Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
Шопенко В. Д.
ведущий экономист отдела рефинансирования банков
и контроля за обязательными резервами
Главного управления Банка России по Ленинградской области,
доктор экономических наук


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
И ПРОГРАММИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность приобретает особую роль в современной рыночной экономике. Ускорение научно-технического прогресса коренным образом изменяет как промышленную, так и социальную структуру индустриально развитых стран, формируя новые сферы труда и сокращая или существенно видоизменяя существующие. Внедрение инноваций подчас делает неэффективными ранее осуществленные инвестиции. Удорожание новой техники и новых технологий, в свою очередь, приводит к концентрации финансовых ресурсов для осуществления инноваций. Когда объектом инноваций становится межотраслевая, межрегиональная, вообще крупная по масштабу проблема, возникает необходимость в объединении финансовых ресурсов, направленных из различных финансовых источников. Механизмы объединения при этом целесообразно создавать, в первую очередь, на государственном уровне. А накопленный в индустриально развитых странах опыт финансирования инновационной деятельности требует его адаптации и в странах с переходной экономикой, в частности, в России.
При переходе к регулируемой рыночной экономике управление научно-техническими объединениями коренным образом перестраивается. Принципиально изменяются многие функции органов государственного управления в направлении развития программно-целевого управления. Главными задачами правительств становятся: определение приоритетных направлений НТП и их реализация на основе целевых программ; создание экономических и организационных условий для становления новых технологических укладов, обеспечивающих структурные сдвиги в экономике; осуществление инвестиций в этих целях за счет бюджета; совершенствование инфраструктуры народного хозяйства; развитие экономического механизма ускорения НТП. Устраняются барьеры, разделяющие науку на академическую, вузовскую и отраслевую.
Среди мер государственной поддержки инновационной сферы в России, на наш взгляд, особенно важны:
смешанное и прямое бюджетное финансирование инновационных проектов;
бюджетное кредитование инновационных проектов;
практика налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность и инновационные процессы;
формирование государственной системы страхования инновационных рисков для малых и средних инновационных фирм;
создание системы поддержки новых организационных форм инновационной активности;
выделение приоритетных в инновационном отношении отраслей и сфер;
формирование инновационной политики;
создание крупных федеральных программ инновационного характера, охватывающих весь комплекс мер, необходимых для стимулирования развития инновационного бизнеса.
Смешанное финансирование. Постановление Правительства РФ от 22.06. 1994г. N 744 "О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе" и Указ Президента РФ от 17.09.94 г. N 1928 (и уточняющие их документы) заложили основы для смешанного финансирования инноваций. Смешанное финансирование делает возможной концентрацию ограниченных финансовых ресурсов для решения крупных задач. Для реализации в этом случае отбираются проекты, экономическая эффективность которых обоснована в достаточной степени, и проекты, в рамках которых инновации внедряются в производство.
Правда, вопрос о целесообразности смешанного финансирования при разработке инноваций фундаментального характера вызывает дискуссии. Согласно одной точке зрения, механизм смешанного финансирования фундаментальной науки может быть создан в рамках переходной экономики, согласно другой - нет, так как такой механизм возможен только в условиях устойчивой рыночной экономики. На наш взгляд, в переходной экономике финансирование фундаментальных исследований крупными корпорациями - скорее случайность, закономерностью является бюджетное финансирование академической, отраслевой и вузовской науки. Только по мере стабилизации экономического развития механизм смешанного финансирования фундаментальной науки может быть создан.
Бюджетное финансирование является важной составной частью финансового механизма развития инновационного бизнеса. Государство заинтересовано в существовании высокоразвитой инновационной сферы, так как это обеспечивает стране передовые промышленные позиции, дополнительные доходы, которые национальные предприятия смогут получать в сфере международной торговли. Поскольку финансирование фундаментальной науки в целом не обеспечивает непосредственных выгод частному сектору экономики, оно - одна из задач бюджетного финансирования. Представляя интересы всех субъектов экономики, государство должно обеспечить финансирование тех инноваций, внедрение которых обещает ожидаемый народнохозяйственный эффект. Вместе с тем, как субъект экономики, имеющий свои коммерческие интересы, поскольку существует государственный сектор экономики, государство заинтересовано в том, чтобы финансировать инновационные процессы на государственных предприятиях, в том, чтобы реализация нововведений принесла дополнительные доходы в бюджет страны. Особое значение имеет обеспечение бюджетными ресурсами отраслевых инновационных проектов прикладного характера.
Что касается бюджетного кредитования инновационных проектов, то оно имеет, на наш взгляд, ограниченные возможности для применения. Кредит предполагает возврат выделенных финансовых средств в установленные сроки, наличие гарантий его возврата, высокую рентабельность проекта, трудно достигаемую в условиях высокой инфляции и тогда, когда не обеспечена промышленная эксплуатация нововведений. При высоких рисках бюджетный инновационный кредит может быть предоставлен лишь на небольшой срок и в небольшом размере, что делает его малоэффективным с точки зрения развития инновационной деятельности.
Комплекс налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность и инновационные процессы, - наиболее действенная мера, которая может реально способствовать обновлению производственных мощностей, замене морально и физически устаревшего оборудования и технологий качественно новыми. Для развития инновационного бизнеса особенно значимы льготы по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль, льготный кредит, налоговые каникулы. Такие льготы для различных стадий инновационного процесса необходимо самым тщательным образом обосновать и закрепить, в частности, в специальной главе Налогового Кодекса России.
Формирование системы льгот для малых и средних инновационных фирм, как показал опыт зарубежных стран, способствует созданию и развитию малых инновационных фирм. Затраты на инновационные разработки в малых фирмах относительно невысоки в связи, в частности, с отсутствием необходимости финансировать дополнительные административно-управленческие расходы и менее крупными расходами на заработную плату научно-технического персонала, чем в крупных компаниях, более конкретной ориентацией на определенные научно-исследовательские разработки, ради которых инновационная фирма и создается.
Для развития таких малых инновационных фирм необходимо последовательно разрешать проблемы малого бизнеса, в частности, в России: снижать налоговую нагрузку и упрощать отчетность (в РФ доля малого бизнеса в налоговых поступлениях (15%) до последнего времени была вдвое выше, чем в общем объеме продаж (7%) благодаря большей собираемости налогов (86%) по сравнению с крупными предприятиями; увеличивать число занятых в нем (в России с 12 до 30 млн. чел.); расширять практику использования лизинговых, гарантийных и страховых схем поддержки вместо одного прямого кредитования; создавать региональные центры обслуживания малого бизнеса, способные предоставлять весь комплекс услуг - от регистрации до обеспечения безопасности; обеспечивать максимальную открытость информации и защиту от рэкета и коррупции; расширять функции федеральной и региональных администраций по поддержке малого предпринимательства и пресечению попыток расхищения средств бюджета многочисленными неконтролируемыми фондами; создавать и развивать ассоциации малого и среднего бизнеса, обеспечивающие, в том числе, постоянный диалог с властями и общественностью.
В России в настоящее время существует 5 основных форм поддержки и развития малого бизнеса:
-федеральные, региональные, отраслевые и муниципальные программы;
-фонды поддержки малого бизнеса - некоммерческие организации с правами юридического лица, аккумулирующие средства бюджетов, выручку от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от собственной деятельности и выпуска ценных бумаг малых фирм, добровольные взносы юридических и физических лиц для финансирования соответствующих программ и проектов;
-союзы (ассоциации) малых предприятий, создаваемые для защиты их интересов в органах власти, улучшения отношений с общественностью, повышения предпринимательской культуры, а также с целью организации фирм по обслуживанию малых предприятий;
-советы по развитию малого бизнеса при органах государственной власти и местного самоуправления;
-некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность для решения уставных задач по развитию малых предприятий.
Например, Санкт-Петербургский фонд развития малого и среднего бизнеса, созданный в рамках программы TACIS при поддержке правительства Санкт-Петербурга несколькими юридическими лицами (Леонтьевским центром, Санкт-Петербургским союзом поддержки и развития предпринимательства и др.), действует как бесприбыльная организация, получающая субсидии ЕС (куратором является торгово-промышленная палата Амстердама), а также доходы от реализации услуг (по льготным тарифам). Он обеспечивает: во-первых, доступ к ресурсам информационных сетей Internet для поиска клиентов, поставщиков, партнеров, данных о спросе, предложении и ценах на товары, а также о хозяйственном законодательстве различных стран; во-вторых, консультации по составлению бизнес-планов, экспертизу инвестиционных проектов, маркетинговые исследования; в-третьих, организацию стажировок менеджеров в некоторых приоритетных областях (металлообработке, электронике, сфере программного обеспечения, ремонте автоматов, производстве их компонентов и т.д.).
Созданный в Санкт-Петербурге Центр поддержки предпринимательства в рамках американской программы USAID получил на 3 года 55 млн. дол. и сотрудничал со 120 малыми предприятиями Санкт-Петербурга, Пскова, Мурманска и Архангельска (информационное обеспечение, консультации, финансовый анализ проектов и подготовка бизнес-планов, бизнес-обучение в США, поиск инвесторов и зарубежных партнеров). ОАО "Агентство поддержки малого бизнеса" с Центром Делового сотрудничества (учредители - Балтийский технопарк, "Инвеструс", "Роско", спонсор - программа ЕС "TACIS") предоставляет консультации по разработке бизнес-планов, а затем подыскивает партнеров и клиентов. Центр UNID под эгидой ООН содействует (не финансируя проекты) созданию малых инновационных фирм на базе конверсируемых заводов. Know-How Fund проводит экспертизу, обучение и стажировку менеджеров в Великобритании. Региональный центр USAID в Санкт-Петербурге с помощью World Bank помогает в получении кредитов и предоставляет гранты НТО. Параллельно действуют фонды, созданные с помощью ФРГ, Японии и др.
Вместе с тем, создание большого числа несогласованно действующих организаций привело к тому, что до 1/3 выделенной для помощи малым инновационным фирмам валюты тратится на содержание офисов в Санкт-Петербурге, свыше 40% - на оплату консультантов из стран ЕС, США и т.д. и лишь 1/4 - на финансирование инновационных проектов в РФ.
Необходимо поэтому создание единой региональной системы, которая позволила бы централизованно закупать и обслуживать многие виды оборудования и приборов для малых инновационных фирм (по оценке экспертов, это могло бы удвоить объем закупок), устранить неоправданное дублирование заявок малых фирм.
Опыт деятельности подобных программ и фондов в Москве, республиках Коми, Карелии, Чувашии, Ленинградской, Пермской, Архангельской, Томской, Нижегородской, Самарской, Воронежской областях и Алтайском крае необходимо изучать и делать соответствующие выводы из анализа. Уже больше половины регионов РФ подписали соглашения о программах развития малого бизнеса и организационных схемах их реализации, в ряде регионов созданы и соответствующие фонды. С их помощью началось совместно с АО "Российские информационные системы" формирование федеральной информационной сети для малых предприятий и учебно-деловых центров в регионах. Для координации деятельности с целью эффективного использованию научно-технического и инновационного потенциалов, развития научного и инновационного предпринимательств, для социальной поддержки и защиты интересов владельцев интеллектуальной собственности в 1994 г. учрежден Российский инновационный союз.
Эти начинания имеют стратегическое значение и должны быть продолжены.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия