Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ. МАКРОЭКОНОМИКА
Александров Ю. Л.
профессор кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук

Демченко О. С.
аспирантка кафедры экономики и планирования Красноярского государственного торгово-экономического института

Проблемы формирования и реализации стабилизационной политики
Статья посвящена проблемам использования программно-целевого подхода при формировании и реализации стабилизационной политики в российской экономике. Проводится анализ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и действующих федеральных целевых программ для выработки рекомендаций по проведению стабилизационной политики. Разработаны конкретные меры государственной экономической политики, направленные на ускорение экономического роста, модернизацию и структурную перестройку российской экономики
Ключевые слова: программно-целевой подход, стабилизационная политика, модернизация, структурная перестройка, долгосрочное социально-экономическое развитие
УДК 330.101.541; ББК 65.012.341   Стр: 99 - 102

Современный период развития российской экономики характеризуется возрастанием роли программно-целевых мероприятий при проведении экономической политики. Сущность программно-целевого подхода состоит в четком определении целей, разработке программ для их оптимального достижения, выделении необходимых ресурсов для осуществления программ и определении лиц, ответственных за их выполнение.
Цель данной работы — выявить проблемы формирования и реализации стабилизационной политики в российской экономике с использованием программно-целевого подхода.
Необходимость использования данного подхода для формирования и реализации стабилизационной политики нашей страны обусловлена следующими причинами:
1. необходимостью кардинального изменения неблагоприятных пропорций, структуры, тенденций развития экономики и социальной сферы;
2. комплексностью проблемы макроэкономической стабилизации, требующей скоординированных действий различных органов власти по реализации программы;
3. отсутствием механизмов воздействия на макроэкономическую динамику в имеющейся структуре власти;
4. необходимостью скоординированного использования финансовых и материальных ресурсов различной ведомственной, отраслевой, региональной и иной принадлежности;
5. необходимостью обеспечения следования долгосрочным целям экономического развития в условиях стихийных рыночных процессов;
6. необходимостью обеспечения единства методологических и методических подходов к государственному воздействию на экономику на всех уровнях власти и на длительный срок;
7. возможностью обеспечения общественного контроля над государственным регулированием экономики путем экспертизы, формирования межведомственных комиссий и т.п.;
8. возможностью использовать эффект мультипликатора для достижения максимального результата с помощью ограниченных бюджетных средств.
Для задания целей стабилизационной политики необходимо:
1. руководствоваться целями долгосрочных программ экономического развития страны и подчинять им проводимые меры;
2. проводить анализ текущей макроэкономической ситуации различными способами: экспертным путем, с помощью «экономических барометров», методами математического моделирования.
Исходя из проведенного анализа, стабилизационная политика в России должна использовать скорее кейнсианские методы государственного воздействия на экономическую систему. Однако при этом она должна быть согласована с долгосрочными целями экономического развития, такими как:
● демонополизация экономики;
● диверсификация, преодоление сырьевой специализации;
● формирование независимого финансового рынка и внутренних источников капитала;
● модернизация, стимулирование инвестиций в основной капитал;
● совершенствование институтов;
● социальная поддержка населения.
Для достижения этих целей, прежде всего, необходимо принятие законов о стратегическом планировании и придание самим стратегическим планам формы федеральных законов. Стабилизационные меры должны оформляться ФЗ «О бюджете Российской Федерации» на соответствующий год, подзаконными актами, в том числе указами президента, решениями правительства, нормативными актами Банка России.
Методология стратегического планирования предполагает наличие системы, включающей следующие элементы:
— совокупность долгосрочных макропрогнозов;
— выбор конкретных приоритетов технико-технологического развития и инструментов их реализации, включая комплекс долгосрочных «концепций», среднесрочных программ и индикативных планов;
— институты организации соответствующей плановой деятельности;
— методы контроля и механизмы ответственности за достижение запланированных результатов.
На данный период в нашей стране сделаны значительные усилия по формированию отдельных элементов этой системы. Так, в ноябре 2008 г. была принята «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [1]. Действуют федеральные целевые программы по следующим направлениям: жильё, развитие высоких технологий, транспортная инфраструктура, Дальний Восток, село, социальная инфраструктура, безопасность, развитие регионов, развитие государственных институтов [2]. Образованы институты развития, система которых включает в себя организации, ориентированные на поддержку малого бизнеса (Российский банк развития, фонды поддержки малого и среднего бизнеса), стимулирование экспорта (Росэксимбанк) и жилищного строительства (Агентство ипотечного жилищного кредитования), развитие передовых технологий (Роснано, Российская венчурная корпорация), а также международного инвестиционного сотрудничества (Евразийский банк развития) [3]. Однако принятые в данной области решения остались нереализованными из-за кризисного сжатия государственных расходов, а также из-за несоответствия структуры антикризисных ассигнований заявленным стратегическим приоритетам. Расходы на антикризисные меры не были увязаны с выполнением Концепции.
На основе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года построим дерево целей (рис. 1).
Рис.1. Дерево целей социально-экономического развития России и место стабилизационной политики
* В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов»
В целом проведение мер стабилизационной политики соответствует поставленным перед нашей страной стратегическим целям. Устранение избыточного государственного регулирования экономики является единственной значимо конфликтующей целью. Отказ государства от проведения системной стабилизационной политикой вызван, вероятнее всего, общей направленностью его деятельности на дерегулирование, максимальное сокращение вмешательства в экономику. Однако экономика является сложной и неравновесной системой, ее развитие вероятностно [4]. Достижение поставленных масштабных целей невозможно без активного вмешательства государства. Поэтому, на наш взгляд, дерегулирование необходимо осуществлять в отдельных сферах, а не в экономике в целом.
После постановки целей рассматриваются различные меры стабилизационной политики, среди которых выбираются наиболее подходящие. Так, фискальная стабилизационная политика должна быть нацелена на преимущественную поддержку инноваций и модернизацию экономики. При этом приоритетом должны быть закупки высокотехнологичной отечественной продукции. Необходимы также социальные расходы, однако увеличению пособий следует предпочитать расширение возможностей для деловой активности граждан (например, обучение безработных, микрокредитование).
Целью монетарной стабилизационной политики должно стать поддержание экономического роста, достижение необходимого для этого уровня монетизации экономики. Перечисленные задачи следует считать более приоритетными, чем борьба с инфляцией.
В процессе осуществления стабилизационной политики государство должно ориентироваться на официальные статистические данные и прогнозы экспертов. Проводимые государством меры необходимо разделить на 2 уровня:
— первый уровень — меры, проводимые при последовательном в течение двух — трех лет замедлении (или ускорении) темпов прироста ВВП, сопровождающемся соответствующей динамикой уровня безработицы, инвестиций в основной капитал, темпов инфляции;
— второй уровень — интенсивные меры, проводимые при ярко выраженном экономическом кризисе или буме.
В случае замедления темпов экономического роста необходима стимулирующая денежно-кредитная политика: снижение ставки рефинансирования, предоставление государственных гарантий по кредитам, полученным системообразующими предприятиями в российских банках, рефинансирование банковской системы под залог векселей системообразующих предприятий. Все эти действия направлены на то, чтобы прирост денежной массы был использован коммерческими банками на кредитование реального сектора, а не на валютные спекуляции или иные цели.
Процедура формирования перечня системообразующих предприятий должна быть прозрачной, особое внимание следует уделить следующим производствам:
— относящимся к базовым отраслям, являющимся «узким местом» в промышленной структуре;
— ключевым экспортным отраслям, а также выполняющим функцию импортозамещения. При этом необходимо учитывать их влияние на развитие других отраслей;
— отраслям со значительным мультипликативным эффектом;
— отраслям, в которых доля устаревшего оборудования особенно велика.
Предприятия, получившие привилегии «системообразующих», должны брать на себя обязательства по достижению определенных показателей объемов выпуска продукции, снижения издержек, повышения рентабельности. При этом государство получает значительные полномочия для вмешательства в их производственную и коммерческую деятельность, право контроля над их инвестиционными программами.
Необходима также особая поддержка инноваций: расширение использования средств институтов развития, венчурных и иных фондов для финансирования перспективных проектов в сфере новых технологий, предоставление предприятиям налоговых кредитов по расходам на внедрение новых технологий, модернизацию, реконструкцию и техническое перевооружение. Меры первого уровня не предполагают значительных бюджетных расходов, однако косвенно стимулируют экономический рост.
При проявлениях экономического кризиса и спаде ВВП необходимо осуществлять следующие интенсивные меры:
1. Увеличение государственных расходов за счет Резервного фонда, внутреннего государственного займа и денежной эмиссии.
— сохранение и даже увеличение социальных расходов бюджета;
— государственные закупки продукции новейших отечественных технологий для нужд учреждений, ЖКХ, государственных предприятий;
— государственные инвестиции в развитие дорог, аэропортов, речных и морских портов и т.п.;
— обеспечение льготного кредитования системообразующих предприятий.
2. Борьба с безработицей.
— организация общественных работ;
— программы переобучения безработных и микрокредитования для начала собственного дела;
— национализация обанкротившихся системообразующих предприятий;
3. Борьба с инфляцией, стабилизация финансовой системы.
— »замораживание» тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ;
— стопроцентная государственная гарантия рублевых вкладов в банках, входящих в систему страхования вкладов, за счет снижения или отмены гарантии валютных;
4. Поддержка потребительского спроса — возврат НДС физическим лицам — покупателям отечественных товаров длительного пользования (автомобили, бытовая техника и т.п.).
Меры второго уровня требуют значительных бюджетных расходов, которые могут быть профинансированы накопленными государством в Резервном фонде средствами, а также за счет внутренних заимствований. Не следует отказываться и от денежной эмиссии под залог обязательств государства. Умеренный рост денежной массы оказывает стимулирующее действие на деловую активность и предотвращает накопление внешнего корпоративного долга, вызываемое недоступностью кредита внутри страны. Однако разумно свести к минимуму внешние заимствования, так как они предоставляются, как правило, в виде связанных займов и приводят к игнорированию национальных интересов в пользу международных во внутренней экономической политике.
В случае последовательного ускорения темпов экономического роста в течение ряда лет необходима, прежде всего, ограничительная фискальная политика. Это позволяет государству экономнее расходовать бюджетные средства и снизить степень своего участия в экономике, «освободив место» частному бизнесу. Меры первого уровня при признаках «перегрева» экономики: сокращение объемов государственного финансирования инвестиционных проектов и государственных закупок, ограничение выдачи государственных гарантий по кредитам российских предприятий. При этом не следует проводить значительных монетарных ограничительных мер, так как развитие производства и рост частных инвестиций требуют достаточной степени монетизации экономики. Необходимо также помнить, что выход России на уровень ведущих стран мира требует поддержания стабильно высоких темпов экономического роста — на уровне 8–10% в год (оценка на основании материалов [5]).
Поскольку экономика нашей страны отличается очень низким уровнем монетизации, вероятность инфляционного бума становится крайне низкой. Однако при проведении более мягкой денежно-кредитной политики может возникнуть ситуация, в которой потребуется применение ограничительных мер второго уровня:
1. Сокращение денежной массы.
— повышение ставки рефинансирования Банка России;
— повышение нормы обязательных резервов;
— количественное ограничение денежной эмиссии.
2. Сокращение расходов государственного бюджета и повышение налогов.
дальнейшее сокращение государственных закупок;
дальнейшее сокращение государственных инвестиций в инфраструктурные объекты и другие проекты;
повышение подоходного налога.
3. Другие меры:
— замораживание тарифов естественных монополий, транспорта, ЖКХ;
— ужесточение антимонопольного законодательства.
Приведенные меры направлены на борьбу с инфляцией и ограничение совокупного спроса. При этом сокращению не подвергаются специальные программы поддержки инноваций и модернизации экономики.
Рекомендованные меры будут способствовать ускорению экономического роста, модернизации и структурной перестройке российской экономики, а также позволят с меньшими потерями преодолевать циклические кризисы. Осуществление систематической стабилизационной политики в соответствии с предлагаемой программой позволит не только стабилизировать макроэкономическую динамику и ускорить экономический рост, но и достичь заданных стратегических целей.


Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (Дата доступа — 23.04.2012)
2. Министерство экономического развития Российской Федерации. Департамент государственных целевых программ и капитальных вложений. Федеральные целевые программы России [Электронный ресурс]. URL: http://fcp.economy.gov.ru/cgi-bin/cis/fcp.cgi/Fcp/Title. (Дата доступа — 23.04.2012)
3. Российские институты развития: региональный аспект / С. Волков, М. Доронкин, А. Горбунов, А. Зайко // Бюллетень «Эксперт РА». — 2010. — 17 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.raexpert.ru. (Дата доступа — 23.04.2012)
4. Янковский Н.А., Макогон Ю.В., Рябчин А.М. Инновационные и классические теории катастроф и экономических кризисов / Под ред. Ю.В. Макогона. — Донецк: ДонНУ, 2009. — 331 с.
5. Сценарий и перспектива развития России / Под ред. В.А. Садовничего, А.А. Акаева, А.В. Коротаева, Г.Г. Малинецкого. — М.: ЛЕНАНД, 2011. — 320 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия