Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Мезенцев Ю. М.
младший научный сотрудник кафедры экономики, организации и управления на предприятиях Балаковского института техники, технологии и управления (филиала)
Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина


Балансовый метод как инструмент регулирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда
Определены основные проблемы занятости молодежи в современном муниципальном образовании (городе). Рассмотрен опыт существовавшей системы прогноза потребности трудовых ресурсов до начала перестройки 90-х годов. Выявлено модельное отражение процесса движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования. Представлена система уравнений для разработки прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов в муниципальных образованиях
Ключевые слова: занятость молодежи, потребность трудовых ресурсов, прогнозный баланс трудовых ресурсов, движение потоков молодых специалистов
УДК 331.105; ББК 65.05   Стр: 93 - 96

Одной из важнейших проблем современной экономики России является проблема безработицы. С начала экономических реформ 90-х годов прошлого века безработица стала привычным элементом жизни населения России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности. В настоящее время наметилась тенденция сохранения числа безработных россиян. Согласно данных Росстата в июле 2011 года число граждан, принятых на работу, превысило количество уволенных на 32,2 тыс. человек. Официально в службах занятости зарегистрированы в 3,6 раз меньше человек — 1 млн 384 тыс. [1] Приведенные цифры не являются неожиданными, поскольку, как известно страна уже выходит на докризисный уровень. Без работы остаются в основном те, кто был без нее и два-три года назад.
Несмотря на сокращение безработицы в целом, остается актуальной проблема растущего уровня безработицы среди молодежи. По данным Международной организации труда в настоящее время уровень безработицы среди молодежи достиг очередного максимума. Ранее организация основывалась на оптимистичных прогнозах роста мировой экономики и прогнозировала сокращение молодежной безработицы. Эксперты организации ожидали, что безработица среди молодежи, в возрасте от 15 лет до 24 лет, пойдет на спад в 2010 и 2011 годах. Однако безработица среди молодежи за этот период достигла очередного рекорда и составила 13%. Это означает, что сейчас в мире насчитывается 81 млн безработных молодых людей. [2]. Уровень безработицы среди российской молодежи выше, чем в среднем по миру, и составляет 16% [3]. Как правило, это молодежь провинциальных городов, где существует наиболее напряженная обстановка с рабочими местами, а так же представители профессий, которыми переполнен рынок труда — бухгалтеры, юристы, экономисты, психологи, социологи. Нельзя сказать, что специалисты этих направлений не требуются вообще, но в настоящий момент времени на рынке труда предложение данных специальностей значительно превышает спрос на них со стороны работодателей. Среди вакансий в базах данных службы занятости превалируют традиционно инженерные и рабочие кадры. Всего на конец июля 2011 г. по данным Росстата зафиксировано порядка 294 тыс. вакансий. Даже, несмотря на то, что летом безработица обычно снижается, в июле она увеличилась на 8,7% по сравнению с июнем. Это объясняется приходом на рынок труда выпускников учебных заведений, хотя основной пик регистрации безработных придется на середину-конец осени. Летом молодые люди, которым не удалось сразу трудоустроиться, обычно пребывают в «пассивном поиске рабочего места», а уж осенью активизируют поиски или становятся на учет в службу занятости. Сейчас доля безработных в возрасте от 15 до 19 лет составила 8,5%, от 20 до 25 лет — почти 22%. Средний возраст безработных приближается к 35 годам. [4]
Данная ситуация может создать негативные последствия для реализации намеченного в стране курса на модернизацию и на инновационное развитие. В решении задачи минимизации безработицы среди молодежи значительная роль принадлежит муниципальным образованиям (городам, городским и сельским поселениям), в которых сосредоточен ресурсный потенциал российской экономики.
Модернизация и технологическое развитие экономики муниципалитетов невозможно без прогнозирования рационального использования и развития трудовых ресурсов. Структура молодых специалистов становится тормозом на пути развития инновационной экономики из-за несоответствия уровня квалификации молодых специалистов современным требованиям хозяйствующих субъектов, их неспособностью обеспечить инновационную составляющую развития предприятий. Решение данной проблемы должно осуществляться путем координации и управления качественной составляющей структуры трудовых ресурсов.
В развитых странах, таких как Великобритания, Австралия, США, Германия, Канада прогнозирование состояния рынка труда и использование его результатов осуществляется достаточно активно на основе применения различных подходов [5].
В России опыт и методология составления прогнозного баланса трудовых ресурсов забыты, поэтому анализ опыта прошлых поколений, опыта разработки баланса трудовых ресурсов в СССР представляет интерес как в теоретическом (изучение методологии планирования), так и в практическом аспектах.
В условиях плановой экономики баланс трудовых ресурсов являлся одним из важнейших методов статистического анализа, он играл активную роль в формировании народнохозяйственного плана, а также в решении проблем рационального размещения производительных сил по территории страны и отраслям. При разработке баланса трудовых ресурсов и плана подготовки кадров предусматривалось обеспечение полной занятости населения.
Годовые плановые балансы служили основой для разработки мероприятий, обеспечивавших поступление рабочей силы в народное хозяйство территорий в достаточном объеме при вводе в строй в том или ином году новых предприятий или, наоборот, при высвобождении рабочей силы в результате технического прогресса на действующих предприятиях, истощения разработок добывающей промышленности и своевременное перераспределение работников внутри территории или за ее пределами [6].
Таким образом, планирование подготовки и распределения молодых специалистов с высшим и средним специальным образованием напрямую зависело от потребностей народного хозяйства в таких специалистах. Соответственно, их подготовка и распределение производились в строгом соответствии с рассчитываемой дополнительной потребностью, отражавшей количество и структуру востребованных кадров.
Следует отметить, что у процесса централизованного планирования потребности и структуры трудовых ресурсов были свои достоинства и недостатки.
К достоинствам относится хорошо разработанная научно-методическая основа; достаточный перечень показателей с глубокой детализацией; планирование «снизу вверх», что позволяло учесть потребности каждого предприятия/организации; увязку потребностей народного хозяйства страны с развитием системы образования.
Недостатки характеризуются следующими моментами: сознательным завышением предприятиями потребностей в кадрах для обеспечения выполнения плановых показателей; наличием «длинных» каналов прохождения информации, что приводило к ее искажению на последних этапах планирования; ориентацией методов перспективных балансовых расчетов трудовых ресурсов в основном на сложившийся уровень затрат труда с определенной их корректировкой в зависимости от намечаемого роста производительности труда; наличия определенного противоречия между потребностями общественного производства в трудовых ресурсах и потребностями трудовых ресурсов в рабочих местах. Последнее проявлялось в том, что после «отработки» срока по трудовому распределению, многие специалисты покидали свои предприятия и трудоустраивались в соответствии с собственными интересами.
Несмотря на имеющиеся достоинства планирования трудовых ресурсов в СССР, полное его копирование невозможно в силу наличия указанных недостатков и отсутствия в настоящее время необходимых условий его использования. Главным среди них выступает отсутствие системы централизованного планирования, неотъемлемым элементом которой являлся баланс трудовых ресурсов. Эта система в начале 90-х годов была полностью разрушена.
После распада Советского Союза официально плановый баланс трудовых ресурсов не составлялся. Текущие балансы трудовых ресурсов публиковались в отдельные годы.
Проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации”», разработанный в соответствии с поручением Правительства РФ от 26 ноября 2009 г., предлагает закрепить положение, согласно которому к полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения будет относиться, в том числе, разработка прогноза баланса трудовых ресурсов. Это позволит:
— определять степень соответствия между потребностью экономики в трудовых ресурсах и ожидаемым их наличием на данной территории;
— планировать эффективность использования трудовых ресурсов;
— способствовать повышению эффективности государственной политики содействия занятости населения.
Прогноз трудовых ресурсов должен включать в себя расчет как количественных (определяющих численность занятых в экономике), так и качественных (определяющих специальность занятых) показателей.
На сегодняшний день существуют несколько методик, описывающих возможные варианты прогнозирования численности трудовых ресурсов с использованием агрегированных показателей [7, 8]. В то же время не существует результатов прогнозных расчетов в детализации по субъектам РФ, видам экономической деятельности, укрупненным группам образовательных специальностей, профессиям рабочих/должностям служащих.
В целом необходимо отметить, что в большинстве существующих методик прогнозирования остаются проблемы составления достоверного прогноза, поскольку не везде учитываются закономерности развития процесса воспроизводства населения и трудовых ресурсов; не обеспечивается качественное соответствие между наличием трудовых ресурсов и потребностями в них экономики регионов и субъектов; не учитывается явным образом влияние внешних и внутренних факторов (развитие производства, формирование инновационной экономики, межотраслевой оборот трудовых ресурсов).
На рис.1 отражено модельное представление движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования. Предлагаемая модель прогнозирования базируется на расчете необходимого количества молодых трудовых ресурсов в рамках функционирующей экономической системы муниципального образования, с учетом взаимодействия как ее непосредственных элементов, отражающих экономическую деятельность, так и рынка труда, системы образования, процессов миграции. В основу модели заложена идея о том, что развитие экономики и обеспечение ее молодыми трудовыми ресурсами осуществляется согласно основных положений институциональной теории, через установление соответствующих «правил игры», «норм», «побудительных мотивов», чтобы в итоге путем уменьшения информационной неопределенности и минимизации расходов всех участников добиться повышения эффективной занятость молодежи.
Рис. 1. Модельное отражение процесса движения потоков молодых специалистов в экономической системе муниципального образования (составлен автором).
Основная идея, отраженная в схеме на рис.1, состоит в обосновании необходимости участия работодателей в формировании требований к качеству и профессионально-квалификационной структуре молодых работников, которая должна реализовывать система образования. Хозяйствующим субъектам, во избежание ситуаций возникновения структурного дефицита кадров, необходимо разработать среднесрочные и долгосрочные планы, отражающие потребности в трудовых ресурсах, и осуществлять взаимодействие с учеными заведениями по поводу контроля за качеством подготовки кадров на протяжении всего цикла обучения молодых специалистов.
Функции работодателя в обеспечении структуры соответствия подготавливаемых кадров должностным требованиям, существующим на предприятии, должны так же заключаться в формирования «практической базы» (осуществление практической подготовки на собственном производстве через предоставление возможности прохождении будущих специалистов всех видов практик), а также предоставления учебному заведению результатов входного контроля знаний молодого специалиста. Таким образом, представители системы образования (ССУЗы и ВУЗы) будут иметь объективную информацию о качестве подготовки специалистов и на этом основании корректировать программу подготовки.
Именно такое взаимодействие указанных субъектов муниципальной экономики необходимо для того, чтобы была возможность осуществлять воздействие на ситуацию на рынке труда (в его молодежном сегменте) путем заблаговременной подготовки трудовых ресурсов необходимой профессионально-квалификационной структуры. Таким образом, осуществляется воздействие не только на количественные характеристики трудовых ресурсов, но и на качественные (рынок труда посредством работодателей будет оказывать «воздействие» на систему образования с целью определения требований к уровню и структуре профессиональной подготовки выпускников). Такая система позволяет сформировать спрос на рынке труда с учетом тенденций, свойственных процессу становления и развития инновационной экономики.
Предполагаемая «гибкость» системы образования непосредственно должна отвечать требованиям «гибкого» рынка труда. Модернизация производства требует подготовки обученных и легко адаптирующихся к изменениям ситуации работников, готовых поменять профессию и степень ответственности несколько раз за трудовую жизнь и способных обучиться новой профессии на имеющейся основе. Отсюда и необходимость создания системы подготовки и обучения, которая обеспечивала бы широкое и высококачественное образование.
Таким образом, в предлагаемой модели (рис. 1) учитывается формирование новых профессионально-квалификационных требований к молодым кадрам, соответствующих возрастающему технологическому уровню экономики в посткризисный период.
В рамках разработанной модели были описаны составляющие (факторы) потоков молодых специалистов муниципального рынка труда (входящих и выходящих), позволяющих в дальнейшем учесть все необходимое взаимодействие для составления прогнозного баланса потребности в молодых трудовых ресурсах провинциального муниципалитета (рис. 2).
Рис. 2. Факторы формирования спроса и предложения молодых специалистов на муниципальном рынке труда
Математическое описание составляющих притока и оттока трудовых ресурсов на рынке труда представляет собой систему линейных уравнений, позволяющих рассчитывать прогнозную численность работников на рынке труда:
На основе представленной системы уравнений возможна разработка прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов в границах муниципальных образований.
При этом ключевыми моментами разработки прогнозного баланса трудовых ресурсов становятся следующие:
— фактические данные о состоянии трудовых ресурсов;
— расчет общей и дополнительной потребности в молодых кадрах по видам экономической деятельности в профессионально-квалификационном разрезе;
— фактические данные о состоянии системы подготовки и переподготовки кадров с профессиональным образованием;
— определение прогнозной динамики подготовки/переподготовки кадров с профессиональным образованием в профессионально-квалификационном разрезе.
Баланс молодых трудовых ресурсов является средством оценки трудового потенциала территории и источником информации о его использовании, а также служит полезным инструментом для объединения всей имеющейся информации о молодежном сегменте рынка труда.
Формирование прогнозного баланса молодых трудовых ресурсов как на муниципальном, так и на региональном уровнях имеет важное значение для становления инновационной экономики России. Помимо использования сведений о будущем состоянии трудовых ресурсов для управления сферой занятости населения, баланс также необходим для планирования своевременной подготовки востребованных специалистов с учетом тенденций перехода на инновационный тип развития.
Таким образом применение балансового метода оценки планирования спроса и предложения в молодежном сегменте рынка труда и усилении направлений взаимодействия системы «образовательное учреждение — предприятие» открывает возможность реализации намеченного пути на модернизацию и технологическое развитие экономики как муниципальных образований, регионов, так и России в целом.


Литература
1. «Российская газета» — www.rg.ru 22.08.2011, 16:40
2. http://news.rambler.ru/10506214/
3. http://www.dp.ru/a/2010/08/27/Molodezhnaja_bezrabotica_v/
4. Там же.
5. Richardson Sue, Tan Yan. Forecasting future demands: what we can and cannot know. Proceeding of National Institute of Labour Studies, Flinder Uneversity. 2005. Australian. P. 15.
6. Минц Л.Е. Проблемы баланса труда и использования трудовых ресурсов в СССР. — М., 1967.
7. Коровкин А.Г., Королев И.Б. Макроэкономический анализ взаимосвязи динамики отраслевых рынков труда и системы образования // Проблемы прогнозирования. — 2005. — № 4. — С.28–49.
8. Лапин А.Е. Региональный рынок труда: мониторинг, модели «labor economics» и государственная политика / УлГПУ. — Ульяновск, 2002. — 328 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия