Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Максимов С. Н.
заведующий кафедрой экономики и менеджмента недвижимости Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор

Семененко В. В.
Председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга

Особенности и проблемы развития современных мегаполисов
В статье раскрыты особенности современных мегаполисов, показано их влияние на социально-экономическое развитие региона, дана характеристика экономического развития Санкт-Петербурга, выявлены проблемы мегаполисов как сложных социально-экономических систем и показана необходимость оптимизации их пространственного развития на основе комплексной застройки
Ключевые слова: мегаполис, региональная экономика, пространственное развитие, комплексная застройка, Санкт-Петербург
УДК 332.1; ББК 65.04   Стр: 352 - 355

Характерной особенностью современного этапа развития общества является высокий уровень урбанизации — концентрации населения в городах, особенно крупных. Если в начале Х1Х века в городах мира проживало 3% населения Земли, то в настоящее время этот показатель составляет более 70%. В России статус города имеют 1100 населенных пунктов [1]. Распределение городов по численности населения представлено в табл.1.

Таблица 1
Классификация городов России по численности населения
КатегорияКоличество городовЧисленность городского населения
ед.%тыс.чел.%
Города-миллионники (от 1 млн и более)121,0928203,628,92
Крупнейшие (от 500 тыс. до 1 млн)252,2715755,916,16
Крупные (от 250 до 500 тыс.)363,2712151,612,46
Большие (от 100 до 250 тыс.)918,2714102,314,46
Средние (от 50 до 100 тыс.)15514,0910859,011,13
Малые (до 50 тыс.)78171,0016451,616,87
Всего1100100,0097524,0100,00

Приведенные в таблице данные подтверждают тенденцию урбанизации. Так, в городах проживает 68% населения России, при этом почти 30% горожан проживают в городах-миллионниках, которые составляют только 1% от общего числа городов. В целом в крупных городах (от 250 тыс. чел. и более) проживает более половины городского населения. Притягательность города как места проживания обусловлена предоставляемыми возможностями для труда и отдыха: разнообразие вариантов трудоустройства, развитая сфера обслуживания, широкие возможности для проведения досуга и т.п.
Современные крупные города являются не только средоточием населения страны, но и центрами ее политической, экономической, общественной жизни, они играют ведущую роль в территориальной системе расселения и хозяйствования, являются основными транспортными узлами, связывающими регионы между собой и с остальным миром. В России крупные города, как правило, являются центрами субъектов РФ и вносят большой вклад в развитие региона, что показано в таблице 2, составленной по данным Росстата за 2010 год [2]. В таблице выборочно представлены центральные города субъектов РФ по каждому федеральному округу.

Таблица 2
Удельный вес центрального города в основных социально-экономических показателях региона (%)
Города — центры субъектов РФОбъем работ по строительствуВвод жильяОборот розничной торговлиИнвестиции в основной капитал
Смоленск56,460,772,215,0
Калининград81,269,094,370,4
Волгоград65,848,872,246,4
Челябинск44,245,465,139,9
Томск51,280,390,031,7
Ставрополь18,744,054,010,0
Самара58,556,668,143,3
Хабаровск23,090,282,729,7

Приведенные данные показывают, что центральные города региона оказывают значительное влияние на его развитие, их доля в таких показателях, как объемы работ по строительству, ввод жилья, оборот розничной торговли, доходит до 80–90% и выше (Калининград, Томск, Хабаровск). Такие города привлекают и значительную долю инвестиций в регион.
От величины города во многом зависят темпы его экономического развития, характер планировки и застройки, развитие социальной сферы и инфраструктуры, типы и объемы вводимого жилья. Самых больших городов, которые в таблице 1 указаны как города-миллионники, в России насчитывается 12: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа. Волгоград. Такие города являются центрами притяжения и сосредоточения экономических ресурсов и культурных ценностей. Они выступают центрами социально-экономического развития не только своего региона, но и окружающих регионов. Некоторые из них — Москва, Санкт-Петербург и другие, расположенные близко к границам, служат такими центрами и для стран СНГ и Азии. Их значимость в этом качестве зависит не только от числа жителей, но и от других факторов: уровня доходов населения, накопленного экономического и культурного потенциала.
Следует отметить также особое отношение федерального правительства к городам-миллионникам, поскольку они являются крупными рынками не только сами по себе, но и для близлежащих территорий, привлекают инвестиции в промышленность, торговлю и сферу услуг (дилерские центры, филиалы банков, пункты федеральных и международных торговых сетей и т.п.). Такие города оказывают существенное влияние на экономическое развитие не только своего региона, но и всей страны. Например, доля Москвы во внутреннем региональном продукте РФ составила в 2009 г. 22,6%, Санкт-Петербурга — 4,6%.
Самой крупной формой городского расселения являются мегаполисы, образующиеся в результате интеграции главного города с окружающими его поселениями, агломерациями.[3] Термин происходит от названия древнегреческого города Мегалополь (греч. Megalopolis — Великий город), возникшего в результате слияния более 35 поселений. В урбанистику этот термин был введен в 60- годах прошлого столетия Дж. Готманом, который применил его для обозначения полосы сплошной застройки, протянувшейся на северо-востоке США от Бостона до Вашингтона. В настоящее время этот мегаполис включает в себя 15 агломераций и в нем проживают 40 млн человек. Готман впервые выделил мегаполисы из числа крупнейших городов в самостоятельную группу, что ознаменовало новый этап в исследовании процессов урбанизации.[4]
К особенностям мегаполиса, помимо больших размеров, относят его ведущую роль как делового, политического и финансового центра национального и мирового уровня, наличие международных организаций, выдающееся значение как центра культуры и искусства, роль крупного международного транспортного узла, развитость сферы услуг, концентрацию высококвалифицированных видов деятельности.
Современные мегаполисы играют большую роль в экономике своих государств. Так, например, в Европейских странах на долю мегаполисов приходится до 50% ВВП: Копенгаген обеспечивает 49,6%; Дублин, Брюссель, Хельсинки, Будапешт — 42–47%; Вена, Лондон, Париж, Стокгольм — 28–34%.[5]
В России к мегаполисам относят, по разным оценкам, 22–25 городских агломераций с численностью населения более 1 млн чел. [6,7]. К числу мегаполисов относится и Санкт-Петербург. По величине это второй после Москвы город России, четвертый город в Европе (после Москвы, Парижа и Лондона), единственный европейский город, центр которого целиком занесен в список сокровищ ЮНЕСКО. С административно подчиненными территориями город занимает площадь 1,4 тыс.кв. км, в нем проживают 4848,7 тыс. чел. [1, с.16]. Здесь находятся представительства международных организаций, консульства зарубежных государств, территориальные органы федеральных министерств и ведомств. Город имеет мировое культурное, политическое и экономическое значение, он является европейскими воротами России, ее стратегическим центром, наиболее приближенным к странам Евросоюза.
Вокруг города сформировалась моноцентрическая городская агломерация, включающая всю территорию города и часть территории Ленинградской области. Это вторая по величине агломерация в России после Московской. Она активно развивается, стимулом к чему послужило, в том числе, и строительство Кольцевой автомобильной дороги. По данным Росстата [2] составлена таблица 3, характеризующая экономическое развитие Санкт-Петербурга.

Таблица 3
Показатели экономического развития Санкт-Петербурга
ПоказателиГодыИзменение, %
20092010
Число действующих организаций, в т.ч. по видам деятельности:17655,019017,0107,7
добыча полезных ископаемых147,0158,0107,5
обрабатывающие производства16931,018221,0107,6
производство и распределение электроэнергии, газа и воды577,0638,0110,6
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности, млн руб.:1099842,01347438,0122,5
добыча полезных ископаемых801,01649,0205,9
обрабатывающие производства994090,01222391,0123,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды104951,0123398,0117,6
Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», млн руб.340616358901105,4
Ввод в действие объектов за счет всех источников финансирования:
жилые дома, тыс. м2 общей площади26032657102,1
Квартиры3899042761109,7
дошкольные образовательные учреждения, мест131580060,8
общеобразовательные учреждения, ученических мест6543950604,0
больничные учреждения, коек550743135,1
Оборот розничной торговли, млн руб.605691685051113,1
Инвестиции в основной капитал, млн руб.334074375016112,3
Удельный вес инвестиций в основной капитал, финансируемых за счет бюджетных средств в общем объеме инвестиций, %39,834,586,7
в том числе за счет федерального бюджета19,315,178,2

Приведенные в таблице данные показывают положительную динамику почти всех показателей, за исключением ввода в действие дошкольных образовательных учреждений (снижение почти на 40%). При этом школ введено в 6 раз больше по сравнению с 2009 г. Наблюдается рост инвестиций в основной капитал, причем — внебюджетных.
Об интенсивном экономическом развитии города свидетельствует строительство в период с 2006 по 2010 год свыше 25 современных промышленных предприятий и создание более 20 тысяч новых рабочих мест. Под размещение промышленных предприятий было подготовлено 8,3 тыс. га земли в 16 промзонах. В городе сформировались новые отрасли промышленности — по выпуску автомобилей, информационным технологиям Автомобильную отрасль сформировали такие заводы, как Toyota (2007 год), General Motors (2008 год), Scania (2008 год), Nissan (2009 год), Hyundai (2010 год). Общий объем вложений в строительство только первых очередей составил 38,2 млрд. рублей. Начато строительство завода по производству легковых гибридных автомобилей «¨-мобиль» и грузовых автомобилей «Яровит Моторс». Объем инвестиций по данным проектам составит 15 млрд рублей. [8]
В Санкт-Петербурге сформировалась отрасль информационных технологий. Здесь размещены R&D-центры ведущих международных компаний, таких как Microsoft, EMC, Oracle, Intel, «Яндекс», Google, Hewlett-Packard, Motorola Mobility, EPAM, LGSoftLab, Siemens, T-Systems. Сегодня ИТ-индустрия Санкт-Петербурга — это около 36 тысяч высококвалифицированных специалистов (1,4% от экономически активного населения города) со средней заработной платой около 50 тысяч рублей в месяц, обеспечивающих 6,2% ВРП Санкт-Петербурга [8]. Экономическое развитие города влияет и на условия жизни местного населения (табл. 4).
Динамика почти всех приведенных показателей позитивна. Имеется лишь незначительное снижение показателя обеспеченности населения жильем (на 2,9%).
Развитие города подтверждает мнение ученых о том, что мегаполисы способны обеспечить прогресс общественного развития.[6, 7, 9] Являясь деловыми, финансовыми, образовательными, культурными и политическими центрами, они привлекают большое число высококвалифицированных специалистов. Это, в свою очередь, требует развитой системы образования, здравоохранения, торговли, сферы услуг и т.д. В результате в мегаполисах наблюдается интенсивный экономический рост, который оказывает существенное влияние на развитие всей экономики.

Таблица 4
Показатели уровня и условий жизни в Санкт-Петербурге
ПоказателиГодыИзменение, %
20092010
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.23884,427189,5113,8
Средний размер назначенных пенсий, руб.7249,48824,5121,7
Общая площадь жилых помещений (в среднем на одного жителя), кв. м23,923,297,1
Доля пенсионеров в общей численности населения, %28,327,797,9
Число зарегистрированных преступлений, тыс.77,164,483,5

Несмотря на то, что современные мегаполисы имеют существенные различия по экономическим, географическим, природно-климатическим, этническим, конфессиональным и другим признакам, они обнаруживают целый ряд не только схожих характеристик, но и проблем — социальных, экономических, экологических. В статье Шмелевой И.А. представлены результаты сравнительного анализа индикаторов устойчивого развития Санкт-Петербурга и Лондона, которые показывают, что два этих мегаполиса имеют схожие проблемы и нуждаются в растущих объемах энергии и других ресурсов, в сокращении выбросов от расширяющегося парка автомобилей, в переработке больших объемов бытовых и промышленных отходов и т.п. [9]
Социальные проблемы развития мегаполисов обусловлены значительной дифференциацией населения по уровню доходов, этническим признакам, культурному уровню, социальному статусу и т.д. Кроме того, в них наблюдается большой приток мигрантов, имущественный статус которых весьма неоднороден, что также оказывает влияние на специфику развития мегаполисов. Например, по данным Управления федеральной миграционной службы в 2011 г. в Санкт-Петербурге поставлено на миграционный учет 1,5 млн чел. Основными целями въезда в город являются туризм (43%), посещение друзей и родственников (25%), работа (14%) [10] За счет притока мигрантов численность населения города увеличивается на 30%, что усиливает нагрузку на коммунальную и транспортную инфраструктуру, приводит к росту преступности.
Для нормального функционирования мегаполиса ему необходима сложная система инженерной и транспортной инфраструктуры. Концентрация мощных энергетических установок, транспортных сооружений, плотность сетей (водопроводных, канализационных, газовых и т.п.) создают риски техногенных катастроф. Для российских мегаполисов характерен высокий уровень износа инженерной и транспортной инфраструктуры, рост аварий на сетях, особенно в зимнее время.
К проблемам мегаполисов следует также отнести наличие уплотненной застройки центра и близлежащих к нему районов, несоответствие между инфраструктурой и плотностью застройки, размещение промышленных предприятий вблизи жилых кварталов, сокращение площадей зеленых зон и др. В последние годы все чаще наблюдается нарушение архитектурного облика городов в результате строительства высокодоходных, но противоречащих «духу» города зданий.
В результате масштабного действия антропогенных факторов в мегаполисах наблюдается весь комплекс экологических проблем. Использование значительного промышленного потенциала мегаполиса, рост числа автомобилей приводит к превышению допустимых порогов загрязнения воздуха химическими веществами и соединениями. Активное использование сотовой связи, компьютерной и бытовой техники привело к появлению понятия «электромагнитный смог», характерного для мегаполисов [11]. Одним из последствий интенсивной хозяйственной деятельности является биогенное разрушение городской среды. Например, многие жилые и нежилые здания в центре Санкт-Петербурга поражены различными микроорганизмами, разрушительно действующими на строительные конструкции. Такие микроорганизмы опасны не только для зданий, но и для здоровья человека.
В энциклопедии «Города России» выделено пять категорий экологического состояния городов: 1 — благополучное, 2 — удовлетворительное, 3 — умеренно напряженное, 4 — напряженное, 5 — критическое. [6] Мегаполисы согласно этой градации отнесены к 5 категории. При этом негативное влияние на экологию распространяется далеко за пределы мегаполиса, прямо или косвенно воздействуя на глобальные биосферные процессы.
Для мегаполисов характерно не только глобальное загрязнение окружающей среды, но и загрязнение городских улиц, большое скопление бытовых отходов. Нарушение санитарных требований повышает опасность возникновения эпидемий и требует значительных затрат на их предупреждение и прекращение.
Изложенное выше показывает, что мегаполис — это не только большая застроенная территория, это еще и сложная социально-экономическая система, которая динамично развивается и активно взаимодействует с внешней средой, оказывая на нее как позитивное, так и негативное влияние.
Для изучения сложных систем применяется их декомпозиция по различным признакам. Как территориальное образование мегаполис может быть разделен на административные районы, функциональные зоны, кадастровые кварталы и т.п. Как экономический феномен его можно исследовать, выделяя отраслевую структуру экономики, градообразующие и градообслуживающие сферы, первичный и вторичный рынок жилья и т.д. Мегаполис как социальную общность образуют различные по возрасту, образованию, семейному положению, политическим и религиозным убеждениям слои населения.
Декомпозиция сложной системы позволяет определить и проанализировать свойства входящих в нее элементов. В то же время, при объединении элементов в единую, целостную систему, у этой системы появляются новые свойства, которые не характерны для ее отдельных элементов. Это свойство систем называется эмерджентностью (от анг. emerge — возникать, появляться). Эмерджентность свидетельствует о целостности системы, вместе с тем эти понятия не тождественны. Целостность системы обеспечивается вкладом каждого элемента в достижение ее целей.
По нашему мнению, системообразующая роль, т.е. преобразование отдельных элементов в некую целостную общность, способную достигать поставленных целей, принадлежит системе управления мегаполисом. Именно система управления способна формировать цели развития мегаполиса таким образом, чтобы они соответствовали потребностям объекта управления (мегаполиса в целом) и потребностям его элементов.
Развитие мегаполиса представляет собой процесс преобразования его экономической, политической, социальной, пространственной и экологической сфер, приводящий к качественным изменениям условий жизни и деятельности проживающих в нем людей. Поэтому и цели развития мегаполиса должны быть связаны с улучшением качества жизни горожан. Достижение таких целей зависит от эффективного использования имеющихся ресурсов, важнейшим среди которых является земля и иная недвижимость как материальная база развития мегаполиса.
Земля обусловливает территориальную связанность элементов мегаполиса, поскольку все они существуют в рамках определенной, ограниченной размерами мегаполиса, территории. Для мегаполисов характерны интенсивность градостроительной деятельности и дефицит пригодных для капитального строительства территорий, что приводит к высокой стоимости городских земель, с одной стороны, и их инвестиционной привлекательности, с другой. Это актуализирует проблему рационального использования городских земель, размещения объектов капитального строительства на территории города, оптимизации его пространственного развития.
Решение этой проблемы возможно путем комплексной застройки — совместного возведения зданий и сооружений различного назначения, инженерных сооружений и коммуникаций, связанных единством технологических процессов, планировочных замыслов и очередностью осуществления. Комплексная застройка в наибольшей степени отвечает задаче обеспечения рационального использования городских земель, поскольку предусматривает комплексное освоение территорий, включающее проведение инженерных изысканий, подготовку проектов планировки и межевания территории, строительство объектов инженерной инфраструктуры, благоустройство территории, осуществление жилищного и иного строительства. Комплексная застройка территорий имеет целый ряд преимуществ — наличие более широкого придомового пространства, предоставляющего возможности для развития зон отдыха, озеленения и благоустройства территории; однородность социальной среды и высокая степень безопасности проживания; наличие собственной инфраструктуры. Реализация подобных проектов позволит не только обеспечить комфортные условия проживания, но и сформировать принципиально новую жилую среду, создать микрорайоны, в которых есть все необходимое для жизни: жилье, инфраструктура, места приложения труда.
Санкт-Петербург, как и другие мегаполисы, испытывает потребность в жилищном строительстве, которая оценивается примерно в 3,5–4 млн кв.м. жилья в год. Такой объем вводимого жилья позволит решать накопившиеся проблемы с коммунальными квартирами, а также сохранить баланс спроса и предложения на рынке жилья. Наибольший объем жилья должны давать проекты комплексного освоения территорий. В 2010 году доля комплексной застройки в объеме ввода жилья в городе составила 43,4%. В настоящее время в городе заявлено около 70 проектов комплексного освоения территорий. Исходя из заявленных сроков реализации этих проектов, в ближайшие 7–8 лет перераспределится нагрузка на транспортную инфраструктуру и социальную сферу. При этом возникает необходимость одновременного обеспечения этих территорией необходимой инженерной, социальной инфраструктурой, подключения их к дорожно-транспортной сети. В результате инфраструктура несколько отстает от темпов строительства жилья, что обусловливает необходимость определения приоритетных проектов и обеспечения своевременного завершения уже начатых.
Проекты комплексного освоения городских территорий требуют значительно больше инвестиций, чем уплотнительная застройка. Поэтому встает проблема привлечения инвестиций в такие проекты и в целом активизации инвестиционно-строительной деятельности в мегаполисах. В этом направлении важнейшая задача — это обеспечение территорий массового строительства социальной, инженерной и транспортной инфраструктурой. Средств бюджета на эти цели в мегаполисах, как правило, недостаточно, поэтому необходимы альтернативные финансовые инструменты. Один из таких инструментов хорошо известен — это государственно-частное партнерство (ГЧП). В Санкт-Петербурге, например, с использованием ГЧП осуществлен инфраструктурно-транспортный проект (аэропорт Пулково), проект строительства школы и детского сада в Шушарах. Таким образом, ГЧП применяется при реализации проектов по созданию транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Решая проблемы развития мегаполисов, необходимо думать о современных общественных пространствах, выделять территории под парки, строить современные спортивные, культурные и торговые объекты. Качественная среда проживания должна обеспечивать горожанам все виды социальных сервисов на той территории, где они проживают, и не вынуждать их ехать в другой район для их получения. Такой подход, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует современной концепции устойчивого, сбалансированного развития мегаполисов, способствует повышению его конкурентоспособности за счет лучших условий проживания, обеспечивает способность мегаполиса справляться со всеми настоящими и будущими вызовами.


Литература
1. Предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: Стат. сб. / Росстат. — М.: ИИЦ «Статистика России», 2011.
2. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов. 2011: Стат. сб. / Росстат. — М., 2011.
3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006.
4. Середина М.И. Тенденции развития современных мегаполисов мира // Сервис в России и за рубежом. — 2011. — № 4 (23).
5. Еремеев С.Г. Мегаполис в национальной инновационной системе // Вестник института экономики РАН. — 2009. — №2.
6. Лаппо Г.М. Города России. Энциклопедия. — М.: Большая Российская энциклопедия. 2008.
7. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально-экономического развития регионов России // Общество и экономика. — 2010. — № 12.
8. Новейшая история Санкт-Петербурга: 2003–2011. — СПб: Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга», 2011.
9. Шмелева И.А. Устойчивое развитие Санкт-Петербурга: цели, проблемы, стратегии. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.sustainabledevelopment.ru/index.php?id=36
10. Управление федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Результаты деятельности за 2011 год. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ufms.spb.ru/news/idn-1056.html
11. Тихонов М.Н., Довгуша В.В. Электромагнитная безопасность: постижение реальности // МОСТ. — 2001. — №48.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия