Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Соловьева О. А.
доцент кафедры экономико-правовых основ управления
Челябинского государственного университета,
кандидат экономических наук


Государственное регулирование предпринимательства — трансформационный процесс рациональной нестабильности
В статье изложен авторский подход к рассмотрению вопроса регулирования, через призму трансформационного процесса, который определяется, как прогрессивный и преобразовывающий. Обосновывается необходимость в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов в условиях предпринимательской среды
Ключевые слова: трансформационный процесс, государственное регулирование, рыночная экономика, предпринимательство, рациональная нестабильность, экономическая теория
УДК 346.7(470+571); ББК 65.050(2Рос)   Стр: 133 - 137

Дискуссия о масштабах вмешательства государства в экономику остается спорной, но, тем не менее, экономическая стратегия государства, рассматривается, как база по формированию национальной экономической политики в определении генерального направления трансформации и регулирования национального предпринимательства. В настоящее время роль государства, как основополагающего трансформационного фактора в эволюции национальных экономик резко возрастает. Потому что, тот или иной курс экономической трансформации либо обеспечивает усиление позиций государства в мировом хозяйстве, либо выталкивает его на периферию. Таким образом, рассматривая вопрос регулирования, через призму трансформационного процесса, который определяется, как прогрессивный и преобразовывающий, чрезвычайно важно знать: что выступает в качестве его движущей силы, то есть, что является фактором — трансформером данного процесса; когда процесс зарождается и каково ключевое направление его действия, так как экономические трансформационные процессы длительный период находятся под влиянием общественного разделения труда и формирования социальной структуры общества, которые и обуславливают уровень роста научно-технического прогресса в связи с усложнениями потребностей человека. Влияние фактора — трансформера (государственного регулирования) может быть, как незначительным, так и достаточно серьезным. В любом случае оно изначально вызывает определенные изменения в системе, и если они сглаживаются, то система сохраняет прежнюю структуру. Если же данные изменения достаточно сильны, то они ведут к преобразованию, то есть к трансформации, в этом случае последствия от происходящего трансформационного процесса в результате государственного влияния могут быть управляемыми и регулируемыми, а значит и наиболее конструктивными [1].
Вследствие этого, политику государственного регулирования предпринимательства можно определить, как фактор — трансформер или движущую силу по выбору траекторий трансформационных преобразований в целях усовершенствования условий, определяющих взаимовлияние факторов внутреннего и внешнего порядка в функционировании национального бизнеса.
Отличительной особенностью современной экономической действительности, являются контртенденции. С одной стороны на экономическом пространстве нарастает конкуренция, с другой, сохраняется регулирование бизнеса государственными институтами. Но вряд ли правильно утверждать, что в экономике идет активная и последовательная политика отрицания государственного регулирования предпринимательства. Тенденция к дезогосударствлению не столь сильна, скорее идет поиск более приемлемого для современного этапа развития национальной экономики соотношения между частным и государственным. Таким образом, государственное регулирование в области национального бизнеса должно быть очень пластичным, целесообразным и в тоже время резонансным, происходящим в экономике трансформациям. Но не следует перепрыгивать через естественные фазы развития национального предпринимательства, необходимо сделать процесс менее болезненным и более рациональным. Поэтому, регулирующая структура государства должна формировать, как прямые, так и обратные связи при взаимодействии с национальным бизнес сообществом. В противном случае процесс государственного регулирования предпринимательства, будет генерировать разрушительные, способствующие деградации экономики действия. Вследствие этого, регулирование необходимо осуществлять своевременно. То, что возможно сегодня, не будет актуально завтра, и это необходимо учитывать. Однако, понятие времени практически исключено из многих экономических исследований, отсюда и огромное количество принятия несвоевременных, а, значит неэффективных решений в направлении развития национального предпринимательства.
Итак, мы знаем, что нарушение равновесия между современностью и традиционностью в экономике приводит к несостоятельности реформ и острым социальным конфликтам. Поэтому, в процессе государственного регулирования предпринимательства на современном этапе необходимо поддерживать баланс между рациональностью и консерватизмом в национальном бизнесе, между экономическим развитием, как основной целью и образом жизни, а так же, между политическими и социальными приоритетами, как ценностным выбором.
Рыночные условия хозяйствования постоянно эволюционируют, предъявляя, таким образом, требования по усовершенствованию процесса госрегулирования, и тем самым, обуславливая необходимость в трансформации организационных и функциональных структур механизмов его образующих.
Исследуя проблемы предпринимательской среды, важно выделить главную ее характеристику, что среда потенциально несет нестабильность условий и неопределенность в отношении будущих событий, а соответственно и риск. При рассмотрении вопроса нестабильности, следует понимать, что данное явление предполагает переход к неизвестному состоянию, затрагивающему устойчивость какой-либо системы, в нашем случае предпринимательской. Вследствие этого, шкала колебаний нестабильности достаточно велика, от изменений, результат которых можно предвидеть до изменений совершенно непредсказуемых. Поэтому, нестабильность для предпринимательской деятельности, предполагает как негативные тенденции и рисковые ситуации, так и потенциал для новых уникальных событий, которые в свою очередь могут расширить спектр возможных предпринимательских решений. Таким образом, условия нестабильности определяются, как дестабилизирующие по отношению к предпринимательской деятельности [2].
Нестабильность:
● приводит к потере устойчивости предпринимательской единицы, соответственно ухудшает количественные значения показателей, ее характеризующих;
● изменяет структуру и качественный состав предпринимательской единицы;
● ухудшает показатели управляемости предпринимательской единицы;
● преобразует предпринимательскую организацию в новую предпринимательскую структуру (делит или ликвидирует ее) согласно принципам самоорганизации;
● может расширить спектр возможных предпринимательских решений;
● может снизить риски и привести к рождению новых предпринимательских идей.
В тоже время, предпринимательская деятельность осуществляется и в условиях наличия той или иной меры неопределенности, которая рассматривается, как неполнота или неточность информации об условиях реализации предпринимательской деятельности, в том числе связанных с ними затратах и результатах, определяемой следующими факторами:
● неполным знанием всех параметров, обстоятельств, ситуации для выбора оптимального решения, а также невозможностью адекватного и точного учета всей даже доступной информации и наличием вероятностных характеристик поведения среды;
● наличием фактора случайности, то есть реализации факторов, которые невозможно предусмотреть и спрогнозировать даже в вероятностной реализации;
● наличием субъективных факторов противодействия, когда принятие решений идет в ситуации игры партнеров с противоположными или не совпадающими интересами.
Вследствие этого, неопределенность предполагает наличие нестабильности, при которой результаты действий не обусловлены, а степень возможного влияния этих факторов на результаты неизвестна.
Поэтому, возникает необходимость в регулировании деятельности хозяйствующих субъектов в условиях предпринимательской среды.
Рассматривая регулирование, как трансформационный процесс вообще, следует отметить, что в период реформирующего действия он соединяет в себе элементы, как прежнего, так и нового устройства, тем самым, способствуя преобразованию всей функционирующей системы, а не только перестройки ее отдельных конструкций, в установленный временной отрезок. Поэтому, регулирование, как трансформационный процесс — это постоянно развивающийся, открытый и сложный процесс, состоящий из проявляющихся и реализующихся на разных уровнях органически взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, формирующихся под действием рыночных законов и государственной экономической политики, направленных на эффективное использование всех ресурсов в процессе производства, призванный обеспечить устойчивое развитие национального предпринимательства.
Но для регулирования, как процесса, характерна нестабильность конструкции. Причина нестабильности конструкции процесса кроется в способности элементов предпринимательской среды к ситуационным трансформациям. Анализируя цели и задачи государственного регулирования, предполагается рациональность действий государственных институтов и как, следствие целесообразность трансформаций в заданном направлении по достижению необходимого результата в формировании и развитии объекта. Таким образом, автор, предлагает рассматривать государственное регулирование предпринимательства, как трансформационный процесс, характеризующийся целесообразной конструкцией, имеющей свойство мобильности в условиях нестабильности и ситуациях неопределенности, который оказывает воздействие на хозяйствующие субъекты и приводит к рациональным изменениям в их структуре и функционировании. Вследствие этого, государственное регулирование предпринимательства, можно охарактеризовать, как трансформационный процесс, обуславливающий рациональную нестабильность в развитии предпринимательства [3].
Характеристика процесса госрегулирования предпринимательства, как трансформационного, приводящего к структурным и функциональным изменениям в национальном бизнесе, обусловлена следующими, аспектами экономической современности:
● интеграция научных знаний;
● комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве экономических, социальных, управленческих и других аспектов;
● усложнение решаемых проблем и компонентов в предпринимательской среде;
● рост количества связей между элементами механизма госрегулирования предпринимательства и компонентами предпринимательской среды;
● динамичность изменяющихся экономических ситуаций;
● увеличение дефицита всех видов ресурсов, необходимых для функционирования;
● повышение уровня стандартизации элементов, модернизации производственных и управленческих процессов в предпринимательской среде;
● глобализация в развитии конкуренции, производства и кооперации бизнеса;
● усиление роли человеческого фактора, то есть обеспечение необходимого уровня мотивации предпринимательской деятельности и профессиональной квалификации.
Цель государственного регулирования предпринимательства, как трансформационного процесса, сконцентрирована на формировании условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, то есть противостоять воздействию негативных факторов, оперативно вносить коррективы и реагировать на изменения рыночной среды.
Задача процесса госрегулирования, состоит в обеспечении организационного единства предпринимательской деятельности во всех сферах производства, посредством преобразования экономических отношений с целью повышения уровня рационализации при использовании всех видов ресурсов.
Функция процесса государственного регулирования предпринимательства определяется, как разработка принципиально нового подхода в применении форм и методов регулирования по формированию необходимых адаптаций предпринимательства в условиях рыночных трансформаций и современных экономических ситуациях.
Построение процесса госрегулирования предпринимательства базируется на:
● формировании экономики открытого типа (конкурентной экономики и конкурентного внутреннего рынка);
● разработки и реализации модели «прорыва», то есть выхода на рынки развитых стран;
● расширение рынка инвестиций и инвестиционных возможностей экономики.
Итак, диалектический подход к изучению процесса госрегулирования предпринимательства, в связи с его положениями о постоянстве происходящих изменений (трансформациями) и о необходимости замены всего устаревающего новым, является наиболее прогрессивным и используется в подавляющей части всех проводимых экономических исследований. Так как данный подход обязывает рассматривать экономические явления и процессы в направлении взаимозависимости и состоянии непрерывного развития, когда накопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния. При этом базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом — принцип всеобщих связей и явлений. Помимо закона единства и борьбы противоположностей в ходе познания, следует руководствоваться такими законами, как переход количества в качество и отрицание отрицания, реализуя при исследовании принципы восхождения от абстрактного к конкретному, единства анализа и синтеза, логического и исторического, выявления в объекте (процесс госрегулирования предпринимательства) разнокачественных связей их взаимодействия. Вследствие этого, диалектика представляется, как базовое учение, которое во многом определило развитие целого ряда научных подходов применяемых в деятельности госрегулирования предпринимательства: процессный, системный, ситуационный, функциональный, аспектный, концептуальный [4].
Процессный подход в государственном регулировании предпринимательства определяется, как последовательная смена состояний (трансформации) в становлении предпринимательства и развитии предпринимательской среды. Он рассматривает государственную деятельность по регулированию, как последовательное действие по выполнению комплекса необходимых мер в определенный временной промежуток с целью достижения планируемого результата.
В случаях возникновения непредвиденных проблем, требующих быстрого разрешения, то есть оперативности проведения мероприятий, следует применять ситуационный подход в регулировании, сущность которого, заключается в оперативном изучении сложившейся ситуации на основе использования преимущественно типовых процедур исследования. Основной особенностью рассматриваемого подхода, определяется ситуация, то есть конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на процесс госрегулирования предпринимательства в рассматриваемый момент времени. Эффективность ситуационного подхода обусловлена сравнительно часто повторяющимися типовыми условиями, при которых отрабатываются стандартные алгоритмы по проведению планируемых мероприятий, достаточно лишь идентифицировать реальную ситуацию и по типовой схеме получить готовые выводы и рекомендации по регулированию.
Сущность функционального подхода, используемого в госрегулировании предпринимательства, заключается в анализе функциональной мобильности госрегулирования, как процесса трансформации собственных функций в направлении исследуемого объекта, которые находятся в зависимости от условий внешней среды. Данный подход, рассматривает объект объектные отношения абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе объекта.
Рассматривая особенность аспектного подхода в госрегулировании предпринимательства, следует отметить, что он предполагает действия, определяющиеся выбором только одной специфики изучаемой проблемы объекта, по принципу актуальности или учету объема затрачиваемых ресурсов.
Концептуальный же подход, основываясь на результатах предварительного исследования, строит систему научного знания рассматриваемой проблемы, определяя тем самым, выбор основных научных положений с целью последующего более детального регулирования.
Поэтому, в действительности для удовлетворения любым реформированиям, не требуется, каких-то кардинальных мер по формированию нового или реструктурированию старого, вполне достаточно адаптивных регуляторных трансформаций, действующих на основе принципов рациональности и целесообразности. Итак, в зависимости от цели, задачи, объекта регулирования выбирается тот или иной подход. Как правило, все представленные подходы тесно взаимосвязаны друг с другом и используются комплексно в процессе государственного регулирования предпринимательства, приводя к изменениям.
Исследуя процесс государственного регулирования предпринимательства, необходимо охарактеризовать его структуру, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющих выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Для функционирования процесса важное и по сути дела решающее значение имеют те связи, которые обеспечивают его устойчивость, делая процесс регулирования целостным образованием и в то же время определяя интегративный характер его деятельности. Особую актуальность этот вопрос приобретает в период проведения радикальных экономических преобразований. При этом сама работа процесса обусловлена последовательностью действий в направлении достижения необходимого результата и характеризуется сменной состояний на определенных этапах осуществления этих действий. Однако какой бы трансформационный процесс мы ни взяли, его нельзя свести просто к сумме составляющих действий, принципиально важным становится вопрос о необходимости и эффективности его применения [1].
Таким образом, трансформационный процесс, образованный множеством элементов, соотношение и взаимодействие которых обуславливает специфику его работы, представляет собой регулирующую структуру, функционирующую на основании действия рыночных законов и государственной экономической политики.
Необходимо отметить, что трансформации, как важный компонент реформирования обладают модификационной изменчивостью, то есть вектором движения в сторону адаптации, развития или деградации. Поэтому, основной характеристикой любого процесса, а, следовательно, и процесса государственного регулирования национального бизнеса, которая определяет уровень целостности конструкции, является его адаптационная способность функционировать в постоянно меняющихся условиях предпринимательской среды. Под целостностью конструкции процесса госрегулирования предпринимательства, автор предлагает понимать сохранение регулирующей структуры процесса на протяжении всего периода экономических преобразований. При этом, деятельность государственного регулирования предпринимательства, как трансформационного процесса происходит, как на макроуровне (системный), так и микроуровне (структурный). Поэтому, характеризуя целостность процесса необходимо учитывать особенности микротрансформационных и макротрансформационных его составляющих.
Итак, с одной стороны, уровень целостности микропроцесса можно определить, как пребывание устойчивой возможности в реализации целей, воспроизводимой консолидацией всех элементов данного процесса, с последующим ее уточнением и развитием. В данном аспекте уровень целостности зависит от внутренней консолидации процесса, то есть от способности к оптимальному и сбалансированному взаимодействию всех элементов определяющих его структуру. По отношению к экономической политике данный аспект целостности трансформационного процесса связан с регулированием узкоспециализированных задач в экономике.
С другой стороны, любой процесс является частью процесса более высокого порядка. Так, трансформационный процесс в определенной отрасли предпринимательства входит в процесс трансформации национальной экономики, а трансформация национальной экономики является частью трансформационного процесса мировой экономики, а вся экономическая система в целом является одним глобальным трансформационным процессом, регулирующим взаимодействие мирового сообщества. При этом необходимо понимать, что микропроцессы характеризуются строгой специализацией в условиях интеграции в макро процесс. В этом аспекте главным в макро трансформационном процессе становится обеспечение его целостности, через внутреннюю устойчивость отдельного микропроцесса, деятельность которого зависит от стабильности внешних связей. Вместе с тем, внутренняя устойчивость процесса определяет его конкурентоспособность. Поэтому, под устойчивостью процесса следует понимать его модификационную способность, то есть усовершенствование всего набора поэтапных действий с последующей адаптацией в целях стабильного функционирования [2].
Учитывая определенную противоречивость и разнонаправленность используемых парадигм экономической трансформации, представляется важным определиться с методологической базой, используемой при исследовании процессов. С нашей точки зрения трансформационные процессы имеют два уровня целостности: системный (макропроцесс) и структурный (микропроцесс).
Структурный уровень целостности обусловлен функциональной спецификой и масштабами внутренних связей микропроцесса, которые обеспечивают соединение элементов, воссоздание всех недостающих элементов и рационализацию при взаимодействии, как единого целого. Качество целостности структурного уровня, в конечном счете, и определяет характер взаимодействия микропроцесса с внешней средой, давая возможность использования внешних элементов в интересах собственного развития.
Системный уровень целостности характеризуется особенностями множества трансформационных микропроцессов образующих его и находится в прямой зависимости от внутренних связей данного множества. Результаты такого взаимодействия в большей степени обусловлены рационализацией в конструкции макропроцесса и интенсификацией реакций между микропроцессами, которые устанавливают уровень эффективности функционирования в границах действия данного макропроцесса.
Поэтому, принципиально важным при изучении результатов функционирования госрегулирования предпринимательства, как трансформационного процесса, считаем существование внутреннего противоречия между уровнями целостности, продифференцированными в данном процессе. Так, на определенном этапе функционирования интересы «целого» макропроцесса и интересы «части» микропроцесса приходят в состояние взаимного противоречия и не согласованности по пути достижения результата. Это в целом неизбежно отражается на количественных и качественных достижениях функционирования процесса государственного регулирования.
Итак, одним из результатов трансформационного макропроцесса по расширению мировых хозяйственных связей, стала доступность энергоресурсов с минимальной себестоимостью их производства. Вследствие этого во многих странах трансформационный процесс (структурный уровень, микропроцесс) по модернизации собственной топливной базы и в частности, угольной промышленности стал экономически нецелесообразным. Регионы, специализирующиеся на этом виде деятельности, оказались на грани полной дестабилизации экономики, которая, сама по внутренним экономическим показателям развивалась достаточно успешно. Единственной причиной такого системного кризиса в этих регионах, явился высокий уровень интеграции данной отрасли в национальную экономику (структурный уровень, микропроцесс) при условии ускоряющейся интеграции последней в систему мировых хозяйственных связей (системный уровень, макропроцесс). В этом случае, следствием изменения системного уровня целостности трансформационного макропроцесса, явилась деградация уровня целостности микропроцесса (структурный уровень) его образующего, которая стала возможной из-за разрушения элементной базы под действием внешних связей этой системы. Вследствие этого, планирование деятельности государственного регулирования предпринимательства первоначально необходимо формировать на структурном уровне, таким образом, определяя специфику функционирования системного уровня процесса. Таким образом, трансформационный процесс (процесс госрегулирования предпринимательства) характеризуется, как поступательный и достаточно эффективный, тогда когда он становится следствием рационального изменения его системного уровня целостности (макропроцесс), которое определяется спецификой структурного уровня целостности (микропроцесс) и характером изменений в нем происходящих. Основополагающую роль в данных процессах играют те причины, которые стали базой соответствующих трансформаций. Причины определяются, как внутренними факторами, обусловленными противоречиями между производительными силами и производственными отношениями, так могут инициироваться и внешними факторами, как меры по либерализации внешнеэкономических связей или, наоборот, по защите внутреннего рынка, то есть основанием для реализации любого трансформационного процесса служит экономическая стратегия государства.
Исследуя особенности регулирования, как трансформационного процесса следует отметить, что оно имеет временную характеристику. Продолжительность трансформационного процесса зависит от масштабности проектов, состояния материальной базы, кадрового потенциала, а также немаловажное значение приобретают внешнеэкономические факторы. Вследствие этого, регулирование можно дифференцировать на текущее и перспективное. Текущее регулирование носит ситуационный характер и обуславливается спецификой факторов сложившихся в определенный временной период. Отсюда можно говорить о текущих трансформациях. Перспективное регулирование, которое характеризуется этапностью процесса в получении известного результата, так как связано с планированием или моделированием данного действия и его следует рассматривать, как перспективную трансформацию. Таким образом, достижение «пункта назначения» трансформационных преобразований во временном и экономическом смысле это некоторое растянутое во времени состояние (процесс), не измеряемое только одной датой, а некий интервал времени, который можно рассматривать, как промежуток действия рациональной нестабильности по формированию основ нового. Так как, длительность процесса регулирования объясняется, как сложностью проходящих экономических преобразований, так и инерционностью прежней системы хозяйствования [3].
Проведя теоретические исследования, существующие в самых разных областях знания, автором были систематизированы и адаптированы применительно к рассматриваемой проблеме (регулирование, как трансформационный процесс) ряд принципов, необходимых при конструировании процесса госрегулирования предпринимательства:
● сбалансированность, в качестве основного принципа государственного регулирования предпринимательства, как трансформационного процесса, предполагает согласованное развитие подчиненных процессу, как целостной структуре, изменений. Тем самым, государственное регулирование предусматривает нахождение оптимального баланса между неоднородностью и изменчивостью, это означает, что особую важность приобретают такие свойства как гибкость, способность к созданию внутренних факторов самотрансформации, возможность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды;
● целесообразность и последовательность в государственном регулировании предпринимательства, предполагает движение от простого к сложному, опору, прежде всего на собственные силы, целесообразное и своевременное использование имеющихся возможностей для осуществления необходимых трансформаций, то есть недопустимо форсированное движение вперед при отсутствии соответствующего базиса, при этом регулирование сопровождается разными темпами действий;
● динамичность, то есть государственное регулирование (трансформационный процесс) рассматривается, как динамический процесс, имеющий определенную логику, для раскрытия которой необходимо четко разграничивать долго- и краткосрочные промежутки, стратегические и тактические мероприятия;
● своевременная рациональность, которая с точки зрения научно-технического прогресса рассматривается в госрегулировании, как рационализация изнутри с учетом субъективных факторов и национальной специфики, то есть, опираясь на мировой опыт, государство при разработке и реализации программ должно учитывать свои мобилизационные возможности, традиции народа, культурную составляющую; хотя современная национальная экономика является частью мировой и развивается по общемировым законам, но она всегда аутентична, то есть имеет свои особенности, обусловленные историческим процессом, географическим положением, климатом, спецификой хозяйственной деятельности и т.д.
По мнению автора, соблюдение всех перечисленных принципов при конструировании процесса регулирования, должно способствовать проведению научно обоснованных трансформаций в национальном бизнесе.
Несмотря на определенный консерватизм в наборе форм и методов регулирующего влияния государства на экономику, процесс регулирования, как трансформационный нуждается в постоянном обновлении траекторий своего воздействия. Всегда остается открытым вопрос о направлениях регулирования или возможных траекториях трансформационных изменений. Путей трансформации достаточно много, но все они неоднозначны и многовариантны. До сих пор недостаточно научно проработан вопрос, касающийся выбора содержания траекторий возможных трансформаций экономических систем, сложившихся в высокоразвитых странах. Поэтому, достигаемые экономическими изменениями (регулированием) цели, проясняются и конкретизируются только в ходе практики трансформаций. Следовательно, рассматривая государственное регулирование предпринимательства, как трансформационный процесс, необходимо постоянно уточнять направления экономических трансформаций, содержание процесса и целей его достижения. Таким образом, нужные направления трансформационного процесса (госрегулирование предпринимательства) характеризуются теми ограничениями, которые определяет специфический социально-экономический фактор национальной экономической политики, то есть структура ценностей, избираемая обществом по приоритетности развития производства и потребления населением.
Процесс кроме своих внутренних закономерностей и условий, имеет глобальный контекст, в рамках которого он происходит. В качестве основных параметров глобального контекста процесса государственного регулирования предпринимательства, следует выделить резкое усиление скорости и интенсивности глобального научно-технического развития и геополитические условия, окружающие экономическую систему, которые воздействуют на происходящие в ней процессы. При этом цели, задачи госрегулирования и геополитический контекст действуют друг на друга на основе прямых и обратных причинно-следственных связей [4].
Характерной особенностью процесса государственного регулирования предпринимательства является высокая скорость его адаптивных изменений на основе знаний и технологий функционирования по основным направлениям глобального инновационного процесса: базисные инновации в промышленности, аграрной и информационной сферах, инновации в сфере услуг, менеджмента и маркетинга. Все это в совокупности и формирует принципиально другие подходы к регулированию процессов становления и развития предпринимательства и предпринимательской среды в рамках, как национальной экономики, так и мировой.
В государствах с развитыми экономиками формируются и выполняются программы развития, целенаправленно воздействующие на основные направления инноваций в различных областях. В госрегулировании предпринимательства, как трансформационном процессе, следует различать две составляющие: макроэкономическую тенденцию развития страны, выражающуюся в общих экономических характеристиках развития общественного производства и потребления, и специфическую, определяющуюся национальными особенностями экономики. Специфическая составляющая обуславливается свойствами социально-экономической компоненты, которая задает основные ценностные императивы национального предпринимательства в экономической системе государства. Действие составляющих может усиливать либо ослаблять действие факторов экономического развития. Отсюда и функционирование процесса госрегулирования предпринимательства будет направлено в соответствии с этими особенностями.
Оценивая возможности процесса государственного регулирования предпринимательства, приводящего к трансформированию в национальном бизнесе, следует помнить, что он лишь дополняет конкурентно-рыночный механизм. Как правило, побудительной причиной осуществления трансформационных процессов в глобальном масштабе являются преобразования, претворяемые в жизнь в одном из государств, приносящие ему позитивные изменения и дальнейшее стабильное развитие национальной экономики. Большинство трансформаций происходящих в мировой экономической практике были догоняющими и приводили к важнейшим сдвигам в обществе и экономическом развитии. Догоняя более развитое государство, любая страна, прежде всего, заимствует опыт развития успешного государства, модифицирует его в соответствии с национальными особенностями, что позволяет ей благополучно осуществлять процесс экономических трансформаций в национальной экономике. Другими словами, в трансформационном процессе главное не догнать или перегнать, главное своевременность.
Таким образом, государственное регулирование предпринимательства, как трансформационный процесс рациональной нестабильности, конкретизируя определенную стратегию и тактику необходимой трансформации национального бизнеса в условиях нестабильных экономических возможностей, путем постоянного освоения рациональных форм и способов регулирования, обеспечивает тем самым, мобильность деятельности предпринимательства, осуществляемую в соответствии с целями государственной экономической политики и требованиями современной экономики.


Литература
1. Социально-экономический потенциал региона: проблемы оценки, использования и управления / Под ред. А.И. Татаркина. - Екатеринбург: УрО РАН, 1997.- 379 с.
2. Соловьева О.А. Формирование государственной системы поддержки малого предпринимательства в транзитивной экономике. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2010. - 110 с.
3. Соловьева О.А. Государство как субъект регулирования предпринимательства в рыночной экономике. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2011. - 120 с.
4. Соловьева О.А. Государственное регулирование предпринимательства в условиях трансформации современной экономики. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 2012 - 156 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия