Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Сергеев И. Б.
декан экономического факультета, заместитель заведующего кафедрой экономики, учета и аудита Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета),
доктор экономических наук, профессор

Ларченко Л. В.
доцент Государственной полярной академии,
доктор географических наук


РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
В УСЛОВИЯХ УКРЕПЛЕНИЯ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Развитие социально-экономической системы региона во многом зависит от того, насколько правильно поставлены и структурированы стратегические задачи, насколько рационально используются ресурсы для их решения и насколько последовательны планируемые мероприятия. К сожалению, в России большинство региональных стратегий, разрабатываемых сегодня, не выдерживают серьезной критики. Основными их недостатками являются: чрезмерная декларативность, ориентация преимущественно на краткосрочные цели, недостаточная взаимообусловленность планируемых действий, в том числе по причине игнорирования методов оптимизации, недостаточное внимание общегосударственным и муниципальным интересам в связи с отсутствием единой системы государственного планирования развития регионов.
Несовершенство регионального планирования социально-экономического развития - одна из причин низкой эффективности региональной экономической политики РФ. Межрегиональная хозяйственная интеграция сменяется дезинтеграцией. Растет дифференциация по уровню жизни. Так, например, в 2001 г. денежные доходы жителей Москвы превышали среднероссийский показатель в 4 раза, а у жителей Ингушетии были ниже средних по стране в 3,5 раза. По предварительным данным Госкомстата РФ, кардинально эта ситуация не изменилась.
Соответственно имеет место и дифференциация по структуре потребления и сбережений в разных регионах.
Далеко не все руководители осознают необходимость в разработке стратегических программных решений для регулирования развития территориальных экономических систем, далеко не все имеют представление и о современных методах их разработки. Между тем такие решения в условиях укрепления федеративных отношений приобретают особую актуальность.
Стратегия, по определению, не может быть единственной, в каждом регионе можно найти альтернативу. Но для ее выбора из ряда возможных необходимо знать и использовать методы оптимизации, осуществлять поиск оптимальной стратегии для наиболее эффективного решения региональных проблем.
Разработка стратегического плана развития региона предполагает целый ряд процедур, относящихся к сфере планирования.
Во-первых, это оценка внешних факторов в развитии экономики региона:
-региональной политики федерального центра в бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, внешнеэкономической сферах;
-состояния и проблем единого правового и организационно-экономического пространства страны;
-состояния национальной экономики в целом (по росту ВВП, темпам инфляции, уровню занятости и т.д.;
-уровня стабильности политической ситуации в стране.
Во-вторых, это оценка внутренних ресурсных возможностей и ограничений, существующих в регионе, в том числе природно-ресурсного потенциала, размеров капитала и состояния производственной инфраструктуры, размеров трудового потенциала, состояния финансово-кредитной системы региона, его научно-технического потенциала, а также возможностей привлечения дефицитных ресурсов извне.
В-третьих, необходим анализ уже разработанных проектов, имеющих отношение к региону: действующих федеральных целевых программ; схем развития и размещения производительных сил; схем районных планировок; генпланов городов и т.д.
Четвертая процедура - выбор стратегии комплексного развития региона с определением основных целей и приоритетов, средств и методов их достижения. Особенно важно обоснование выбора хозяйственной специализации региона и направлений повышения конкурентоспособности региональной экономики.
В-пятых, необходимы разработка сценария развития и обоснование этапов реализации регионального стратегического плана. Сценарии в зависимости от темпов трансформации, реформирования региональной экономики могут быть инерционными, форсированными, сбалансированными (оптимальными). Этапов в условиях посткризисного развития - как минимум, два: стабилизационный этап и этап развития.
Разработка стратегии комплексного развития региона требует всестороннего анализа существующих тенденций и проблем в отраслевой структуре экономики, в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, других отраслей региона, в производственной, социальной, рыночной инфраструктуре, социальной и экологической сферах, в финансовой деятельности предприятий, домохозяйств, деятельности финансовых и кредитных институтов, в сфере внешнеэкономических связей региона.
Особого внимания требуют оценки проблем устойчивости и сбалансированности региональной экономической системы, возможностей оптимального соотношения темпов экономического роста и социального развития, сбалансирования рабочих мест и трудовых ресурсов, соответствия масштабов материального производства и "экологической емкости" территории, обеспечения экономики местными природными ресурсами, соответствия объемов материального производства и уровня развития финансово-кредитной инфраструктуры.
Формирование иерархической системы целей начинается с систематизации проблем развития регионального хозяйства, предполагающей обоснованное их ранжирование. Проблемы систематизируются как первичные и проблемы-следствия, что позволяет формировать "дерево целей" развития региона и выделять текущие задачи развития.
Разработка плановой стратегии невозможна без сценариев развития региона, построенных на данных прогноза результатов реализации запланированных мероприятий. Сценарный метод позволяет определить их последовательность для обеспечения оптимальных параметров развития социально-экономической системы территории. С помощью этого метода устанавливаются возможные изменения, которые могут произойти с большой долей вероятности, и возможные их последствия, особенно экзогенные.
Эффективность регионального стратегического планирования зависит от эффективности механизма, используемого для реализации региональной стратегии, в том числе от степени эффективности воздействия органов региональной власти и общественности на все субъекты хозяйствования (вне зависимости от формы собственности) в интересах достижения поставленных в стратегии целей. Механизм реализации стратегии может быть построен только на основе таких методов управления комплексным развитием, как административные, нормативно-правовые и экономические.
Структура стратегического плана определяется следующими его разделами:
1. Оценка исходной социально-экономической ситуации.
2. Стратегические цели социального, экономического, экологического и институционального развития.
3. Основные направления региональной политики в социальной, экономической и экологической сферах.
4. Сценарии регионального развития.
5. Механизм и ресурсы реализации стратегии.
Большую сложность, особенно в посткризисной экономике, представляет согласование целей, плановых действий, схем распределения ресурсов между государственными и местными органами власти. Именно поэтому сегодня региональные стратегические планы и программы реализуются крайне трудно, а нередко и вовсе сворачиваются. Поможет ли решить эту проблему усиление централизации в государственном регулировании экономики, трудно сказать. Нами разделяется позиция, в частности, В. Котилко, согласно которой "результативность системы регулирования территориального развития зависит, прежде всего, от работоспособности системы управления, которая в свою очередь, предопределяется четкостью распределения полномочий и ответственности между федеральными и региональными органами власти и управления"1 .
Трудно понять, почему проблема построения эффективной системы управления региональным развитием не нашла прямого отражения ни в проекте "Основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2010 г.)", ни в "Программе социально-экономического развития Российской Федерации (2003-2005 годы)".
При отсутствии нормально работающего механизма координации усилий разных уровней власти большинство долгосрочных целей государственной экономической политики практически не достижимы Федеральное правительство изначально закладывает отрицательный будущий результат своей работы и работы региональных администраций. Как и в течение всех последних десяти-двенадцати лет, федеральные стратегические планы существуют сами по себе, региональные и муниципальные - сами по себе.
Проблема системной организации стратегического регионального планирования должна обязательно присутствовать в перечне первоочередных проблем России. Одновременно региональные власти должны быть ориентированы на более инициативную работу в области стратегического планирования. Ожидание руководящих указаний "сверху" уже давно не отвечает вызовам времени. Соответственно нужно более решительно изменять содержание функциональных задач государственной власти в регионах, исходя из нового распределения полномочий в федерации и совершенствуя трехуровневую систему управления региональной экономикой.
Эффективность функционирования такой сложной системы зависит не только от качества управленческих решений, принимаемых на каждом уровне управления, но и от их согласованности.
Главная задача федерального центра - оптимизация социально-экономического развития совокупности регионов как единого целого. Большинство задач по развитию образования, здравоохранения, культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и других должно решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Зоной особой ответственности областных и краевых властей являются: рационализация структуры хозяйства старых промышленных районов; комплексное и эффективное использование природных ресурсов; формирование инфраструктурных систем региона; осуществление экологических программ; обеспечение рациональных межрайонных связей. Руководство социально-экономическим развитием в регионах на местном уровне требует, прежде всего, взаимодействия между домохозяйствами, предпринимателями, местной властью. Именно на этом уровне определяется и качество жизни населения. (См. диаграмму).
Региональный уровень управления правомерно рассматривать как систему органов власти, обеспечивающую вертикальную координацию функций центрального и местного уровней власти. Нельзя подходить к региональному уровню власти лишь как к своеобразному "буферу" в отношениях между центром государственного управления и местным самоуправлением, как к посреднику между этими уровнями власти. Региональное управленческое звено призвано разрешать противоречия между ними (и желательно, в упреждающем режиме) - противоречия между общегосударственными, региональными и местными экономическими интересами
Это обстоятельство заставляет по-иному смотреть на спектр задач регионального стратегического планирования - он требует расширения одновременно по двум направлениям: разработки собственных региональных стратегических планов и целевых программ; прямого участия регионов в составлении как федеральных, так и муниципальных планов социально-экономического развития.
Представителям региональных органов власти необходимо стремиться обеспечивать нужную степень координации общегосударственных и территориальных социально-экономических стратегий, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, имеющих прямое отношение к данному региону. В противном случае даже качественно составленные программы положительного результата не дадут.
Среднедушевые денежные доходы населения
по федеральным округам в 2001 г., (по данным Госкомстата, руб. в месяц)


1 Котилко В. Проблемы разработки федеральной региональной экономической политики России // Обозреватель - http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N03_00/03_10.HTM (01.03.2004).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия