| | Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Дмитриева Н. Н. cтарший преподаватель кафедры финансов и кредита Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления (г.Улан-Удэ)
| |
| | Статья посвящена рассмотрению динамики основных характеристик бедности и определяющих ее факторов. В статье анализируется современная экономическая ситуация и уровень доходов в Республике Бурятия. Рассматриваются предпринимаемые меры и предлагаются рекомендации по изменению существующей ситуации | Ключевые слова: бедность, уровень доходов, дифференциация, оплата труда, институциональные факторы, уровень жизни населения | УДК 330.837:364.3(571.54); ББК 65.010.11:65.261.4-94 Стр: 300 - 302 | Сложная экономическая ситуация в стране привела к кардинальным преобразованиям в экономической и социальной структуре российского общества, углублению уровня жизни основной массы россиян. Бедность, безработица, социальная неустроенность, неудовлетворенность условиями и оплатой труда увеличили процесс расслоения населения на классы [2]. Так, число бедных в России в I полугодии 2011 года выросло на 2 млн человек по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигло 21,1 млн. За чертой бедности остается треть населения страны, а количество миллионеров и их доходы растут. Как отмечает В. Назаров, соруководитель экспертной группы № 9 по программе «Стратегия-2020», «Действительно, есть тенденция, что доходы населения растут медленнее, чем это было до кризиса. Периодически могут возникать ценовые шоки в товарах, которые входят в прожиточный минимум, в результате это может привести к тому, что число людей с доходами ниже прожиточного минимума будет увеличиваться» [5]. Недостаточное внимание к этой проблеме в ближайшее время может привести к негативным последствиям.
Следует отметить, что у большей части населения субъектов России доходы ниже среднероссийского уровня. Пространственная дифференциация доходов, территориальная асимметрия социально-экономической системы, масштабы бедности, значительные разрывы в уровне жизни населения выступают острейшими факторами экономической, социальной и демографической динамики страны в целом и ее регионов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе [1].
В январе-ноябре 2011 г. большую часть денежных доходов население Республики Бурятия использовало на потребительские цели 115569,9 млн руб. На уплату налогов и взносов истрачено 15026,8 млн руб., на покупку валюты — 3144,5 млн руб., на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах — 451,2 млн руб.
Анализ показателей уровня жизни населения Бурятии показал, что в республике наблюдается положительная тенденция (таблица 1). Так, среднедушевые денежные доходы населения в 2010 г. выросли к уровню 2006 г. в 2 раза, среднемесячная начисленная заработная плата в 1,96 раза, средний размер пенсий в 2,66 раза, величина прожиточного минимума в 1,5 раза, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась на 32,5%.
Таблица 1
Динамика показателей уровня жизни населения Республики Бурятия [4] | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2010 в % к 2006 |
---|
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. | 7020 | 8891,5 | 11298,5 | 13037,5 | 13997,5 | 199,4 | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (без выплат социального характера), руб. | 9190 | 11528,6 | 14417,0 | 15976,2 | 17999,7 | 195,9 | Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. | 2666 | 3483,1 | 4281,2 | 5828,4 | 7093,2 | 266,1 | Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения), руб. в месяц | 3612 | 4127 | 4566 | 4974 | 5532 | 153,1 | Численность населения с денежными доходами ниже величины ПМ: всего, тыс. человек в % от общей численности населения |
286 30 |
239,6 25,0 |
196,6 20,5 |
182,0 18,9 |
193,1 19,9 |
67,5 66,3 | Соотношение с величиной прожиточного минимума среднедушевых денежных доходов, в % | 194 | 215,4 | 247,4 | 261,6 | 252,6 | 130,2 |
В 2010 г. среднедушевые денежные доходы составили 13997,5 руб. в месяц (2009 г.- 13037,5 руб.), т.е. выросли на 7,4%. Реальные располагаемые денежные доходы в 2010 г. снизились на 4,7% по сравнению с предыдущим годом. Среднемесячная начисленная заработная плата выросла до 18 тыс. руб. и в реальном выражении относительно предыдущего года увеличилась на 12,7%.
Несмотря на возрастание величины среднедушевых денежных доходов населения, социально-экономическая напряженность не только не идет на убыль, а наоборот, возрастает. Это связано, прежде всего, с ростом доходов высокодоходного населения, что влечет за собой все более широкий разрыв с населением, чьи доходы ниже прожиточного минимума. Анализ распределения общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения показал, что пятая группа (с наибольшими доходами) составляет почти половину всех денежных доходов населения. Доля первой группы (с наименьшими доходами) не снижается и остается на уровне 5,4%. Таким образом, разрыв между 1-й и 5-й группами составляет в 8,7 раз в 2008–2009 г.г. Такой же уровень наблюдался и в 2010 г. (рис.1).
до 2000,0 | 1,4 | от 2000,1 до 4000,0 | 8,7 | от 4000,1 до 6000,0 | 12,9 | от 6000,1 до 8000,0 | 13 | от 8000,1 до 10000,0 | 11,4 | от 10000,1 до 15000,0 | 20,7 | от 15000,1 до 25000,0 | 19,4 | свыше 25000,0 | 12,6 | Рис. 1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в Республике Бурятия за 2010 г., в % [6].
На современном этапе социально-экономического развития республики наличие значительных разрывов в уровне жизни населения является одним из острейших институциональных факторов, без решения которых невозможно преодоление бедности в регионе.
Уровень доходов населения и их распределение является одной из главных точек социальной напряженности, и поэтому выступает ключевой проблемой формирования эффективной модели экономической и социальной политики. Последнее связано с тем, что механизм распределения определяет уровень и качество жизни населения, наполняет реальным содержанием не только социальные, но и экономические взаимоотношения: тенденцию, динамику, формы потребления и сбережения, становление финансовых институтов, трансформирующих их в инвестиции, форма и размер которых задают траекторию экономического роста.
Показатель неравенства, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в виде степени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного их распределения между жителями стран, — коэффициент Джини, в России резко вырос в 1990-е гг. В последние годы, по данным Росстата, он стабилен: 0,421 — в 2010 г. и 0,411 — в 2011 г. Это свидетельствует о том, что власти принимают меры по снижению уровня бедности, пытаясь успеть за инфляцией, поднимая пенсии, пособия и минимальные зарплаты. Однако, проводимая государством социальная и экономическая политика крайне неэффективна. В Республике Бурятия коэффициент Джини за анализируемый период достиг минимального значения в 2007 году — 0, 398 (рис. 2). Далее наблюдается стабильный рост, и в 2009 году данный индекс достиг уровня — 0,411. Дифференциация доходов населения Республики Бурятия является препятствием в развитии региона, в повышении уровня жизни населения и качества жизни, сокращении сбережений и внутреннего спроса, притока инвестиций. | | | Рис. 2. Динамика индекса Джини в Республике Бурятия в 2006–2010 гг. [6] | Соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), также используется для оценки дифференциации доходов. В период 2006–2007 гг. данный показатель находился на одном уровне — 14,1, в 2008–2009 гг. произошло увеличение. Максимальной величины за анализируемый период в 15,5 раз он достиг в 2009 г. Снижение произошло в 2010 г. до уровня 15,2 (рис. 3). | | | Рис. 3. Динамика коэффициента фондов (коэффициента дифференциации доходов) в Республике Бурятия, в разах [6] | Демографическая ситуация, сложившаяся в Республике Бурятия, отражает общие тенденции ее развития в Сибирском федеральном округе. В 2011 году сохранился процесс сокращения численности населения республики за счёт миграционной убыли. Необходимо отметить большую роль рынка труда в процессе миграционного оттока Республики Бурятия. Высокий уровень безработицы отрицательно сказывается на предпочтениях граждан, и они продолжают «голосовать ногами».
В социально-экономическом развитии республики существуют проблемы, которые необходимо преодолевать, такие как:
● недостаточная инвестиционная составляющая;
● высокая безработица;
● слабое развитие агропромышленного комплекса республики;
● высокая доля безвозмездных поступлений в структуре доходов бюджета республики;
● растет концентрация бедности в семьях с детьми;
● все большее значение приобретает феномен «работающие бедные»;
● система адресной социальной помощи и налоговая система не направлены на поддержку беднейших слоев населения и вывод хотя бы части бедных семей на самообеспечение.
Неравенство в доходах является одним из факторов сохранения числа бедного населения. В республике Бурятия за 2010 г. доля населения, доходы которых не превышали уровня прожиточного минимума, составляла 20% от общей численности населения, это на 7,3% больше аналогичного показателя в целом по РФ.
Все вышеперечисленные проблемы требуют срочного государственного вмешательства в существующую систему распределения денежных доходов, разработки мер по устранению пространственной дифференциации, а также стратегий, направленных на снижение уровня бедности и повышения качества жизни населения.
Для решения поставленных задач необходимо обращать внимание, в первую очередь, на конкуренцию со стороны других регионов в привлечении стратегических и институциональных инвесторов, а также на конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и необходимость привлечения молодого трудоспособного поколения к экономической деятельности [3].
Такими решениями могут стать молодежные предпринимательские инициативы, бизнес-инкубаторы, находящие поддержку и начальное финансирование за счет средств бюджета и потенциальных инвесторов. На сегодняшний день велика доля неработающего мужского населения в возрасте от 20 до 24 лет. Это обусловлено в первую очередь недоверием к власти, невостребованностью выпускников высших учебных заведений на рынке труда. Росстат представил новое обследование населения по проблемам занятости, в котором подтвердил рост безработицы с 6,1% в июне до 6,5% в июле 2011 года.
Одним из решений проблемы является расширение круга получателей жилищных субсидий. Таковыми могут являться молодые семьи и молодые специалисты в возрасте до 35 лет. Жилищная проблема продолжает оставаться довольно острой на сегодняшний день. Также решением может являться, широко распространенная в советские времена система молодежных жилищных кооперативов. Это создаст дополнительные рабочие места и необходимый стимул для труда молодому поколению, особенно для специалистов бюджетной сферы, где доходы остаются на низком уровне. Так, в Республике Бурятия, с 2007 года успешно реализуется программа поддержки молодых семей, занятых в государственном секторе, путем создания дачных некоммерческих товариществ. Республика является первым регионом, предложившим и успешно внедряющим данную инициативу. Но проблемой остается не отлаженная система государственной поддержки в прокладке коммуникаций и развитии инфраструктуры товариществ.
Для решения проблем в аграрной сфере, считаем необходимым, создать комплекс мер, направленных на продажу сельхозпродукции напрямую покупателям от населения, избегая посредников и розничные продажи. В дальнейшем целесообразна переработки сельхозпродукции и продажи в другие регионы. Необходима гарантированная система кредитования государственных закупок продукции, стимулирующая самозанятость сельского населения. Следует тщательно разработать меры по формированию источников финансирования этих мероприятий.
Определяющим фактором бедности в семьях с детьми является размер трудовых доходов родителей. Также на благосостояние бедных семей влияют факторы, связанные с демографической структурой и образовательным уровнем. Политика оплаты труда здесь является главным регулятором бедности.
Раньше наблюдалась прямая зависимость между уровнем образования и доходом. Сейчас же происходит постепенное стирание этой связи. Увеличивается число «образованных бедных». Большая доля приходится на работников государственного сектора. Это может повлечь неотвратимые изменения в сознании общества. Чтобы исключить предполагаемые изменения, необходимо поднять уровень заработной платы работников бюджетной сферы до обоснованного уровня.
Немаловажным фактором в оценке степени бедности является налоговая политика в отношении домашних хозяйств. Надо разработать меры по применению прогрессивной системы налогообложения домашних хозяйств.
Подводя итог, можно выделить три основных направления работы по снижению уровня бедности и сокращения неравенства. Это, во-первых, меры по заработной плате, прежде всего в области МРОТ, во-вторых, мероприятия на рынке труда, и, в-третьих, изменения в налоговой системе.
Экономический рост и улучшение условий жизни населения — два органически неразрывно связанных между собой процесса. Обеднение населения страны и негативные последствия этого процесса требуют незамедлительных действий на всех уровнях формирования социальной и экономической политики. |
| |
|
|