Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
Подписка на журнал
Реклама в журнале
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Досужева Е. Е.
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета
Лямзин О. Л.
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 2)
Во второй части статьи, посвященной основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования, авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов-победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры. Также проведен анализ многоотраслевого характера научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика
УДК 334.758.6; ББК 65.292   Стр: 412 - 417

В первой части статьи (Проблемы современной экономики, № 1, 2012), посвященной основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования были приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами были рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов-победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры. Рассмотрим еще несколько инновационных инфраструктур, формируемых вузами-победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, а также проанализируем многоотраслевой характер научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры. Томская и Новосибирская область являются членами Ассоциации инновационных регионов России (АИРР) [11], которая была создана в 2010 г. в целях совместного продвижения экономических, инновационных, технологических проектов членов Ассоциации в органах государственной власти и институтах развития, что является показателем высокой инновационной активности этих регионов и подтверждается исследованием инновационного потенциала регионов С.Г. Алексеева [1]. В Томской области одними из победителей открытого конкурса по поддержке развития инновационной инфраструктуры стали Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ), а в Новосибирской — Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет (НГУ) и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирский государственный технический университет (НГТУ).
ТГУ в рамках реализации программы «Развитие и совершенствование инновационной инфраструктуры Национального исследовательского Томского государственного университета» [7] поставил перед собой следующие цели:
● улучшение научно-образовательной среды генерации инноваций и увеличение уровня инновационно-технологических компетенций студентов и сотрудников университета; совершен­ствование взаимодействия с предприятиями реального сектора экономики, эффективное подключение ТГУ к деятельности в рамках профильных технологических платформ;
● формирование и улучшение центров научно-технической информации, и реализация прогнозной деятельности по наиболее значимым направлениям деятельности университета в рамках профильных технологических платформ;
● содействие созданию хозяйственных обществ в рамках № 217-ФЗ и помощь малому инновационному предпринимательству;
● вывод разработок ТГУ на глобальный рынок.
В ТПУ сформированы и функционируют следующие элементы инновационной инфраструктуры (рис.1):
● Управление инновационной и производственной деятельностью;
● Центр трансфера технологий;
● Студенческий технологический бизнес-инкубатор;
● Отдел правовой охраны РИД;
● Проектно-конструкторский институт; Центр опытного производства;
● ООО «Технологический инкубатор ТПУ»;
● 10 инновационных научно-образовательных центров;
● 20 центров коллективного пользования; Выставочный центр «Наука и образование в ТПУ: традиции и новации» [2].
Рис. 1. Инновационная инфраструктура ТГУ
Сформированная инновационная инфраструктура ТПУ (Рис. 2) обеспечивает воплощение в жизнь основных этапов инновационного процесса — поиск, отбор и доведение плодов интеллектуальной деятельности университета до наукоемкого коммерческого продукта.
Рис. 2. Формирование и комплексное сопровождение бизнес-команд, выполняющих инновационные проекты
В 2010 г. мероприятия Программы развития Новосибирского государственного университета были ориентированы на формирование научно-образовательной и инновационной инфраструктуры, развитие тематики научных изысканий и диверсификацию источников их финансирования, улучшение квалификации работников и улучшение организации управления университетом.
Главные трудности реализации Программы развития НИУ НГУ, как отмечается в Аналитической записке «О ходе реализации Программы развития ГОУ ВПО Новосибирский государственный университет» в 2010 году [12], связаны с переменой условий предоставления средств федерального бюджета. Установление налога на добавленную стоимость и налога на прибыль привели к тому, что наравне с 20% софинансированием Программы понадобились вспомогательные внебюджетные средства на уплату налогов в объеме более 3% от суммы принятых бюджетных средств.
Вторая проблема сопряжена с расширением проблематики академических исследований, возникновением новых течений, которые не были намечены в Программе развития НГУ.
Для последующего развития процессов вовлечения молодых людей в фундаментальные и прикладные исследования желательно увеличение бюджетного набора в магистратуру, аспирантуру и докторантуру НГУ, в том числе и зарубежных студентов.
Из позитивных факторов следует обозначить активизацию работы профессорско-преподавательского состава почти всех факультетов университета в части исследования новых образовательных программ, научной и инновационной деятельности.
Схема инновационной платформы Новосибирского государственного университета для конвергенции образования, науки и бизнеса на базе классического университета, представленная директором Центра инновационного развития Новосибирского государственного университета С.М. Кобцевым [10] выглядит следующим образом (Рис. 3):
Рис. 3. Схема инновационной инфраструктурой НГУ
Инновационная инфраструктура Новосибирского государственного технического университета в настоящее время включает в себя следующие элементы [3]:
● Инновационно-технологический центр (ИТЦ), включающий патентную службу, группа маркетинга, центр бизнес-технологий, технологический бизнес-инкубатор, студенческий бизнес-инкубатор;
● Техноцентр (опытный завод);
● Центр социального предпринимательства;
● Информационно-правовой центр;
● Кабинет художественного конструирования (дизайн-центр);
● Фонд поддержки инновационных проектов;
● Независимый испытательный центр;
● Студенческие конструкторские бюро.
Также в рамках реализации поправок к положениям Федерального закона №83 «О бюджетных учреждениях» [8] на базе НГТУ созданы малые инновационные предприятия.
Малые инновационные предприятия, сформированные на базе НГТУ, играют следующую роль:
● содействуют привлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности университета;
● формируют позитивный имидж наукоемкого предпринимательства, обеспечивают учебные и рабочие места для студентов и выпускников университета;
● создают рыночную направленность научных исследований;
● раскрывают допуск к финансовым ресурсам для осуществления инновационных проектов;
● проявляют спонсорскую поддержку университету.
22 августа 2011 года Новосибирский государственный технический университет с проектом «Развитие объектов инновационной инфраструктуры и подготовка кадров в сфере инновационного предпринимательства в НГТУ» вошел в число победителей конкурса, который проводило Министерство образования и науки РФ [13]. Согласно конкурсному протоколу, в 2011 году на осуществление программы НГТУ получит 50 млн руб., в течение следующего года — еще 40 млн руб. Софинансирование проекта университетом — 16 млн рублей. Планируемое распределение средств [14]:
● организация новых составляющих инфраструктуры (нормативные документы и планы развития) — 2,7 млн руб.;
● обеспечение оборудованием и программным обеспечением звеньев инновационной инфраструктуры — 55,3 млн руб.;
● разработка и осуществление целевых образовательных программ — 15 млн руб.;
● патентные исследования и охрана итогов интеллектуальной деятельности — 2,3 млн руб.;
● стажировки сотрудников за границей — 6,2 млн руб.;
● экспертиза и консалтинг — 8,5 млн руб.
В целях развития инновационной инфраструктуры НГТУ в рамках программы «Развитие объектов инновационной инфраструктуры и подготовка кадров в сфере инновационного предпринимательства в НГТУ» планируется создать такие инновационные центры как:
● Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр инновационного развития электроэнергетики», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначением которого является обеспечение инновационных подразделений НГТУ научно-технической информацией, анализом текущего состояния отрасли, прогнозами ее развития, результатами экспертизы инноваций, поддержка участия НГТУ в профильных технологических платформах;
● Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр новых материалов и технологий в машино-, авиа- и приборостроении», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, предназначением которого является снабжение инновационных подразделений НГТУ научно-техническими данными, анализ состояния области, мониторинг ее формирования, экспертиза инноваций, содействие участию НГТУ в профильных технологических платформах;
● Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр информационных технологий и цифровых систем», включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначением которого считается предоставление инновационным подразделениям НГТУ научно-технических отчетов, мониторинг ее становления, экспертиза инноваций, поддержание роли НГТУ в технологических платформах;
● Центр научно-технической информации «Информационно-аналитический центр «Энергосберегающие электротехнологии»«, включая прогностическую лабораторию и группу поддержки участия в профильных технологических платформах, назначение которого состоит в обеспечении инновационных отделов НГТУ научно-технической информацией, анализе ее развития, экспертизе инноваций, поддержании участия НГТУ в технологических платформах;
● Инжиниринговый центр «Цифровые системы», роль которого заключается во внедрении инновационных разработок, обеспечении аутсорсинга, оказании услуг инженерно-консультационного плана и выполнении работ исследовательского, проектно-конструкторского и расчетно-аналитического характера;
● Инжиниринговый центр «Энергосберегающие электротехнологии», миссия которого находится во внедрении инновационных разработок, предоставлении аутсорсинга и предложении услуг инженерно-консалтингового плана и выполнении работ исследовательского, проектно-конструкторского и расчетно-аналитического характера;
● Инжиниринговый центр «Энергоэффективная электромеханика и мехатроника», значение которого заключается во внедрении инновационных разработок, обеспечении аутсорсинга и предоставлении услуг инженерно-консультационного плана и совершении работ исследовательского, проектно-конструкторского и расчетно-аналитического плана;
● Инжиниринговый центр «Медицинские техника и изделия», обязанностями которого являются внедрение инновационных разработок, предоставление аутсорсинга и предложение услуг инженерно-консультационного плана и исполнение работ исследовательского и расчетно-аналитического характера;
● Инжиниринговый центр «Энергоэффективность и энергосбережение в линиях электропередач», функция которого заключается во внедрении инновационных разработок и предложении услуг инженерно-консалтингового типа и выполнении работ проектно-конструкторского и расчетно-аналитического плана;
● Центр инновационного консалтинга, который будет выполнять разработку системы организационных, правовых, экономических механизмов обеспечения деятельности Центра инновационного консалтинга НГТУ;
● Центр коллективного пользования «Центр испытаний устройств контроля и управления режимами электроэнергетических систем» для оказания создаваемым хозяйственным обществам услуг по проведению необходимых прикладных исследований и испытаний опытных образцов;
● Центр демонстрации результатов интеллектуальной деятельности НГТУ, создаваемый в целях разработки системы организационных, правовых, экономических механизмов обеспечения деятельности Центра демонстрации результатов интеллектуальной деятельности НГТУ;
● Центр промышленного дизайна, который будет предоставлять услуги создаваемым хозяйственным обществам по проведению необходимых прикладных исследований и испытаний опытных образцов;
● Центр продвижения научно-технических разработок;
● Центр коллективного пользования «Экоаналитическая лаборатория», который будет оказывать услуги формируемым хозяйственным обществам по проведению требуемых прикладных исследований и проверок опытных образцов;
● Центр коллективного пользования «Центр оптических и лазерных технологий», который будет обслуживать образовываемые хозяйственные общества для проведения важных прикладных исследований и тестирования опытных образцов;
● Инжиниринговый центр «Промышленная аэродинамика».
Рост количества компонентов инновационной инфраструктуры предусматривает формирование нормативной базы, составление программ развития и обеспечение оборудованием.
21 декабря 2011 года Новосибирский государственный технический университет вошел в список победителей конкурса Министерства образования и науки Российской Федерации по поддержке программ стратегического развития образовательных учреждений высшего профессионального образования с программой «Инженерные и научные кадры для инновационной экономики» [15].
Целью программы НГТУ является формирование научно-образовательного инновационного комплекса, который согласно приоритетам государственного развития обеспечит:
● постоянную многоуровневую подготовку высококвалифицированных специалистов и работников высшей квалификации новейшей формации, конкурентоспособных на глобальном уровне;
● создание инновационных компетенций у выпускников и специалистов;
● формирование и связь с областной инновационной сферой;
● исследование и коммерциализацию наукоемкой и инновационной продукции.
Для достижения установленной цели будут решаться следующие задачи:
● улучшение и формирование единой системы многоуровневой постоянной профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики;
● усовершенствование и формирование научно-исследовательского процесса; развитие и продвижение инновационной деятельности;
● модернизацию организационной структуры университета и повышение эффективности управления;
● формирование кадрового потенциала университета;
● совершенствование и развитие внутрироссийской и интернациональной мобильности;
● формирование и совершенствование учебной, академической и инновационной инфраструктуры;
● создание подходящих общественных условий для жизни и деятельности преподавателей, сотрудников и учащихся вуза.
В рамках реализации программы стратегического развития предусмотрены следующие мероприятия и проекты по развитию инновационной инфраструктуры НГТУ:
● объединение с региональной инновационной сферой в целях обеспечения интеграции инновационной инфраструктуры НГТУ с инновационной средой региона и организации на основе НГТУ регионального инженерно-технического инновационного центра;
● создание на основе НГТУ регионального инженерно-технического инновационного центра;
● дооборудование центра прототипирования опытно-экспериментального изготовления НГТУ высокопроизводительным научно-техническим оборудованием; организация подготовки учащихся, обучающихся в бакалавриате по направлениям машино-, авиа- и приборостроения, учитывающим использование высокотехнологического оборудования;
● формирование инжинирингового центра «Энергоэффективная электромеханика и мехатроника»;
● оборудование студенческого конструкторского бюро «Роботехника и искусственный интеллект»;
● формирование и усовершенствование объектов инновационной инфраструктуры, обеспечивающей внедрение интеллектуального продукта и трансфера новейших технологий.
По мнению В.Д. Марковой [16], невзирая на разнообразие механизмов научно-производственной интеграции, можно отметить два основных вида интеграции и в соответствии с этим две формы хозяйствования:
— внутренняя интеграция академической и образовательной деятельности университета, сопровождающаяся формированием управленческих (функциональных и матричных) структур управления;
— внешняя интеграция с фундаментальными и отраслевыми академическими организациями, с бизнесом, которая имеет возможность эволюционировать от простейших форм совместной деятельности к динамичному интерактивному сетевому партнерству.
В Российской Федерации проработана парадигма внешней интеграции основных отечественных вузов и академических учреждений, основу которой составляют базовые кафедры вузов, находящиеся и функционирующие в исследовательских институтах РАН. Однако в подавляющем большинстве отечественных университетов реализована парадигма внутренней интеграции академической и образовательной деятельности, ядро которой составляет управленческая структура координации научно-исследовательской деятельности, находящаяся в ведении проректора по научной работе. Исполняемые этой структурой функции различны, однако, как правило, они охватывают координационно-финансовое и научно-методическое сопровождение и услуги в сфере защиты интеллектуальной собственности. В последнее время эти функции дополняются управлением инновационной деятельностью вуза.
Анализируя рассмотренные инновационные инфраструктуры, следует отметить, что одни вузы, такие как ТПУ, делают основной упор на развитие кадровой инфраструктуры через формирование учебных центров, студенческих бизнес-инкубаторов и проведение различных конкурсов НИР с целью отбора наиболее перспективных научно-исследовательских проектов и привлечения студентов, магистрантов и аспирантов к инновационной деятельности. Иные вузы, кроме развития кадровой инфраструктуры, также формируют производственно-технологические субъекты инфраструктуры. Так, ИрГТУ, НГТУ и ТГУ создают на своей базе малые инновационные предприятия, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий, другие вузы (КемГУ, НГУ) осуществляют сотрудничество с технопарками, сформированными на их основе. Помимо развития кадрового и производственно-технологического субъектов инновационной инфраструктуры некоторые вузы (ЮУрГУ, НГТУ, НГУ), обращают внимание также на развитие маркетинговой, информационной и/или консалтинговой инфраструктур путем организации информационных, статистических центров, центров научно-технической информации, патентных бюро, маркетинговых служб. Большинство из рассмотренных нами вузов направили свои усилия на формирование инновационной инфраструктуры только в рамках вуза, однако, ДВФУ избрал другой путь развития своей инфраструктуры — через кооперацию с организациями лесопромышленного комплекса, расширив, таким образом, собственную инфраструктуру путем строительства домостроительного комбината.
Несмотря на общий положительный эффект от инновационной деятельности в целом, формирование и развитие инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования сталкивается со многими трудностями, такими как:
● недостаточная разработанность законодательной базы в сфере научно-инновационной деятельности;
● дефицит финансовых средств и слабая техническая и технологическая основа для выполнения НИОКР и создания функционирующих примеров наукоемкой продукции;
● недостаточное содействие формированию инновационной инфраструктуры вуза со стороны областной власти и органов местного самоуправления;
● слабая координация действий между наукой, образованием, бизнесом и властью в области;
● слабое взаимодействие с организациями реального сектора экономики в учебно-научно-инновационной деятельности.
В конце 2011 года Правительством России была утверждена «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [4]. Предполагается, что именно по этому сценарию будет проходить дальнейшее инновационное развитие страны. Модель национальной инновационной системы, предложенная в этой программе, заключает в себе организацию и управление взаимодействием между научно-образовательным сектором, малым бизнесом и монопольными структурами, и, по сути, является укрупненным видом многоотраслевых интегрированных инновационных структур, которые, как один из типов научно-производственной интеграции организаций, призваны обеспечивать полную реализацию всех этапов инновационного процесса. Научно-производственная интеграция в форме инновационной интегрированной структуры проявляет многоотраслевой характер. Он же, в свою очередь, имеет дуальную природу. С одной стороны многоотраслевой характер обусловлен объединением отраслей науки и индустрии, в котором отрасль науки проводит научно-исследовательскую деятельность по разработке нового продукта или улучшении качеств уже существующего, а индустриальная отрасль осуществляет его производство, либо внедрение. В ХХI веке научно-производственная интеграция все чаще сводится к цепочке элементов «ВУЗ» — «НИИ» — «предприятие» [6], в отдельных случаях к ней добавляются такие элементы, как «школа» или «ССУЗ» [9], что зачастую продиктовано, прежде всего, необходимостью, по мнению разработчиков проекта данного вида научно-производственной интеграции, формирования непрерывного образовательного процесса. Элементы цепочки «ВУЗ — НИИ — предприятие» в свою очередь имеют свои субэлементы [5]: ВУЗы — «стандартные» и учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК); НИИ — академические учреждения и отраслевые НИИ и КБ; предприятия — крупные и малые инновационные. В этой цепочке ВУЗы и УНИК осуществляют подготовку специалистов, оказывают услуги консалтингового типа, а также занимаются научно-исследовательской деятельностью, академические учреждения выполняют фундаментальные исследования, в то время как отраслевые НИИ и КБ на основе фундаментальных исследований совершают прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По окончании создания опытного образца конечного продукта малые инновационные предприятия проводят выпуск пробной партии продукта, затем, после успешного завершения предыдущей стадии, происходит массовый выпуск продукта крупными предприятиями.
Существует и другое проявление многоотраслевого характера научно-производственной интеграции. Каждый из элементов цепочки «ВУЗ — НИИ — предприятие» принадлежит одной или нескольким отраслям. Например, ВУЗы могут подразделяться на технические, медицинские, гуманитарные, педагогические и классические университеты, предприятия — принадлежать аграрной, машиностроительной, горнодобывающей, строительной или химической экономической отрасли и так далее. Вследствие объединения элементов «ВУЗ», «НИИ», «предприятие», принадлежащих различным экономическим секторам, в единую интегрированную структуру, проявляется многоотраслевой характер интегрированной структуры. Инновационному развитию государства во многом также могут помочь советский опыт и зарубежные модели ведения инновационной политики. В целом реализация модели формирования национальной инновационной системы, безусловно, способна обеспечить прогрессивный рост глобальной конкурентоспособности путем перехода на новую инновационную базу, повышения благосостояния общества и социального уровня жизни и модернизацию экономики страны.


Литература
1. Алексеев С.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов. // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 2 (30).
2. Власов В.А. Инновационная деятельность ТПУ. Официальный сайт частной инвестиционной консалтинговой компании «МАРЧМОНТ Капитал Партнерс» [Электронный ресурс]. — URL: http://files.marchmont.ru/presentations/42/vlasov_v._innovatzionnaya_deyatelnost_tpu.pdf (Дата обращения: 21.12.2011).
3. Инновационная инфраструктура. Официальный сайт НГТУ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nstu.ru/innovating/innovation_info (Дата обращения: 21.12.2011).
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/9130/ (Дата обращения: 21.12.2011).
5. Лямзин О.Л., Титова В.А. Об основах взаимодействия участников многоотраслевых интегрированных структур на базе развития инноваций // Региональная экономика: теория и практика. — 2007 — №16. — С. 74–82.
6. Лямзин О.Л., Титова В.А. Согласование деятельности базовых элементов многоотраслевых интегрированных структур в отечественных условиях. // Системное управление, проблемы и решения: Электронный научно-информационный журнал. — 2007. — вып. 9. URL: http://supir.ru/index.php?m=articles&article_id=40 (Дата обращения: 21.12.2011).
7. Три томских вуза стали победителями конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры. Официальный интернет-портал Администрации Томской области [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk.gov.ru/ru/news?id=9972 (Дата обращения: 21.12.2011).
8. Федеральный закон РФ от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Российская газета. –2010. — 12 мая.
9. Шайдуллина А.Р. Функции интегрированного образовательного пространства «ССУЗ — ВУЗ — предприятие» // Образование и саморазвитие. — 2009. — № 3 (13). — С. 74–79.
10. Кобцев С.М. Персональная страница [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/srd/lls/russian/Kobtsev_CV_rus.htm (Дата обращения: 21.12.2011)
11. Официальный сайт Ассоциации инновационных регионов России [Электронный ресурс]. URL: http://i-regions.org (Дата обращения: 21.12.2011).
12. Аналитическая записке «О ходе реализации Программы развития ГОУ ВПО Новосибирский государственный университет» в 2010 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.nsu.ru/documents/research_implemen.pdf (Дата обращения: 21.12.2011).
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
14. Ход реализации проекта по развитию объектов инновационной инфраструктуры и подготовке кадров в сфере инновационного предпринимательства. Тезисы сообщения проректора по научной работе А.Г. Вострецова // НГТУ-Информ. — № 13 (215). — 2011. — C 5–6.
15. Победители конкурса программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования 2012–2014. Официальный сайт конкурса на сайте ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ [Электронный ресурс]. URL: http://programs.extech.ru/docs/winners.php (Дата обращения 30.01.2012)
16. Маркова В.Д. Организация научно-исследовательской и инновационной деятельности в вузах // Стратегия развития предприятий на основе реализации инновационной политики: сб. науч. тр. / Под ред. В.В. Титова и В.Д. Маркова. — Новосибирск: Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 2009. — 340 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия