Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Морозов С. И.
Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук


Методический подход к оценке эффективности региональных инновационных программ
Статья посвящена одному из важнейших вопросов научного обеспечения инновационного развития регионов — оценке эффективности региональных инновационных программ. В ней рассматриваются существующие подходы к определению понятия эффективности, подчеркивается его многогранность и особенности применительно к социально-экономическим системам, инвестиционным и инновационным проектам и программам. Анализируется методика оценки эффективности государственных целевых программ и выявляются ее недостатки. Дается определение региональных инновационных программ и их оценки, предлагается методический подход к оценке эффективности таких программ на основе оценки инновационной активности в регионе
Ключевые слова: эффективность региональных программ, инновационная программа, регион, инновационная активность, оценка эффективности
УДК 338.26; ББК 65.9   Стр: 210 - 212

Эффективность — основная экономическая категория, поэтому толкование ее сущности является наиболее дискутируемым вопросом в научной литературе и экономической практике. Хачатуров Т.С., один из российских классиков в области теории эффективности, так раскрывал ее сущность: «Эффективность (и социальная, и экономическая) представляет собой отношение экономического или социального эффекта к необходимым для его достижения затратам» [6]. Такой подход получил самое широкое распространение в среде российских ученых.
Эффективность определяют как достижение определенных результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объема продукции из данного количества ресурсов [7]. Эффективность определяют как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [5]. По мнению Лопатникова Л.И., эффективность — это одна из возможных характеристик качества экономической системы с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования [4].
Анализируя эффективность применительно к социально-экономической системе Якобсон Л.И. пишет, что она может иметь несколько аспектов: экономичность, производительность и результативность. Экономичность характеризует затратную (ресурсную) сторону эффективности: экономичными являются такие решения, при которых необходимые ресурсы приобретаются и используются с минимальными издержками. Производительность отражает соотношение количества продукции и величины затрат на ее производство. Результативность характеризует соответствие результатов конкретным целям, которым призвана служить система. Л.И. Якобсон отмечает, что экономичность, производительность и результативность тесно взаимосвязаны и могут быть обособлены друг от друга лишь с некоторой долей условности. Как правило, более экономичные решения обеспечивают наивысшую производительность, а она, в свою очередь, приводит к должной результативности. «В конечном итоге, — пишет Л.И. Якобсон — решающее значение имеет результативность, и именно она нередко выступает синонимом эффективности» [8, с.308–309].
В целом следует отметить, что понятие эффективности многогранно. В зависимости от того, какие затраты и особенно — какие результаты принимаются во внимание, можно говорить об экономической, социальной, экологической, бюджетной и иной эффективности.
Оценка эффективности представляет собой сложную методологическую задачу. В наибольшей степени проработаны методологически проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов. Заметим, что инновационная деятельность требует значительных инвестиций и на практике осуществляется как реализация инвестиционных проектов по разработке новых продуктов и их внедрению. Поэтому методология оценки инвестиционных проектов имеет непосредственное отношение к оценке эффективности региональных инновационных стратегий и проектов.
Исследованием различных аспектов проблемы оценки эффективности инвестиций (в терминологии плановой экономики — капитальных вложений) в разное время занимались как зарубежные, так и отечественные исследователи. Этой проблеме посвящены труды таких ученых как М.З. Бор, Л.В. Канторович, В.В. Новожилов, С.Г. Струмилин, Г.М. Сорокин, С.В. Валдайцев и многие другие. В их работах эффективность инвестиционных проектов предлагается оценивать по показателям, характеризующим с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.
В научной литературе и в нормативных документах по разработке таких программ преобладает методический подход, основанный на оценке степени достижения целей программы — сопоставления целевых индикаторов с фактическими показателями реализации программы. Таким образом, эффективность оценивается на основе результативности.
Например, оценка эффективности инвестиционных программ основывается на использовании системы общих и частных показателей. Это связано с тем, что результаты региональной инвестиционной программы рассматриваются с позиций различных групп пользователей, среди которых региональные органы власти, заинтересованные в обеспечении финансовой самостоятельности региона; местное население, заинтересованное в росте заработной платы, снижении безработицы, развитии социальной инфраструктуры; предприниматели, заинтересованные в повышении доступности инвестиционных ресурсов для осуществления проектов развития своего бизнеса и в росте его прибыльности.
Реализация региональных инвестиционных программ подразумевает использование бюджетных средств. В ст. 34 Бюджетного кодекса РФ указан принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает необходимость «достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств» [1]. Отсюда вытекает, что с точки зрения закона результативность и эффективность — понятия тождественные.
Существующая система оценки эффективности многих федеральных целевых программ содержит, как правило, ожидаемые конечные результаты и показатели эффективности программы. Например, в паспорте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы в разделе «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности» в качестве одного из ее результатов указано увеличение доли образовательных услуг в валовом внутреннем продукте не менее чем на 7%.
В настоящее время в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации [2], программа должна содержать методику оценки ее эффективности. Методика представляет собой алгоритм оценки эффективности государственной программы (в процессе и по итогам реализации) и основывается на оценке результативности программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации.
Методика предусматривает проведение оценки:
1) степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;
3) степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).
Обязательным условием эффективности программы является успешное (полное) выполнение запланированных на период ее реализации целевых индикаторов, а также мероприятий программы в установленные сроки. При оценке эффективности программы используются два вида критериев — экономические и социальные. Критерии экономической эффективности учитывают вклад программы в экономическое развитие РФ в целом, влияние ее результатов на различные сферы экономики. Критерии социальной эффективности отражают вклад реализации программы в социальное развитие, показатели которого не могут быть выражены в стоимостной оценке.
На этапе разработки программы ответственным исполнителем проводится оценка планируемой эффективности, для чего им обосновываются количественные показатели или дается качественное описание связи динамики значений показателей (индикаторов) реализации государственной программы с динамикой уровня развития соответствующей сферы социально-экономического развития или обеспечения национальной безопасности РФ.
В процессе реализации программы оценка ее эффективности осуществляется путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей с их плановыми значениями, в том числе и относительно затрат на реализацию программы. Проводится также сравнение фактических сроков реализации мероприятий программы с запланированными, а также сравнение фактически полученных результатов с ожидаемыми. В случае выявления отклонений фактических результатов в отчетном году от запланированных выявляются их причины и принимаются соответствующие решения: о сокращении на очередной финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на ее реализацию или о досрочном прекращении реализации отдельных мероприятий или государственной программы в целом начиная с очередного финансового года.
Таким образом, при оценке эффективности проектов решающее значение имеет доходность вкладываемых в его реализацию средств, при оценке программ — результативность, т.е. степень достижения поставленных целей программы, отраженных совокупностью целевых индикаторов программы. Такие подходы представляются методически верными и достаточно универсальными. Вместе с тем они имеют и ряд недостатков. Целевые значения показателей обычно задаются тем же ведомством, которое отвечает за подготовку и реализацию программы. Для этого используются прогнозы по экстраполяционным моделям и указанные в качестве цели значения в лучшем случае соответствуют инерционному сценарию развития экономики. Это обусловлено стремлением составителей программ отчитаться об их эффективном выполнении, не заботясь о реальной эффективности.
Кроме того, нормативными документами [2, 3] установлено, что оценка планируемой эффективности государственной программы проводится ответственным исполнителем на этапе ее разработки, а впоследствии и отчет о ходе реализации и оценке эффективности программы подготавливается ответственным исполнителем. Такой подход, по нашему мнению, снижает объективность при установлении показателей эффективности на этапе разработки программы и достоверность оценки эффективности программы на этапе ее реализации.
Следует отметить и отсутствие взаимосвязи ведомственных программных индикаторов с индикаторами других программ, а также с экономическим ростом в целом.
Выявленные недостатки существующих подходов к оценке эффективности целевых программ социально-экономического развития показывают необходимость их совершенствования, в том числе и применительно к инновационному развитию региона.
Региональные инновационные программы представляют собой комплекс увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам и месту проведения мероприятий, направленных на разработку, коммерциализацию и внедрение инноваций в экономике и социальной сфере региона.
Оценка региональных инновационных программ представляет собой научно обоснованное суждение о ценности и достоинствах программы, полученное в результате анализа качества ее разработки, полученных результатов от ее реализации и их сравнения с определенными критериями. Оценка таких программ может проводиться на различных стадиях их разработки и реализации и по разным критериям. При этом такую оценку должны проводить не разработчики программы, а независимые эксперты.
На стадии разработки может проводиться предварительная оценка программы, основными задачами которой являются анализ качества проекта программы, оценка необходимости ее реализации, предварительная оценка ее эффективности. Качество проекта программы зависит от состава и компетентности ее разработчиков, методических материалов, используемых при разработке программы, соответствия содержания и ресурсной обеспеченности программы. Необходимость реализации программы определяется актуальностью решаемых с ее помощью задач и степенью охвата населения, хозяйствующих субъектов или иных лиц ее результатами. Основным назначением предварительной оценки эффективности программы является достижение оптимального соотношения связанных с ее реализацией затрат и достигаемых результатов, эффективности и экономности использования бюджетных средств, гласности, адресности и целевого характера использования привлекаемых к реализации программных мероприятий ресурсов.
На стадии реализации программы проводится промежуточная оценка достигнутых результатов, на основании которой осуществляется корректировка программы для повышения ее эффективности и успешного завершения.
По завершении выполнения программы проводится обобщающая оценка: анализ результативности и эффективности программы, выявление причин отклонений от запланированных результатов, принятие соответствующих управленческих решений.
Наиболее важным параметром оценки программы является ее эффективность. Эффекты от реализации региональных инновационных программ могут быть различными: социальными, экономическими, бюджетными. Единицы измерения таких эффектов также могут быть различны: натуральные, стоимостные, относительные и др. Например, социальная эффективность региональной инновационной программы может проявляться в повышении уровня доходов населения, улучшении состояния здоровья и продолжительности жизни граждан, снижении уровня безработицы и иных показателях качества жизни населения, являющихся следствием внедрения в соответствии с программой новых технологий или продуктов.
Разнообразие процессов, регулируемых региональными инновационными программами, и обусловленная этим многочисленность показателей их эффективности предоставляют разработчику программы больше возможностей для выбора тех из них, которые наилучшим образом характеризуют содержание проблемы и предлагаемых для ее решения мероприятий.
Полагаем, что оценка эффективности таких программ может проводиться на основе оценки инновационной активности в регионе. Для этого могут использоваться такие показатели как количество научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур, включая технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.; объем научных исследований и разработок; объем финансирования научных исследований по федеральным целевым, отраслевым и ведомственным программам и грантам; количество патентов; количество новых продуктов, сервисов и бизнесов, выведенных на рынок за годы реализации программы и др.
Согласно предлагаемому методическому подходу, оценка эффективности региональных инновационных программ осуществляется следующим образом:
1) разрабатываются нормативные (целевые) значения показателей,
2) регистрируются фактические значения показателей в оцениваемом периоде;
3) рассчитывается соотношение фактического и нормативного значения по каждому показателю;
4) определяется интегральная оценка инновационной активности в оцениваемом периоде.

где ait­факт — фактическое значение j-го показателя эффективности в оцениваемом периоде; ait­норм — нормативное (целевое) значение показателя эффективности в оцениваемом периоде; n — число показателей эффективности; kit — коэффициент значимости критерия эффективности; t0 , T — продолжительность анализируемого периода.

Введение в формулу (1) весового коэффициента обусловлено тем, что показатели, при важности оценки каждого из них, могут иметь разную степень значимости при общей оценке инновационной активности в регионе. Применение весовых коэффициентов позволит также учитывать приоритеты конкретного этапа реализации программы. Вес каждого показателя устанавливается экспертным путем.
При оценке региональных инновационных программ целесообразно сопоставить их показатели с аналогичными, имеющимися в других регионах со схожими условиями (социальными, экономическими, географическими, климатическими).
Учитывая, что многие инновационные проекты финансируются за счет бюджетных средств, отдельного внимания требует оценка бюджетной эффективности региональных инновационных программ, которая предполагает оценку финансовых результатов программы для всех уровней бюджетной системы (федерального, регионального, муниципального). При этом показатели бюджетной эффективности таких программ не ограничиваются только ростом налоговых поступлений. Это может быть сокращение бюджетных расходов за счет реализации программных мероприятий. Например, внедрение новых технологий в здравоохранении обеспечивает сокращение затрат, связанных с длительностью лечения больных, с повторными обращениями или с осложнениями.
Оценка региональных инновационных программ позволяет рационально и контролируемо осуществлять реализацию принятых к финансированию программных мероприятий, эффективно расходовать имеющиеся ресурсы, аргументировать правильность принимаемых управленческих решений.


Литература
1. Бюджетный кодекс РФ о. 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 21.11.2011).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 года № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».
3. Приказ Минэкономразвития РФ от 22.12.2010 № 670 «Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации».
4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2003. - 520 с.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 495 с.
6. Хачатуров Т.С. Совершенствование методов определения эффективности капитальных вложений // Вопросы экономики. - 1973. - № 3.
7. Экономический словарь. URL. http://dic.academic.ru/contents.nsf/econ_dict/
8. Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 367 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия