Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Лещенко К. Е.
аспирант кафедры мировой экономики Санкт-Петербургского государственного университета

Основные факторы развития сектора возобновляемых источников энергии в ФРГ
В статье показаны основные вехи становления сектора возобновляемых источников энергии в ФРГ. Выделены основные факторы, влиявшие на его развитие. Приведены основные институциональные рамки и экономические результаты развития данного сектора
Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, национальная модель энергетической безопасности
УДК 339.976; ББК 65.5   Стр: 368 - 371

Необходимость адекватного ответа на вызовы, с которыми государства во всем мире сталкиваются в рамках развития своего энергетического сектора, представляют собой одну из важнейших задач экономической политики страны. Все большая роль в производстве энергии отводится возобновляемым источникам как технологиям, призванным в будущем заместить существующие на сегодняшний день технологии генерации из ископаемых энергоносителей. Многие государства ставят перед собой амбициозные задачи по увеличению роли возобновляемых источников в национальном энергобалансе. Это, прежде всего, касается стран ЕС, которые в рамках общей программы «Конкурентоспособной низкоуглеродной экономики в 2050 г.» стремятся производить к 2020 году 20% своей электроэнергии с помощью технологий альтернативной генерации, а к 2050 — все 100% [1, С. 6]. Для иллюстрации факторов развития сектора возобновляемых источников энергии мы предлагаем рассмотреть пример ФРГ.
Данная тема рассматривается нами в рамках концепции поиска национальной модели энергетической безопасности ФРГ, выраженной в виде треугольника целей энергетической политики: «Конкурентоспособность», «Устойчивость развития/экологическая безопасность», «Безопасность поставок» [2, С. 5]. Проблематика возобновляемых источников энергии вписывается в раздел этой концепции, отвечающий за устойчивость развития/экологическую безопасность.
Выбор Германии в качестве примера обусловлен несколькими соображениями:
1. ФРГ является крупнейшим энергетическим партнером России, как с точки зрения торговли, так и инвестиций1, существует агентство по сотрудничеству РФ и ФРГ в области энергетики, в рамках которого развиваются проекты и по возобновляемым источникам. Можно ожидать, что немецкий опыт будет в той или степени использован при развитии данного сектора в России;
2. Германия — крупнейшая экономика в ЕС [3], первопроходец в области применения возобновляемых источников и зачастую пример для других стран-членов;
3. ФРГ имела высочайший уровень технологического развития в конце 60-х — начале 70-х гг. ХХ века (отправной пункт развития возобновляемых источников энергии), что дало ей возможность играть ведущую роль в мире в сфере альтернативной энергетики [4, С. 86];
4. Германия накопила большой опыт в области применения нетрадиционных источников энергии. Исторически Германия не была наделена крупными запасами энергоносителей, кроме угля. В связи с этим поиски альтернатив ископаемому топливу ведутся достаточно давно: еще во время второй мировой войны немцы вынуждены были производить синтетический бензин для обеспечения боеспособности своей армии [5];
5. Значительный внутриполитический опыт внедрения возобновляемых источников в энергобаланс своей страны, обусловленный возникновением в Германии в конце 1960-х гг. экологических движений, а впоследствии и сильной партии «Зеленых» на уровне федерального парламента. «Зеленые» являлись и являются по сей день главной движущей силой развития сектора альтернативной энергетики во внутренней политике ФРГ.
В научной литературе, на наш взгляд, недостаточно внимания уделяется изучению факторов, влияющих на развитие возобновляемых источников энергии. Существуют публикации по истории появления возобновляемых источников (Danyel Reiche 2005 [6, С. 12–30]), работы на тему экономической эффективности возобновляемых источников (Ernst Schwanhold 2006 [7, С. 170–179], Antonio Pflьger 2007 [2, С. 38–44], John Constable 2011 [8], Hugh Sharman 2011 [9, С.2]), а также труды, в той или иной мере описывающие институциональную среду развития альтернативной энергетики (Danyel Reiche 2005 [3, С.219–221]. Однако, работы, которая бы системно и исчерпывающе анализировала факторы развития возобновляемых источников энергии в Германии, на сегодняшний день не существует.
Цель данной статьи — показать опыт становления сектора возобновляемых источников энергии в Германии и выделить основные факторы, обусловившие текущее положение вещей в этом секторе.
Институциональные рамки сектора возобновляемых источников энергии связаны со стимулированием использования возобновляемых источников, которое реализуется в рамках «Закона о возобновляемых источниках энергии», принятого в 2000 г. [10]. Однако, при всей имеющейся богатой истории энергетической политики в ФРГ до недавнего времени, как это ни парадоксально, отсутствовала системность в подходе к формированию энергетической политики. Теперь же есть два связанных друг с другом документа, разработанных Федеральным министерством по проблемам окружающей среды и безопасности атомных реакторов (BMU). Это «Интегрированная энерго- и климатическая программа» (2007 г.) и «Новая энергия — новое мышление: дорожная карта энергетической политики до 2020 года», принятая в 2009 г. Следует отметить, что «Дорожная карта» содержит в себе ссылки на необходимость использования «энерго- и климатической программы».
«В задачах дорожной карты указано» [11, С.4–5], что доля возобновляемых источников энергии в структуре потребления первичной энергии должна вырасти до 50% к 2050 г. В структуре потребления конечной (?) энергии ее доля должна вырасти до 18% к 2020 г., что вдвое больше сегодняшнего уровня. В общем потреблении электроэнергии планируется рост с текущих 15% до, как минимум, 30% к 2020 г. Спрос на тепловую энергию должен будет на 14% покрываться за счет возобновляемых источников к 2020 г. (против 7% сегодня). Доля биотоплива должна быть повышена настолько, чтобы вызвать сокращение эмиссии СО2 на 7%.
Для достижения обозначенных выше целей планируется применять, в том числе, и «Интегрированную энерго- и климатическую программу», которую правительство Германии приняло в августе 2007 г. Экономический эффект от принятия данной программы ожидается следующий (см. табл. 1).

Таблица 1
Издержки и экономический эффект выбранных мер к 2020 году
№ п/пМерыВаловые издержки
в млрд евро
Ежегодный объем сбереженной энергии
в млрд евро
1Возобновляемая электроэнергия5,554,2
2Возобновляемая тепловая энергия4,423,5
Источник: Федеральное министерство по проблемам окружающей среды и безопасности атомных реакторов http://www.bmu.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/hintergrund_meseberg.pdf дата доступа 23.03.2012.

На уровне Европейского Союза для стимулирования использования возобновляемых источников была разработана директива 2001/77/EG [13], которая устанавливала, что доля возобновляемых источников энергии в электрогенерации должна достичь до 22,1% (21% ЕС-25) уже в 2010 г., что, однако, сделано не было. Для каждой страны Еврокомиссия установила свое пороговое значение. На сегодняшний момент существуют 4 стимулирующие группы мер, регламентирующие развитие генерации из возобновляемых источников: система минимальных цен; система квот; конкурсная система; налоговое стимулирование.
Германия использует систему минимальных цен. Эти меры признаны среди прочих самыми затратоэффективными, т.е. показывающие самую низкую доходность предприятий за счет государственной помощи [14, с. 170]2.
Рассматривая сектор возобновляемых источников энергии с точки зрения действующих в нем хозяйствующих субъектов, представляется целесообразным проанализировать количество предприятий, функционирующих в данной сфере (табл. 2), их суммарный товарооборот, произведенные инвестиции, а также количество занятых в данном секторе (Рис. 1, Рис. 2), отразить роль возобновляемых источников в энергобалансе ФРГ (Рис. 3).

Таблица 2
Количество предприятий в секторе возобновляемых источников энергии по федеральным землям
Федеральная земля/год200920102011
Mecklenburg-Vorpommern571704814
Schleswig-Holstein135219082127
Hamburg456561670
Niedersachsen273335733961
Sachsen-Anhalt595655727
Brandenburg8319721052
Berlin671877991
Nordrhein-Westfalen259832193557
Hessen115513951556
Thuringen627799884
Sachsen94811621272
Rheinland-Pfalz8119431161
Saarland168197203
Baden-Wurttemberg252331413481
Bayern447854526247
Всего в Германии205172555828703
Источник: Агентство по возобновляемым источникам энергии. http://www.foederal-erneuerbar.de/landesinfo/bundesland/BY/kategorie/unternehmen дата доступа 09.04.2012.
Рис. 1. Количество занятых в секторе возобновляемых источников энергии в ФРГ
Источник: Федеральное министерство по проблемам окружающей среды и безопасности атомных реакторов. http://www.erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/broschuere_ee_zahlen_bf.pdf дата доступа 09.04.2012
Рис. 2. Общий объем инвестиций и товарооборота по возобновляемым источникам в ФРГ
Источник: Федеральное министерство по проблемам окружающей среды и безопасности атомных реакторов. http://www.erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/eeg_wirkungen_kap2.pdf, http://www.erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/broschuere_ee_zahlen_bf.pdf дата доступа 09.04.2012
Рис. 3. Динамика изменения доли возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе Германии
Источник: AG Energiebilanzen e.V. http://www.ag-energiebilanzen.de/componenten/download.php?filedata=1326461230.pdf&filename=BRD_Stromerzeugung1990-2011%2020Dez2011&mimetype=application/pdf дата доступа 09.04.2012
Что касается общих экономических показателей отрасли, то по состоянию на 2010 г. инвестиции в новые установки (основные средства) составили 26,6 млрд евро (это на 33,5% выше показателей 2009 г.), общий оборот отрасли составил 37 млрд евро, при 33,4 млрд в 2009 г. Наиболее обширные инвестиции шли в технологии фотогальванической генерации (73,4%) и ветряной генерации (9,4%) [16].
Основную роль в развитии возобновляемых источников играют менее крупные компании, так как при указном выше объеме инвестиций в возобновляемые источники в 2010 г., четыре крупнейших производителя электроэнергии в ФРГ потратили на них не более 3 млрд евро [17, 18, 19, 20], Таким образом, основную долю составляют региональные игроки, что позитивно отражается на общей конкурентной ситуации в этой отрасли и в будущем будет способствовать снижению тарифов.
Оценивая перспективы дальнейшего развития сектора возобновляемых источников энергии в Германии, мы придерживаемся умеренного прогноза относительно успехов намеченных мероприятий, несмотря на то, что на сегодняшний день Германия входит в число немногих стран, которые выполняют поставленные перед собой задачи в рамках программы ЕС. Однако, имеются и существенные ограничения: нагрузка на потребителя становится слишком высокой вследствие сравнительно невысокой эффективности самих технологий возобновляемой генерации и необходимости их дальнейшего стимулирования со стороны государства. В 2011 г. в соответствии с Законом о возобновляемых источниках энергии немецкие потребители должны были платить за электроэнергию на 70% больше. Об этом официально заявили сетевые компании 50Hertz, Amprion, EnBW Transportnetze и Tennet [21]. Всего же в текущем году потребители продатировали экологическую электроэнергию на 13 млрд евро [21].
Выделяя основные факторы, влиявшие и влияющие на развитие сектора возобновляемых источников энергии в Германии, на основе приведенной информации представляется целесообразным выделить следующие:
1. Наличие обширной институциональной инфраструктуры сектора;
2. Большой опыт применения технологий альтернативной генерации, обусловленный исторически ограниченностью природных ресурсов в ФРГ;
3. Развитость и крупный размер экономики Германии, которые позволяют ей даже во время кризиса продолжать развитие сектора возобновляемых источников энергии;
4. Растущая экономическая роль сектора, позволяющая компаниям участвовать в формировании энергетической политики страны;
5. Возрастающая нагрузка на потребителей энергии, которая обусловлена сравнительно невысокой эффективностью возобновляемых источников энергии. Это уже приводит к определенным конфликтам в обществе и потенциально несет в себе большие ограничения в отношении дальнейшего развития сектора.
Принимая во внимания все эти факторы, как позитивные, так и ограничивающие, есть основание полагать, что доля возобновляемых источников будет, безусловно, расти и далее, вытесняя другие технологии генерации, прежде всего, атомную и угольную, однако этот рост может быть существенно ограничен возрастающими издержками на стимулирование развития сектора.


Статья подготовлена в рамках НИР «Формирование современной модели обеспечения энергетической безопасности на глобальном и национальном уровнях в рамках концепции устойчивого развития» № 13.0.23.2009.

Литература
1. COM(2011) 112 final. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the regions. A Roadmap for moving to a competitive low carbon economy in 2050. 2011. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2011:0112:FIN:EN:PDF (дата обращения: 11.09.2011).
2. Die Energiepolitik zwischen Wettbewerbsfдhigkeit, Versorgungssicherheit und Nachhaltigkeit. Deutsches Institut fьr Wirtschaftsforschung, Vierteljahrshefte zur Wirtschaftsforschung. Berlin 2007.
3. The World Factbook. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/gm.html (дата обращения: 11.09.2011).
4. Зарицкий Б. Экономика ФРГ. — М., 2009.
5. Суворов В. Тень Победы. URL: http://militera.lib.ru/research/suvorov7/04.html (дата обращения: 11.09. 2011).
6. Danyel Reiche. Grundlagen der Energiepolitik. Frankfurt am Main 2005.
7. Ernst Schwanhold. Nachhaltige Energiepolitik. Herausforderungen der Zukunft. Bad Honnef 2006.
8. John Constable. Renewables Won‘t Keep the Lights On. URL: http://www.standpointmag.co.uk/node/3639/full (дата обращения: 11.09. 2011).
9. Hugh Sharman. Renewables Won’t Keep the Lights On. URL: http://www.theoildrum.com/pdf/theoildrum_7340.pdf (дата обращения: 11.09. 2011).
10. Gesetz fьr den Vorrang Erneuerbarer Energien (Erneuerbare-Energien-Gesetz — EEG). URL: http://www.gesetze-im-internet.de/bundesrecht/eeg_2009/gesamt.pdf (дата обращения: 11.09. 2011).
11. Neues Denken — Neue Energie:Roadmap Energiepolitik 2020. Bundesministerium fuer Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit. 2009. URL: http://www.algore2008.de/roadmap_energiepolitik_bund_2020.pdf (дата обращения: 06.09. 2011).
12. Das Integrierte Energie- und Klimaprogramm der Bundesregierung. Bundesministerium fuer Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit. URL: http://www.bmu.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/hintergrund_meseberg.pdf (дата обращения: 06.09. 2011).
13. Official Journal of the European Communities. DIRECTIVE 2001/77/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 27 September 2001on the promotion of electricity produced from renewable energy sources in the internal electricity market. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2001:283:0033:0040:EN:PDF (дата обращения: 11.09. 2011).
14. Ernst Schwanhold. Nachhaltige Energiepolitik. Herausforderungen der Zukunft. Bad Honnef 2006.
15. Analyse und Bewertung der Wirkungen des ErneuerbareEnergien-Gesetzes (EEG) aus gesamtwirtschaftlicher Sicht. Bundesministerium fuer Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit. URL: http://www.erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/eeg_wirkungen_kap2.pdf (дата обращения: 11.09. 2011).
16. Erneuerbare Energien in Zahlen. Nationale und internationale Entwicklung. Stand 2010. Bundesministerium fuer Umwelt, Naturschutz und Reaktorsicherheit. URL: http://www.erneuerbare-energien.de/files/pdfs/allgemein/application/pdf/broschuere_ee_zahlen_bf.pdf (дата обращения: 09.04. 2012).
17. EoN Annual Report 2011. URL: http://www.eon.com/en/downloads/E.ON_2011_Annual_Report.pdf (дата обращения: 09.04. 2012).
18. EnBW Geschдftsbericht 2010. URL: http://www.enbw.com/content/de/investoren/_media/_pdf/gb_2010_.pdf (дата обращения: 09.04. 2012).
19. RWE Geschaeftsbericht 2011. URL: http://www.rwe.com/web/cms/mediablob/de/1299142/data/110822/6/rwe/investor-relations/berichte/RWE-Geschaeftsbericht-2011.pdf (дата обращения: 09.04. 2012).
20. VATTENFALL Europe AG Das Jahr 2010 in Zahlen und Fakten. URL: http://www.vattenfall.de/de/file/Das_Jahr_2010_in_Daten_und_Fakten__deutsch_.pdf_17683354.pdf (дата обращения: 09.04. 2012).
21. N 24. Preissprung heizt Oekosromdebatte an. URL: http://www.n24.de/news/newsitem_6387211.html (дата обращения: 06.09. 2011).
22. A.G. Energiebilanzen e.V. URL: http://www.ag-energiebilanzen.de/viewpage.php?idpage=1 (дата обращения: 06.09. 2011).
23. Федеральная служба государственной статистики РФ. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 06.09. 2011).
24. Э.ОН Россия. URL: http://eon-russia.ru/RU/default.aspx (дата обращения: 11.09. 2011).
25. Wintershall. URL: http://www.wintershall.com/460.html?&L=2 (дата обращения: 11.09. 2011).

1 35,4% ввозимой в ФРГ сырой нефти было ввезено из России, 32% потребленного в ФРГ газа имело также российское происхождение [22]. Россия же поставляла 13,09% от всего объема экспорта нефти в Германию и 18,71% от всего объема экспорта газа [23]. Также налицо широкий опыт взаимных инвестиций, так например компания ЕОН владеет 78,3% акций крупнейшего российского оптового производителя электроэнергии «Э.ОН Россия» [24], компания Винтерсхалл, являющаяся дочерней структурой БАСФ сотрудничает с ОАО «Газпром» и при этом не только в сфере торговли газом, но также и в сфере добычи: 50% доли в СП занимающимся разработкой Южно-Русского месторождения в Западной Сибири [25]. Также в Германии есть 100% дочерняя компания ОАО «ГАЗПРОМ»: «ГАЗПРОМ Германия ГмбХ», которая занимается реализацией российского и среднеазиатского природного газа в Германии, а также в Западной и Восточной Европе.
2 Система минимальных цен: фиксируются минимальные цены, а также общая обязанность принятия тока, произведенного с помощью возобновляемых источников энергии сетевыми предприятиями, а также сбытовыми компаниями.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия