Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Идзиев Г. И.
старший научный сотрудник Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра РАН (г. Махачкала),
кандидат экономических наук

Цапиева О. К.
заместитель директора по научной работе Института социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской Академии наук,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный экономист РФ

Эсетова А. М.
заведующий кафедрой мировой экономики Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
доктор экономических наук, профессор


Инновационное развитие промышленности региона и его роль в формировании конкурентоспособных производств
В статье рассматриваются проблемы формирования концепции инновационного развития в качестве приоритета промышленной политики. Дана характеристика, адаптированных к условиям инновационной активности бизнеса, направлениям развития машиностроения в Республике Дагестан
Ключевые слова: инновации, промышленность, конкурентоспособность, регион, промышленная политика региона
УДК 332.142; ББК 65.9   Стр: 303 - 307

Необходимость формирования новой концепции инновационного развития в качестве приоритета национальной промышленной политики является все более очевидной. В этом вопросе существует острая потребность не только в определении четких стратегических ориентиров для открытой экономики, имеющей гетерогенный характер и значительный накопленный интеллектуальный капитал, но и в тактике их достижения. Необходимо формирование нового подхода к системе, формирование национального альянса на региональном и федеральном уровнях, создаваемого под достижение вполне конкретных стратегических целей, а также формирование сети между региональными командами профессиональных менеджеров и координация их действий в рамках всего экономического пространства. Только в этом случае, на смену старой системе будет постепенно, в процессе замещения, приходить новая, более здоровая и более конкурентоспособная система. Конкурентоспособность сегодня называют основным источником устойчивого экономического роста. Ее основой, в свою очередь, является инновационная активность бизнеса. Успех, особенно глобальный, во все большей степени обусловлен обновлением технологий, освоением новых рыночных ниш и организационными нововведениями (которые принято называть институциональными инновациями) [1].
Исследования показывают, что инновационная активность российских предприятий остается на низком уровне. Практически не используется инновационный потенциал российской науки и системы образования. Хотя в последнее время правительство предпринимает усилия для формирования у хозяйствующих субъектов стимулов к инновациям.
Вместе с тем, в настоящее время в рамках расширения использования программно-целевых методов управления социально-экономическим развитием необходим более явный акцент на стимулировании инновационной активности. Поддержка инноваций должна стать одним из приоритетов в политике правительства.
Инновационное развитие можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны — это активное внедрение и продвижение на рынок продуктовых инноваций, с другой — расширенное воспроизводство капитала предприятия основанное на применении технологических инноваций, переход к новому технологическому базису. Быстрая смена технологий во многих отраслях приводит к созданию большого количества модификаций и сокращению инновационных циклов.
Создание гибкой и быстрореагирующей на негативные изменения внешней среды экономической системы с сильными внутренними связями, способной к быстрой смене внутренних настроек в зависимости от глубины и длительности внешних и внутренних воздействий является чрезвычайно сложной задачей. Особенно, если: речь идет о России — стране с высокой диверсификацией внутренних ресурсов, разнообразием региональных «сравнительных преимуществ» и многообразием национального «инновационного входа» — широким спектром исследований и разработок и осуществляемой подготовки кадров высшей квалификации.
Как показывает мировой опыт, правильный выбор стратегии концентрации национальных ресурсов имеет чрезвычайно большое значение для устойчивого, инновационно-ориентированного развития. Такая стратегия определяется в рамках промышленной политики.
Промышленная политика направлена на решение вполне конкретных проблем национального развития: на преодоление экономической зависимости за счет улучшения платежного баланса по текущим операциям; на снятие барьеров в виде ресурсных ограничений в связи, к примеру, с резким удорожанием энергоресурсов; на повышение устойчивости частного национального бизнеса в условиях усиления открытости национальной экономики и т.д. Поскольку конкретные ситуации в многогранной современной мировой экономике порой прогнозировать довольно сложно, то одним из основных принципов промышленной политики является принцип «изучать действуя» [2].
Промышленная политика не является только государственной, это политика национальная. В ее формировании и осуществлении на равных принимают участие частные национальные компании, федеральный центр и регионы.
В России должно происходить формирование промышленной политики первоначально на уровне регионов, что позволит определить перспективные направления концентрации региональных сырьевых, финансовых и, главное, интеллектуальных ресурсов и только на этой основе возможно формирование общенациональной промышленной политики, основным содержанием которой станет координация межрегиональных промышленных стратегий. Такой должна быть стратегия промышленного развития сложной экономической системы.
Одним из основных элементов промышленной политики региона является выбор перспективных отраслей. Такой выбор строится на основе принципа «сравнительных преимуществ» и с учетом условий планируемых рынков сбыта промышленной продукции. Постепенное увеличение доходности от избранных направлений промышленного развития, расширение процесса реинвестирования в эти направления и действие эффекта мультипликатора инвестиций позволяет достичь мощного эффекта. При этом другой стороной выбора приоритетных отраслей является одновременно выбор и структурно-неперспективных отраслей, которым должно быть рекомендовано постепенное перепрофилирование на производство новой, более технологичной продукции. Подобное одновременное сосуществование перспективных и отживших отраслей создает угрозу успешной реализации промышленной политики.
Главное в промышленной политике региона — это эффективная и быстрая реструктуризация, перемещение ресурсов от старых, отживших отраслей к новым, создаваемым на основе принципиально новых технологий (особенно создаваемых «на стыке» научных дисциплин) и позволяющим замещать выводимую из производства продукцию более дешевым импортом.
Состояние структуры имеет большое значение для развития экономики; чем гибче структура экономики, тем успешнее ее развитие. Именно эффективные структурные изменения являются в настоящее время условием поступательного экономического роста любого региона.
На отраслевую структуру промышленности Республики Дагестан оказали влияние, во-первых, политика СССР и особенности структуры экономики России; во-вторых, запасы и структура природных ресурсов (нефть, газ, пищевое сырье, строительное сырье); в-третьих, исторический характер региона (развитие различных народных промыслов); в-четвертых, социально-экономическое положение региона.
Резкое сокращение государственных заказов предприятиям ВПК в процессе конверсии в конце 80-х — начале 90-х гг. оказалось губительным для республики. Около 70% объема производства составляла военная продукция. Разрушение прежних производственных и торговых связей в результате распада СССР, ускоренная либерализация экономики на рыночных принципах породила в регионе качественно новые структурные проблемы, негативное влияние которых усиливалось узкоотраслевой специализацией производства, большой удаленностью от главных рынков, слабой социальной защищенностью. К числу таких проблем относятся: отток финансовых ресурсов (предпринимательских доходов), острый кризис платежеспособности, потеря конкурентоспособности многих производств и экономических связей из-за опережающего роста транспортных и энергетических тарифов, усиление дифференциации районов по уровню доходов населения. Эти явления переходного периода наиболее болезненно проявляются в районах горного Дагестана, а также в городах и районах с наибольшей концентрацией депрессивных отраслей или предприятий (например, поселок городского типа Дагестанские Огни).
В результате образованный дисбаланс между располагаемым экономическим потенциалом и уровнем производства обусловил одно из ключевых противоречий нынешней фазы кризиса дагестанской экономики: неиспользуемый производственный потенциал составляет сейчас около 4/5 от имеющихся возможностей производства. Закономерным результатом такого падения производства стал не только вывод из строя значительной части производственного потенциала, но и повсеместный обвал уровня рентабельности еще функционирующей его части. Удельный вес убыточных предприятий реального сектора экономики достиг в настоящее время 57% (1990 г. — 3% всех предприятий). Размеры прибыли и амортизационных фондов подавляющего большинства другой половины предприятий этого сектора не обеспечивают нормальных условий не только для расширенного, но и для простого воспроизводства.
Промышленный потенциал Дагестана определяется в основном предприятиями машиностроительного комплекса. В его состав входят около 40 предприятий, из которых 19 — предприятия оборонных отраслей, ориентировавшихся в прошлом на выполнение оборонного заказа.
В современных условиях машиностроение и связанные с ним технологии характеризуют уровень развития стран, основу их экономического могущества и социального благополучия населения, обороноспособность, суверенитет, роль на международной арене. Не случайно, что в самых развитых странах, как правило, и самым развитым является машиностроение.
Машиностроение играло и продолжает играть важную роль в развитии Республики Дагестан. Еще в советские времена отрасль являлась одной из основных в народном хозяйстве Дагестана, обеспечивая работой более 50 тысяч человек. Пережив глубокий кризис 90-х годов, в последние несколько лет сохранившиеся предприятия получили новый импульс к развитию, что связано с общим оздоровлением макроэкономической ситуации в стране.
Однако, после мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. при тотальном снижении платежеспособного спроса, машиностроительные предприятия республики оказались в сложном положении, были вынуждены сворачивать производство, ограничивать реализацию инвестиционных программ и т.д.
Тем не менее, именно в машиностроении имеется невостребованный потенциал для инновационного развития, и оно может стать базовой отраслью для внедрения инновационных разработок. Сегодня машиностроительные предприятия республики развивают кооперационные связи с крупными российскими компаниями, корпорациями, концернами, холдингами, другими предприятиями промышленно развитых регионов России.
Махачкалинский ОАО «Авиаагрегат» поставляет на «АвтоВАЗ» электромеханический усилитель рулевого управления для автомобилей «Лада-Калина»; «Буйнакский агрегатный завод» — ромбические домкраты, отдельные детали поставляются ОАО «Концерн КЭМЗ», ЗАО «Myшаракa». Завод «Дагдизель» вошел в состав государственного концерна «МПО -Гидроприбор» (г.Санкт-Петербург), сотрудничает с ним в вопросах разработки и производства оборонной продукции. Кизлярский «Концерн КЭМЗ» и НИИ «Сапфир» входят в состав госкорпорации «Российские технологии», в которой сосредоточен мощный научный и производственный потенциал передовых отечественных отраслей промышленности. Дербентский «Электросигнал» кооперируется с воронежским концерном «Созвездие» в производстве радиотехнических средств связи, реализуя всю продукцию предприятия за пределами республики. Средства связи производит также Дербентский НИИ «Волна», поставляя ее в основном на крупные машиностроительные предприятия России. «Концерн КЭМЗ» входит в состав АКХ «Сухой» — ведущего российского авиационного холдинга. НИИ «Сапфир» в рамках государственных программ тесно сотрудничает с Федеральной аэронавигационной службой, являясь при этом ведущим изготовителем радиотехнического аэронавигационного оборудования в России. «Завод им. Гаджиева» поставляет свою продукцию крупным российским судостроительным предприятиям, нефтегазовому комплексу, системе жилищно-коммунального хозяйства многих регионов России. «Каспийский завод точной механики» производит навигационные комплексы для кораблей и подводных лодок, поставляет их на ведущие судостроительные заводы страны. Газораспределительное оборудование, разработанное и серийно изготавливаемое на предприятии, поставляется в городское хозяйство Москвы и другие российские регионы. Промышленные предприятия республики сотрудничают и с нефтяной компанией «Лукойл» в вопросах освоения производства нефтедобывающего оборудования.
Развитие межрегиональных кооперационных связей позволило обеспечить динамичное развитие машиностроительной отрасли республики, способствовало внедрению инновационных технологий и продукции, техническому перевооружению. Повысилась квалификация специалистов, работающих в отрасли.
Приоритетным направлением развития машиностроения на период до 2020 года Министерство промышленности Республики Дагестан определяет производство автокомпонентов и автомобильной техники. В этой области на сегодняшний день имеются наиболее значимые инвестиционные проекты. Кроме того, на предприятиях накоплен значительный опыт, создана определенная научно-техническая и производственная база, сформирован кадровый потенциал.
Развитие производства автомобильной техники позволит привлечь к кооперации почти все машиностроительные предприятия республики, а также производства из смежных отраслей электротехники и радиотехники, пластмассовых, стекольных и других производств. Перспективность производства автокомпонентов подтверждается и развитием в России промышленной сборки автомобилей зарубежных фирм. Важной предпосылкой для развития автомобильной продукции является адаптированность ее к технологиям и оборудованию машиностроительного комплекса Дагестана. Это позволит до определенной степени минимизировать необходимые инвестиции и капитальные затраты.
В перспективе вокруг производства автомобильной продукции должен сформироваться целый кластер, включающий в себя производственные предприятия, сервисные центры, торговую сеть, научные и образовательные учреждения.
Это позволяет сделать вывод о необходимости разработки стратегии инновационного развития промышленности региона и механизмов ее реализации.
На современном этапе «регионализация» инновационной политики связана с характером инновационного развития мировой экономики. Постепенно уходит эпоха крупного стандартизированного производства, в котором доминируют крупные, в том числе транснациональные, компании, которые ориентированы на объемные капиталовложения и крупномасштабный сбыт. Особенностями технологической и инновационной политики в этом случае было стремление к осуществлению «процессных технологий» в целях снижения затрат, а также формирование соответствующего международного разделения труда, при котором вывоз капитала в страны с более низкими издержками (в том числе по стоимости рабочей силы) давал дополнительные преимущества. Приходит новая эпоха- эпоха нестандартизированного, наукоемкого производства, в котором не масштабы производства и сбыта, а способность к постоянному обновлению продукции за счет внедрения «продуктовых технологий» (создание и продвижение на рынок принципиально новых товаров) играет решающее значение в усилении конкурентных позиций на рынке. Здесь малый и средний бизнес начинает играть доминирующую роль, как наиболее приспособленный к быстрой смене технологий продуктов. Он может создавать конкурентоспособную продукцию при многократно более низких капиталовложениях и может быть конкурентоспособным даже при росте традиционных издержек за счет высокой добавленной стоимости. В такой экономике локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации являются значительным фактором достижения успеха на рынке [3].
Региональная специализация в машиностроения предполагает наличие соответствующего направления образовательных услуг в регионе (что снижает затраты на подготовку «непрофильных» кадров), многие фирмы специализируются на производстве материалов и оборудования в рамках этой отрасли, имеется опыт управления производством в и внедрения товаров на рынок. Все это значительно сокращает затраты на освоение новых технологий фирмами региона. Как следствие происходит значительное увеличение совокупного коммерческого (и экономического) эффекта для региона, поскольку эффект от внедрения новой технологий умножается на количество фирм региона, достигших успеха в ее внедрении и продвижении на рынок. Именно поэтому одним из наиболее важных элементов национальной инновационной политики становится создание условий для максимально быстрой диффузии технологий в рамках определенной специализации.
Кроме того, следует учитывать различие между региональным и отраслевым инновационным развитием с точки зрения давления преобладающей промышленной специализации. Так регионы, в которых было развито стандартизированное производство, экономика была основана на развитии базовых отраслей, основными характеристиками которых являются крупные капиталовложения, огромные материальные фонды, масштабное производство и сбыт, огромная социальная нагрузка и высокий уровень влияния на бюджеты регионов, в меньшей степени способны к инновационному развитию в сравнении с регионами, не имеющими такой структуры.
Выбор стратегии развития промышленности региона в конкретных случаях будет определяться исходя из реальных экономических условий работы предприятий. В данном случае возможно смешение стратегий различного уровня.
Учитывая отраслевые тенденции и программы развития промышленного комплекса Республики Дагестан, основными направлениями промышленной политики являются:
● реструктуризация и повышение эффективности работы промышленных предприятий;
● определение перспективных отраслей промышленности в регионе;
● обеспечение инвестирования в промышленную деятельность;
● создание условий для восполнения дефицита в кадрах промышленности;
● развитие инновационной деятельности;
● повышение конкурентоспособности продукции промышленных предприятий в связи с вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Концепцию промышленного развития региона в современных условиях целесообразно дополнить концепцией пространственного развития. Основным инструментом пространственного развития является пространственное планирование, направленное на достижение более высокого уровня общественного согласия через развитие эффективных городских систем и транспортно-телекоммуникационных сетей, через возрождение депрессивных зон, укрепление региональной самобытности и многообразия местных сообществ.
Эффективное управление регионом требует комплекса инструментов и концепций, связывающих уровень общегосударственного планирования с уровнями деятельности бизнеса и общественных организаций региона. Иными словами, необходимо, чтобы компании частного сектора, общественные организации, а также власти в регионах принимали во внимание общегосударственные задачи [4].
В современных условиях отношения государства и бизнеса часто требуют выработки общей позиции и координации действий. Примером такого рода ситуации может быть реализация проекта транспортного коридора «Север-Юг», способного обеспечить связность значительных пространств и послужить катализатором развития территории. Такие проекты характеризуются большими сроками реализации и огромными затратами, оправдать которые можно в случае соразмерности пропускной способности нового маршрута и потенциала экономических центров, которые он будет связывать. Масштабы проекта требуют координации интересов большого числа потенциальных и действующих участников, включая государственную власть различного уровня. В случае отсутствия такой координации проект обречен на экономическую неудачу.
На сегодняшний день, региональные власти вряд ли способны самостоятельно выстроить эффективную систему взаимоотношений с представителями регионального бизнеса, т.к. у них отсутствуют какие-либо общие цели для взаимодействия и координации деятельности. Наиболее эффективным инструментом решения этой проблемы может быть концепция пространственного развития. Именно пространственное развитие, как концепция, «собирающая» на себе развитие территории, региональное развитие, развитие инфраструктурной связности, различные меры по повышению инвестиционной привлекательности региона, а также механизмы, взаимодействия между властями и бизнесом, может послужить основой для согласования целей и совместного и взаимовыгодного решения общегосударственных задач.
В последнее время наблюдается развитие института государственночастных партнерств (ГЧП), т.е. использование государством механизмов, стимулирующих участие частного бизнеса в инновационной деятельности. ГЧП позволяют объединять ресурсы, разделять прибыли и риски, способствуют формированию конкурентной среды и одновременно более эффективному использованию бюджетных средств.
В научно-технологической и инновационной сферах чаще всего встречаются определенные формы ГЧП: софинансирование научно-исследовательских проектов на доконкурентной стадии (в этом случае стимулом для участия промышленности является передача прав на результаты исследований, и разработок для их дальнейшей коммерциализации); софинансирование ранних стадий коммерциализации («посевное», венчурное финансирование); создание совместных исследовательских центров в областях, которые традиционно находятся в зоне ответственности государства (здравоохранение, охрана окружающей среды, оборона). Управление ГЧП достаточно сложное, поэтому изначально важно определить зоны ответственности государства и частного бизнеса и предусмотреть механизмы их пересмотра, не подвергающие существенному риску ни одну из сторон [5].
Главным итогом такого сотрудничества должно стать развитие инновационных систем, в рамках которых постоянно зарождаются и реализуются кластеры радикальных нововведений.
Инновационные системы представляют собой совокупность взаимно соучаствующих и взаимодействующих элементов, находящихся в рамках целого. Разные сочетания элементов инновационных систем могут создать большой набор возможных потенциалов для генерирования инноваций — от очень высокого до крайне низкого. Это говорит о наличии действия в инновационных системах закона синергии [6].
Закон синергии заключатся в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств его элементов. Причем эффект синергии в системе может вызвать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. То есть для инновационных систем существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет или существенно больше простой суммы входящих в нее элементов, или существенно меньше. Все будет зависеть от характера воздействия друг на друга элементов инновационной системы.
В инновационной системе вследствие неопределенности и высокой рискованности инновационных процессов даже небольшие отклонения потенциалов ее элементов могут иметь со временем значительные последствия. Инновация в целом может начинаться с малого события, которое в конечном итоге приведет к возникновению совершенно иной ситуации в отрасли, на рынке, в экономике и т.д., вплоть до изменения их структуры.
К сожалению, в трудах российских экономистов совершенно не уделяется внимание исследованию проявления закона синергии в инновационной деятельности вообще и его влияния на темп и качество экономического роста.
Что касается зарубежной литературы, здесь присутствует определенный массив исследований, посвященный отдельным аспектам проявления эффектов синергии в организациях, ориентированных на инновации. В том числе, некоторые моменты, касающиеся нелинейности протекания инновационных процессов, отражены в трудах Пригожина И., Фостера Р., Янсена Ф. и др. [7].
Синергетика инновационной деятельности является частью экономической синергетики, своеобразным связующим звеном между четырьмя основными концепциями экономической синергетики: синергетической концепцией истории экономики; синергетической концепцией экономических циклов; синергетической концепцией экономического роста и синергетической концепцией экономического развития. Синергетические процессы в инновационных системах тем сильнее, чем больше развиты источники синергии, а именно: интеграционные и кооперационные связи, существующие между объектами системы; развитость организационных форм; систематизация и взаимозависимость целей в инновационной системе и т.д. В США государство приложило огромные усилия, чтобы выстроить национальную инновационную систему. Сегодня она, как пылесос вытягивает со всего мира новые разработки.
У фирм-новаторов есть больше возможностей формировать петли взаимного усиления, так как они обладают для этого более высокой платформой, состоящей из накопленных знаний, а также финансовыми возможностями, превышающими вследствие более высокой рентабельности возможности фирм неинноваторов.
В практическом плане в национальных инновационных системах совместная эволюция продуктов и технологий означает, изменение продуктов в соответствии с требованием рынка, что влечет необходимость перемен в технологиях. В свою очередь технологии с их небольшими модификациями могут иметь применение также для создания иных продуктов. В какой-то момент технология может стать настолько отличной от своей первоначальной формы, что начинает восприниматься как совершенно иная технология.
На макроуровне инновации и фундаментальная наука эволюционируют совместно примерно также. То есть возникают петли взаимного усиления из-за наличия обратных связей между отдельными этапами инновационного процесса, в силу чего продукт, полученный на определенном этапе инновационного процесса, становится базой для возникновения новых продуктов, даже если их создание не было начальной целью этого процесса.
С другой стороны, взаимное влияние элементов системы не всегда приводит к положительным последствиям. «Петли взаимного усиления» могут иметь неблагоприятный и даже опасный для экономики и отдельного предприятия характер.
Например, иногда репутация компании или продукта может стать опасной из-за какого-либо негативного события, поскольку оно было растиражировано СМИ. Иным примером можно считать так называемые «ловушки качества». В погоне за скоростью разработок компании, порой предлагают «сырые» продукты, содержащие много недочетов. Ограничения могут быть не только экономического плана, связанными с моральным старением новшества, но и с правовыми, в том числе экологическими ограничениями, ограничениями в области безопасности и здравоохранения и социальными ограничениями. Некоторые продукты могут нуждаться в затратах на усовершенствование или даже коренное изменение технологии их производства в силу негативного влияния этой технологии либо самого продукта на здоровье человека и окружающую среду.
Указанные ограничения носят характер жестких, поскольку не могут быть сняты самой компанией, внедряющей новшество. Выходом из этой ситуации может быть переход на иные инновационные траектории.
Помимо жестких ограничений инновациям могут препятствовать неявные ограничения в виде социальных или психологических проблем. К ним относятся наборы общественных ценностей и норм. Определенная обществом теоретическая модель и воспринятая компанией способна помешать увидеть другие возможности и потенциальные угрозы. Кроме того, специалистами выделяются такие ограничивающие факторы на пути развития инноваций, как «механизмы запирания», снижающие скорость эволюции. Ограничивающие факторы этого рода появляются в ситуациях, когда переход на более совершенную и эффективную ступень использования инновации затруднен высокими затратами, которые необходимы для такого перехода. Часто такие ограничения являются следствием совместного развития технологии, продуктов, рынков, организационных структур и т.д. Вследствие этого взаимозависимости могут стать настолько тесными, что изменения в каком-либо из совместно развивающихся элементов могут быть успешными только в случае соответствующей адаптации всех остальных элементов. Изменения всех элементов в совокупности увеличивает расходы в такой степени, что они начинают восприниматься как слишком высокие по сравнению с будущими выгодами.
Переходя к концентрации усилий на устранение ограничений или к новым инновационным траекториям важно понять, что технологии и продукты характеризуются не отдельными характеристиками, а их набором. По одной или нескольким своим характеристикам инновация действительно может выйти на предел и исчерпать себя как ресурс, но это не обязательно приводит к исчерпанию ресурса инновации по ее другим характеристикам. Это означает, что одна и та же инновация может быть еще более интересной с точки зрения применения ее для других продуктов. Применение различных характеристик инновации может привести в свою очередь к появлению новых рынков.
Таким образом, инновационное развитие промышленности можно рассматривать как функцию многих переменных. Безусловно, эффективная реализация инноваций предполагает наличие в регионе высокотехнологичного промышленного комплекса, однако на наш взгляд, важнейшим из факторов инновационного развития выступает качество управления.
Недостаточное качество управления развитием региона связано с тем, что регионы России не в полной мере отвечают характеристикам эффективно хозяйствующих субъектов и не имеют финансовых и других ресурсных возможностей активно влиять на инновационное развитие промышленного комплекса.
В заключении хотелось бы отметить, что большинство промышленно — развитых стран связывают долгосрочное устойчивое развитие экономики, прежде всего, с переходом на инновационный путь развития. Это означает, что происходит коренное переосмысление таких понятий, как национальное богатство, прогресс и благополучие общества. События последних лет с особой силой показывают, что разработка и использование результатов инновационной деятельности способствуют прогрессу экономики государства, становятся причиной возникновения между странами отношений господства и подчинения, стремительного развития новых отраслей индустрии, сферы услуг, предлагают такие идеи, которые приводят к качественным изменениям всего общественного производства и всей жизнедеятельности людей. Двигателем экономического роста выступает процесс научного познания, последовательно воплощенный в элементах производительных сил. Попытка интерпретации инновационной составляющей с позиций экономического роста в контексте мировой экономической динамики представляется особо интересной.
Нововведение нарушает сложившуюся структуру экономических взаимосвязей между производителями и потребителями, ценами, потребительскими доходами, доступностью сырья. По отношению к экономической системе со сбалансированным рынком факторов производства относительного равновесия товарного и денежного рынков, возникновение научных открытий и появление кластеров изобретений являются экзогенными факторами и возмущающими воздействиями. Она оказывается выведенной из равновесия. Экономические системы могут поглощать это воздействие в ограниченной степени. В итоге она может оказаться выведенной из равновесия. Циклические перемены и новые состояния экономики наполняют новым содержанием экономический рост. Первичный импульс экзогенных инноваций, дав стимул лавинообразному распространению модификаций, имитаций, псевдонововведений, сопровождается активным переходом новых знаний из невещественной формы в материальную субстанцию новых процессов, товаров, новых структур. В большинстве высокоразвитых стран наращивание базиса знаний и технологий становится одним из наиболее активных элементов воспроизводственного процесса.
Если в России еще сохранился промышленный потенциал, позволяющий начать инновационные преобразования, то в Республике Дагестан произошла деиндустриализация. Доля промышленности в валовом внутреннем продукте (ВВП) России в настоящее время составляет 33,2%. В Республике Дагестан доля промышленности в валовом региональном продукте (ВРП) — около 8%. К тому же основные фонды в промышленности изношены на 65–70%, объем валового регионального продукта (ВРП) на одного человека в республике более чем в 2,7 раза меньше среднероссийского, заработная плата — в 2,1 раза. Проводить инновационные преобразования в деиндустриализованной экономике — задача непростая. Дагестану, прежде всего, необходимо предпринять реальные шаги по возрождению своей промышленности, с использованием региональных конкурентных преимуществ. Без эффективного использования экономических преимуществ нельзя возродить промышленность и создать предпосылки инновационной модели. Но их реализация не ведет к формированию технологического уклада, они лишь обеспечивают экономический рост. Для этого, как было показано на опыте постиндустриальных стран, требуется создание воспроизводственной системы технологического уклада.
В целом следует подчеркнуть, что в Дагестане сегодня делаются только первые шаги по формированию инновационной модели развития. Более того, модернизация не будет идентичной той, что была поэтапно, по мере вызревания условий осуществлена в индустриально развитых странах. Внутренние и внешние условия вынуждают республику проводить ее комплексно, одновременно и в короткие сроки, охватывая все сферы общественной жизни. Начинать модернизацию придется с глубоких преобразований в экономике, с возрождения промышленности на новой технологической основе, с формирования ее воспроизводственной структуры, с обновления социальной сферы и подтягивания ее к решению модернизационных задач, развития демократических основ политической системы и формирования движущей силы инновационных преобразований.


Литература
1. Матеров И. Факторы развития «новой экономики» России // Экономист. - 2003. - № 2. - С.6.
2. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982.
3. Здасюк Г.В. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М.: Изд-во КМК, 2002
4. Медведев Ю. Кулибины на холостом ходу // Российская газета. - 2004. - № 96 (3473). - С.2.
5. Зельднер А.Г. Концептуальные основы становления и функционирования государственно-частного партнерства. - М.: Ин-т экономики РАН, 2010.
6. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы. М.: Наука, 2002. - С.182.
7. Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: Прогресс, 1987.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия