Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Герасимова Е. А.
доцент кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Принцип комплексности при формировании стратегии развития предпринимательских структур
В статье рассматриваются вопросы стратегического развития предпринимательских структур, принципы формирования стратегии на основе стратегического мышления с использованием принципа комплексности, его историческое и современное понимание
Ключевые слова: стратегическое мышление, принцип комплексности, предпринимательские структуры, стратегия развития, система
УДК 336.713; ББК 65.262.101-132   Стр: 141 - 145

Одной из глобальных проблем для современного российского предпринимательства является сохранение конкурентоспособности и поддержание активности в условиях непрерывно изменяющейся внешней среды. Данная проблема не является для современной предпринимательской структуры новой. Основной причиной такого положения, на наш взгляд, является отсутствие стратегического мышления, направленного на долгосрочное устойчивое развитие.
Стратегическое мышление является комбинацией стратегического анализа, опирающегося на естественное устройство первоначального состояния и последующего синтеза, основанного на повторной структуризации в новое состояние посредством непрямолинейных рассуждений. Предприятие на основе инициативы собственников, групп с общими интересами и менеджеров устанавливает стратегию, которая создает предпосылки для долговременного и равномерного роста, а их разделением на более короткие интервалы одновременно планирует все необходимые операции так, чтобы был достигнут и кратковременный эффект [5].
Предпосылкой создания качественной и реализуемой стратегии является необходимость принимать во внимание принципы стратегического мышления, которые характеризуют стиль управления лидера организации и взаимосвязаны между собой. Основные принципы следующие (рис.1):
1. Принцип комплексности, который проявляется во всестороннем прогрессивном развитии всех элементов организации как социально-экономической системы во взаимосвязи с окружающей средой для обеспечения ее конкурентоспособности. Данный принцип предполагает сочетание организационного, экономического, финансового, производственного, социального развития.
2. Принцип вариативности. Вариантность вытекает из того факта, что мы не знаем, как в течение стратегического периода будут развиваться факторы, влияющие на стратегию предприятия.
3. Принцип перманентности. Он означает, что работа над стратегией никогда не заканчивается. Нужно неустанно наблюдать, происходит ли реальное развитие факторов, влияющих на стратегию предприятия, в соответствии с предположениями, на которых стратегия основана.
4. Принцип всемирного системного подхода. Исходит из реальности, что весь современный мир находится в тесной взаимосвязи и в нем буквально «все связано со всем». Поэтому хорошая стратегия предприятия должна быть основана на знании мирового политического, экономического, экологического, научно-технического и социального развития.
5. Принцип устойчивости изменений предполагающий устойчивый и непреходящий характер стратегических преобразований, осуществляемых на предприятии на разных стадиях жизненного цикла.
6. Принцип двуединства реализации, предполагающий, что разработанная стратегия развития реализуется на сочетании стратегического замысла и этапа собственно реализации стратегии.
7. Принцип сбалансированности, который предполагает взаимоувязку разноуровневых управленческих решений: стратегических, текущих, оперативных.
8. Принцип целевой направленности, согласно которому поставленные цели должны быть четко определены, понятны для исполнителей и достижимы для данного предприятия.
9. Принцип инновационности, предполагающий инновационный характер организационных изменений при формировании стратегии.
10. Принцип приоритетности факторов развития, который ставит первоочередным развитие человеческого потенциала предпринимательской структуры на основе концептуальных положений устойчивого развития.
Рис. 1. Принципы стратегического мышления в организации
В современных условиях хозяйствования становится актуальным применение комплексных подходов к управлению предпринимательскими структурами. Комплексный подход подразумевает такой подход, который учитывает технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические и др. аспекты менеджмента в их взаимосвязи. На наш взгляд, наиболее полно успешно развивающуюся сегодня организацию будет характеризовать понятие «комплексное развитие предпринимательской структуры».
Несмотря на кажущуюся простоту этого термина, на сегодняшний день оно практически не применяется в хозяйственной деятельности организаций и находит отражение в основном в теоретических разработках различных ученых, как за рубежом, так и в отечественной литературе. На наш взгляд, это связано, прежде всего, с динамичностью процессов, происходящих в экономике России и проблематичностью проведения комплексного исследования функционирования предпринимательских структур.
Понятие «развитие» неразрывно связано с понятием «изменения». Все виды изменений в организации можно свести к семи основным типам: изменение цели, стратегии, технологии, структуры, продукта, людей и культуры.
В настоящее время в научной литературе в основном уделяется внимание отдельным аспектам управленческой деятельности, а теоретические разработки концепции комплексного управления предпринимательскими структурами находятся на начальной стадии, хотя этому посвящено достаточно много научных трудов. В основном освещение находят проблемы экономического, организационного, финансового, инвестиционного, производственного и других видов развития.
Проблемам организационного развития уделялось внимание в трудах Ф. Тейлора, А. Файоля, Э. Майо, К.Левина, Р. Акоффа, Дж. Лорша, И. Адизеса, Р.П. Лоуренца и др.[1]
Организационное развитие — это динамичный, построенный на ценностях подход к системным изменениям в организациях и сообществах. Организационное развитие создает возможность для достижения нового желаемого состояния компании, которое принесет выгоду и самой компании, и окружающему миру.
Различаются три наиболее устоявшихся подхода:
— организационное развитие как естественный процесс качественных изменений в организации, производных от ее возраста;
— организационное развитие как изменение, способствующее росту численности персонала или увеличению размеров организации, и определяющееся нововведениями;
— организационное развитие как стратегия управленческого консультирования, рассчитанная на изменение социальных отношений, взглядов людей и структуры организации с целью улучшить адаптацию организации к требованиям технологии и рынка.[9]
Под развитием организации в данном случае понимают естественный, закономерный процесс, или то, что в литературе называют «жизненным циклом организации». Такой подход обусловлен тем, что «понятие «жизненного цикла» помогает выделить этапы, через которые проходит организация, и прогнозировать проблемы, характерные при переходе от одного этапа к другому».
За рубежом, определяя понятие «организационное развитие», используется несколько разных терминов: «organizational growth», «organizational development», «organizational design», «organizational construction».[3]
Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал...», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «...смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок — дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо...». Напрашивается вывод о том, что все организации индивидуальны в своем развитии, и психологический возраст организации может сильно отличаться от физического. Наблюдение Л. Грейнера за организациями почти в течение 27 лет (с момента выхода его статьи «Evolution and revolution as organizations grow « в 1972 году) и анализ этапов развития различных организаций позволяет ему утверждать, что «смертей» организаций на сегодняшний день стало гораздо больше. [2]
В западной литературе в рамках этого подхода рассматривают жизненные циклы организации «organizations life cycles». Стадии развития организации — это периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации.
В развитие данной концепции в восьмидесятых годах И. Адизесом была предложена теория жизненных циклов организации, которая концентрирует свое внимание на двух важнейших параметрах жизнедеятельности организаций: гибкости и управляемости. На этапе своего создания новые организации являются чрезвычайно гибкими по отношению к изменениям во внешней среде, однако слабо контролируемыми. По мере своего становления организации совершенствуют свои управленческие процессы, расплачиваясь за это потерей адаптируемости.
Существует несколько теорий организационного развития, но, по сути, они предполагают, что изучая динамику развития бизнеса, в определенной степени можно дать ответ на вопрос: что будет с бизнесом завтра. Отсюда следует, что, зная, как развивается бизнес и как меняется его внешняя среда, можно разрабатывать систему управления для будущих условий [4, 7, 9].
Анализ эволюции внешних условий существования бизнеса (эпох предпринимательства), эволюции этапов организационного развития, а также тех систем управления, которые были характерны для них, показал взаимозависимость этих переменных. К примеру, состояние внешней среды влияет на этап организационного развития, а тот — на основную систему управления (рис. 2).
Рис. 2. Взаимозависимость внешней среды, этапов организационного развития бизнеса и систем управления
Еще одной из популярных концепций развития организаций стала теория экономического развития. Ее основателем считается Й.А. Шумпетер, который ввел в экономическую науку разграничение между экономическим ростом и экономическим развитием. Экономический рост — это увеличение производства и потребления одних и тех же товаров и услуг со временем. Экономическое развитие — это, прежде всего появление чего-то нового, неизвестного ранее, или, иначе говоря, инновация. Вот как определил инновацию сам Шумпетер:
● Создание нового товара, с которым потребители еще не знакомы, или нового качества товара.
● Создание нового метода производства, еще не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.
● Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране еще не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
● Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.
● Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.
В обществе, переживающем экономический рост, товары и деньги движутся навстречу друг другу по давно установившимся путям. Шумпетер называл такое движение циркулярным потоком экономической жизни. Экономическое развитие нарушает ход циркулярного потока, вызывает к жизни новые отрасли промышленности и прекращает существование устаревших. Однако экономическое развитие не может происходить непрерывно просто потому, что новые идеи появляются не каждый день. Инновация, а с ней и экономическое развитие, носит прерывистый характер. Именно прерывистым характером инновации Шумпетер объяснял экономический цикл.[11]
Людей, которые задумывают и осуществляют инновации, Шумпетер называл предпринимателями. Принимая инновационные решения, предприниматели создают новые, ранее неизвестные комбинации факторов производства. Именно поэтому Шумпетер полагал, что предпринимательство (или предпринимательская способность) есть четвертый фактор производства, неизвестный классикам.
Достаточно много внимания уделяется производственному развитию предприятия, которое может идти по экстенсивному пути (расширение действующего производства или создание новых производств) или интенсивному (с помощью оптимизации объема производства и структуры ассортимента, модернизации, технического и технологического перевооружения, информатизации, экологизации). [7]
Проблемы финансового развития в основном получили отражение в решении проблем обеспечения финансовой устойчивости организаций и разработки путей увеличения рыночной стоимости предприятия (Дж. Сорос, Е. Стоянова, Г. Клейнер, В. Ковалев, А. Шеремет, В. Тамбовцева и др.).
Таким образом, несмотря на достаточно часто употребляемые понятия — комплекс, развитие, комплексный анализ, комплексный подход, комплексная программа развития и др.– понятие «комплексное развитие предпринимательской структуры» на сегодняшний мало применим и теоретически необоснован.
По нашему мнению, суть данного понятия будет складываться во взаимосвязи понятий «комплекс», «комплексность», «развитие» с определением «организация».
Комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание)- совокупность, сочетание объектов, предметов, действий или явлений, тесно связанных и взаимодействующих между собой, образующих единую целостность.
Комплексность — полнота, системность, взаимоувязанность, например анализа, планирования, управления. [8]
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта — его состава или структуры. [11]
Различают две формы развития, между которыми существует диалектическая связь: эволюционную, связанную с постепенными количественными изменениями объекта, и революционную, характеризующуюся качественными изменениями в структуре объекта.
Применительно к хозяйственным системам эволюция предполагает медленное, постепенное изменение в отличие от скачкообразных, революционных изменений. Выделяют прогрессивную, восходящую линию развития и регрессивную, нисходящую линию развития. Прогресс — направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Таким образом, если в результате развития наблюдается качественное улучшение основных параметров функционирования организации, можно говорить о прогрессивном развитии, даже в тех случаях, когда не зафиксирован экономический рост.
Понятие «организация» подразумевает социальное образование, имеющее специально созданную структуру, деятельность которого подчинена определенной цели. [4] Именно сущностные характеристики термина «организация» будут определять специфику и содержание понятия «развитие организации». В любой организации реализуется три процесса: организация получает ресурсы из внешнего окружения, осуществляет изготовление продукта (услуги), передает продукт (услугу) во внешнюю среду (рис. 3).
Рис. 3. Процесс преобразования элементов организации
Внутренняя среда организации характеризуется комплексом факторов, определяющих состояние организации и изменения ее характеристик. К этим факторам относятся следующие:
1. Структура организации и системы управления ею. Этот параметр характеризует состав звеньев, подразделений и служб организации, их организационный статус, функции и масштабы. В деятельности этих звеньев можно увидеть условную границу внешней и внутренней среды.
2. Коммуникации, отражающие полный комплекс отношений и связей между звеньями, каналы движения информации.
3. Персонал, осуществляющий деятельность всей организации, ее функционирование и развитие. Состояние персонала характеризуется параметрами профессионализма, образования, квалификации, системой интересов и ценностей, накопленным опытом.
4. Корпоративность, существование и проявление в той или иной степени корпоративного духа, культуры, верности традициям организации.
5. Потенциал, который находит свое отражение в составе и структуре ресурсов, возможностях их использования, сопряжении.
6. Методология управления, проявляющаяся в господствующих в организации и управлении подходах и принципах решения проблем, освоенных методиках анализа ситуаций и разработки управленческих решений.
7. Финансовое состояние организации.
8. Уровень технологического развития и состояние техники.
9. Социально-психологическая атмосфера деятельности, которая характеризуется такими факторами как уверенность, верность, энтузиазм. [6]
При применении системного подхода организация рассматривается как открытая система, тесно взаимодействующая с окружением. Основополагающий вклад в теорию систем был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем, И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, В.В. Дружининым и многими другими учеными. Главная идея такого подхода — признание взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. Здесь организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.
Рыночные условия хозяйствования, в которых функционируют и развиваются сегодня организации, требуют применения нововведений во всех сферах, в том числе и в управлении. Эту задачу возможно решить с помощью предпринимательской деятельности, которая связана по своей сути с определенным риском и материальной ответственностью за возможные неудачи и провалы, т.е. за результаты тех или иных экономических решений. По мнению Р. Барра — предпринимательству свойственна не только творческая, поисковая функция, вытекающая из уровня экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, но и организаторская, проявляющаяся в принятии предпринимателем самостоятельного решения об организации собственного дела, в его диверсификации, во внедрении внутрифирменного предпринимательства, в формировании предпринимательского стиля управления. [10]
Таким образом, в системе рыночных отношений целесообразно вместо понятия «организация» использовать термин «предпринимательская структура».
На наш взгляд, наиболее близкое понятие к понятию «комплексное развитие» дает Карлофф Б. в своей книге «Деловая стратегия»: он использует понятие «деловое развитие» и связывает его с определенного рода стратегией. [4]
Понятие делового развития используется для характеристики комплексного подхода к деятельности в сфере бизнеса, который учитывает как структуру ресурсов, так и потребительскую полезность продукции.
Понятие делового развития используется для обозначения:
1. процесса увеличения объема бизнеса;
2. усилий, направленных на удовлетворение рыночного спроса;
3. процесса создания новых сфер бизнеса;
4. стимулирования в организации творчества и инициативы в целях изучения и удовлетворения нужд потребителей.
Традиционная стратегия ставит во главу угла эффективное использование ресурсов. Именно для этого применяются кривые опыта и оптимизационные модели, разработанные в 50-х и 60-х годах. Подобный подход сформировался в условиях, когда во многих отраслях ощущался недостаток товаров и спрос рассматривался как нечто, не вызывающее сомнений.
После экономических потрясений середины 70-х годов в развитии корпораций появилось новое целевое направление, связанное с ориентацией на потребительскую ценность производимой продукции. Таким образом, возобладал комплексный подход к деловому развитию, так как было признано, что при разработке стратегии должны учитываться все основные аспекты хозяйственного управления. [5]
Доказано, что ресурсы развития должны быть использованы для повышения интенсивности труда. Деловое развитие — это направление ресурсов туда, где они могут обеспечить максимально высокую конкурентоспособность в течение максимально длительного периода. Способность решать вопросы развития — главная характеристика современного менеджмента. Ориентация на максимальную эффективность в условиях статус-кво сменилась ориентацией на эффективность развития. Концепция делового развития стала отличительной чертой наступательной стратегии, разрабатываемой для расширения бизнеса, а не для сохранения в неизменном виде его ресурсов. Оба элемента, безусловно, необходимы для успешного делового управления. Чрезмерное увлечение новым аспектом развития приводит к тому, что менеджеры бездумно и расточительно обращаются с ресурсами, что ни в коей мере нельзя оценить положительно. Таким образом, комплексное развитие предпринимательской структуры предполагает непрерывный процесс всестороннего целенаправленного прогрессивного развития всех элементов организации, как социально-экономической системы, во взаимосвязи с окружающей средой для обеспечения ее конкурентоспособности.
Поскольку развитие предполагает проведение изменений в организации, а они всегда несут как положительный эффект, так и отрицательный, то в соответствии с этим комплексное развитие, на наш взгляд, должно обеспечивать равновесие между всеми проводимыми изменениями, нахождение компромиссного варианта состояния предпринимательской структуры как социально-экономической системы, не нарушающее ее целостность и целевую направленность. Одним из основных элементов организации является ее ресурсный потенциал. Совокупность ресурсов предполагает использование — людских ресурсов, информационных, технических, материальных (здания, помещения и пр.), финансовых, ресурсов времени. Но структура ресурсов и структура затрат на определенные виды ресурсов не совпадают. В современных условиях большая величина затрат приходится на ресурсы информационные и технические. Но надо подумать и над тенденциями изменения структуры затрат. Анализ современного состояния менеджмента дает представление о структуре ресурсов и затратах на управление. Эти тенденции следует сопоставить с другими факторами, отражающими как особенность и состояние предпринимательской структуры, так и ее развитие. Ведь развитие это главное в состоянии фирмы. К развитию стремится каждый менеджер, потому что он знает, что развитие — это устойчивость, это уверенность в конкурентной борьбе, это увеличение прибыли, это социально-экономический успех.
Развитие можно представить в целой совокупности характеристик и параметров: масштабы управления, производительность и эффективность, человеческий капитал, состояние техники, организация производства, технология и ее соответствие современным достижениям, экономическое положение, инновационный потенциал. Но можно оценку развития свести к одному общему или наиболее важному показателю состояния фирмы — уровню развития.
Развитие управления всегда опирается на определенный потенциал, который является источником и гарантом развития. Для приобретения нового качества, а именно оно и определяет развитие, необходимы ресурсы. Но развитие определяется не только наличием ресурсов, но и их распределением, использованием и пополнением. Все это в своей совокупности определяет понятие потенциала управления.
Управлению необходимы следующие виды ресурсов: людские (персонал управления), материальные ресурсы (здесь ведущую роль играет компьютерная техника), информационные ресурсы, и финансово-экономические ресурсы.
Эти ресурсы существуют во времени и пространстве, само их существование определяется временем и пространством. Без учета этого фактора невозможно понятие потенциала управления. Каждый из видов ресурсов имеет жизненный цикл, продолжительность существования и возможного использования, каждый из ресурсов имеет определенный вариант размещения в пространстве. Пространство и время сами выступают в качестве ресурса управления, потому что если нет помещения, невозможно иметь компьютерную технику, разместить для работы персонал управления, если нет времени для обработки определенных объемов информации, сокращаются информационные ресурсы. Распределение ресурсов предполагает установление необходимого их соотношения, которое определяется целью управления. В распределении ресурсов всегда существуют приоритеты и они также определяют потенциал управления.
Можно отдавать приоритет технике, можно информации или человеку. Очень часто сталкиваются приоритеты человек и техника. На этом строятся или технократическое или социально ориентированное управление. Комплексное влияние на процессы предпринимательской деятельности требует комплексного управления, которое ориентируется на систематическое снижение сложности, более низкий уровень затрат, улучшение предложения, повышение производственных финансовых потоков, рост дифференциации, стратегию роста и повышение объема производства [6].
Соответственно для обеспечения комплексного развития предпринимательской структуры необходимо применение в современных условиях хозяйствования наиболее современных подходов к управлению (стратегического, инновационного, антикризисного и др.), разработке на их основе комплексной стратегии развития и ее реализации. Используя системный подход, можно интегрировать рассеянные усилия и достигнуть равновесия между отдельными элементами и их связями. [5] Это требует комплексного понимания предпринимательства и хорошей координации между всеми участниками системы в целом.
Комплексная стратегия, на наш взгляд, это стратегия, направленная на долгосрочное, качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Цельную и системную программу, направленную на все элементы системы предпринимательства, создают три уровня процесса комплексного управления:
● входящие: информация об отраслях и рынке, на котором действует предприятие; относительная результативность предприятия по сравнению с конкурентами.
● выходящими являются результаты трансформационного процесса внутри предприятия и в их число включаются сегменты рынка и покупателей, на которые предприятие ориентируется и хочет ориентироваться;
● конкурентные преимущества и реализация планов действий, которые обеспечат рост прибыли и требуемый финансовый поток.
Достижение эффективности менеджмента требует достижения уравновешенности отдельных компонентов (процессов, организационной структуры, мастерством менеджмента) и их взаимная увязка, должен существовать комплексный подход к решениям.


Литература
1. Акофф Р.Л. Планирование будущего корпорации: пер. с англ. — М.: Сирин, 2002. — 256 с.
2. Грейнер Л. Эволюция и революция в процессе роста организаций // Вестник С.-Петерб. ун-та. Менеджмент. — 2002. — № 4. — С. 76–92.
3. Дафт Р. Менеджмент: пер. с англ. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 864 с.
4. Карлофф Б. Деловая стратегия: пер. с англ. / Науч. ред. В.А. Приписнов. — М.: Экономика, 1991. — 239 с.
5. Кашшай Ш. Предприятие и предпринимательство: пер. со словац. В 5 т. — М.: Наука, 2011. Т.1. Предпринимательская среда: изменение структуры собственности в период экономической трансформации. — 2011. — 694 с.
6. Коротков Э.М. Концепция Российского менеджмента: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. — М.: Де КА, 2004. — 896 с.
7. Лапуста М.Г. Предпринимательство: учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 224 с.
8. Управление организацией: Энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 822 с.
9. Чаплина А.Н., Войцеховская И.А. Факторы и инструменты обновления предприятий российского бизнеса / Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. — Красноярск, 2005. — 215 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Дело, 2002. — 448 с.
11. Шумпетер Й. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры: пер. с нем. — М.: Прогресс, 1982. — 455 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия