наиболее успешно специализирующихся в международном разделении труда;
— региональный (локальный) кластер, т.е. группа географически сконцентрированных компаний из одной или смежных отраслей и поддерживающих их институтов, которая производит схожую или взаимодополняющую продукцию и характеризуется наличием информационного обмена между фирмами-членами кластера и их сотрудниками, за счет которого повышается конкурентоспособность кластера в мировом хозяйстве.
Для экономики государства, региона, отдельно взятой территории кластеры играют роль точек роста внутреннего рынка. Вслед за первым нередко образуются новые кластеры и конкурентоспособность страны (региона) в целом увеличивается.
Другим достоинством является возможность целенаправленной переориентации убыточных предприятий региона, предоставления адресных льгот определенным группам компаний, важным для экономики региона. В кластере обеспечивается прозрачность вклада предприятия в стоимость конечного продукта: он становится понятным для инвестора, то есть удовлетворяет условиям инвестиционной привлекательности. Власти получают возможность регулирования инвестиционных потоков и оценки эффективности вложений на основе приоритетности развития региональных кластеров.
Изучение методологических подходов, передового зарубежного и отечественного опыта формирования производственных кластеров позволяет утверждать, что для осуществления этого процесса требуется ряд предпосылок.
1. Наличие совокупности предприятий, взаимодействующих в рамках бизнес-процессов, использующих конкурентные преимущества территории и ориентированных на динамично развивающиеся сегменты рынка.
2. Функционирование значительного числа малых и средних предприятий, использующих различные, но с некоторыми общими чертами технологии и/или специализирующихся на выпуске одного или нескольких видов изделий.
3. Наличие научных организаций с высокой предпринимательской культурой; квалифицированной рабочей силы; свободных производственных помещений и инфраструктуры, необходимых для организации бизнеса.
4. Хорошо развитая инфраструктура, поддерживающая промышленное развитие (технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-технические центры, промышленные зоны, инновационно-промышленные комплексы, агентства по развитию субконтрактных отношений).
5. Сильные торгово-промышленные палаты и эффективные профессиональные ассоциации, которые предоставляют компаниям возможность встречаться и обмениваться опытом.
6. Атмосфера доверия и творчества, являющаяся следствием тех взаимных преимуществ, которыми пользуются предприятия, расположенные на одной территории.
7. Политика региональных органов власти и управления, направленная на поддержку и развитие кластеров.
Постоянное взаимодействие фирм внутри кластера способствует формальному и неформальному обмену знаниями и профессиональными навыками. А образование так называемой «критической массы» компаний в кластере служит стимулом для дальнейшего привлечения новых компаний, инвестиций, услуг и поставщиков, а также поддерживает процессы формирования собственных профессиональных кадров.
К позитивным условиям, влияющим на формирование кластеров, относятся, прежде всего, развитая технологическая культура и психологическая готовность к кооперации.
В то же время можно выделить ряд факторов, препятствующих развитию кластеров:
низкое качество бизнес-климата и уровня развития инфраструктуры;
неадекватность образовательных и научно-исследовательских программ потребностям экономики;
слабые связи между производственным сектором, образовательными и научными организациями;
низкая эффективность отраслевых и профессиональных организаций;
широко используемый краткосрочный горизонт планирования, в то время как в случае кластерного управления реальные выгоды от развития кластера появляются не ранее чем через 5–7 лет.
Роль органов власти состоит в том, чтобы поддерживать развитие позитивных факторов и способствовать преодолению препятствий, используя все возможные меры для улучшения общеэкономического климата в регионе. Несколько упрощая, можно сказать, что с помощью кластеров органы государственной власти и управления могут эффективнее использовать новые рыночные тенденции для социально-экономического развития региона. Кластерный подход предоставляет органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом, приводит к более глубокому пониманию его характерных показателей и тактических задач, дает возможность целенаправленного и мотивированного реального стратегического планирования ресурсов региона, развития территорий и повышения конкурентоспособности экономики.
Изучение и анализ теоретико-методологических подходов, зарубежного и отечественного опыта позволило определить технологию формирования кластеров в регионе, предусматривающую три основных этапа.
Принципиальное значение имеет первый этап — предварительный, на котором определяется потенциал кластеризации и разрабатывается программа реализации кластерных проектов.
Задача второго этапа — активизация процессов кластеризации в регионе, подключение к этим процессам возможных участников. Для того чтобы процесс кластеризации реально начался, требуется инициатива властных структур региона. Действия властей должны быть направлены, прежде всего, на формирование координационного центра с целью планирования и реализации кластерных проектов, лоббирования интересов их участников, разрешения внутренних конфликтов, координации деятельности, содействия развитию.
Кластер предполагает взаимодействие различных структур и организаций, поэтому членами координационного совета могут стать все заинтересованные в его создании и развитии лица: представители местных органов власти, различных объединений и союзов предпринимателей, крупных компаний и образовательных учреждений региона.
На завершающем этапе выполняется оценка функционирования кластеров на основе показателей, характеризующих экономическое развитие. По результатам оценки осуществляется корректировка программы развития кластеров, проводятся необходимые изменения в их деятельности.
Для того чтобы кластеры стали действенным механизмом роста конкурентоспособности региональной экономики, необходимо активизировать работу в этом направлении как со стороны правительственных и предпринимательских структур, так и организаций, обеспечивающих информационное и методическое обслуживание. Тогда функции по обеспечению инициирования разработки стратегий развития кластеров, содействию их организационному развитию и основному объему финансовой поддержки кластерных инициатив будут реализовываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Однако на получение результата в краткосрочной перспективе нацелены разве что создатели кластеров информационных технологий. Это может быть связано с тем, что специфика работы в данной сфере не требует больших затрат на основные фонды, а также данные кластеры создаются в крупных городах на базе существующих образовательных и научных центров. Основными проблемами при реализации проектов по созданию кластеров являются сложности в поиске финансирования и инвестиций, устаревшие и изношенные основные фонды, кадровая проблема. В некоторых регионах также наблюдается слабая проработка стратегии в части анализов приоритетов развития. Ключевыми точками роста выбираются практически все отрасли территории, что приводит к распылению сил, нехватке ресурсов на воплощение всех проектов в жизнь. Так как большая часть проектов затрагивает сферу промышленного производства, особенно остро встает проблема кадрового голода. В регионах наблюдается практически повсеместно нехватка квалифицированных рабочих и инженерно-технических кадров. На большинстве промышленных предприятий задействованы сотрудники старшего поколения, кадровый состав практически не обновляется, отсутствует достаточный приток молодой рабочей силы. Для сельскохозяйственной отрасли данная проблема тоже достаточно актуальна и связана, прежде всего, с сокращением сельского населения в принципе.
Можно сделать вывод, что успешная реализация проекта возможна только при учете интересов и активном участии всех сторон — органов государственной власти, представителей бизнес-сообщества и некоммерческих организаций, населения региона. А это, в свою очередь, предъявляет высокие требования к качеству разработки проектов, требуется соблюдение поэтапности их реализации. Для того чтобы проект по созданию кластера стал успешным, необходимо сделать качественную диагностику, оценить уровень социально-экономического развития региона, провести комплекс исследований.
После завершения аналитических работ следует этап выработки стратегии формирования кластера, создания его модели и системы мер содействия развитию кластера. Далее следует формирование органа управления кластером. Несмотря на то, что многие кластеры уже имеют основу для своего развития, как материально-производственную, так и сложившиеся связи между основными предприятиями и их поставщиками, возникают проблемы, связанные с технологической отсталостью данных производств, низкой производительностью труда, устаревшим парком оборудования и т.д. Все регионы сталкиваются также с проблемой «продвижения» кластеров на внутренних и внешних рынках. Для успешной реализации проектов требуется информационная поддержка и формирование образа региональных, либо муниципальных властей как деловых партнеров для бизнеса. При продвижении серьезными преимуществами регионов является состояние системы правопорядка и обеспечения безопасности граждан и бизнеса, низкая степень бюрократизации, наличие ясной и понятной экономической политики, ее преемственность и принятие территориальной элитой. Одной из проблем при построении кластеров являются сложности с поиском финансирования. Для эффективного решения этого вопроса необходимо внедрение гибкой финансово-кредитной политики для стимулирования развития предприятий кластера.
Другой способ решения данной проблемы — привлечение инвесторов, крупных зарубежных партнеров. Если говорить о реальной ситуации в регионах, участие зарубежных партнеров при реализации проектов не слишком высоко. Однако существуют отдельные проекты, к которым иностранные компании проявляют интерес. Например, заинтересованность в создании новых текстильно-промышленных производств в Ивановском регионе проявили японская, индийская и индонезийская компании. К созданию химического кластера в Тамбовской области проявил интерес германский химический концерн «Хест». В Тульской области в построении Новомосковского экономического кластера планирует принять участие международная компания Procter & Gamble. При создании автомобильного кластера в Калужской области будут задействованы китайские партнеры. Для формирования кластера автокомпонентов в Ярославской области планируется привлечь в регион известных западных инвесторов-производителей шинной продукции. В Приволжском федеральном округе интерес зарубежных партнеров вызвали кластеры, связанные с машиностроением, наукоемкими производствами, пищевой промышленностью и производством стройматериалов.
Основной тенденцией является то, что руководители исполнительной власти регионов осознают перспективность кластерного подхода как стратегии повышения конкурентоспособности региона. Зарубежный опыт, в частности опыт скандинавских стран, позволяет утверждать, что кластерный подход способен вывести экономику региона на новый уровень развития. Несмотря на кризисные явления, интерес к кластерной политике со стороны руководителей органов государственной власти нашей страны остается на высоком уровне.
Сегодня кластерный подход рассматривается на федеральном уровне в качестве одного из инструментов интенсификации социально-экономического развития региональной экономики. В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2012–2014 гг.) отмечено, что формирование и развитие кластеров необходимо для перехода от малоэффективного выравнивания к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Тем не менее, специалисты подчеркивают, что реализация кластерной политики должна являться лишь частью комплексного подхода к социально-экономическому развитию региона, как к определенной форме развития межмуниципального сотрудничества. Целостность и сила российского государства основаны на единстве его многонационального народа. Это единство требует бережного отношения к национальной самобытности всех народов, объединивших свои территории и способы хозяйствования, культуры и традиции в рамках Федерации. Принятие нормативных правовых актов об основах государственной региональной политики — необходимая мера, но она достигнет своей цели только при условии одновременного внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство и законодательства регионов.


Литература
1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник. - М.: Омега-Л; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007.
2. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности: Пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Международные отношения. - 2003.
3. Конституционное право России: Учебник // Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. - М.: Юристъ. - 2003.
4. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения. - 1993.
5. Проблемы становления гражданского общества в России. Материалы научного семинара. - Вып. № 5. - М., 2004.
6. Столяров М.В. Суверенитет и демократия (к постановке вопроса о суверенной демократии в Российской Федерации). - М., 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия