Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лесохин В. З.
профессор кафедры систем технологий и товароведения
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук.


Экономическая итология — наука об экономических проблемах информационных технологий
В статье дается представление о новой науке «Экономическая итология», исследования в области которой вызваны необходимостью стандартизации знаний. Дана характеристика информационно-обменных процессов и информационного подхода теории систем как методологии этой науки, показана необходимость исследований в области данной науки для совершенствования прогнозирования экономической эффективности инноваций
Ключевые слова: итология, инновационная сила, сложность системы, избыточная рациональность, двойственный принцип Канторовича Л.В, экономическая эффективность, информационные технологии
УДК 330.47; ББК 65   Стр: 426 - 430

Итология [9] как наука об информационных технологиях возникла в начале 2000-х годов. В научной литературе основной характерной чертой этой науки отмечается ее целевая направленность на преображение человеческой практики и бытия, способность проникновения во все аспекты жизни и деятельности человека и ее междисциплинарная роль как общезначимой дисциплины (аналогично математике и философии). В то же время необходимы исследования в области методологии данного направления. В качестве методологии этой науки автором настоящей статьи используется информационный подход теории систем [1], позволяющий разделить информацию на сигналы, знания, чувства и интуицию, выделить полезную часть и потери и обнаруживающий единую информационную природу для гуманитарных и естественных наук. На его основе исследуются проблемы интеграции искусственного и естественного интеллекта, теоретической и прикладной экономики, моделей микроэкономики и предпринимательства и т.д. Следует отметить, что интеграция — это не простое объединение наук и превращение их в необъятную область. В этой науке используются приемы синтеза, позволяющие преодолеть избыточность информации и прежде всего избыточность структуры информационной системы предметной области, обеспечивая необходимую гибкость реагирования на изменение ситуации.
Основным понятием информационного подхода теории систем является сложность, (содержание, смысл) системы (С), определяемой произведением I и H. Логическая информация H характеризует содержание (суть) только единицы чувственной информации, а для того чтобы охарактеризовать сложность всей информации, нужно умножить H на количество чувственной информации I. Чувственная информация вводится как мера отраженной в сознании элементной базы системы и определяется измеренной величиной с учетом точности измерений. Логическая информация характеризует сущность понятия и определяется как отношение сущности к объему понятия. В физических системах (С) соответствует энергии. Для систем управления интерпретация этого понятия зависит от конкретных условий его применения. В частности, в зависимости от того, применительно к характеристике всей системы или ее элементов используется (С), можно говорить о системной СС, собственной С0 и взаимной сложности СВ. Собственная сложность представляет собой суммарную сложность (содержание) элементов системы вне связи их между собой. Системная сложность представляет содержание системы как целого (например, сложность ее использования). Наконец, взаимная сложность характеризует степень взаимосвязи элементов в системе (т.е. сложность ее устройства, схемы, структуры).
Энергетический подход, о котором идет речь, иллюстрирует всеобщность закономерностей, используемых для построения информационных моделей. Для того чтобы деятельность была более надежной, экономическая наука, на которую она опирается, не должна стоять особняком по отношению к фундаментальной науке. В связи с этим важно обнаруживать идентичность подходов, используемых естественными и гуманитарными науками. Слово «деятельность» адекватно греческому слову ENERGEIA, которое буквально переводится как энергия. Т.е. под энергией понимается какая-либо деятельность или деятельная сила. Деятельная сила может быть механической и гуманитарной. В основе механической силы лежат механические процессы. К механическим силам относятся природные силы и силы, действующие в объектах, созданных с участием человека. Например, различные сооружения, станки и т.д. Что касается участия человека, то его деятельность необходимо разделить на две части. Одна часть относится к механическим процессам. Можно сказать, что это рутинная деятельность, при которой человек «встроен» в механический процесс. К механическим процессам может быть отнесен в т.ч. и любой управляемый процесс с участием человека, управляющийся другим человеком, для которого деятельность может быть гуманитарной. В основе гуманитарной деятельности лежит инновационная сила или инновационный капитал человека. Эта сила зависит от творческих и предпринимательских способностей человека, его психологических особенностей, знаний, умений, заинтересованности в достижении цели. Взаимодействие инновационных сил создает новую инновационную силу, превышающую простую их сумму. Для того чтобы получить информацию о механических процессах, используется информационная модель, основанная на законе сохранения энергии. Из этого закона вытекает, что затраченная энергия в каком-либо виде деятельности превышает полезную энергию, т.е. то количество энергии, которое необходимо на получение ожидаемого результата. Разница между затраченной и полезной энергии составляет потери энергии, которая расходуется на «трение». Для финансово-экономической деятельности является важным не только получение продукции, но и выгодный обмен ее на деньги. Поэтому на базе того же информационного подхода автором настоящей статьи разрабатывается самостоятельная наука — экономическая итология (экономическая наука об информационных и инновационных технологиях). Это соответствует логике напряженного планирования, предложенного еще в шестидесятые годы прошлого века академиком В.М. Глушковым. Кроме того, это сочетается с двойственной теорией оптимизации использования ресурсов Л.В. Канторовича, развитой автором настоящей статьи на основе информационного подхода теории систем [4]. Согласно этому подходу, должен соблюдаться баланс между планируемой выручкой от продажи товара, реально ожидаемой и недополученной. Получение плановой выручки не в полном размере происходит по различным причинам, как внутренним (брак, простои и т.п.), так и внешним (поведение покупателей, деятельность конкурирующих структур и т.д.). Следует отметить, что денежный баланс не является в количественном отношении прямо пропорциональным энергетическому балансу. Дело в том, что механическая энергия, затрачиваемая на те или иные мероприятия, не всегда имеет адекватную денежную оценку. Это означает, что в структуре баланса должна учитываться инновационная сила участников деятельности, таких как специалисты по стратегическому маркетингу, коммерсанты и логисты. Инновационная сила проявляется в зависимости от профессиональных знаний и заинтересованности в деле, от способности к предпринимательству, склонности к риску, от умения оценить затраты энергии в денежном выражении, от психологической совместимости специалистов. Именно эти специалисты принимают решения на основании информации, которой они располагают в начале планового периода. На основе этой информации с использованием моделей по прогнозированию стратегический маркетинг обеспечивает на перспективу формирование рынка. Коммерция непосредственно обеспечивает продажи, исходя из имеющейся к началу планового периода информации о свойствах товара и мнений покупателей по запланированным поставкам. Логистика занимается запланированными поставками на ресурсных и товарных рынках. Определяющим в успехе реализации продукции и уменьшении риска недополучить выручку является поведение покупателей, которое может меняться в лучшую для продавца сторону под воздействием операционного маркетинга, порой даже не зависимо от внутренних причин риска. В отличие от технической деятельности, где потерь энергии избежать почти невозможно без серьезных научных исследований, в финансово экономической работе, благодаря вкладу инновационной силы специалистов по операционному маркетингу, можно снизить потери выручки или даже полностью их ликвидировать. Кроме того, на основе экономической итологии решается проблема избыточности информации, порождаемой информационным обществом.
Несмотря на информационный прогресс, бессмысленная трата информационных ресурсов ведет к обнищанию значительной части мирового сообщества, терроризму, войнам и в конечном счете несет в себе угрозу гибели человечества. Отсюда можно сделать вывод о том, что на первый план выходят вопросы экономики информационных технологий. Причем главной причиной избыточности является недостаточный учет экономической составляющей в выработке отношения к лавинообразному росту объема знаний. Дифференциация науки привела к тому, что специалисты различных областей знаний, часто занимаясь одними и теми же вопросами, каждый в своей области, перестали понимать друг друга. Например, выпускники вузов выполняют на практике функции различных специалистов: экономистов, менеджеров, коммерсантов, маркетологов, логистов, программистов, технологов и т.д. Каждая из этих функций анализируется отдельными дисциплинами. В то же время от степени их взаимодействия зависит объективность прогнозирования эффективности информационных технологий предприятий, проектов, сетей, отраслей, инновационных кластеров, хозяйств и т.д. Поэтому необходимо синтезировать полученные знания. Не овладев методологией этого синтеза, не представляется возможным применить на практике многие знания, даваемые различными дисциплинами. Например, научные достижения в области теоретической экономики слушатели без специальной подготовки не в состоянии применить на практике в прикладной экономике предпринимательства.
Естественно, в одной статье невозможно отразить все вопросы этой науки. В связи с этим настоящая работа содержит минимум сведений, необходимых для того, чтобы найти место исследованиям эффективности экономической, организационной, управленческой и технологической модернизации хозяйственной системы РФ. Выбор мотивировался тем, чтобы была обеспечена актуальность, теоретическая и практическая значимость исследований, на основе данной науки. Идея догоняющего развития, состоящая в том, что в связи с отсталостью промышленности РФ необходимо не заниматься своими инновациями, а перенимать их у развитых стран, может без экономического обоснования привести к дальнейшему отставанию. Дело в том, что даже если перенимать самые последние достижения, они не приведут преодолению разрыва в развитии. Причина в том, что у передающей стороны всегда остается «ноу-хау», которое не передается, а внедряется у себя, для того чтобы опять оказаться впереди. К тому же импорт приводит к финансовому выигрышу зарубежной промышленности за счет отечественной. Проблема может решаться за счет разработки, где это возможно, собственных инноваций. Хотя это и требует дополнительных расходов на разработку, но владение инновациями — это повышение конкурентной позиции на рынке. В каждом конкретном случае для выбора эффективной стратегии необходим экономический анализ. В настоящее время отсутствует удовлетворительный подход к экономическому анализу модернизации хозяйственной системы. Поэтому в качестве основной идеи стратегии модернизации хозяйственной системы РФ в настоящей работе предлагается прежде всего направление усилий на экономические инновации. Безусловно, параллельно должны осуществляться управленческие, организационные, информационные и технологические инновации. Кроме того, этот подход дает возможность показать влияние инновационного капитала на методику и теоретические построения экономической доктрины анализа автономизации бережливой промышленности. Необходимо иметь в виду, что любое прогнозирование связано с неопределенностью и поэтому сталкивается со всевозможными рисками. В связи с этим более надежным является прогнозирование не конкретных решений, а развития человеческого капитала, который способен принимать грамотные решения в любых складывающихся ситуациях в будущем. Существенным препятствием на пути разработки стратегии модернизации за счет развития инновационного человеческого капитала является отсутствие новой идеологии, не возникшей взамен ранее существовавшей. Решение этого вопроса лежит в области выработки отношения к глобализации и сетевой экономике, к которым идет мировое сообщество. Либо каждой стране нужно закрываться и защищать свои ресурсы, либо стремится их справедливо перераспределять. По-видимому, в тактическом плане вынужденным является первый путь, а в стратегическом — второй. В настоящей работе определяется отношение к науке. В науке невозможно заранее предсказать, какое открытие сделает тот или иной ученый, поэтому финансовые вложения в науку, особенно фундаментальную, считаются рискованным и финансовые институты неохотно вкладывают в нее деньги. Решение лежит на поверхности и заключается в финансировании инновационного человеческого капитала, который способен делать открытия. Для этого приходится совершенствовать систему аттестации кадров, например, используя достижения современного психологического и профессионального тестирования. Важнейшей задачей является подготовка экономистов-аналитиков, способных к инновациям в области оценки эффективности модернизации хозяйственной системы. Развитие инновационного человеческого капитала связано с повышением культуры и качества жизни, совершенствованием системы этических, религиозных и философских воззрений. Большое значение имеет качество абитуриентов. Необходимо добиваться, чтобы в экономические вузы шли учиться творческие личности, способные к участию в инновационном процессе. Для этого требуется создавать привлекательные рабочие места и воспринимать экономистов как ведущих участников модернизации хозяйственной системы.
Начиная с 40–50-х годов прошлого века появилась и развивалась электронная вычислительная техника. Это расценивалось как научно-технический прогресс, связанный с повышением производительности труда за счет его автоматизации информационных процессов. Конкуренция между компаниями, производящими электронную вычислительную технику, играла положительную роль. В то же время рынок постепенно монополизировался, и примерно в 80-х годах XX века цены на вычислительную технику достигли своей максимальной справедливой величины, т.е. цены, при которой покупателям еще выгодно приобретать вычислительную технику. Однако развитие информационной отрасли, или информатизация, продолжалось и до сих пор продолжается. Сначала появились персональные компьютеры, совершенствовался программный продукт, с появлением Интернета самостоятельное значение приобрел поиск информации и контактов между пользователями. Затем появились и в настоящее время бурно развиваются мобильные устройства. Т.е. информационный продукт все больше персонифицировался. В настоящее время конкуренция перешла в область инноваций, и каждый продавец на какой-то период становится монополистом, пока другие не выходят на рынок со своим новым продуктом. С 90-х годов большую роль начал играть маркетинг. Маркетинг позволял все ближе подбираться к нуждам потребителей, а для этого требовалось все большая и большая персонификация продукта информационной отрасли. С другой стороны, персонификация продукта требовала все больших и больших маркетинговых усилий, вплоть до учета психологических особенностей в поведении каждого покупателя. Примерно до 2000 г. благодаря маркетингу объем продаж возрастал, но в то же время росли цены на информационный продукт. Происходила монополизация рынка информационного продукта за счет появления и развития рынка комплексных информационных услуг. При этом цены не превышали справедливую монопольную, но к ней приблизились. Рынок при рациональном поведении его участников находится в постоянном движении от монополизации к конкуренции и наоборот. В данном же случае развитие персонификации и маркетинга привело к росту цен, которые стали подниматься выше справедливой монопольной цены. Такое состояние рынка автор настоящей статьи назвал «избыточной рациональностью» [2].
Использование современных информационных технологий участниками коммерческой деятельности существенно отражается на их экономическом поведении. Экономическая теория для повышения своей научной и практической ценности должна тем или иным способом учитывать влияние инноваций. В данной работе приведены формулировки понятий, используемых автором в моделях экономического равновесия, учитывающих влияние информационных технологий на коммерческую деятельность, прежде всего на коммерцию, логистику, маркетинг. Рациональное поведение — получение продавцом всей доступной информации о продажах товара. Инновационное поведение — получение продавцом доступной информации об инновационной силе всех участников коммерческой деятельности, использование которой повышает эффективность позиционирования товара в сегментах рынка. Эффективное рациональное поведение — получение продавцом доступной информации о продажах, использование которой повышает эффективность позиционирования товара в сегментах рынка. Рациональные ожидания — изменение модели экономического равновесия, при котором за счет введения дополнительных параметров делается попытка с заданной вероятностью более точно оценить ситуацию на рынке по продаже товара в будущем. Эффективные рациональные ожидания — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором вводится достаточное количество дополнительных параметров для увеличения с заданной вероятностью предельной доли фирмы на рынке, обеспечивающей повышение эффективности позиционирования товара в сегментах рынка. Ограниченные рациональные ожидания — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором вводится недостаточное количество дополнительных параметров для увеличения с заданной вероятностью предельной доли фирмы на рынке, обеспечивающей повышение эффективности позиционирования товара на сегментах рынка. Избыточные рациональные ожидания — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором вводится чрезмерное количество дополнительных параметров для увеличения с заданной вероятностью предельной доли фирмы на рынке, обеспечивающей повышение эффективности позиционирования товара на сегментах рынка. Инновационные ожидания от модели — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором увеличивается предельная доля фирмы на рынке, обеспечивающая повышение эффективности позиционирования товара на сегментах рынка. (Возможно при достаточной величине инновационной силы продавца). Инновационные ожидания от модели и инновационной силы — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором увеличивается предельная доля фирмы на рынке и имеет место достаточный рост инновационной силы продавца, обеспечивающие повышение эффективности позиционирования товара на сегментах рынка. Инновационные ожидания от инновационной силы — достаточное увеличение инновационной силы продавца без изменения модели в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, для того чтобы с увеличением доли фирмы повышалась эффективность позиционирования товара в сегментах рынка. Избыточные инновационные ожидания от инновационной силы — увеличение доли фирмы с достаточной инновационной силой продавца без изменения модели в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором не повышается эффективность позиционирования товара в сегментах рынка («болото» Портера). Избыточные инновационные ожидания от модели — изменение модели (обучение) в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности, при котором не увеличиваются предельная доля фирмы на рынке и предельный рост инновационной силы продавца, обеспечивающие повышение эффективности позиционирования на сегментах рынка (переобучение). Ограниченные инновационные ожидания из-за модели — агрегирование элементов модели в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности с сохранением доли фирмы на рынке, при котором возможно уменьшение потенциальных возможностей инновационной силы по сохранению эффективности позиционирования товара в сегментах. (Для сохранения эффективности коммерческой деятельности продавцу требуется привлечение косвенных признаков о состоянии рынка). Ограниченные инновационные ожидания из-за инновационной силы — недостаточность инновационной силы при заданной модели в системе поддержки принятия решений коммерческой деятельности и доли фирмы на рынке для обеспечения максимально возможной эффективности позиционирования товара в сегментах. Для обеспечения максимально возможной эффективности коммерческой деятельности продавцу требуется привлечение косвенных признаков о состоянии рынка.
Существующий подход рациональных ожиданий основан на упрощенном подходе к взаимодействию продавца и покупателя. В случае инновационных ожиданий взаимодействие продавца и покупателя рассматривается как процесс, зависящий от закономерностей в области коммерции, логистики и маркетинга. Прежде всего учитывается инновационный потенциал участников коммерческой деятельности, или инновационная сила. Кроме того, учитывается, что увеличение затрат на информационные технологии приводит к сокращению времени на налаживание взаимодействия с покупателями. За счет этого фирма может опережать конкурентов и повышать эффективность коммерческой деятельности, увеличивая свою долю на рынке. Решаются вопросы логистики и маркетинга, связанные с сегментацией рынка. Это построение на основе информационных технологий матриц Ансоффа, затрат, ущерба, конкурентоспособности, стратегической модели «болота» Портера, перехода к дифференцированному рынку и др. Уточняются модели экономического равновесия для совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции и т.д. Это относится прежде всего к учету маркетинга. Влияние маркетинга в моделях экономического равновесия может учитываться положением линии рыночного спроса. Это означает, что «готовность покупать» относится к образу товара, который формируется мероприятиям маркетинга в сознании покупателя. В данном случае мы имеем дело с маркетингом спроса. В то же время для продажи товара необходимо сформировать у покупателя желание приобрести конкретный товар фирмы, т.е. пройти путь от ощущений свойств товара до принятия решений о его покупке. В сознании покупателя должен совместиться образ товара с его реальным воплощением. Для этого необходимо учитывать, что наряду с фирмой ту же задачу решают и ее конкуренты. Поэтому, предлагая товар покупателям, фирма должна проводить маркетинговые мероприятия, опережающие конкурентов в стимулировании принятия решение о покупки ее товара. Данные мероприятия назовем маркетингом предложения. Рассматриваются два случая состояния рынка, на котором работает фирма. В первом случае емкость рынка остается неизменной. Во втором случае емкость рынка изменяется по сравнению существующим рынком при помощи маркетинга спроса. Для анализа вышеуказанных факторов рассматривается диаграмма спрос-предложение в целом для рынка фирмы и ее конкурентов, положение линии предельных затрат, которое связывается с инновационной силой продавца и долей, занимаемой фирмой и ее конкурентами на рынке. С точки зрения модели экономического равновесия конкуренция предложения отсутствует, фирма свободно увеличивает свою долю без затрат на маркетинг предложения. Для определения затрат на маркетинг предложения исходим из того, что наличие конкурентов носит случайный характер. С одной стороны, они могут отсутствовать. Тогда имеет место «классический» случай модели экономического равновесия, и затраты на маркетинг предложения не нужны. С другой стороны, при наличии конкурентов необходим маркетинг предложения. В связи с этим затраты на маркетинг предложения определяются с учетом вероятности опережения конкурентов в результативности маркетинговых мероприятий, при которых обеспечивается максимальная эффективность коммерческой деятельности фирмы.
В настоящее время только отдельные потребители выигрывают от информатизации. Многие приобретают информационный продукт для повышения своей репутации. Рост производительности труда стал отставать от степени оснащения его информационным продуктом или от уровня автоматизации. Основными «слоганами» концепции маркетинга стали абстрактные лозунги, использующие психологические приемы управления толпой, «наперстков» и т.п. Например, призыв оснащаться информационным продуктом, чтобы не выглядеть отсталым по сравнению с другими, или «мы работаем для вас!». Творческий процесс, с которым связан маркетинг в рациональных рыночных условиях, превратился в «мошеннический». В результате у покупателей информационных услуг стали возникать избыточные ожидания. Одновременно у покупателей повысился спрос на кредитные услуги. Этим охотно пользуются финансовые институты, выдавая необеспеченные кредиты, приводящие к росту «финансового пузыря». Положение усугубляется тем, что происходит безудержный рост объемов создаваемой и обрабатываемой информации, а следовательно, и информационных услуг. Результат известен: это финансовый, а затем и экономический кризис 2008 г. Выход из положения может заключаться в стандартизации информационных услуг, приводящей к снижению их цены. Поэтому не случайно в процессе поиска решения проблемы появилась наука итология [9]. Эта наука поставила задачу связать развитие информационных технологий с необходимостью всеобщей стандартизации технических и программных средств. Действительно, если бы удалось решить эту техническую задачу, то интеграция или дезинтеграция предприятий не создавала бы проблем на рынке. Но дело в том, что инновационный процесс, постоянно происходящий на рынке, вступает в противоречие со стандартизацией, и требуется диверсификации информационных систем. Поэтому всеобщая стандартизация программных и технических средств не только не решает проблему, а наоборот, ее усугубляет, создавая дополнительную порой совершенно невостребованную информацию о многочисленных программных продуктах. Кроме того, объем информации в значительной степени определяется знаниями, порождаемыми различными науками. А науки по мере их развития все больше и больше отдаляются друг от друга, объем знаний растет, и это становится проблемой не только для их применения, но для освоения. Поэтому даже стандартизированный программный продукт, построенный на разрозненной информации, не решает проблему сокращения ее объемов. Выход из создавшейся ситуации может быть осуществлен двумя путями. Первый лежит на пути поиска новых методов применения существующего программного продукта [7, 8], а второй заключается в разработке методов стандартизации и интеграции самих знаний.
Рассмотрим подробнее второй путь. По мнению автора настоящей статьи, для решения данной проблемы необходима наука экономическая итология. В целом эта наука занимается исследованием экономических проблем внедрения инновационных информационных технологий. Экономической эта наука является потому, что для решения проблем информация, инновации и автоматизация информационных процессов рассматриваются как дополнительные независимые экономические ресурсы наряду с традиционными ресурсами. Кроме того, эта наука связана с инновациями, поскольку интеграция знаний требует разработки новой концепции информационного продукта. За этой наукой — будущее в образовании, поскольку она приведет к созданию новых поколений образовательных стандартов, основанных на научном обосновании оптимизации объема и содержания изучаемых дисциплин. На первый взгляд, возникает противоречие между инновациями и стандартизацией. Ведь инновации ассоциируются с диверсификацией. Но дело в том, что в условиях избыточной рациональности инновации должны осуществляться в стандартизации. По мере перехода к рациональному рынку периодически должна возникать потребность в диверсификации. Эта наука предлагает единую методологическую основу для моделей теоретической и прикладной экономики, гуманитарных и естественных наук и т.п.
Эту основу составляют модели информационно-обменных процессов участников рынка с учетом их взаимодействия и противодействия. Процесс моделирования информационных процессов при стоимостных показателях носителей информации предлагается осуществлять в следующей последовательности:
— разработка модели баланса количества информации, передаваемой и получаемой участниками рынка или баланса на уровне связей;
— разработка моделей спроса на рынках при помощи двойственного принципа Канторовича Л.В. [3, 4];
— разработка моделей предложения [6];
— переход к моделям предпринимательства при помощи декомпозиции моделей спроса и предложения [3, 4];
— определение уровней автоматизации информационных процессов с учетом маркетинговых мероприятий и конкурентной позиции участников рынка [7];
— разработка программных продуктов и технических средств.
Информационно-обменные процессы лежат в основе экономического оборота товаров и ресурсов, который упрощенно можно представить в следующем виде:
1 — фирма выходит на рынок ресурсов с деньгами;
2 — в результате обмена на деньги фирма приобретает ресурсы;
3 — домашние хозяйства выходят на рынок с ресурсами;
4 — в результате обмена на ресурсы домашние хозяйства получают деньги;
5 — преобразуя ресурсы, фирма выходит на рынок с товаром;
6 — часть полученных денег (4) домашние хозяйства направляют на рынок для приобретения товара с целью потребления и воспроизводства ресурсов;
7 — оставшаяся часть денег (4) пополняет сбережения домашних хозяйств и направляется на рынок для приобретения инвестиционных товаров;
8 — деньги полученные фирмой взамен товара, переданного домашним хозяйствам;
9 — товар, приобретенный домашними хозяйствами для восстановления потребленного ресурса;
10 — инвестиционный товар, приобретенный домашними хозяйствами;
11 — пополнение сбережений;
12 — сбережения, направляемые на приобретение инвестиционных товаров;
13 — накопления, направляемые на рынок ресурсов;
14 — пополнение накоплений за счет рынка товаров.
Фундаментальным результатом применения двойственного принципа Л.В. Канторовича является структура выражений для определения спроса в стоимостном выражении на рынке товаров и ресурсов, соответствующая балансу сложностей информационного подхода теории систем [4]. В зависимости от смысла, придаваемого двойственным оценкам, данная структура может применяться для моделей совокупного спроса макроэкономики, моделей микроэкономики, организационной структуры фирмы, закона сохранения энергии и т.п. На базе полученных моделей могут быть разработаны единые программные модули, которые можно применить для различных областей и функций хозяйственных структур.


Литература
1. Валуев С.А., Волков В.Н., Градов А.П. и др. Системный анализ в экономике и организации производства: Учебник. - Л.: Политехника, 1991. - 398 с.
2. Лесохин В.З. Избыточная рациональность и учет процессов маркетинга в теории экономического равновесия // Известия СПбГУЭФ. - 2000. - № 4. - С. 18.
3. Лесохин В.З. Информационные технологии в коммерческой деятельности (Коммерция. Логистика. Маркетинг): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 250 с.
4. Лесохин В.З. Информационные технологии в коммерческой деятельности: Модели микроэкономики и предпринимательства для BI систем: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. - 160 с.
5. Лесохин В.З. Разработка бизнес-процессов совместных инвестиций с применением ППП Матлаб нейронные сети. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. - 96 с.
6. Лесохин В.З. Организация и управление интегрированными производственными комплексами в легкой промышленности на основе маркетинговой концепции. Л.: ЛФЭИ,1991. - 884 с.
7. Лесохин В.З. Экономическая эффективность фирмы с учетом инновационного маркетинга взаимодействия // Маркетинг взаимодействия. Концепция. Стратегия. Эффективность / Под науч.ред. Г.Л. Багиева, Х. Мефферт. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 18 c.
8. Информационные технологии в коммерческой деятельности: Практикум. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 168 с.
9. Сухомлин В.А. ИТОЛОГИЯ - наука об информационных технологиях. НИВЦ МГУ учебные материалы конференции Индустрия Программирования 96, programming...sukhomlin.shtml

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия