Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Гончаренко С. В.
аспирант кафедры экономики и финансов Государственной полярной академии (г. Санкт-Петербург)

Создание системы по правовому предупреждению банкротства организации
В статье раскрываются вопросы регулирования финансового оздоровления и реструктуризации организации на основе использования системы нормативных и правовых документов
Ключевые слова: банкротство, регулирование, закон, оздоровление
УДК 330.5; ББК 65.051   Стр: 126 - 127

в условиях нестабильной экономики основой эффективного управления организацией является разработка и реализация скоординированных упреждающих действий, нацеленных на предотвращение и минимизацию ущерба от воздействия кризиса, то есть превентивное управление.
Проблемы превентивного прогнозирования и диагностики кризисов недостаточно исследованы в отечественной экономической и управленческой науке. Это объясняется продолжительным господством в прежней, плановой экономике мнения, которое исключает возникновение кризисов при социалистической системе управления. Такой подход в теории и практике управления не исследовал и не развивал проблему антикризисного управления хозяйствующими субъектами, в целом, и диагностику и прогнозирование кризисов, в.т.ч. на ранних стадиях, в частности [2].
Следует отметить, что в настоящее время превентивное прогнозирование и диагностика кризисов используется в практической деятельности достаточно большого числа отечественных организаций.
Для управленческого звена высшего уровня и собственников хозяйствующих субъектов диагностика является способом получения качественной достоверной информации для принятия управленческих решений на начальной стадии кризиса организации и основой для применения методов и механизмов менеджмента, способствующих предотвращению развития кризисных ситуаций. Результаты диагностических и предупреждающих кризисные явления исследований служат основой для выбора основных направлений осуществления экономической деятельности организации, а управленцы и собственники имеют возможность приступить к разработке рефлексивной модели по ее антикризисному управлению [1, 2]. Одним из составляющих такой модели является наличие соответствующих нормативно-правовых актов, являющихся превентивным фактором предупреждения банкротства организации.
В Российской Федерации в интересах регулирования процессов финансового оздоровления и реструктуризации организаций в целях улучшения положения организации на рынке, повышения конкурентоспособности продукции, роста рентабельности деятельности разработана система нормативно-правовых документов по вопросам финансового оздоровления и реструктуризации организаций.
В настоящее время российское законодательство в сфере несостоятельности — это сложная система правовых норм, основанием которой является Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Именно, его положения регулируют банкротство индивидуальных предпринимателей (ст. 25), юридических лиц (ст. 65) и содержат специальные, обязательные к выполнению, рекомендации применения основных положений о банкротстве (ст. 64).
Основным правовым документом, регулирующим вопросы финансового оздоровления организаций, является Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (закон о банкротстве). В соответствии с данным Законом финансовое оздоровление возможно как в судебных процедурах банкротства, так и во внесудебном порядке, а именно в период до возбуждения дела о банкротстве в целях предупреждения банкротства и в период проведения восстановительных мероприятий по предотвращению угрозы банкротства, таких как мировое соглашение, внешнее управление, финансовое оздоровление. Механизм реализации возбуждения процедур банкротства в Законе о банкротстве проработан достаточно полно, недостаточно проработано его применение в досудебный период.
В современную систему российского законодательства, регулирующего сферу несостоятельности (банкротства), кроме Закона о банкротстве входят следующие основные нормативно-правовые документы:
— Конституция Российской Федерации;
— Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ Гражданский кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ Налоговый кодекс РФ (часть первая);
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за правонарушения, связанные с несостоятельностью (банкротством));
— Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации;
— Федеральный закон от 37.07.1998 № 145-ФЗ Бюджетный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 28.05.2003 № 61-ФЗ Таможенный кодекс РФ;
— Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ Трудовой кодекс РФ;
— Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ Уголовный кодекс РФ (в части установления ответственности за преступления, связанные с несостоятельностью (банкротством);
— Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»;
— Федеральный закон от 09.07,2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
— Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
— Указ Президента Российской Федерации от 04.08.2004 № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ»;
— Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации»;
— Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства»;
— Постановление Правительства РФ от 03.02.2005 № 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих»;
— Постановление Правительства РФ от 29.04.2006 № 260 «О мерах по реализации Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.08.2003 № 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 08.04.2003 № 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»;
— Постановление Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Можно отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации ведется законотворческая деятельность, осуществляющая регулирующую функцию отношений в сфере несостоятельности (банкротства) с учетом особенностей отдельно взятого региона.
Сущность и содержание существующих нормативно–правовых документов в области банкротства показывает, что главным положением, направленным на защиту от банкротства и потери собственности учредителями, является то, что процедура банкротства в настоящее время не может быть введена неожиданно для руководства должника. Право на подачу заявления о банкротстве в арбитражный суд возникает у кредитора, участвующего в конкурсном отборе и органа, уполномоченного по денежным обязательствам, только после вступления в силу судебного решения арбитражного, третейского или другого судебного органа о взимании с хозяйствующего субъекта-должника денежных средств, а у уполномоченного органа по обязательным платежам — только по прошествии 30 дней после вступления в силу решения органов налоговых или таможенных служб о взимании задолженности за счет финансовых средств или другого имеющегося имущества организации-должника, либо вступления в силу решения суда или арбитражного суда.
К числу правовых документов федерального уровня, оказывающих влияние на проблематику финансового оздоровления и реструктуризации организаций в процедурах банкротства, помимо Закона о банкротстве относятся такие законы, регулирующие особенности проведения процедур для кредитных организаций и субъектов естественных монополий, как: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» [3]; Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 88-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» [4]. В нормативную базу входят также разъяснения и постановления Высшего Арбитражного Суда РФ, постановления Правительства РФ, утвердившие в соответствии со ст. 29 Закона о банкротстве различные правила деятельности саморегулируемых организаций и их членов арбитражных управляющих. Редакцией Закона о банкротстве от 30 декабря 2008 г. [5] изменены функции регулирующего органа, которые теперь направлены на разработку политики государства и регулирование нормативно-правовой сферы в области несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Важным направлением анализа в процедурах банкротства является выявление признаков фиктивного и/или преднамеренного банкротства, т.е. правонарушений в сфере экономической деятельности, что в соответствии со ст. 24 Закона о банкротстве является общей обязанностью арбитражных управляющих вне зависимости от того, на какой стадии находится проведение процедур банкротства [3].
Выделив убыточные и низко рентабельные стратегические организации в особую категорию должников в соответствии со ст. 191 Закона о банкротстве в целях предупреждения их банкротства, Правительство РФ в соответствии федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляет следующие действия:
— организует проведение учета и анализа финансового состояния и платежеспособности хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— осуществляет реорганизацию хозяйствующих субъектов стратегического значения;
— обеспечивает погашение задолженности федерального бюджета, которая образовалась по причине несвоевременной оплаты государственного заказа, перед хозяйствующими субъектами стратегического значения, являющимися исполнителями работ по государственному заказу;
— занимается проведением реструктуризации задолженности, а именно основного долга, процентов, пеней и штрафов хозяйствующих субъектов стратегического значения, которые являются исполнителями работ по государственному заказу, перед федеральным бюджетом и внебюджетными фондами государства;
— способствует достижению соглашения о реструктуризации их кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов стратегического значения с организациями-кредиторами, в том числе при помощи обеспечения государственных гарантий;
— осуществляет восстановление хозяйствующих субъектов стратегического значения в соответствии с порядком, указанным настоящим Федеральным законом;
— проводит другие мероприятия, направленные на предотвращение возникновения банкротства хозяйствующих субъектов стратегического значения.
До настоящего времени не приняты в комплексе соответствующие правовые документы, которые могли бы позволить их системную и целенаправленную реализацию.
Анализ нормативно-правового регулирования отношений финансового оздоровления и реструктуризации убыточных и низкорентабельных организаций на федеральном и городском уровнях показал, что федеральные правовые документы осуществляют указанное регулирование в основном в сфере принудительного истребования задолженности проблемных организаций через механизмы исполнительного производства и несостоятельности (банкротства). Вместе с тем пока не нашли своих решений вопросы, связанные с осуществлением функций и выполнением обязанностей при проведении процедур банкротства собственника имущества организации-должника, которым является государственное унитарное предприятие.
Институт несостоятельности (банкротства) Российской Федерации играет важную роль в предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов, а система ее правового регулирования позволяет отсечь заведомо неэффективные сегменты национальной экономики, реанимировать активную экономическую деятельность хозяйствующих субъектов посредством арбитражного управления.


Литература
1. Крюков А.Ф., Егорычев И.Г. Анализ методик прогнозирования кризисной ситуации коммерческих организаций с использованием финансовых индикаторов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 2.
2. Трененков Е.М., Дведенидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 1.
3. Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД РФ 27.09.2002) // Справочная правовая система <Консультант плюс>.
4. Федеральный закон от 18 июля 2005 г. № 88-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (принят ГД РФ 01.07.2005) // Справочная правовая система <Гарант>.
5. Федеральный закон от 30.12.2008 № 306-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации акты в связи с совершенствованием порядка обращения взыскания на заложенное имущество» // Справочная правовая система <Консультант плюс>.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия