Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (42), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Пименова А. Л.
профессор Международного Банковского института (г. Санкт-Петербург),
кандидат экономических наук


Актуальные подходы к совершенствованию системы управления в аудиторско-консалтинговых организациях
В статье исследованы виды консалтинговых услуг, дана их краткая характеристика, а также раскрыты особенности формирования организационной структуры аудиторско-консалтинговой фирмы. Рассмотрены основные подходы к совершенствованию системы управления знаниями в организации, оказывающей деловые услуги, включающие исследовательское и директивное направление
Ключевые слова: аудиторские услуги, консалтинговые услуги, деловые услуги, организационная структура, стандарт, управление в аудиторско-консалтинговых организациях
УДК 338(470+571); ББК У052.9(2)20-218я73-1   Стр: 483 - 486

Развитие рыночных отношений в России определило необходимость формирования рынка деловых услуг, связанных, прежде всего, с оказанием консультаций в области повышения эффективности управления экономическими субъектами. В связи с этим в России было зарегистрировано более 400 тыс. аудиторско-консалтинговых организаций, которые берут на себя ответственность за решения наиболее сложных вопросов, возникающих в процессе функционирования хозяйственных субъектов. За короткий промежуток времени консалтинговые услуги получили широкое распространение, стали характеризоваться необычайной востребованностью и увеличением видов деловых услуг (табл.1).

Таблица 1
Виды консалтинговых услуг и их краткая характеристика
Вид консалтинговых услугКраткая характеристика вида консалтинговых услуг
Консалтинг в области управленияопределение конкурентоспособности; изучение конъюнктуры рынка, диверсификация или становление нового бизнеса, международное управление, управление проектом; качеством и т.д.
Консалтинг в области администрированияанализ документооборота, размещение или перемещение отделов, управление офисом, организация и методы управления, регулирование риска, гарантии безопасности, планирование рабочих помещений и их оснащение
Аудитаудит эффективности деятельности экономического субъекта; аудит качества; экологический аудит; финансовый аудит
Финансовый консалтингформирование системы учета, оценка капитальных затрат, анализ показателей оборачиваемости фирмы, оптимизация себестоимости, определение неплатежеспособности (банкротство), увеличение прибыли, увеличение доходов, планирование налоговых платежей
Кадровый консалтингпрофессиональное движение и сокращение штатов, культура корпорации, равные возможности, поиск кадров, отбор кадров, здоровье и безопасность, программы поощрения, внутренние связи, оценка работ и т.д.
Консалтинг в области оказания маркетинговых услугреклама и содействие сбыту, корпоративный образ и отношения с общественностью, послепродажное обслуживание заказчиков, дизайн, прямой маркетинг, международный маркетинг, исследование рынка, ценообразование и т.д.
Производственный консалтингавтоматизация, промышленный инжиниринг, управление производством, планирование и контроль за производством, повышение производительности, закупки т.д.
Информационный консалтингсистемы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления, применение компьютеров в аудите и оценке и др.
Специальные услугиобучающее консультирование, консалтинг по управлению электроэнергетикой, инженерный консалтинг, экологический консалтинг.

Поэтому деятельность аудиторско-консалтинговых компаний требует особого управленческого подхода, направленного на повышение качества предоставляемых услуг, совершенствование форм и методов их предоставления. Остается открытым вопрос и о квалификации персонала, выполняющего некоторые виды консалтинга (управленческое консультирование; составление бизнес-планов; разработка и анализ инвестиционных проектов), так как квалификационный аттестат аудитора подтверждает только подготовку специалиста для проведения проверок финансовой отчетности и соответствующих консультаций. Все это обуславливает необходимость совершенствования системы управления компаниями, оказывающими услуги в деловой сфере. При этом четкость и логичность построения организационной структуры должна способствовать развитию определенных функций, присущих подсистемам управления. Построение организационной структуры, по нашему мнению, должно учитывать, следующие составляющие:
1. виды, оказываемых услуг;
2. состав персонала и ведущих специалистов, области их профессиональных знаний, опыт работы, практические навыки;
3. возможности и порядок внедрения инновационных технологий оказания профессиональных услуг;
4. определение полномочий, распределение ответственности и формирование уровней в иерархии управления;
5. создание и внедрение единой информационной среды, обеспечивающей эффективность принятия управленческих решений;
6. обеспечение взаимосвязи между элементами организации, создание условий для адаптации к изменениям во внешней среде.
Таким образом, встает вопрос о целенаправленном и систематизированном управлении знаниями в консалтинговой фирме, как о фундаменте эффективного предоставления услуги (рис.1).
Рис. 1. Основополагающие элементы категории «знание», как фундамент развития аудиторско-консалтинговой фирмы

Учитывая специфический характер аудиторско-консалтинговой организации, знания логично систематизировать по следующим группам:
● теоретические и практические знания;
● спорные и очевидные;
● в зависимости от степени важности, для оказания профессиональных услуг;
● типовые и специфические.
Исходя из этого, можно сформировать два типа управления знаниями в консалтинговой компании, с одной стороны управление знаниями должно строится на исследовательской основе, с другой на директивной. Причем условность этих наименований очевидна, а удобство использования определяется лишь одним, но достаточно важным, на наш взгляд, обстоятельством: исследовательское управление знаниями позволяет от «заданной точки» его состояния пытаться управлять таким образом, чтобы развитие в перспективе пришло в ту «точку», которая определяется (и это уже достаточно точное наименование) исследовательским прогнозом. Или иными словами, нынешнее знание плюс исследования вероятного поведения потребителей в перспективе 5–10 лет как раз и образуют основную целевую детерминанту управления знаниями. В основу такого исследовательского типа управления должен быть положен принцип «самообучаемой организации», регулируемый непосредственно внутрифирменными стандартами, а также Кодексом Этики аудиторско-консалтинговой компании (рис.2). При разработке такого документа следует учитывать, характерные компетенции специалиста в области консалтинга, такими, по нашему мнению, являются:
— владение соответствующими интеллектуальными навыками, полученными в процессе подготовки и переподготовки специалистов;
— умение быстро реагировать на полученную информацию, делать выводы и доводить своевременно и в доступной форме, полученные результаты до заказчика деловой услуги;
— приверженность представителей профессии общему кодексу поведения и ценностей, принятому соответствующим административным органом, в том числе поддержка объективной точки зрения;
-признание своей ответственности перед обществом в целом.
В Кодексе этики должны быть отражены общие цели и принципы, которые обязаны соблюдать специалисты в данной области, кроме того, он должен давать практические рекомендации для определенных ситуаций, которые могут возникнуть при оказании деловых услуг и общении с руководством клиента.
Актуальным направлением в совершенствовании механизмов управления является также создание и развитие системы внутреннего контроля, обеспечивающей анализ и оценку оказываемых услуг, применение нормативных документов в практической деятельности специалистов. Для создания такой системы можно выделить следующие принципы ее функционирования:
● уместность проведения мероприятий;
● адекватность оказываемым услугам;
● эффективность контрольных процедур.
Учитывая, особенности создания и функционирования аудиторско-консалтинговых организаций следует проанализировать влияние внутренних и внешних факторов, в частности:
1) видов оказываемых услуг;
2) масштабов деятельности организации;
3) количества и территориального расположения филиалов организации;
4) результатов процедур предыдущего контрольного мониторинга;
5) централизации внутрифирменного контроля;
6) характера и сложности консалтинговой или аудиторской практики и ее организации;
7) рисков, связанных со специфическими особенностями клиентов.
Таким образом, на основе анализа выявленных факторов, возможно, определить необходимые элементы системы внутреннего контроля. Это в первую очередь: сформированные регламенты, определяющие права и обязанности руководителей аудиторско-консалтинговой организации. При этом обязанности руководства должны быть определены таким образом, чтобы коммерческие соображения не преобладали над качеством выполняемой работы. Следующий элемент внутреннего контроля — это утвержденная кадровая политика, которая должна охватывать определенные вопросы: порядок приема специалистов в компанию; оценку результатов выполненной работы; порядок повышения квалификации специалистов и развитие профессиональных навыков работников; перевод на другую работу; стимулирование и оценку нужд работников. Центральными элементами системы внутреннего контроля должны быть: мониторинг, осуществляемых деловых услуг и анализ комплексной оценки привлекательности и развития аудиторско-консалтинговой организации, которые и будут предоставлять необходимую информацию для принятия управленческих решений.
Рис.2. Аудиторско-консалтинговая фирма как самообучающая организация


Литература
1. Келлоуэй И., Барлинг Дж. Работа со знаниями как форма организационного поведения // Управление знаниями: Хрестоматия / Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2009.
2. Мариничева М.К. Управление знаниями на 100%: путеводитель для практиков. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
3. Румизен М.К. Управление знаниями. — М.: Изд-во «АСТ», изд-во «Астрель», 2004.
4. Пименова А.Л. Методологические особенности формирования и развития рынка профессиональных услуг // Проблемы современной экономики. — 2011. — №2(38).
5. Экк К.Д. Знание как новая парадигма управления // Проблемы теории и практики управления. — 15.04.1998. — Вып. 2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия