Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Малинин А. М.
заведующий кафедрой экономики природопользования и сервиса экосистем
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук

Аронов Г. З.
доцент кафедры менеджмента Национального государственного
университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта,
кандидат педагогических наук


Муниципальная политика в сфере физической культуры: организационные и правовые основы
В статье рассматриваются основы муниципальной политики в сфере физической культуры. Авторами проанализирована законодательная база данного направления, выявлены основные проблемы и предложены рекомендации по совершенствованию муниципальной политики в сфере физической культуры
Ключевые слова: сфера физической культуры, муниципальная политика
УДК 796.075   Стр: 233 - 235

Физическая культура — составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности.
Основной задачей органов власти является создание условий для занятий физической культурой и спортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровье людей, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузку на медицинские учреждения. Развитие физической культуры в данном контексте выступает наряду со здравоохранением как важный фактор формирования человеческого капитала. Другой задачей является подготовка спортивного резерва и обеспечение достойного выступления сборных команд Российской Федерации, в первую очередь по олимпийским видам спорта, на главных международных соревнованиях.
В статье 3 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» названы основные принципы государственной политики в сфере физической культуры: непрерывность и преемственность физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учет интересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программ развития физической культуры, признание ответственности граждан за свое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всех физкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям данного Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; создание благоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных и спортивно-технических организаций, Олимпийского движения России, образовательных учреждений и научных организаций в сфере физической культуры, а также предприятий спортивной промышленности.
Сегодня проводимая государством политика в сфере физической культуры не позволяет осуществить в полном объеме конституционное право каждого гражданина России на занятия физической культурой и спортом
Возможности и потенциал массового спорта не используется в полной мере. Можно выделить следующие проблемы:
— коммерциализация услуг в спортивно-досуговой сфере, результатом которой является, например, то, что 80% российских школьников сегодня не знают чем заняться после уроков, поскольку у их родителей нет средств на оплату кружков и секций. Такая ситуация опасна социально, нравственно, а также сказывается на здоровье подрастающего поколения. Сегодня также происходит сокращение сети учреждений спортивно-досуговой сферы, уменьшение количества клубов и организаций, занимающихся любительскими видами спорта на безвозмездной основе;
— отсутствие законодательной базы любительского массового спорта;
— недостаточная привлекательность для населения предлагаемых форм досуга;
— необходимость улучшения инфраструктуры городских дворов, с целью вовлечения в спортивную деятельность слоев населения с невысоким достатком;
— текучесть недостаточность кадров в учреждениях спортивно-досуговой сферы;
— увеличение среднего возраста преподавателей спортивно-досуговой сферы;
— ненадлежащее состояние спортивных залов и бассейнов в школьных зданиях, учреждениях дополнительного образования;
— отсутствие целенаправленной системной пропаганды физической культуры, здорового образа жизни и информирования о возможностях ведения здорового образа жизни в средствах массовой информации;
— отсутствие единства действий различных министерств и ведомств, общественных организаций, финансово-промышленных объединений, компаний, коммерческих структур, ученых и специалистов в вопросах формирования здорового образа жизни детей и молодежи;
— отсутствие системы финансовой и материальной государственной поддержки некоммерческих организаций, занимающихся развитием спортивно-досугового направления;
— отсутствие поддержки социальных инициатив, направленных на развитие массового спорта, подготовку и повышение квалифицированных тренерских кадров, педагогов дополнительного образования, учителей физической культуры и тренеров по месту жительства;
— недостаточная работа по закреплению законодательно эффективных экономических мер, утверждающих в обществе культ здорового тела, здорового духа, здоровых традиций и здоровой жизни.
Одной из главных задач в деле развития массового спорта и организации здорового досуга населения, особенно детей, инвалидов, пенсионеров в современной России должно стать обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно-досуговой сферы. Особая роль в развитии физической культуры должна принадлежать муниципальным органам власти, как наиболее близкому к населению управленческому уровню. Именно, на муниципальном уровне, что, кстати, указано в ФЗ № 131 [6] , должна разрабатываться и реализовываться первичная политика в данной сфере.
Таким образом, необходима разработка и реализация муниципальной политики в сфере физической культуры, под которой понимается деятельность властей направленная на создание условий для осуществления активного сохранения здоровья и отдыха населения путем занятий физической культурой и спортом на местном уровне. В управленческом аспекте муниципальная политика в сфере физической культуры — это комплекс мероприятий, осуществляемых органами местного самоуправления, направленных на создание правовых, экономических и организационно-управленческих условий обеспечивающих удовлетворение потребностей различных категорий и групп населения в физкультурно-спортивной деятельности, с учетом традиций, обычаев и экономического положения.
Испанские специалисты считают, что «муниципальная спортивная политика — это процесс постоянного взаимодействия, во время которого местная администрация проводит соответствующую деятельность, направленную на реализацию в жизнь тех решений политической власти, которые ведут к достижению определенных результатов и, как следствие, к определенному социальному эффекту». В этом смысле у муниципальных властей, пожалуй, нет более действенных рычагов влияния на общество и личность, ибо именно эти личности и участвуют в осуществлении этой политики и пользуются ее результатами [9].
В западных странах регулирование развития физической культуры в муниципальных образованиях осуществляется по следующим направлениям:
— финансирование мероприятий в сфере физической культуры,
— содержание физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования;
— создание условий для развития физической культуры в сельской местности
— поддержка международных связей физкультурно-спортивных организаций, оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям;
— поощрение меценатства и благотворительности в сфере физической культуры, поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы;
— предоставление льгот спортсменам, работникам, вкладывающим средства в развитие физической культуры.
В России в управлении развитием физической культуры органы муниципального управления должны исходить из приоритета территориального принципа на основе самоуправления местных физкультурно-спортивных организаций. Основная цель — ориентация деятельности физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций преимущественно на развитие массовой физической культуры на территории муниципального образования.
В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ, обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального поселения (ст. 14), муниципального района (ст. 15) и городского округа (ст. 16). Данное положение также закреплено в ст. 9 Федерального закона «О физической культуре и спорте в РФ», в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований.
Органы местного самоуправления создают в своей структуре специализированные подразделения, к полномочиям которых относятся [3]:
1) определение основных задач и направлений развития физической культуры с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры;
2) популяризация физической культуры среди различных групп населения;
3) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
4) утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
5) организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
6) содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7) утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
8) участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
9) оказание содействия субъектам физической культуры, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований.
Органы местного самоуправления также имеют право:
1) утверждать порядок формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществлять их обеспечение;
2) участвовать в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации и спортивных сборных команд соответствующего субъекта Российской Федерации, проводимых на территориях муниципальных образований;
3) оказывать содействие субъектам физической культуры, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований.
Перечислим также иные полномочия местных органов власти в сфере физической культуры, определенные в федеральном и региональном законодательстве.
Прежде всего, органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере физической культуры имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.
Муниципальные образования могут также создавать спортивные школы как учреждения дополнительного образования. Финансирование находящихся в ведении органов местного самоуправления спортивных школ и училищ олимпийского резерва, в том числе финансирование их участия во всероссийских соревнованиях, осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней и других, не запрещенных законом источников. Органам местного самоуправления могут принадлежать физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения. Их содержание, в том числе ремонт, организация массовых спортивных мероприятий, оплата труда работников физкультурно-спортивных организаций, проводящих занятия с жителями микрорайонов или поселков, осуществляется в порядке, определенном правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления могут регулировать цены за посещение спортивных соревнований, аренду спортивных сооружений, находящихся в их собственности, продажу абонементов гражданам на пользование такими сооружениями, разрешать проводить в муниципальных спортивных сооружениях занятия бесплатно или на льготных условиях для детей дошкольного возраста, детей малообеспеченных и многодетных семей, а также для обучающихся в образовательных учреждениях, пенсионеров, инвалидов и в случае необходимости предусматривать компенсацию соответствующим спортивным сооружениям за счет средств местных бюджетов или других, не запрещенных законом источников [2].
Отметим, что источниками финансирования развития физической культуры на муниципальном уровне являются средства местного бюджета, физкультурно-спортивных организаций, в том числе общественных физкультурно-оздоровительных объединений, а также от продажи билетов спортивных лотерей, благотворительные пожертвования юридических и физических лиц и другие поступления. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по налогам, сборам и платежам в местные бюджеты физкультурно-спортивным организациям, спортивным сооружениям всех форм собственности, осуществляющим деятельность в области оздоровления людей, массовой физической культуры. Освобождать организации от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение массовых спортивных мероприятий, вводить дополнительные компенсации и гарантии спортсменам, тренерам и другим организаторам физической культуры, призерам городских, районных соревнований и их тренерам за счет средств местного бюджета.
В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» [4] органы управления в сфере физической культуры взаимодействуют с учреждениями и организациями по всем вопросам развития данной сферы. Они осуществляют целый комплекс мер: совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия; организуют пропаганду физической культуры; осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров в установленном законодательством порядке. Сбор информации, предоставляемой физкультурно-спортивными организациями, проводится в соответствии с формами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области статистики. По предоставленным данным делаются заключения и выносятся рекомендации.
Но, несмотря на имеющуюся нормативно-правовую базу, сегодня наблюдается тенденция по сокращению функций местных органов власти в социальной сфере, в том числе в сфере физической культы. Отметим, что ограничение функций муниципальных образований может разрушить систему управления рассматриваемой сферы и приведет к ликвидации большого количества спортивных школ, закрытию спортивных секций, сокращению спортивной базы, снижению количества занимающихся. В связи с этим, со стороны государства требуется поддержка местных органов власти по вовлечению населения и, прежде всего детей и подростков в постоянное занятие физической культурой.
В соответствии с приоритетом развития массового участия населения в физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятиях физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся в образовательных учреждениях должно составлять важнейшее направление социальной политики органов местного самоуправления. Поэтому последние при участии физкультурно-спортивных, профсоюзных, молодежных и иных организаций должны реализовывать программы, в которых предусматриваются повышение качества физического воспитания на основе обязательных нормативных требований физической подготовленности в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодежных и спортивных лагерях. Расширение и реконструкция действующих спортивных сооружений, строительство новых спортивных сооружений для проведения физкультурно-оздоровительной работы и подготовки спортивных резервов, введение дополнительных учебных и внеучебных физкультурно-спортивных занятий в образовательных учреждениях по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ в области образования и в сфере физической культуры.
Как приоритетные должны приниматься и реализовываться программы развития физической культуры среди детей — сирот, «трудных» подростков, среди инвалидов, а также специальные программы, направленные на преодоление наркомании, алкоголизма и других девиантных отклонений среди подростков. Целесообразно значительное увеличение числа общедоступных одноступенчатых (без предварительного отбора) соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха, в учреждениях образования). Проведение массовых соревнований не должно быть самоцелью. Их главная задача вовлекать в спортивную соревновательную деятельность детей, подростков, молодежь. Основой физкультурно-спортивного движения в стране должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы.
В рамках молодежной политики органы местного самоуправления должны участвовать в организации физкультурно-оздоровительной работы с молодежью, способствуя ее привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни, осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями, проводить массовые спортивные соревнования и спартакиады; создавать с участием молодежных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, в том числе оборонно-спортивные клубы.
Для совершенствования муниципальной политики в сфере физической культуры необходимо:
1. Определить основные направления развития физической культуры, учитывающие особенности муниципального образования (наличие спортивных сооружений на территории, категория занимающихся физической культурой и спортом).
2. Сформировать бюджет муниципального образования в части финансирования физической культуры.
3. Отнести физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения к сооружениям, используемым для организации физкультурно-массовой и спортивной работы с гражданами, предоставить льготы по вопросам налогообложения и иным платежам.
4. Разработать и внедрить эффективную систему регулирования платных услуг за посещение спортивных учреждений и соревнований.
5. Определить направления и разработать механизмы взаимодействия с общественными физкультурно-спортивными объединениями.
6. Провести оценку развития физической культуры в муниципальном образовании.
7. Вносить предложения в региональные программы развития физической культуры и участвовать в их реализации на основании соглашения о намерениях по реализации программы.
8. Разработать концепцию внедрения физической культуры в режим труда, учебы и отдыха различных групп населения.
Отметим, что основные направления муниципальной политики в области физической культуры должны основываться на совместной деятельности физкультурно-спортивных организаций, органов и учреждений образования, здравоохранения, средств массовой информации.
В управлении развитием физической культуры в муниципальном образовании необходимо исходить из приоритета территориального принципа на основе суверенных прав и самоуправления, местных физкультурно-спортивных организаций. Необходима переориентация деятельности региональных и местных физкультурно-спортивных учреждений и общественных организаций с развития спорта высших достижений преимущественно на массовое развитие физической культуры, спорта и спортивного туризма.


Литература
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
4. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ.
5. Резолюция общественных слушаний на тему: «Проблемы развития массового спорта и организации здорового досуга детей и молодежи и пути их решения».
6. Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
7. Горшков В.Е. Какузин В.А., Починкин А.В. Управление физической культурой и спортом в современных условиях: учебное пособие. - Малаховка: МОГИФК, 2003.
8. Дитятковский М.Ю. К вопросу о понятии осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - № 2. - С. 29-31.
9. Галкин В.В. Экономика физической культуры. - Воронеж: Изд-во Московской Академии экономики и права, 2000.
10. Зотов В.Б. Система муниципального управления. - СПб.: Питер, 2008. - С. 248.
11. Соколов А.С. О муниципальной спортивной политике [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.infosport.ru.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия