Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Шаповалова И. М.
аспирант кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Интеграция таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе
В статье рассмотрены основные мероприятия, направленные на повышение пропускной способности через государственную границу. Описанные меры основаны на интеграции таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе
Ключевые слова: таможенно-логистическая инфраструктура, транспортная инфраструктура, приграничный регион, инновационные технологии, электронное декларирование, предварительное информирование, железнодорожный транспорт
УДК 658.7; ББК 65.00   Стр: 179 - 181

Проблема низкой пропускной способности пограничных переходов является на сегодняшний день сдерживающим фактором развития транзитных перевозок в Российской Федерации. Разрешение негативной ситуации в приграничном регионе возможно при создании благоприятных условий для дальнейшей интеграции функциональных областей таможенной и транспортной логистики.
Данные интеграционные процессы, обуславливают решение следующих логистических задач:
— создание общей, взаимосвязанной инфраструктуры, которая обеспечит условия для оптимизации затрат участников ВЭД (создание таможенно-логистических комплексов);
— интеграцию информационных потоков таможенной и транспортной логистики при помощи современных информационных технологий;
— применение многофункциональных средств и технологий таможенного контроля, соответствующих определенному виду транспортировки;
— взаимовыгодное сотрудничество представителей транспортных ведомств и таможенных служб (взаимообмен информацией между железной дорогой и таможенными органами);
— обеспечение благоприятных условий и создание соответствующей законодательной базы, с точки зрения государственного регулирования для осуществления интеграционных процессов в таможенной сфере и транспортной отрасли.
Обработка товаров на таможенной границе является многофункциональной процедурой, состоящей из комплекса таможенных и транспортных операций. Целесообразно утверждать, что все мероприятия по повышению пропускной способности пограничных переходов, необходимо предпринимать в совокупности, учитывая при этом особенности функциональных областей таможенной и транспортной логистики.
С этой целью необходимо рассмотреть следующий комплекс мероприятий, который условно подразделяется на 3 основные группы:
— внедрение информационных технологий;
— совершенствование таможенно-логистической инфраструктуры;
— развитие транспортной инфраструктуры.
Данный комплекс предложений, направленный на три проблемные области в приграничном регионе, способен принести положительный эффект от его практического внедрения в приграничном регионе.
Применение информационных технологий, является на сегодняшний день одним из наиболее перспективных направлений в различных областях, в том числе в таможенной сфере. Как показывает опыт иностранных государств, при сбалансированном применении систем автоматизации таможенных процессов, возможно достижение крайне положительных результатов и существенного сокращения продолжительности таможенной обработки транспортных средств (до 50–60%).
Необходимо учитывать следующие предложения по дальнейшему развитию таможенных информационных технологий:
— комплексное внедрение технологий предварительного информирования и электронного декларирования в таможенной сфере;
— применение данных технологий в форме целостного механизма электронного взаимообмена информацией в обязательном порядке;
— возможность ведения диалога между представителями таможенной службы и участниками ВЭД, а так же установление двусторонней связи в процессе информационного обмена данными;
— налаживание процессов ведомственной согласованности, а именно доступность электронных деклараций налоговым службам, банковским структурам и иным заинтересованным лицам;
— применение системной оценки работы таможенной службы с информационными технологиями;
— заблаговременная передача электронных данных до момента фактического прибытия транспортного средства на пограничный переход, с целью планирования действий и рационального распределения мощностей пограничных пунктов;
— модернизация информационных систем и средств связи, с целью минимизации технологических сбоев и нарушений функционирования соответствующих программ.
Необходимо отметить, что только лишь при налаживании диалога и сотрудничества между представителями таможенных служб и участников ВЭД возможно обеспечение эффективного внедрения новых подходов по автоматизации таможенных процедур. Процесс перехода на электронный документооборот, должен сопровождаться аналогичными процессами как в государственных, так и негосударственных сферах (налоговое ведомство, правоохранительные органы, банки и иные кредитные организации и т.п.), имеющих отношение к таможенным операциям (рис. 1). Наиболее рациональным способом осуществления взаимообмена информацией о перемещаемых товарах и транспортных средствах между вышеперечисленными структурами, является создание единой интегрированной системы электронного межведомственного взаимодействия.
Рис. 1. Порядок межведомственного доступа к электронной информации

На сегодняшний день Таможенным союзом выбран новый курс ведения таможенной политики, это требует пересмотра применяемых ранее принципов и перестановку приоритетов в пользу декларантов. В отношении информационных таможенных систем, применяемых Таможенным союзом, гармонизация общих норм и правил по передаче электронных данных является первоочередным и обязательным условием, для их дальнейшего благополучного развития.
Совершенствование таможенно-логистической инфраструктуры подразумевает обеспечение благоприятных условий для свободного и беспрепятственного перемещения внешнеторговых товарных потоков через государственную границу.
Развитие таможенно-логистической инфраструктуры на железнодорожном транспорте включает в себя предложения по модернизации станционного путевого оснащения, а так же совершенствование системы применения информационных технологий.
Следует подчеркнуть, что развитие транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на механизм обработки грузов в пункте пропуска через государственную границу. Упорядоченность процессов по подводу железнодорожных составов на пограничную станцию и их равномерное отправление с прилегающих станций являются приоритетными направлениями. Следовательно, развитие транспортной инфраструктуры является важным элементом в рассматриваемом комплексе предложений, однако стоит отметить, что реализация поставленных задач возможна только при применении инновационных решений в области транспорта.
Каждая группа операций имеет свою значимость в процессе обработки подвижного состава на пограничном переходе и при их дальнейшем внедрении возможно добиться положительных результатов. В табл.1 представлены ключевые составляющие данных мероприятий.

Таблица 1
Основные элементы мероприятий по повышению пропускной способности пограничных переходов
Внедрение информационных технологий в таможенной сфереСовершенствование таможенно-логистической инфраструктурыРазвитие транспортной инфраструктуры
1.1 Внедрение технологий предварительного информирования2.1 Совершенствование информационного взаимодействия железнодорожных и таможенных систем3.1 Внедрение комплексных информационных систем управлением движения железнодорожного транспорта
1.2 Внедрение технологий электронного декларирования2.2 Модернизация путевого развития станции3.2 Равномерность отправления железнодорожных составов с прилегающих железнодорожных станций
1.3 Внедрение системы управления рисками2.3 Внедрение современных технических устройств для обработки подвижного состава

Внедрение информационных технологий в таможенной сфере предполагает применение информационных технологий при таможенной обработке товаров: технологий электронного декларирования, предварительного информирования и системы управления рисками.
В свою очередь совершенствование таможенно-логистической инфраструктуры, включает в себя мероприятия по модернизации путевого обеспечения пограничной станции, интеграции информационных систем транспортных и таможенных служб, проведение технического переоснащения пограничного пункта современным оборудованием, с целью сокращения времени на процедуры таможенного контроля и осуществление коммерческого и технического осмотра транспортных средств. Необходимо подчеркнуть, что наилучшим способом внедрения данных инновационных технологий, на наш взгляд, является применение таких технических средств, которые способны осуществлять как таможенные операции, так и железнодорожные. Данные средства должны быть оснащены соответствующим программным обеспечением, способным осуществлять передачу данных по защищенным каналам связи заинтересованным должностным лицам, осуществляющим обработку товаров на пограничном переходе.
Развитие транспортной инфраструктуры в области железнодорожного транспорта включает в себя два основных элемента: равномерность отправки железнодорожных составов с прилегающих станций и внедрение современных информационных систем, способствующих созданию благоприятных условий для регулирования и осуществления контроля за железнодорожным составом во время его движения. Равномерность подвода поездов на пограничную станцию зависит от ряда факторов, основным является упорядоченное отправление подвижных составов с прилегающих станций. Важно учитывать тот факт, что для полноценного управления движением поездов во время их следования от станции отправления до пограничного перехода, необходимо применять современные системы мониторинга и системы обеспечения безопасности движения железнодорожных составов. К основным мировым тенденциям на железнодорожном транспорте на сегодняшний день следует отнести спутниковые технологии контроля за перемещением поездов, с применением навигационных систем GPS (Соединенные Штаты Америки), Galileo (Европейский Союз) и ГЛОНАСС (Российская Федерация). Для реализации поставленных задач по равномерному подводу поездов на пограничный переход, необходимо создать единую систему координации, которая с помощью спутниковых технологий позволит позиционировать местонахождение подвижного объекта в режиме реального времени [1]. При этом появится возможность полноценно координировать его движение по направлению к пограничной станции и прогнозировать время прибытия железнодорожного состава на пограничный переход. При применении информационных систем управления движением железнодорожных составов, в том числе спутниковых систем, возможно прогнозирование прибытия того или иного поезда на пограничный переход, а так же предотвращение и избежание негативных ситуаций во время его движения.
Необходимо отметить, что представленные выше предложения положительно влияют на большую часть операций, предусмотренных технологическими графиками обработки железнодорожных составов на пограничных станциях, а именно каждое из мероприятий способствует сокращению временных затрат на выполнение той или иной операции, либо нескольких операций одновременно.
Применение технологии предварительного информирования в отношении импортных и экспортных поездов имеет свои особенности. Так, например, при внедрении данной системы в отношении импортных составов возможно сокращение времени на документальную таможенную обработку до 50%. Однако, в отношении экспортных поездов данная система не применяется, так как вся необходимая информация, используемая в целях формирования таможенной декларации, находится на станции, где непосредственно происходит подготовка железнодорожного состава к отправке: пломбируется груз, заполняется таможенная декларация и т.п. Таким образом, использование технологий предварительного информирования не является эффективной мерой, при ее внедрении в приграничном регионе в отношении экспортных железнодорожных составов.
В отличие от предварительного информирования, электронное декларирование является крайне эффективной мерой при таможенной обработке экспортных поездов на пограничных станциях, по данным компании разработчика данных технологий в Северо-Западном регионе, при осуществлении заблаговременной автоматизированной передачи электронной декларации на таможенный пост, возможно сокращение фактического времени пребывания транспортного средства на пограничной станции в среднем на 45%. В отношении импортных составов ситуация складывается иным образом, так как при импорте грузов на таможенную территорию Таможенного союза возможна передача предварительной декларации. По оценкам экспертов предельное снижение временных затрат составляет лишь 6%.
Применение системы управления рисками на пограничном переходе имеет свои специфические особенности, а именно на практике данная система эффективна лишь при обработке железнодорожных составов, следующих из-за границы. При экспорте товаров по железной дороге СУР не применяется, так как в данном случае преобладает работа агентурной сети.
Состояние путевой инфраструктуры пограничной станции в большей мере отражается на технологических возможностях станции по отстою задержанных вагонов, а так же на качестве и продолжительности маневровых работ по отцепке задержанных вагонов. Достаточное количество железнодорожных путей позволяет находиться отцепленным вагонам в зоне таможенного контроля не загружая железнодорожные пути, предназначенные для приема и отправки поездов.
Стоит отметить, что проведение мероприятий по расформированию железнодорожных составов занимает в среднем 35–45 минут, когда нормативное время на данную операцию составляет 15–20 минут, при среднем превышении заданного времени на 10–50 минут, а в частных случаях более 50 минут. Модернизация станционной путевой инфраструктуры способна положительно влиять на продолжительность данного процесса.
Внедрение технических устройств на пограничных станциях является эффективным способом для повышения ее пропускной способности. В настоящий момент существует множество технических устройств, позволяющих увеличивать скорость обработки подвижных составов за счет перехода от механического контроля к автоматизированному, например, использование промышленного телевидения, современных средств связи, средств для определения уровня радиации вагонов, систем взвешивания, применение железнодорожного рентгена и т.д.
Одной из инновационных технологий, используемых в международной практике, является система автоматической удаленной идентификации номеров вагонов. На сегодняшний день в Российской Федерации используется механический способ идентификации номеров вагонов, а именно визуальное списывание номеров цистерн, платформ и грузовых вагонов (регистрационный номер вагона состоит из восьмизначного номера). Однако, за рубежом применяются специализированные инновационные технологии, которые позволяют автоматизировать процесс контроля за передвижением железнодорожного состава на любых участках пути его следования. Технология удаленной идентификации номеров вагонов в настоящее время активно применяется в Соединенных Штатах Америки, а так же в странах Европейского Союза.
Данная система представляет собой аппаратно-программный комплекс (АПК), позволяющий осуществлять контроль за движением транспортных средств на заданном участке. Идентификация объектов контроля происходит посредством оптоэлектронного или радиоволнового метода распознавания регистрационных номеров, расположенных на бортах и балках шасси железнодорожных вагонов. Данная система может быть использована в различных целях и на различных участках: на промышленных предприятиях, сортировочных станциях, таможенных терминалах, пограничных станциях. Технология удаленной идентификации вагонов предусматривает интеграцию с любыми информационными системами, программным обеспечением, внешними базами данных, технологическими устройствами, в том числе и с таможенными системами. Особенность данной системы заключается в том, что она способна не только считывать информацию и передавать ее диспетчеру, но и анализировать полученные данные и в соответствии с заданными параметрами, предлагать возможные варианты дальнейших действии в отношении того или иного объекта контроля.
Применение инновационных методов и современных технических средств занимают важную роль в проектах по модернизации пограничных переходов. Важным условием при внедрении новейших технологий и информационных систем является их интегрированное применение в приграничном регионе. При этом необходимо учитывать, что достаточная пропускная способность пункта пропуска через государственную границу зависит от упорядоченной и слаженной работы всех составляющих и создания системы бесперебойной и оперативной обработки объекта контроля с целью минимизации временных и финансовых затрат и проведения качественного таможенного контроля.
Необходимо отметить, что результаты внедрения технического оборудования в приграничном регионе зависят от вида применяемых устройств и от их технологического состояния. Например, до недавнего времени пропускная способность Эстонской станции Койдула была крайне низкой, и в связи с этим упадок перевозок между Российской Федерацией и Эстонией, со стороны России составил 40%. Однако, благодаря комплексной модернизации данного пограничного перехода, автоматизации работы станции, в том числе внедрения систем удаленной идентификации номеров вагонов и современных устройств определения веса и уровня радиации подвижных составов, среднесуточная пропускная способность данного объекта составила 40 поездов, что является очень высоким показателем [2].
В заключении необходимо отметить, что вышерассмотренные рекомендации, основанные на интеграции таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе, являются эффективными мерами по повышению пропускной способности в приграничном регионе.


Литература
1. Розенберг И.Н., Цветков В.Я., Матвеев С.И., Дулин С.К., Интегрированная система управления железной дорогой. — М.: «Дизайн. Информация. Картография.», 2008. — 149 с.
2. Пашков С. В ритме преобразований // Таможенные новости. — 2011. — №9 (154). — С. 24.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия