Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кормановская И. Р.
директор Новгородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук

Бернасовская Л. И.
профессор кафедры экономики и управления на предприятии Новгородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук

Птицина Е. В.
аспирант Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Моделирование сценария демографического развития Новгородской области до 2030 года
В статье отражены результаты проведенных исследований социодемографической динамики Новгородской области. На базе анализа основных демографических показателей получен прогноз до 2030 г. по трем сценариям: инерционный, инновационный, пессимистический. В заключении делается вывод, что к 2030 году численность населения региона еще не достигнет уровня 2010 года, что подтверждено расчетами. В целях улучшения демографического состояния Новгородской области в перспективе необходимо изменение ориентиров и основных индикаторов демографической политики
Ключевые слова: демографическая политика, депопуляция, воспроизводство, уровень жизни, качество жизни, прогнозирование, регион, демографические проблемы, инновационное развитие
УДК 332.14; ББК 65.05; 60.7   Стр: 224 - 228

Настоящий период развития Российской Федерации сдерживается рядом глобальных проблем и на первом месте — демографическая, а затем уже энергоэкологическая, технологическая, экономическая, которые в совокупности определяют финансовый кризис. Отсюда из «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» [1] вытекают основные цели социально-экономического и научно-технологического развития РФ — сохранение и приумножение численности и состава народов России, повышение качества жизни населения, а также обеспечение эффективного развития экономики с учетом негативных процессов в природно-техногенной сфере. Ключевая роль отводится демографическому развитию в прогнозном периоде до 2030 года.
Важнейшей составной частью демографического прогнозирования является определение концепции долгосрочного прогноза и в первую очередь цели и задач.
Целью данного исследования явилась разработка прогнозных тенденций в перспективном периоде на основе выявленных циклов в экономике Новгородской области.
Поставленная цель определила следующие задачи:
1) оценка демографического состояния области;
2) разработка сценариев демографического развития;
3) моделирование демографических показателей на основе сценарного подхода;
4) прогнозирование демографических показателей с целью разработки научно-технической и экономической политики в регионе.
Принятая концепция долгосрочных прогнозных стадий состоит из следующих этапов:
● анализ и выявление эндогенных и экзогенных факторов демографического развития в ретроспективе и степени их влияния;
● экстраполяция актуальных среднесрочных социально-экономических тенденций демографического развития на основе использования количественных и графических методов, и методов построения сценариев;
● определение траекторий демографического развития, которые позволили бы разрешить выявленные проблемы в прогнозируемом будущем;
● завершающая стадия — рекомендация дополнительного к федеральным программам комплекса мер, которые следует предпринять, чтобы демографическое развитие Новгородской области двигалось по желаемой траектории.
Тенденции демографического развития Новгородской области
Анализ численности населения, рождаемости и смертности Новгородской области показал снижение численности населения за счет сужения воспроизводственной базы репродуктивных возрастов и увеличения воспроизводственных издержек (числа умерших) из-за резкого старения населения и как результат — увеличение расходов на здравоохранение. Если даже значительно увеличить затраты на демографическое развитие в перспективном периоде при условии их эффективной реализации, стабильные тенденции роста могут появиться не ранее, чем через 30–50 лет в силу инерционности законов природы. Таким образом, сложившуюся демографическую ситуацию в области можно характеризовать как депрессивную, что видно из рис.1.
Рис.1. Динамика численности населения, рождаемости, смертности за период 1991–2009 гг.
Тенденция смены роста населения Новгородской области на депопуляцию получила распространение еще в XX в. и в настоящее время приняла угрожающее положение. По сравнению с 1991 г. численность населения уменьшилась на 16 % за счет высокой смертности, низкого уровня рождаемости и продолжительности жизни, которые ниже среднероссийских. Все это происходит на фоне системного отставания уровня технологического развития Российской Федерации от передовых стран.
Так, показатели коэффициентов рождаемости за этот период значительно ниже, чем по РФ, а коэффициенты смертности значительно выше среднероссийских. Например, коэффициент смертности в 2010 г. выше в 1,4 раза, что определило 82 место Новгородской области среди регионов Российской Федерации. Основными причинами смертности за период с 1990–2010 гг. является увеличивающаяся из года в год смертность по всем основным классам заболеваний в 2–3 раза. Самая большая проблема данной тенденции — увеличение смертности категории трудоспособного населения. Так в 1997 г. этот показатель превышал среднероссийский в 1,2 раза, а в 2009 г. — в 1,5 раза. Аналогичная тенденция наблюдалась и для детской смертности.
Негативная тенденция для Новгородской области проявляется и в самом большом гендерном разрыве — в показателе продолжительности жизни при рождении в 14,1 года, что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.
Эти тенденции повлекут в перспективе кроме депопуляции и дефицит рабочей силы на рынке труда.
Тенденции миграционных процессов, которые могут увеличить численность населения и решить проблемы нехватки трудовых ресурсов сводятся практически к нулю близостью к Европе, Санкт-Петербургу, Москве. Анализ статистической информации показал что, Новгородская область является трамплинной площадкой с отрицательным сальдо миграции. В 2010 году миграционный прирост сменился убылью и составил 6 человек на 10000 населения. За последние двадцать лет число прибывших сократилось в 3,2 раза, следовательно, рассчитывать области на прирост населения за счет этого фактора в перспективе не приходится.
Тенденции динамики трудовых ресурсов демонстрируют увеличение среднего возраста, занятого в экономике области. В 2010 году он составил 40,2 года против 38,7 лет в 1995 г., что свидетельствует о старении населения.
Анализ структуры занятых по видам экономической деятельности, характеризует сокращение доли занятых в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, но вместе с тем небольшое увеличение в отраслях сферы услуг свидетельствует о неразвитости данной сферы и имеющихся потенциальных возможностях в перспективе.
Анализ качества жизни также показал негативные тенденции. Средняя продолжительность жизни составила 65 лет, в том числе у мужчин 57,7 лет, у женщин — 71,8 года. Доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума достаточно высока и в 2010 году составила 15,4 %, что на 2,3 п.п. выше среднего уровня по Российской Федерации. В 1999–2002 г. за чертой бедности находилось более одной трети населения области. Уровень номинальной среднемесячной заработной платы составлял 16750,8 рубля и, несмотря на ежегодное увеличение, ее уровень в 2010 г. на 20,1% ниже российского, а среди регионов Северо-Западного Федерального Округа по данным статистики Новгородская область занимает 9 место из 11субъектов Федерации.
Положительной тенденцией, характеризующей качество жизни, является существенное увеличение обеспеченности населения области общей площадью жилья в расчете на одного жителя, которая увеличилась по отношению к 1990 году на 40%, составив 26,9 м2 на одного жителя.
Рассчитанный индекс развития человеческого потенциала в 2000 году в Новгородской области составил 0,549, что значительно ниже, чем в развитых странах, например, в Германии — 0,905, а в целом по РФ — 0,755. Уровень Новгородской области по данному показателю соответствует уровню развития Индии, а по Северо-Западному федеральному округу она занимала 7 место. В 2009 году уровень увеличился до 0,562, но область переместилась на 10 место в округе, то есть уровень развития человеческого потенциала в регионах за рассматриваемый период рос более интенсивно, чем в Новгородской области, что подтверждает снижение уровня и качества жизни, а также нарастания социального неблагополучия в регионе.
Обоснование демографического сценария
В настоящей работе демографические сценарии основываются на том, что, научно-технологическое развитие РФ, в том числе субъектов РФ на современном этапе развивается на базе старта очередной Кондратьевской волны и нового экономического уклада, который должен быть обеспечен устойчивым ростом на основе экономической, экологической и социальной безопасности. Исходя из инерционности развития, будущий технико-экономический уклад может утвердиться только за пределами 2030 года. То есть, только за пределами указанного периода появится техническая, социальная, коммерческая инфраструктурная готовность; интенсивность, обеспечивающая необходимые объемы производства; вклад в ВРП, выраженный в физическом объеме, а не инфляционной составляющей, а также социальные достижения. При этом, на основе исследований, проведенных нами в другой работе [2], выявлен восьмилетний цикл, исходя из чего, правомерно прогнозировать очередной кризис в 2015–2017 гг., что подтверждается исследованиями многих ученых для развития РФ в целом. Так, на основе исследований Б.Н. Кузыка [3] в РФ в 2012 г. прогнозируется выход из первой точки волны кризиса, затем ожидается кризис двойного дна (W) в 2016–2018 г. с падением до 0,5% ВВП за счет ухудшения демографических параметров, в результате процент замещения реальной заработной платы, пенсий снизится, возрастет пенсионная нагрузка на экономику, кроме того, повышение качества человеческого капитала можно ожидать только за пределами первых 5–10 лет. После этого периода прогнозируется относительно устойчивый период до 2028–2030 гг. Естественно, региональное развитие будет соответствовать общей тенденции развития государства.
Нами предусматривается три сценария развития.
Первый сценарий инерционный (базовый, средний), основан на сохранении нынешней тенденции к депопуляции с элементами социальной направленности повышения уровня качества жизни, в соответствии с тенденциями, выявленными в ретроспективном периоде. В этих условиях увеличатся следующие риски:
● потребуется увеличить долю энергосырьевого сектора;
● системное развитие экономики инновационно-инвестиционного сектора, а также потребительского сектора (сельское хозяйство и легкая промышленность) будут необратимо подорваны, а отечественное продовольствие, промышленные товары, инновационные, например, оборудование вытеснены импортом, в том числе и за счет вступления Российской Федерации в ВТО;
● возникнет дефицит трудовых ресурсов, увеличится нагрузка на каждого работающего, в связи со старением населения;
● в период кризиса 2015–2017 г. увеличится значительно уровень безработицы, несмотря на определенные положительные тенденции деятельности власти Новгородской области по ее сокращению в ретроспективе;
● при инерционном сценарии изменится динамика воспроизводственной структуры занятости и в перспективе лидерство сохранится за сектором инфраструктуры;
● динамика потребления домашними хозяйствами и динамика инвестирования остается прежней со снижением к 2016–2018 гг. с дальнейшим повышением за счет роста человеческого капитала, обусловленного продолжающейся реорганизацией образования в РФ.
Инновационный вариант развития предполагает ускоренное развитие, в результате которого предполагается преодоление тенденции депопуляции, за счет, социально ориентированной политики, роста вложений в реорганизацию инновационных отраслей экономики, что обеспечит внедрение трудосберегающих технологий и снизит напряженность в дефиците трудовых ресурсов и нагрузке на каждого работающего. Преимущества и возможные риски по данному сценарию представлены ниже:
● индустриализация, модернизация обеспечит формирование массового среднего класса, но будет иметь место ограничение роста расходов на пенсионную структуру, ограничение роста пенсий уровнем, обеспечивающим их не снижение в реальном выражении, что снизит коэффициент замещения до 0,25 [3]. После выхода из кризиса 2017 года темпы роста ВВП составят 6 % с медленным снижением под действием демографической нагрузки;
● инновационный сценарий требует увеличение доли ВРП, например, на инвестиции, что сокращает средства потребления, повышение уровня жизни населения, но зато при реализации этого сценария обеспечиваются более высокие темпы роста ВРП;
● появится возможность обуздания инфляции и сведения к минимуму роста потребления цен;
● увеличится спрос на квалифицированную рабочую силу с более высокой заработной платой, а в результате суммарный объем средств на повышение уровня и качества жизни населения, существенно возрастет, но возможности для этого постепенно будут сокращаться, а в период прогнозируемого экономического кризиса (2015–2017 гг.) уровень жизни большинства населения будет падать. Уровень безработицы может быть нормальным, но при этом должна развиться система переобучения кадров. Но следует учитывать опыт развитых стран, например Германии, согласно которому потребовалось десять лет для инновационной модернизации отраслей при заморозке заработной платы. Вместе с тем, изменение воспроизводственной и технологической структуры экономики может привести к сокращению занятости в отдельных отраслях и видах деятельности в связи со сменой поколений техники;
● для реализации сценария инновационного прорыва в условиях уменьшения общего числа занятых потребуется радикально изменить воспроизводственную структуру занятости: увеличив долю инновационно-инвестиционного и потребительского сектора, за счет доли сектора торговли и управления инфраструктуры;
● доля энергетического сектора останется без изменения;
● предпринимающиеся меры по усилению государственной поддержки менее обеспеченных слоев населения и расширения жилищного строительства будут способствовать реализации инновационно-инвестиционного прорывного сценария.
Пессимистический вариант (энергосырьевой) характеризуется необходимостью значительного объема вложений в развитие ТЭК в результате большого износа основных фондов, низкой производительности, фондоотдачи, высокой капиталоемкости и фондоемкости, что не позволит реализовать программы инновационного и социального развития РФ и ее субъектов. В этих условиях все социально-экономические риски увеличатся, то есть:
● возникнет дефицит природных ресурсов;
● возрастут цены на сырьевые ресурсы и на энергетические ресурсы;
● возрастут цены на промышленные и продовольственные товары;
● увеличится депопуляция населения за счет еще большего сокращения рождаемости и увеличения смертности;
● ускорятся процессы старения населения;
● сократится количество лиц трудоспособного возраста;
● возрастет рост пенсионной нагрузки на экономическую среду;
● увеличится уровень безработицы в отдельных отраслях и видах деятельности;
● сократится динамика потребления домашними хозяйствами;
● замедлится накопление человеческого капитала за счет сужения инвестиционной базы и др.
То есть этот вариант развития приведет к ухудшению всех демографических параметров в ретроспективном периоде.

Моделирование и прогнозирование
Моделирование социально-демографических прогнозов осуществлялось нами на базе методов экстраполяции и методов передвижки возрастов. При этом использовались методы линейной динамики, нелинейной динамики, синергетики, с использованием экспоненциальной, степенной и полиномиальных функций в зависимости от сложившейся тенденции в ретроспективном периоде.
Нелинейность процессов отражает бифуркации (раздвоение, разветвление) сложных СЭС, последовательно проходящих через точки динамического хаоса. В точках разветвления появляется возможность выбора варианта развития, поскольку процессы самоорганизации (упорядоченности) в открытых нелинейных системах возникают самопроизвольно и необходимо определить набор ведущих переменных (параметров порядка), которые подчиняют и определяют остальные характеристики объекта и развитие СЭС движется в заданном направлении. Такими параметрами в демографических процессах могут быть, например, инвестиции, заработная плата, доходы и т.д.
В результате ставилась задача, во-первых, на основе методов синергетики выявить цикличность денежных демографических процессов, а, во-вторых, моделировать полученную динамику и с учетом выявленных среднесрочных тенденций дать прогноз демографических показателей и социодинамики Новгородской области.
Моделирование численности населения показало, что уже линейная функция ŷ = 723,77 – 80348t дает высокую аппроксимацию сложившейся тенденции с 1995 по 2010 гг. Коэффициент детерминации составил R2 = 0,9946, то есть полученная линейная модель достаточно достоверна. Определить циклы по линейной тенденции нельзя. Но показатели рождаемости, смертности, численности трудоспособного населения и др. показали хаотическую динамику. Поэтому для выявления цикличности исследовались эти показатели по потенциальным функциям в зависимости от различных управляющих параметров: объема инвестиций, доходов на душу населения, сбережений на душу населения и др. Эти исследования подтвердили 7–8 летние циклы, выявленные по потенциальной функции зависимости ВРП от инвестиций за период с 2008 по 2009 гг.
Для иллюстрации вышесказанного на рис.2 приведена потенциальная функция зависимости смертности от денежных доходов.
Рис.2. Потенциальная функция зависимости коэффициентов смертности от денежных доходов на душу населения за 1995–2009 гг.
Как видим, деформируемая функция имеет два максимума значений коэффициентов смертности в точках, соответствующих 2002 г. и 2008 г. при разных денежных доходах на душу населения. Первый экстремум соответствует коэффициенту смертности 23,3 при денежных доходах 51 тыс. руб. и второй 21,1 при доходах 127 тыс. руб. Несколько ниже смертность при больших денежных доходах, что правомерно. Аналогичные деформации показали потенциальные функции смертности населения Новгородской области в зависимости от сбережений и инвестиций. Это подтверждает выявленную выше тенденцию социального неблагополучия за счет снижения уровня жизни, то есть недостаток денежных средств у населения для лечения значительно увеличивает смертность, отсюда управляющий параметр денежных доходов на душу населения должны быть центральным показателем, определяющим качество жизни в перспективе.
На рис.3 представлен фрагмент моделирования смертности населения Новгородской области.
Рис.3. Моделирование коэффициентов смертности
Моделирование коэффициента смертности населения Новгородской области осуществлялось по линейной, логарифмической, степенной и экспоненциальной моделям. Коэффициенты детерминации для каждой из построенных моделей являются значимыми и составляют для линейной модели R2 = 0,834, для логарифмической модели R2 = 0,856, для степенной R2 = 0,845, для экспоненциальной R2 = 0,830, то есть полученные модели как базовые, можно использовать для прогнозирования смертности.
Они корректировались с учетом действующих в области национального проекта «Здоровье», комплексной программы развития здравоохранения, программы «Кадровое обеспечение системы здравоохранения области». Поправка полученных моделей осуществлялась пошагово: предсказанное значение показателя на один год принималось как фактически свершившееся и с учетом нового данного строилась новая прогнозная модель, по которой давался прогноз на следующий год и т.д.
При получении прогнозов учитывался кризис 2015–2017 гг., выявленный на основе потенциальных функций. При этом, согласно перечисленным программам развития здравоохранения в Новгородской области, далее прогнозировался рост уровня здравоохранения в регионе.
Полученные отдельные прогнозы с учетом доверительных интервалов приведены в табл.1.
Согласно расчетам, естественный прирост населения должен по инерционному варианту увеличиться с «–7,7» на 1000 жителей в настоящее время до «–3,9» человек на 1000 жителей на перспективу, по пессимистическому — до «–6,45», а по инновационному — до «–0,25» соответственно.
В табл.2 даны сравнительные прогнозы численности населения Новгородской области, выполненные различными научными учреждениями. Как видим, действительно, инновационный вариант развития за пределами 2030 года может обеспечить положительный прирост населения.

Таблица 1
Результаты демографических прогнозов населения Новгородской области в 2030 г.
ПоказательПессимистический
прогноз
Инерционный
прогноз
Инновационный
прогноз
отдоотдоотдо
Численность населения, тыс. чел.527,354533,807543,690547,870593,950618,661
Специальный коэффициент рождаемости, детей на одну женщину1,5241,5401,6391,7781,7721,99
Общий коэффициент смертности, ‰21,5022,6020,4020,8018,1618,34


Таблица 2
Сравнительные прогнозы численности населения Новгородской области, выполненные различными субъектами научной деятельности до 2030 г. (тыс. чел.)
Варианты прогнозов
численности населения
Данные прогнозов
Рассчитанные
данные НФ СПбГУСЭ по гранту РГНФ
Центра
стратегических разработок Северо-Запад
Госкомстата РФОблстата
Новгородской
области
Федерального
портала
ООН (рассчитанный прогноз для Н.О.
на основе сокращения численности населения на 25%
Пессимистический527521,8476
Инерционный545619,7550508,4
Инновационный618803,4757
Умеренно-оптимальный663,5650


Анализ полученных прогнозов численности населения Новгородской области, показал значительные расхождения от 476 тыс. чел. (ООН) до 803 тыс. чел. (Центр стратегических разработок Северо-Запад). Мы полагаем, что расчет, полученный в данной работе, более реален. Во-первых, база численности в 2010 г. составила 623,8 тыс. человек с учетом восьмилетнего цикла и кризиса двойного дна, численность до периода 2015–2017 гг. будет уменьшаться. Во-вторых, при условии реализации всех предпринимаемых мер, как показали расчеты, рост населения Новгородской области не сможет достигнуть к 2030 году более 618 тыс. чел., так как тенденция смертности в области больше чем в РФ, а рождаемости — ниже. В-третьих, увеличение численности населения за счет миграции не даст ощутимых результатов, даже по инновационному варианту. На наш взгляд, к 2030 году численность населения еще не достигнет уровня 2010 года, что подтверждено расчетами.
Цели, задачи и приоритеты демографической политики Новгородской области.
Исходя из анализа ситуации, демографических тенденций и прогноза, стратегической целью демографической политики Новгородской области на ближайшие 5 лет должно стать повышение уровня и качества жизни для обеспечения простого воспроизводства населения, стабилизации его демографиче­ской структуры и формирования на этой основе необходимых экономике региона трудовых ресурсов.
Уже сегодня ряд федеральных законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального положения женщин в период беременности, и после рождения ребенка:
ФЗ от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 8);
ФЗ от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ст. 11) (с изменениями, внесенными ФЗ от 08.12.2010 № 343-ФЗ);
ФЗ от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» (ч. 2 ст. 10);
ФЗ «О государственной поддержке многодетных семей» (проект).
Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти РФ реализуется целый ряд федеральных целевых программ: «Безопасное материнство», «Жилище», «Дети России», «Здоровье».
В Новгородской области также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации в виде законов и программ: закон «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей, проживающих на территории Новгородской области, на 2011–2014 годы»; закон «Об иных межбюджетных трансфертах, предоставляемых в 2011 году бюджетам муниципальных районов на реализацию дополнительных мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности»; областные целевые программы «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Новгородской области на 2011–2013 годы», «Семья и дети» на 2011–2013 годы, «Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Новгородской области» на 2012–2014 гг.
Но, как было отмечено выше, этого недостаточно для решения демографических проблем, необходимо изменение ориентиров и основных индикаторов демографической политики. Создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности, формирования самосохранительного поведения у населения, направленного на сохранение здоровья и продление жизни; формирования новых социокультурных норм и общечеловеческих ценностей.
Для обеспечения перехода на инновационный путь развития в демографической сфере необходимо разработать и реализовать комплекс региональных целевых программ, нацеленных на скачкообразный рост жизненного уровня и создание благоприятных условий для повышения рождаемости, комплексного развития и жизнедеятельности детей, развития рынка труда и занятости населения. Область должна самостоятельно заботиться о воспроизводстве трудовых ресурсов и предпринимать меры поощрительного характера по сокращению утечки молодых и профессиональных кадров. Необходимо объединять усилия бизнеса и власти по развитию отраслей высококвалифицированной занятости и внедрению инновационных технологий за счет привлечения иностранных инвестиций, обеспечения профессиональных молодых кадров жильем за счет долевого участия бизнеса, федеральных и муниципальных средств. С целью формирования нового образа жизни, необходимо использовать рекламу и другие инструменты пропаганды. Экономические меры помощи семье и меры по повышению системы ценностей (зарегистрированного брака, наличия в семье нескольких детей и др.) должны реализовываться в комплексе, в противном случае экономические меры могут восприниматься как недостаточные или использоваться для достижения других целей. Оценка региональной демографической политики должна строиться на мнении населения о применяемых и предлагаемых мерах, т.к. если население считает незначимым для своих семей те или иные меры государственной политики, то она даже при огромных затратах государства будет неэффективной.
В основе региональной демографической политики должны быть положены следующие принципы:
● комплексное решение демографических проблем и системный подход к разработке мер демографической политики региона;
● развитие собственного демографического потенциала области;
● демографическая детерминанта в процессе разработки и реализации социально-экономической стратегии региона;
● координация действий всех уровней власти (федеральных, областных и муниципальных) в ходе реализации демографической политики;
● измеримость и достижимость целей демографической политики;
● адресность и концентрация ресурсов на приоритетных направлениях демографической политики.


Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 11-12-53005а/З).

Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-Р].
2. Научно-технологический прогноз устойчивого развития Новгородской области. Промежуточный отчет по гранту Российского гуманитарного научного фонда (грант № 11-12-53005а/З). — Великий Новгород, 2011.
3. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2008.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия