| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Демченко С. К. профессор кафедры экономической теории и правоведения Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук Мельникова Т. А. аспирант кафедры экономической теории и правоведения Красноярского государственного торгово-экономического института,
| |
| | Статья посвящена инновациям, воплощенным в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, которые являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. В Красноярском крае, как и в России в целом, сегодня идет активная работа по созданию инновационной модели развития общественного производства, которая станет эффективным инструментом стимулирования интенсивного развития | Ключевые слова: общественное производство, инновационная модель развития, эффективность общественного производства, инвестиции, инновации | УДК 330.101.8; ББК 65.01 Стр: 206 - 209 | В настоящее время в качестве ориентира Россия выбирает инновационную модель развития общественного производства. Однако процесс формирования инновационной экономики России идет крайне медленно. Страна по-прежнему обеспечивает экономический рост за счет наращивания экспорта сырья, связанного с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоресурсов, позволяющей получать огромные доходы, накапливать золотовалютные резервы, наращивать объемы отчислений в Стабилизационный фонд.
Вместе с тем, как видится, именно сегодня, когда в стране имеются благоприятные условия инвестиционного роста, необходимо осуществить шаги в сторону скорейшей модернизации промышленного производства, развития наукоемких производств, обеспечивающих более высокий уровень добавочной стоимости. Другими словами, необходимо в реальной действительности, а не на уровне деклараций осуществить переход к формированию инновационной экономики. И здесь, на наш взгляд, предстоит решить ряд стратегических проблем, которые существенно тормозят развитие этого процесса.
Прежде всего, в России до сих пор нет четкой стратегии социально-экономического и технологического развития страны, отсутствие которой делает практически несостоятельными любые варианты разработки стратегии инновационного развития и формирования национальной инновационной системы.
Сложившаяся модель развития общественного производства связана с реализацией текущих конкурентных преимуществ России, проявившихся в условиях открытого рынка.
Однако с позиций долгосрочных интересов она не может удовлетворять социально-экономическим интересам страны, т.к. привязана к мировому рынку в качестве сырьевого донора, делая страну крайне уязвимой и зависимой в технологическом плане. Нет сомнений, что общественное производство, потенциал которого в значительной степени направлен на обслуживание экспорта сырья на мировой рынок, не может длительное время находиться в состоянии устойчивого развития из-за резких колебаний конъюнктуры этого рынка и развития ресурсосберегающих технологий, а также из-за возможности исчерпания отдельных видов ресурсов.
К тому же это состояние стабилизирует и консервирует низкий научно-технический уровень остальной промышленности, поскольку инвестиционные потоки преимущественно направляются в сырьевые отрасли. На разнице в уровнях ренты на знания и сырьевые ресурсы Россия теряет 12–14 млрд долл. ежегодно.
Формирование инновационно-ориентированной модели общественного производства требует в первую очередь определения долгосрочных стратегических ориентиров, как для государственного сектора, так и для частного бизнеса, обеспечивая взаимосвязь их интересов, создавая для этого соответствующие механизмы и стимулы. Таким образом, в стратегии и тактике реформ должна быть усилена направляющая и регулирующая роль государства.
В условиях инновационной модели общественного производства оно должно выработать и реализовать соответствующую стратегию научно-технического и промышленного развития, которая опиралась бы на имеющийся научно-технический и производственный потенциал и была бы направлена на содействие структурным преобразованиям в экономике в сторону преодоления экспортно-сырьевой зависимости и обеспечение стабильно высокой динамики и качества экономического роста за счет:
— освоения массового выпуска товаров глубокой промышленной переработки и технологий, в том числе промышленного назначения;
— вовлечения в хозяйственный оборот важнейшего стратегического резерва государства — накопленных и вновь получаемых результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок;
— использования интеллектуальной собственности и осуществления инноваций, конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынке;
— консолидации и концентрации ресурсов и усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы, предпринимательского сектора экономики.
Так, структура экономики, сегодняшнее состояние промышленности и предпринимательства края, характеризующиеся сырьевой направленностью и высокой степенью физического и морального износа производственных мощностей, потерей рынков высокотехнологичной продукции и переходом на импортозамещение, требует немедленных и эффективных действий по развитию инновационной деятельности, как в крупном, так и в малом и среднем бизнесе.
Объем и структура валового регионального продукта Красноярского края по годам представлены на рис.1–2. | |  | Рис. 1. Объем ВРП Красноярского края, млрд руб. | |  | Рис. 2. Структура ВРП Красноярского края по видам экономической деятельности, млрд руб.
4,9% сельское, лесное хозяйство, рыболовство;
53,1% добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства; производство и распредлеение газа и воды;
6,4% строительство;
8,4% оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий, предметов личного пользования, гостиницы, рестораны;
9,2% транспорт и связь;
18,1% прочие виды экономической деятельности | По оценкам ИНП РАН, удельный вес наукоемкого сектора в общем объеме отечественного промышленного производства в 1990-е гг. снизился примерно вдвое — с 12% до 6%, а доля России в мировой наукоемкой отрасли сократилась в 8–9 раз. Отечественная промышленность утратила ныне способность развивать многие современные технологии и производства.
По уровню развития высоких технологий страна «откатилась» на 10–25 лет, а ее доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции стала ничтожно мала и в настоящее время по разным оценкам не превышает 0,3–1% (США — 36%, Япония — 30%).
По данным Мирового экономического форума в 2005 г. по уровню глобальной конкурентоспособности Россия занимала лишь 75 позицию.
Стоимостный объем внешнеторгового оборота региона за 2010 г. составил 6543,3 млн долл. США, объём экспорта — 5454,2 млн долл. США, объём импорта — 1089,1 млн долл. США. Рассчитаем сальдо торгового баланса за 2010 год:
XN = 5454,2 – 1089,1 = 4365,1 млн долл. США
В разрезе отраслевой структуры продукции доминирующее положение занимают основные статьи импорта — черные и цветные металлы, котлы, оборудование и механические устройства. Акцент на сырьевой модели развития общественного производства региона отвлекает инвестиционные и человеческие ресурсы от решения задач модернизации региональной промышленности, развития высоко– и средне-технологичных отраслей, в результате чего технологический разрыв между Россией и развитыми странами постоянно растет.
Всего в секторе исследований и разработок в 2010 г. работало 6475 человек, объемы выполненных ими НИОКР составили 14,8 млрд руб. Число организаций, выполняющих исследования и разработки, достигло в 2010 году 54 единицы.
По доле инновационно-активных предприятий Красноярский край в 2010 г. занял 3-е место в СФО и 23-е среди субъектов РФ. Отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту не превышает 1%. Затраты на технологические инновации организаций, осуществляющих инновационную деятельность, составляют 0,2% от объемов промышленного производства и превысили по итогам 2010 г. 14,6 млрд руб. Из них 50% — инновации в технологических процессах, и 50% — продуктовые инновации, связанные с созданием и производством новых товаров. | |  | 1 — никель нелегированный,
2 — алюминий и изделия из него,
3 — продукты неорганической химии,
4 — медь и изделия из нее,
5 — древесина и изделия из нее,
6 — оборудование и механические устройства
Рис. 3. Отраслевая структура продукции, производимой и экспортируемой промышленностью региона за 2010 г., млн долл. США [1] | В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о необходимости внедрения новаторства в регионе, поскольку задержка в развитии инновационной деятельности может привести край к сырьевой направленности экономики, потере научного и кадрового потенциала, экономической деградации региона в целом.
В 2010 г. передовых производственных технологий в Красноярском крае использовалось 1937, что составляет менее 1% от общероссийского объёма.
Доля расходов организаций предпринимательского сектора во внутренних затратах на исследования и разработки составляет лишь 5,5%. Основной объем финансирования — 86% осуществляется за счет средств федерального бюджета.
При этом общероссийская тенденция, характерная и для Красноярского края, состоит в ежегодном увеличении бюджетного финансирования в данной сфере на фоне общего снижения доли инновационной продукции, выпускаемой предприятиями.
Инновационное развитие Красноярского края в целом находится на среднем для России уровне (за исключением большого отставания по числу студентов и объему инновационной продукции), который весьма низок по сравнению с уровнем развитых стран. Дополнительным проявлением накопившихся проблем служит неблагоприятная динамика основной части количественных показателей, представленных в табл.1.
Таблица 1
Показатели инновационного развития Красноярского края за 2009 год [5]Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Место края
в РФ в 2009 |
---|
Организации, выполняющие исследования и разработки, ед. | 61 | 54 | 52 | 13 | Персонал, занятый исследованиями и разработками, чел. | 3845 | 3730 | 3606 | 16 | Численность студентов в вузах, тыс. чел. | 129,5 | 131,9 | 125,8 | 18 | Численность студентов вузов на 10000населения, чел | 448 | 457 | 435 | 42 | Выпуск квалифицированных рабочих на 10000занятого населения, чел. | 120 | 113 | 108 | 5 | Внутренние затраты на исследования и разработки, млн руб. | 4956 | 4678 | 5700 | | Затраты на технологические инновации, млн руб. | 5 645 | 8 091 | 8 031 | 15 | Число созданных передовых технологий, ед. | 23 | 13 | 16 | 11 | Число организаций, осуществлявших технологические инновации, ед. | 66 | 71 | | 14 |
---|
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % | 12,3 | 14 | 12,2 | 16 | Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб. | 12912 | 9 387 | 3896 | 43 | Объем инновационных товаров, работ, услуг в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % | 2 | 1,6 | 0,6 | – |
На сегодняшний день существует ряд причин низкой инновационной активности и слабо развитой инновационной сферы в крае:
— нет стабильного спроса на инновации как в рамках государственного и муниципального заказа, так и в рамках реализации государственных программ, инвестиционных проектов;
— отсутствие конкуренции, стимулирующей предприятия к развитию инновационной деятельности;
— потеря рынка высоких переделов в пользу импорта, переориентация на сырьевые рынки, что привело к доминированию отсталых технологических укладов на большинстве промышленных и сельскохозяйственных предприятий;
— несбалансированность развития науки и образования, при значительном росте сферы вузовского и послевузовского образования — численность занятых в сфере исследований и разработок сокращается;
— отсутствует отраслевая наука, научно-исследовательские подразделения крупных компаний вынесены за пределы края. Следствием этого является острый дефицит частных инвестиций в НИР и ОКР, недостаточная вовлеченность в вопросы инновационного развития края как крупного, так и малого и среднего бизнеса.
Основные показатели инновационного развития Красноярского края представлены в табл.1. Из таблицы видно, что на сегодняшний день в крае складывается неблагоприятная обстановка по развитию инновационной модели. И, хотя Красноярский край позиционируется как сырьевой регион, который рассматривают в качестве быстро окупаемого объекта инвестиций, при этом многопрофильность структуры общественного производства дает возможность развития инновационных технологий во многих отраслях.
Краевая политика в области инноваций предусматривает:
— совершенствование нормативно-правовой базы с решением законодательных и финансовых проблем;
— совершенствование способов и методов внедрения инноваций;
— финансовую поддержку со стороны государственных органов края;
— развитие системы венчурного финансирования инновационных проектов;
— стимулирование развития деятельности и поддержку взаимодействия субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в сфере инноваций;
— развитие инновационной инфраструктуры: технопарков, нанотехнологических центров и бизнес-инкубаторов.
Все это обусловливает важность создания комплексной системы инновационной деятельности Красноярского края, что позволит решить важнейшие проблемы в сфере нововведений.
В концепции развития инновационной деятельности на территории Красноярского края указаны основные сдерживающие факторы инновационного развития [2]:
— отсутствие системы эффективной внутренней кооперации, обеспечивающей переориентацию экономики на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок;
— низкая эффективность инновационной деятельности и высокие риски проектов (управленческие в первую очередь) в силу острого дефицита высококвалифицированных управленческих кадров в сфере инновационно-технологического бизнеса;
— отсутствие взаимосвязи между участниками, выполняющими НИОКР, и промышленными предприятиями, выступающими в роли заказчика;
— низкая степень вовлеченности крупных промышленных предприятий в инновационные процессы в регионах, которые создавали бы основу для развития импортозамещения;
— несформированная до конца инновационная инфраструктура, нацеленная на развитие технологий в сферах, являющихся профильными для региона;
— низкая степень популяризации инноваций в обществе и низкая степень взаимосвязи существующих на сегодняшний день звеньев инновационной системы;
— низкая степень эффективности процессов сертификации, разрегулированность вопроса получения разрешений на создание новых производств, выпуск новых видов продукции и т.д.;
— низкий уровень поддержки финансовых институтов в отношении субъектов инновационной деятельности;
— практически полное отсутствие частных инвестиций и поддержки со стороны «бизнес–ангелов» (опытных предпринимателей) на начальной стадии бизнеса существенно ограничивает развитие инновационного бизнеса от идеи до венчурной стадии;
— преимущественное вложение ресурсов в инвестиционные, а не инновационные проекты промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами, что создает реальную угрозу экономической безопасности, как региона, так и государства в целом из-за увеличения зависимости экономического роста страны от нерегулируемых факторов и утраты инновационных возможностей экономической системы;
— утечка прогрессивных отечественных технологий за рубеж из-за снижения деловой активности в научно-производственной сфере и неразвитости рынка инноваций как в России в целом, так и в Красноярском крае в частности;
— компании используют устаревшие приемы и методы планирования работ и расходов, неэффективное использование материальных и людских ресурсов в условиях наличия существенных трудностей оперативного и стратегического управления финансами;
— практически полное исчерпание объема наукоемких продуктов и технологий, наработанных за время существования СССР.
Структура инвестиций в инновационный сектор имеет следующий вид:
— 72% инновации в технологических процессах;
— 28% продуктовые инновации.
На сегодняшний день портфель инвестиционных проектов Красноярского края состоит более чем из 130 проектов. Их общая инвестиционная емкость — около 3 трлн руб. В стадии финансирования находятся проекты на сумму около 1 трлн руб. Реализация этих инвестиционных проектов позволит Красноярскому краю развить новые производства, в том числе наукоемкие, инновационные, обеспечить развитие смежных производств, даст толчок среднему и малому предпринимательству. Также реализация проектов обеспечит дальнейшее освоение минерально-сырьевой базы Красноярского края. К 2015 г. планируется достичь следующих эффектов в экономике Красноярского края от реализации инвестиционных проектов:
— создать более 25 000 рабочих мест;
— обеспечить дополнительные налоговые поступления в бюджет Красноярского края в размере около 20 млрд руб.
Вследствие продолжения технологического отставания России в вопросах снижения энергоёмкости и повышения экологичности производства, актуальным представляется осуществление переориентации экономики Красноярского края на замкнутый цикл производства с применением высокотехнологичного оборудования и интеллектуальных разработок. Результатом реализации механизма замкнутого цикла производства станет развитие инфраструктуры, снижение роста безработицы и числа невостребованных специалистов, повышение налоговых отчислений и инвестиционной привлекательности региона. В Красноярском крае идет активная работа по созданию инновационной модели общественного производства, которая должна стать эффективным инструментом стимулирования интенсивного развития. [3] |
| |
|
|