Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Родионов Д. Г.
доцент кафедры финансов и денежного обращения
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,
кандидат экономических наук


К ФОРМИРОВАНИЮ В ГОРОДАХ РОССИИ ЗОН ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ И СЕРВИСНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Одним из перспективных направлений развития сферы услуг в регионах РФ является организация специальных туристско-рекреационных и сервисных зон в ряде городов по опыту, уже имеющемуся в Москве и Санкт-Петербурге.
В настоящее время в Санкт-Петербурге, например, функционируют четыре таких экономических зоны: "Кронштадская", "Пулково", "Ижора" и "Царскосельская". Последняя имеет статус именно туристско-рекреационной.
По закону, принятому в Санкт-Петербурге в 2000 году, "О зонах экономического развития" целями этой зоны определены:
- стимулирование инвестиционных процессов для реставрации и сохранения памятников архитектуры, дворцовых и парковых ансамблей городов Пушкина и Павловска; формирование современной инфраструктуры туризма и отдыха для удовлетворения спроса на соответствующие услуги на внутреннем и внешнем рынках; дополнительное обеспечение занятости населения; создание условий для дополнительного финансирования развития городов Пушкина и Павловска.
Льготный налоговый режим для резидентов зоны предусматривает освобождение на 7 лет от уплаты всех налогов, сборов и платежей в части сумм, подлежащих зачислению в бюджет Санкт-Петербурга.
Для управления зоной создана Администрация, в которую входят представители органов местного самоуправления.
Предоставление льготного режима налогообложения уже позволило резидентам зоны расширить производство и создать 450 новых рабочих мест. Капитальные вложения в целях расширения производства достигли 1 млн. долл. США. Ряд производств из исторического центра г. Пушкина переведен в нежилую зону "Восточная". На месте бывших производственных помещений строится апартамент-отель. Осуществляется реконструкция мини-гостиницы и т.д. Резидентом зоны "Царскосельская" в настоящее время является и Государственный музей-заповедник "Царское Село".
Изучается возможность создания новых подобных зон в Пушкине, Петродворце, Ломоносове, в которых пока преобладает однодневный туризм - туристические группы бывают здесь по 3-4 часа, практически не оставляя на территории никаких финансовых средств, как и индивидуальные туристы. Отсутствуют инфраструктура развлечений, комплексы краткосрочного проживания.
Опыт организации экономических зон с особым режимом имеется и в Москве. Уже на начало 2002 года функционировало семь специализированных зон: "Юго-Западный научно-производственный центр", "Водный стадион", "Кузьминки-Люблино", "Зеленоград", "Москва-Сити", "Шереметьевский", "Китай-город". Специализируются на организации туристского сервиса, прежде всего, "Водный стадион", "Кузьминки-Люблино" и "Китай-город".
Так, в соответствии с законом, принятым в Москве 26 декабря 2001 года "О территориальной единице с особым статусом "Водный стадион", зона в рамках города имеет специальный экономический и правовой статус, особую систему управления и режим хозяйственной деятельности. Данная территориальная единица (ТЕОС) создана на 20-летний период для: а) обеспечения сохранения и развития природных территорий, историко-культурных и архитектурных памятников и иных социально значимых объектов и участков, входящих в ее границы как единого архитектурно-ландшафтного комплекса; б) содействия развитию спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, выставочно-ярмарочной и предпринимательской деятельности; в) стимулирования инвестиционной активности отечественных и иностранных инвесторов для привлечения средств на сохранение и развитие объектов ТЕОС.
Органами ее управления являются администрация, управляющая компания, наблюдательный совет. Администрация образуется мэром Москвы.
Управляющая компания является самостоятельным юридическим лицом, организующим деятельность в ТЕОС на основе договоров с Администрацией и участниками этого образования. Наблюдательный совет- коллегиальный орган, определяющий направления развития в зоне и осуществляющий контроль за деятельностью Администрации. В него входят представители Правительства Москвы, Администрации, Управляющей компании, участников ТЕОС и районных управ Москвы. Источниками формирования финансовых средств являются целевые финансовые поступления из бюджетов Москвы и муниципальных образований, доход от хозяйственной деятельности Управляющей компании, средства участников ТЕОС, пожертвования юридических и физических лиц, другие поступления, не противоречащие законодательству.
Разумеется, принятие ответственных решений о создании в городах особых экономических зон требует анализа экономического, социального, экологического состояния соответствующей территории, объектов, представляющих туристическую и рекреационную ценность, состояния транспортной сети, инфраструктуры, сети бытового обслуживания, возможных и реальных инвестиционных предложений.
Деятельность по правовому обоснованию создания и функционирования городских специальных зон, по нашему мнению, целесообразно сосредоточивать в одной из комиссий (подкомиссий) городских законодательных органов. Органом же, координирующим деятельность по конкретным вопросам их создания и функционирования может, быть специально организуемая межведомственная комиссия.
В задачи такой комиссии должно входить определение организационных, экономических и правовых условий, необходимых для проведения государственными и городскими органами управления согласованной политики в отношении создания и развития городских специальных (свободных) зон, и совершенствование механизмов развития зон, в том числе необходимой для этого нормативно-правовой базы.
Комиссию необходимо наделить следующими правами и полномочиями:
- правом вносить предложения в городские и федеральные органы управления о предоставлении налоговых и иных льгот предприятиям, размещенным в зонах с особым режимом;
- правом организовывать конкурсы на создание в городах специальных зон и вносить предложения по этим вопросам в органы городской власти;
- полномочиями для рассмотрения концепций и программ развития таких зон;
- правом разрабатывать предложения по совершенствованию системы регулирования деятельности в специальных зонах;
- правом вносить предложения по изменению и дополнению законодательных и других нормативных актов, регулирующих развитие этих зон в городах;
- полномочиями по рассмотрению спорных вопросов, не получающих решения в органах управления зонами;
- правом рассматривать ход выполнения федеральных и городских распоряжений по вопросам развития зон и представлять свои заключения в соответствующие органы управления;
- полномочиями на получение от федеральных и городских органов управления, предприятий и организаций (независимо от форм собственности и подчиненности) информации, необходимой для выполнения задач, возложенных на Комиссию.
- право приглашать для участия в заседаниях Комиссии должностных лиц исполнительной власти, руководителей предприятий и организаций и заслушивать их информацию.
В связи с этим в состав Комиссии должны входить представители отраслевых, функциональных и территориальных подразделений городской администрации, общественных организаций, в уставные задачи которых входят вопросы, относящиеся к функционированию и развитию предприятий и фирм, расположенных в зонах с особым экономическим режимом.
Для сохранения отраслевой специализации зон, привлекательности их как территорий "экономического благоприятствования", необходимо ограничить круг отраслей, предприятия которых могут получать в зоне льготы по региональным налогам и платежам. Преференциальный режим должен распространяться только на предприятия и фирмы, приоритетные с точки зрения обеспечения их целей и задач.
В специальных зонах, ориентированных на развитие сферы услуг, туризма, спорта и отдыха, должны быть созданы механизмы поддержки и развития малого предпринимательства, территориальные агентства, фонды, консультационные и лизинговые фирмы.
Особое значение для развития в городах специальных зон имеет эффективное информационное и рекламное обеспечение их деятельности, информация об их инвестиционном климате и льготах, организация выставок, презентаций. Это предполагает создание специальной информационно-рекламной инфраструктуры - центров, рекламных агентств, представительств, печатных органов, интернетовских сайтов и др.
Государственное регулирование развития сферы услуг в специальных зонах необходимо дополнять общественным регулированием со стороны союзов, ассоциаций и объединений предпринимателей. Организации предпринимателей могут оказать существенную помощь в разработке концепций и программ развития зон, рекламе их достижений и преимуществ, в обеспечении благоустройства территорий, художественного оформления деловых и жилых зданий, правопорядке. Формами соответствующих объединений предпринимателей может быть территориальная ассоциация или совет директоров, специальное отделение действующих в городах союзов, конференций, гильдий предпринимателей (работодателей).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия