Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кайтуева Р. А.
аспирант Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)

Особенности и принципы регулирования процесса развития локального регионального рынка
В статье рассматриваются вопросы регулирования развития регионального локального рынка. Дается характеристика факторов позиционирования региона на внутреннем рынке и завоевания отдельных сегментов внешнего рынка. Показаны проблемы и новые задачи, которые встают перед региональными администрациями по регулированию развития локального рынка, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг
Ключевые слова: локальный региональный рынок, кластер, экономическая среда, конкурентоспособность региона, сетевые технологии, региональная администрация, стратегическое управление локальным рынком
УДК 330.15; ББК У 67   Стр: 343 - 346

Региональные рынки выполняют ряд важных функций в экономике региона. Путем товарного обмена они обеспечивают непрерывность регионального воспроизводства, включая воспроизводство материальных, финансовых, информационных, трудовых ресурсов.
Все процессы, происходящие в экономике страны и республике, тут же отзываются на локальном рынке Республики Дагестан. Свидетельством тому, является изменение уровней продаж потребительских и особенно непродовольственных товаров в республике, которое является следствием не только объективных причин, связанных с изменениями, происходящими в экономическом развитии региона, но и субъективных факторов, связанных с изменениями в потребительских настроениях населения региона.
Развитие экономики региона в целом и локального рынка, в частности, следует рассматривать как процесс воспроизводства, включающий производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Закономерности этого процесса определяют все взаимосвязи и взаимозависимости региональной системы. Региональный воспроизводственный процесс предполагает единство внутрирегиональных и межрегиональных материально-вещественных, финансово-кредитных и информационных связей, обеспечивающих последовательный процесс производства, распределения, обмена и потребления [1].
В основу изучения роли локальных региональных рынков в создании условий реализации воспроизводственного процесса положены следующие методологические предпосылки:
закономерности формирования рынков определяются системой экономических отношений в регионе и характером регионального воспроизводственного процесса;
региональная экономика представляет собой систему взаимодействующих субъектов хозяйствования, действующих в сфере производства товаров и услуг, в сфере обращения и финансово-кредитной сфере;
расширенное воспроизводство производительных сил региона и всей системы экономических отношений осуществляется посредством материальных, финансовых и информационных связей между субъектами региональной экономики (связи же реализуются через систему локального регионального рынка, обеспечивающую эффективное взаимодействие субъектов);
локальный рынок формирует экономическую среду, необходимую для функционирования всего воспроизводственного процесса в регионе.
Если раньше основополагающими факторами роста экономики были факторы, определяющие владение производственными фондами и их концентрация на территории, которые обуславливали уровень развития рыночной инфраструктуры и локального рынка в целом, то в настоящее время понимание развития региональных рыночных систем и образований трансформируется.
В распределительных отношениях преобладали вертикальные связи и основными центрами распределения были министерства и ведомства. В результате, каждый регион получал долю товарных и финансовых ресурсов, распределенных предприятиям союзного и республиканского подчинения.
В такой системе конкурентоспособность региона обусловлена конкурентоспособностью доминирующего производственно-технологического комплекса, т.е. на этом уровне развития регион представляет собой лишь среду размещения и функционирования производства.
В настоящее время в мире наблюдается стремление к организации сетевых структур воздействующих на развитие, как региона, так и локального рынка. Определяющими элементами системы функционирования рынка становится способность последнего мобилизовать ресурсы всей сети, и влиять с ее помощью на глобальные обмены. Собранные вместе эти элементы взаимодействия и образуют производственный кластер, конкурентоспособность которого становится производной конкурентоспособности всех сетей региона. При этом особое значение приобретают наиболее ценимые в глобальной экономике активы: мобильная рабочая сила, инновационные технологии, доступ к мировому рынку, обладание глобальными брендами, наличие амбициозных корпораций-резидентов [2].
Качественно новые возможности распространения сетевых отношений появились в связи с развитием интернет-технологий, которые проникают в регионы и отдельные муниципальные образования. Информационные технологии создают новые условия взаимодействия хозяйствующих субъектов, перенося все виды рыночной деятельности (от производства до сбыта продукции) в новую сетевую среду. Это явление только начинает исследоваться не только в России, но и в мире. Укреплению позиций сетевой экономики в условиях развития компьютерных технологий, по мнению ученых [3], будут способствовать следующие обстоятельства:
— распространение и совершенствование сетевых информационных технологий;
— реорганизация действующих или создание новых субъектов хозяйствования с использованием и под воздействием сетевой технологии;
— расширение новых возможностей и новых форм для удовлетворения спроса потребителей в связи с развитием интернет-технологий;
— увеличение масштабов использования сетевой технологии в деятельности субъектов традиционной экономики;
— преобразование различных видов рыночной инфраструктуры по мере распространения сетевой идеологии, как традиционной, так и сетевой.
Развитие локального рынка активизирует формирование трансрегиональных сетевых структур. Инициатива их организации исходит из самих регионов, заинтересованных в реструктуризации местной экономики и поддержке динамично развивающихся отраслей. Эти образования, созданные силами регионов, имеют различный вид (объединения, ассоциации, кооперирование в решении конкретных научно-технических проблем региона) и носят территориальный или экстерриториальный характер.
С позиции конкурентоспособности локальный рынок можно рассматривать как комплексный субъект хозяйственной деятельности, состоящие из определенного набора (сочетания) отдельных хозяйствующих субъектов. Будучи расположенными на конкретной территории, эти субъекты используют одни и те же региональные ресурсы: трудовые, энергетические, природные и объединены общей инфраструктурой. Кроме того, они связаны между собой системой (сетью) экономических, управленческих, различных межличностных отношений. Одним из важных факторов позиционирования региона на внутреннем рынке и завоевании отдельных сегментов внешнего рынка (повышения конкурентоспособности) является упорядочение взаимосвязей, как между хозяйствующими субъектами, так и внутри них, если речь идет о крупных, прежде всего градообразующих предприятиях. В этой связи весьма перспективны возможности создания различных предпринимательских сетей [4].
Но, не смотря на все вышеуказанные тенденции в региональном развитии, в настоящее время не существует единой системы регулирования и управления локальным рынком. Региональные органы управления имеют отношение лишь к отдельным аспектам регулирования рыночных процессов, связанным с региональным заказом, бюджетным планированием и денежным обращением. Более того, даже эти функции органы регионального управления полностью не реализуют.
В условиях перехода к рыночной экономике перед региональными администрациями встают новые задачи по регулированию развития локального рынка, направленные на повышение эффективности регионального воспроизводственного процесса и усиление экономической мотивации хозяйствующих субъектов в развитии производства и реализации товаров и услуг на локальном рынке.
Особое значение необходимо уделять стратегическому управлению локальным рынком. Низкий уровень взаимодействия предприятий в региональных экономических системах, характерный для России, при низкой централизации управления, стал одним из факторов, деформирующих региональные рынки и снижающих конкурентоспособность российских предприятий. Отсутствие стратегического управления региональными экономическими системами сдерживает экономический рост регионов, повышение качества жизни населения и вызывает центробежные тенденции «обособления» региональных рынков.
Все это приводит к необходимости развития методологии управления локальным рынком. Эта методология должна, с одной стороны, отражать специфические условия трансформации российской экономики, с другой — позволять адекватно реагировать на быстрые и неожиданные изменения. Чтобы определить направления развития методологии управления локальным рынком, необходимо концептуальное понимание возможностей управления локальным рынком, адекватное существующим экономическим условиям и ориентированное на экономический рост.
Стратегическая цель любого региона — устойчивый и долгосрочный экономический рост. Плавный и стабильный рост свидетельствует о том, что экономика региона находится в равновесии. Четкая и обоснованная экономическая политика позволяет минимизировать величину и частоту отклонений от курса роста. Степень достижения поставленных целей будет зависеть от наличия возможностей для роста во внешней среде и от способности региональных органов власти, точнее, всех субъектов локального рынка, реализовать эти возможности.
Разработка механизма управления локальным рынком должна базироваться на представлении о том, что локальный рынок сложный социально-экономическая система, которая создается для достижения определенных целей и характеризуется:
● наличием определенных ресурсов;
● сложностью и динамичностью внутренней среды;
● обязательностью развития и изменчивостью критериев развития.
Рынок является открытой системой, на которую воздействуют многочисленные факторы внешней среды. Поэтому эффективность ее функционирования будет, в значительной степени, определятся адаптивными возможностями и способностями ее основных структурных элементов.
При разработке механизма управления невозможны универсальные решения поставленных задач, необходим учет всех особенностей.
Воспринимая рынок как некую среду, находящуюся под воздействием внутренних и внешних факторов, изменение которых определяет динамику процессов развития рынка и, основываясь на предположении, что в основе инвестиционного пространства локального рынка лежат потенциалы спроса и предложения, неизбежным следует понимание того, что регулирование рынка формируется на использовании различных методов, оказывающих влияние на группы факторов, которые в свою очередь влияют на спрос и предложение в рамках локального рынка [5]. Именно соотношение спроса и предложения является рычагом способным активизировать или вызвать стагнацию рыночных процессов.
На каждом локальном уровне формируется общая концепция регулирования рынка, которую нами предлагается рассматривать в разрезе регулирования спроса, регулирования предложения и регулирования рыночных процессов в целом, т.е. использование таких методов регулирования, которые в равной степени влияют как на спрос, так и на предложение, т.к. называемое общее регулирование.
Основой управления локальным рынком является государственное регулирование рынков. Специфические черты российской экономики порождают особенности государственного регулирования, важнейшие из которых, на наш взгляд, можно представить следующим образом. По характеру воздействия на рыночные процессы инструменты государственного регулирования подразделяются на прямые и косвенные, по широте воздействия — на общеэкономические и селективные, по каналам воздействия — на экономические и административные, по политике действий и формам реализации — на налоговые, бюджетные, кредитно-денежные, ценовые, антимонопольные, внешнеэкономические, институциональные и др.[6]
Административные методы основаны на конкретно-адресных заданиях, ориентированных на достижение целей системы за счет четкости ее структуры, создания условий для принятия и реализации управленческих решений [7]. Они выражают прямое воздействие на управляемые объекты, преследуют преимущественно интересы органа управления. Основная доля ответственности за принимаемые решения ложится на орган управления, права управляемых объектов могут быть ограничены. Административные распоряжения, как правило, однозначны, требуют обязательного исполнения, не допускают существенных отклонений от распоряжений. В отличие от них экономические методы базируются на общих правилах поведения, выбора вариантов экономической стратегии. Они оказывают косвенное воздействие на объекты управления, учитывают экономические интересы предприятий различных форм собственности. Экономические методы предполагают полную самостоятельность субъектов локального рынка при высокой ответственности за принимаемые действия и их последствия, побуждают субъекты локальных рынков к подготовке альтернативных решений и выбору оптимального с точки зрения интересов каждого субъекта и с учетом допустимого экономического риска.
Региональная администрация, не вмешиваясь в дела экономически самостоятельных предприятий, должна играть интегрирующую роль в формировании социально-экономической среды региона, в том числе рыночной инфраструктуры. Другими словами, управлять теми процессами, в которых заинтересованы все предприятия и население региона, и которые не под силу решать отдельным предприятиям. При этом формирование социально-экономической среды региона рассматривается как система локальных производственных циклов. Финансово-экономическая база региона формируется на основе эквивалентных финансово-экономических связей между предприятиями и региональными органами управления, что предполагает прямую зависимость экономических возможностей региональных органов управления от эффективности предприятий, расположенных на территории.
Взаимоотношения региональных органов власти и субъектов региональных рынков должны рассматриваться с позиций каждого субъекта во взаимосвязи различных аспектов (финансового, инвестиционного, технологического и др.). При рассмотрении регионального налогообложения с точки зрения предприятий выделяются такие аспекты, как влияние на прибыль, инвестиции, технологии, а при оценке с позиции региональных органов власти — свободный выбор состава местных налогов, самостоятельное установление налоговых ставок, а также влияние внешних источников доходов и осуществление региональной финансовой политики [8]. Таким образом, возможен всесторонний учет экономических интересов субъектов, что обеспечивает согласованность и взаимовыгодность системы региональных рыночных отношений.
Взаимоотношения предприятий и региональных органов управления должны рассматриваться как партнерские, а местные налоги могут послужить эффективным средством поддержания взаимовыгодных отношений. Располагая широкой базой налогообложения, региональные власти обеспечивают развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предприятий, охрану окружающей среды, развитие системы образования и здравоохранения. Партнерство рассматривается, главным образом, как вопрос региональной компетенции, и в этом вопросе власти региона не должны зависеть от воли федеральных органов [9]. В условиях областей и краев Российской Федерации функция регулирования развития локального рынка и инфраструктуры должны быть возложены на региональные администрации. Выполнять эти функции в составе региональной администрации должны специально созданные отделы координации развития инфраструктуры локального регионального рынка.
Формирующиеся российские рынки нестабильны, и периоды высокой доходности бизнеса быстро сменяются периодами низкой рентабельности, в связи с чем, одной из важнейших функций управления рынками становится поддержание их стабильности и приемлемой доходности.
Органы регулирования время от времени переходят к защите интересов отраслей (предприятий), за регулирование которых они отвечают, вместо отстаивания интересов общества. В значительной мере потому, что у них нет необходимой информации (или она искажена) и четких норм поведения. Иногда отрасли, которые потенциально высоко конкурентны и открыты для входа, добиваются государственного регулирования для блокирования входа и предотвращения ценовой конкуренции. Способы решения такого рода проблем необходимо публично обсуждать в профессиональной среде, что существенно повысит качество государственного регулирования рынков.
Принципиально важно осознавать, что в переходной экономике государственные органы управления в гораздо большей степени вынуждены сами заниматься производством информации, поскольку ее недостаток деформирует развивающиеся рынки. Российские предприятия и органы государственного управления оказались в информационном вакууме, роль информационных систем в формировании эффективных рынков явно недооценивалась на всех уровнях. Новая экономическая информационная система складывается в значительной степени стихийно, а соответствующая информационная инфраструктура — в зачаточном состоянии. Важным источником информации для власти становятся отраслевые (некоммерческие) союзы предприятий, анализирующие ситуацию в различных секторах рынков [10].
Усиление неопределенности на региональных рынках сопровождается обострением конкуренции. Экономическая политика, призванная обеспечить будущее благополучие региона, должна быть направлена на достижение долгосрочных конкурентных преимуществ на региональных и отраслевых рынках. Не следует ориентировать систему управления локальным рынком на сосредоточение в одном направлении, т.е. на выполнении обязательств перед одной заинтересованной общественной группой; главная задача регионального менеджмента — согласовать противоречивые интересы различных заинтересованных групп, оказывающих наибольшее влияние на развитие предприятий и рынка.
Чтобы определить эффективность управления рынками, необходимо, как нам представляется, определить критерии оценки работы рыночного механизма, затем эффективность действий по исправлению «провалов» рынка. И это должно быть сделано в рамках теории управления, по мере развития которой одни концепции оценки эффективности управления сменялись другими.
Традиционная теория управления предполагает достижение заданных целей с помощью известных и заранее установленных средств. Используются два критерия, дополняющие друг друга: степень достижения поставленных целей и соотношение затрат и результатов. Теория человеческих ресурсов добавляет поведенческие и установочные компоненты, вводя такие критерии, как мотивация, удовлетворенность, лояльность различных общественных групп, при этом модель управления остается закрытой.
По мере того как рынки становятся все более динамичными, а изменения неожиданными, системы управления становятся открытыми, подвижными и гибкими, на первый план выходит такой наиболее общий критерий, как способность адаптироваться к изменениям и влиять на них. Кроме того, важным показателем развития локального регионального рынка становиться способность последнего использовать процессы саморегулирования, осуществляющегося под воздействием таких механизмов как рыночная цена, соотношение спроса и предложения, а также конкуренция производителей (или потребителей), принцип договорных отношений, самофинансирование. При такой ситуации показатели эффективности станут системно ориентированными или многомерными, выражая способность различных общественных групп адаптироваться к изменениям и влиять на них.
Именно этот подход является, на наш взгляд, единственно методологически верным для оценки эффективности управления рынками в переходной экономике. Он органически совмещает в себе парадигмы традиционной эффективности и производительности, направленность на удовлетворение потребностей и интересов различных общественных групп и их согласование, динамичность внешних и внутренних факторов и их взаимодействия. Это междисциплинарный подход, в котором сочетаются показатели эффективности, используемые в различных научных дисциплинах, занимающихся рынками и управлением поведением экономических агентов.
Выбор системы показателей эффективности управления рынками зависит от:
● особенностей объекта управления и динамики его развития;
● потребностей и интересов различных субъектов рынка, обусловливающих критерии, на основе которых они оценивают свою деятельность и деятельность других участников рынка;
● возможности измерить соотношение затрат и результатов в тех или иных видах деятельности;
● позиции исследователя и специфики исследовательской ситуации.
Выбор целей экономической политики исходит из того, что они должны удовлетворять требованиям измеряемости, достижимости, временной адекватности, что означает на практике разработку количественных и качественных показателей для выражения целей. Цели будут значимыми, если они правильно сформулированы, если непосредственные исполнители о них информированы в полном объеме, и если осуществляется стимулирование их реализации. В первую очередь необходимо изучение региональной рыночной инфраструктуры, а именно: проведение анализа, синтеза и прогноза развития оптового рынка, сети розничной торговли, функционирования всех видов бирж, банковской системы, рынка ценных бумаг, информационного рынка. Каждый элемент должен быть проанализирован, синтезирован и спрогнозирован как по отдельности, так и в совокупности, причем в составе четко обозначенной региональной системы рыночной инфраструктуры [11].
Цели экономической политики в этом направлении можно структурировать по трем критериям:
● по уровню приоритетов (общерегиональные цели, цели определенного инфраструктурного канала);
● по направленности деятельности (финансовые, маркетинговые, рыночные, социальные);
● по направленности целей (стабилизация, развитие, бурный рост).
Цели экономической политики в сфере развития рыночной инфраструктуры следующие:
1. Выработка системного подхода к управлению рыночной инфраструктурой.
2. Оптимизация и стабилизация продовольственной ситуации в регионе:
● достижение баланса между объемами ввоза и вывоза,
● оптимизация поставок и объемов потребления, то есть выравнивание спроса и предложения,
● сокращение сроков поставки,
● улучшение качества продукции,
● осуществление всего комплекса контролирующих функций по качеству продукции и экологии ее производства.
3. Снижение трансакционных издержек.
4. Формирование статистического и информационного блока по инфраструктурным элементам.
5. Формирование и поддержка инноваций.
6. Для успешной реализации стратегии развития основных параметров локального регионального рынка необходима непрерывная оценка стратегического плана путем сравнения результатов работы с целями. Процесс оценки как раз и выступает механизмом обратной связи для корректировки стратегии.
Необходимым условием является анализ организационной структуры управления на предмет ее способности обеспечить достижение поставленных целей. При этом некоторые структурные звенья будут заменяться более оптимальными. Этап формирования новой структуры в процессе планирования является залогом успешной реализации плана.
Важным элементом экономической политики в сфере развития рыночной инфраструктуры должна базироваться на концепции, которая должна учитывать местную специфику и обладать способностью воспринимать необходимые коррективы по ходу ее разработки. Для разработки концепции развития региональной рыночной инфраструктуры значение качества маневренности усиливается системными свойствами инфраструктуры — открытостью и мобильностью.
Исходя из того, что рыночная система региона должна обеспечивать взаимодействие и наличие «обратной связи» между производителями и потребителями, между спросом и предложением, обеспечивая эффективность функционирования рынка и всей экономики, целесообразно решить следующие задачи:
1. Организовать сеть организаций, осуществляющих посреднические функции в области складского хозяйства для эффективного обеспечения оптовой торговли и продвижения товара с минимальными затратами.
2. Повысить конкурентоспособность товаров продовольственной группы за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам.
3. Совершенствовать нормативно-правовые основы функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.
4. Создать достоверную и многоканальную связь между рыночными агентами с помощью эффективной модернизированной информационной базы.
5. Организовать научно-методическое и кадровое обеспечение развития инфраструктуры (задания на научные разработки актуальных проблем рыночной инфраструктуры должны быть включены в план работы научных учреждений и исследовательских центров, а в ВУЗах — введены специальные курсы).
План развития локального регионального рынка является эффективным в том случае, если он обеспечен ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми), а стратегические цели способны реализовать «прорыв», активизировать резервы рыночной инфраструктуры региона, обеспечить воспроизводство ее элементов и улучшить качество жизни населения.


Литература
1. Кистанов В.В., Копылев Н.В. Региональная экономика России. - М.: Финансы и статистика, 2003.
2. Котилко В.В. Региональная экономическая политика: Учебное пособие. - М.: Изд-во РДЛ, 2001.
3. Бизнес в Интернете: Курс лекций кафедры экономики предпринимательства Тульского государственного педагогического университета им. Л.М. Толстого. - Тула: Изд. Центр телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения, 2001.
4. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000.
5. Рулинская А.Г. Тенденции развития продовольственного рынка: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2004. - № 3. - С.48-51.
6. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина - М.: Финстатинформ, 1997.
7. Махотаева М., Николаева М., Формирование экономической политики на региональном уровне // Вопр. экономики. - 1999. - № 9. - С.80-88.
8. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. - М.; Ростов н/Д., 2002.
9. Факеров X. Проблемы регулирования потребительского комплекса Таджикистана // Общество и экономика. - 2003. - № 7-8. - С.205-216.
10. Конкуренция и антимонопольное регулирование: Учебное пособие для вузов / Под ред. Цыганова А.Г. - М.: Лотос, 1999.
11. Новоселов А.С. Рыночная инфраструктура региона: проблемы формирования и развития. - Новосибирск, 1996.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия