Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Махмудова Д. Ф.
аспирант кафедры мировой экономики Дагестанского государственного университета (г. Махачкала)

Экономическая база города и основные проблемы ее реконструкции и развития
В статье рассматриваются проблемы развития современных российских городов. Особое внимание уделено вопросам развития градообразующей базы городов как ядра экономической базы, представляющей совокупность отраслей (объектов), определяющих роль города в общественном и территориальном разделении труда, или специализации города, в том числе специализации промышленности
Ключевые слова: город, многофункциональный город, градообразующая база, регенерация, диверсификация, устойчивость
УДК 332; ББК 65.9   Стр: 261 - 264

Город, является более подходящей средой для рыночного хозяйствования, развития предпринимательства, чем сельская территория. Необходимым условием для развития города является способность сельского хозяйства страны производить избыток продовольствия и технических культур. То есть, растущая эффективность агросектора «выталкивает» рабочую силу из сельского хозяйства. В то же время, экономия, обусловленная агломерацией, привлекла население и промышленность в поселки, малые и большие города. Экономия, обусловленная агломерацией, означает «удешевление» производства или сбыта в зависимости от месторасположения фирм (экономия, обусловленная агломерацией — связана с совместным размещением достаточно большого числа фирм, одной или нескольких отраслей).
Концентрация населения и производства в городах объясняется рядом преимуществ такого совместного размещения, получаемых как производителями, так и потребителями. Подобные преимущества могут объясняться различными факторами. Так, например, концентрация населения создает компактный, относительно емкий рынок потребительских товаров.
Можно назвать ряд других причин, обуславливающих концентрацию производства и населения в городах.
Так, например, происходит внутренняя экономия масштаба или внутрифирменная экономия от роста масштаба производства. Для каждого варианта технологии, при некоторой сложившейся системе цен (на выпускаемые товары и закупаемые факторы производства) можно определить некоторый критический объем выпуска товара, ниже которого производство не рентабельно. Нередко такой объем называют «пороговым значением», определяющим возможность существования предприятия. В то же время существенные резервы экономии могут быть связаны с сокращением транспортных издержек.
Выбор оптимального варианта размещения предприятия обеспечивает экономию, связанную с местоположением. Как правило, она достигается при размещении предприятия в соответствующем городе (городе-рынке, городе перевалочном пункте или городе вблизи месторождения).
Для экономики города весьма типична ситуация кумулятивных эффектов последовательно усиливающих концентрацию населения и производства в городе [1, 5].
Зачастую, в основании зарождения города лежит один вид деятельности, одно предприятие. Такой город будем называть монофункциональным или монопрофильным городом.
С утратой общественной значимости этой функции города разрушается градообразующая база, и город прекращает свое существование. От уровня развития производства непосредственно зависит жизнедеятельность города, включая и возможности привлечения населения. Предприятия, лежащие в основании такого города непосредственно, или косвенно участвуют в создании всей инфраструктуры города, включая инфраструктуру образования и культуры. Такой город может переживать восходящую фазу развития, стационарное состояние и нисходящую фазу развития. Вполне возможен и другой вариант завершения нисходящей фазы развития — регенерация. Процесс регенерации означает переориентацию города на выполнение новых функций. Происходит перераспределение ресурсов между сферами деятельности.
Необходимое условие peгенерации — открытость системы. Монофункциональный город является принципиально открытой системой. Но эта открытость проявляет себя, прежде всего, со стороны того влияния, которое монофунцкциональный город испытывает со стороны внешней среды. Другое необходимое условие — готовность города включиться в проблемы макроокружения, предложить свои ресурсы [5].
Если регенерация привела к диверсификации производства, то монофункциональный город превращается в многофункциональный, с характерной для него универсальной (городской) культурой, полиморфной социальной и экономической структурой.
Экономическая и социальная устойчивость многофункционального города определяемся его многоосновностью. В этом смысле такой город более автономен, менее зависим от устойчивости связей с макроокружением.
Явление регенерации позволяет во многом по-новому осмыслить судьбу монофункциональных городов, где по тем или иным причинам поддержание градообразующих предприятий оказывается бесперспективным Кризис в жизнедеятельности такого города, разрушающий его, способен породить новый цикл развития.
Если полагать, что каждый город начинает свою жизнь как монофункциональный, то факт роста числа крупных городов означает, что некоторые монофункциональные города путем диверсификации экономической базы города переходят в стабильную фазу развития — в многофункциональный город или теряют свое значение и разрушаются.
Угрозы нестабильности для монофункциональных городов в целом могут быть сведены к следующим факторам:
— природные катаклизмы, делающие невозможным дальнейшее существование поселения;
— исчерпание ресурсов, использование которых делало экономически целесообразным существование города;
— изменение условий существования города, при которых традиционная деятельность населения теряет свою экономическую целесообразность (например, существенное изменение транспортных потоков);
— прекращение тех общественных функций, которые вызвали город к жизни;
— появление альтернативных способов удовлетворения потребностей общества в той сфере, где «специализировался» город, включая появление более дешевых источников продукции и услуг.
Первые две причины носят характер явлений чисто природного порядка. В конечном счете, они означают, что дальнейшее производство на этой территории оказывается физически невозможным. Последние три — имеют экономическую детерминацию, — связаны с рынком, порождены односторонней зависимостью города от внешних факторов. При этом возможны три сценария развития событий:
— деградация и разрушение города;
— переориентация города на выполнение иной функции и формирование на этой основе нового цикла развития;
— переход города в новое качество, при котором односторонняя зависимость от внешней среды, по крайней мере, не проявляется столь сильно.
Этот переход связан с приобретением более устойчивых оснований развития. Зависимость от макросреды, необходимость постоянного обмена с ней наиболее сильна и однонаправлена для монофункционального города. Переход на более устойчивый уровень существования означает каким-либо способом ослабление этой односторонней зависимости от внешней среды. [2,3] Существуют, по крайней мере, три известных способа решения этой многогранной проблемы:
— образование агломерации, т.е. системы малых, возможно, монопрофильных городов на основе кооперации труда или постоянного обмена рабочей силой, что становится возможным при условии наличия перераспределения трудовых ресурсов между городами на основе маятниковой миграции;
— включение города в систему мегаполиса — крупного промышленного центра;
мпреодоление монопрофильности, а, следовательно, полной зависимости от состояния узкого сегмента рынка, диверсификация экономической базы города, что позволяет в этом случае городу становиться многофункциональным.
Диверсификация особенно в небольших городских поселениях будет способствовать расширению, как в количественном, так и в качественном отношении мест приложения труда, в большей степени соответствующей современной и перспективной структуре трудовых ресурсов города, тем самым будет решена проблема монопрофильности. Диверсификация служит и целям устойчивого развития города, расширяя его специализацию, резко снижая риск узкой направленности хозяйства, что особенно важно в условиях рынка. Это достигается: за счет необходимого развития сферы обслуживания (как для своих жителей, так и для населения тяготеющего к городу района), активной линии на развитие местного хозяйства путем рационального использования местных ресурсов и возможностей, преодоления диспропорции между традиционной ориентацией на общегосударственную специализацию и слабым развитием сфер деятельности, направленных на удовлетворение потребностей хозяйства города и района, их жителей [3].
В городе сложились производственные связи между объектами, хотя их большая часть и выходит за его пределы. Здесь с различной степенью полноты осуществляются все фазы процесса воспроизводства — такие как производство, распределение, обмен и потребление. В результате в городе исторически сложилась относительно самостоятельная общественная форма территориальной организации производства.
Устойчивое функционирование города подразумевает наличие двух составляющих: градообразующей и градообслуживающей. К первой группе относятся базовые отрасли городской экономики и виды деятельности производственного, сервисного характера. Это промышленность, включая агропромышленное производство, грузовые перевозки, крупные научные, образовательные, медицинские и культурные центры, туристический бизнес и ряд других. Все они ориентированы преимущественно на внешний рынок и определяют место города в территориальном разделении труда. Эти отрасли обеспечивают привлечение ресурсов и создают рабочие места для городского населения. Устойчивость функционирования всей градообразующей составляющей зависит от устойчивости функционирования отдельных отраслей, предприятий (для монофункционального города).
Город — это тип поселения, порожденный разделением труда и выполняющий определенные функции. Одни из городских функций имеют значение только для самого города, «обращены вовнутрь» Они называются градообслуживающими Другие, «обращенные вовне», позволяют рассматривать его как элемент системы городов и вообще населенных пунктов того или иного района или же страны в целом. Это — градообразующие функции. Именно они определяют место города в системе функциональных взаимосвязей, сложившихся в том или ином районе или стране. Они представляют собой градообразующую базу городов — основной объект их комплексного исследования
В соответствии с приведенным выше делением функций в каждом городе выявляются градообразующие (базовые) и градообслуживающие (не базовые) отрасли народного хозяйства, городское население, занятое в градообразующих и градообслуживающих отраслях.
Разделение функций системы производства на внутренние и внешние обуславливает необходимость раздельного расчета соответствующих экономических показателей и их динамики. Это относится к соотношению объемов производства и реализации продукции, численности работающих, объемов капиталовложений, прибыли, налогов, отчисляемых в бюджет города, и других показателей. Дело в том, что реальным источником cpeдств, обеспечивающих устойчивое функционирование города, является выполнение внешних функций. Внутренние функции обеспечиваются через систему перераспределения произведенной предприятиями, работающими на внешних рынках, добавленной стоимости и части бюджетных поступлений (пенсии населения, дотации и т.д.).
Основой комплексной характеристики города служит анализ его градообразующих функций, отраслей хозяйства и занятости. При этом решающую роль играют различные сочетания функций промышленно — производственных и организационно — культурных (в широком смысле), а также транспортных, научно — производственных, оздоровительных и некоторых других. Именно эти функции в различных сочетаниях определяют функциональный профиль (функциональный тип) того или иного города
Градообразующие отрасли осуществляют внешние функции производства города, то есть конкретную деятельность, вызванную потребностями макросистемы, определяют «профессиональное лицо» города, то место в системе территориального разделения труда данного региона и страны в целом. Именно этим отраслям обязан город своим возникновением и той ролью, которую он выполнял и выполняет в системе жизнедеятельности общества.
Рост города прямо пропорционально зависит от изменения его градообразующих факторов и, поскольку главным из них до сих пор является промышленное производство, — от развития городской экономической базы.
Экономическая база — важнейшая подсистема хозяйства города, обеспечивающая производство товаров и услуг на рынок (местный, региональный и общероссийский, возможно и мировой). Она включает в себя совокупность предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта (внешнего). Для значительной части малых городов это объекты по организационно-хозяйственному обслуживанию сельского и лесного хозяйства на окружающей территории, рекреационной деятельности. Для ряда городов это объекты науки и научного обслуживания, в том числе высшие и средние учебные заведения. Принято включать в экономическую базу города и управление (на уровне города).
Экономическая база формирует, в основном, другие подсистемы хозяйства города: финансовую базу, рынок труда и сферу занятости населения, уровень жизни населения.
Состав и характеристики градообразующих отраслей города может быть определено путем анализа матриц коэффициентов «затраты-выпуск» межотраслевого территориального баланса, объемов инвестиций и величины основных средств предприятий различных сфер и отраслей экономики города и его экономико-географического ареала, объемов выпуска продукции секторами и предприятиями городской экономики.
Объем и номенклатура продаж на внешних рынках характеризуют степень открытости города, как системы со стороны производства, а степень разнообразия производства и форм его организации — потенциальность. Характеристикой потенциальности является также и исторически сложившееся разнообразие производства, включая и ту часть, которая обращена на внутренние потребности города.
Финансово-экономические показатели градообразующих предприятий характеризуют устойчивость градообразующей базы города, а экономическая эффективность — степень ее воздействия на развитие города как системы. Основным экономическим показателем при этом можно считать производство добавленной стоимости.
Таким образом, градообразующая база — ядро экономической базы, совокупность отраслей (объектов), определяющих роль города в общественном и территориальном разделении труда, или специализацию города, в том числе специализацию промышленности.
Потенциал экономической базы составляет главную часть социально-экономического потенциала города и является базой его наращивания. Он характеризуется как возможность отраслей (объектов) его хозяйства, и, прежде всего, градообразующих отраслей, обеспечить дееспособность и саморазвитие города, при максимальном использовании ресурсного потенциала, благоприятных условий и предпосылок развития и складывается из потенциала отраслей (объектов), входящих в состав экономической базы.
Такая практика управления обусловлена сложностью территориальной организации жизни общества, которая создается взаимным наложением и пересечением многих территориальных социально-экономических систем.
В качестве предпосылок устойчивого развития экономической базы города можно назвать:
— увеличение масштабов производства в градообразующем секторе хозяйства, что обеспечивает увеличение притока средств в городскую экономику и привлечение дополнительной рабочей силы;
— рост производительности труда за счет переключения производства с малопродуктивных отсталых отраслей на более продуктивные, прогрессивные, то есть в конечном итоге за счет улучшения структуры хозяйства города;
— частичный отказ от импорта товаров и услуг из других регионов и стран в целях уменьшения утечки средств из экономической системы города и активизации местного градообразующего сектора;
— трансфертные платежи (пенсии, проценты, рента, дивиденды, дотации из федерального бюджета или бюджета субъекта федерации), оказывающие в условиях рыночной экономики существенное влияние на развитие местного спроса и создание новых рабочих мест.
Для городов Российской Федерации сложились свои особенности. При вхождении России в мировое экономическое пространство многие предприятия оказались неконкурентноспособными не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В результате реформирования была частично или полностью утрачена как традиционная специализация многих городов (то есть их функциональный тип), так и специализация промышленности. Вместе с тем, на территории этих городов активно идут процессы диверсификации хозяйственной деятельности, а также процессы децентрализации деконцентрации и перепрофилирования промышленного производства. Для таких городов является жизненно важным разработка стратегии действий по определению реальной конкурентоспособности градообразующих предприятий и отраслей, определению форм и методов повышения их конкурентоспособности на соответствующих рынках.
В современных российских условиях, необходимы целенаправленные действия со стороны городских администраций по реформированию структуры экономики города, укреплению и развитию экономической базы города.
Во многих городах России до сих пор органы муниципального самоуправления управляют им, как коммунально-хозяйственным комплексом, обеспечивающим условия жизни населения и функционирование градообразующей базы, но не самой базой. А ведь именно градообразующая база является фундаментальной основой развития любого города.
Такая практика управления обусловлена сложностью территориальной организации жизни общества, которая создается взаимным наложением и пересечением многих территориальных социально-экономических систем.
Приоритетное восстановление экономической базы города, преодоление спада производства (в известных пределах и направлениях применительно к конкретным городам) является основным условием для повышения занятости, роста уровня жизни и платежеспособности населения и соответственно увеличения товарооборота и объема услуг, что, в свою очередь, дает дополнительный прирост занятости; снижения дефицитности городского бюджета и соответственно — стабилизацию оплаты труда «бюджетников», соответствующее улучшение ситуации в области социальных функций местных органов власти, и т.д.
Реализация поставленной цели требует в рыночных условиях достижения устойчиво успешного положения города на отечественном рынке (возможно, и мировом), которое может быть исключительным в том случае, если его товары высококачественны и конкурентоспособны при данном платежеспособном спросе, если его производственная деятельность экономически эффективна, если внедряются инновации, модернизируется и технически совершенствуется производство.
К числу приоритетных направлений по восстановлению и развитию потенциала экономической базы можно отнести:
— всемерное сохранение традиционной специализации градообразующей базы, исходя из интересов отечественной экономики (при наличии достаточного ресурсного потенциала);
— восстановление на качественно новой, инновационной основе промышленности, обеспечивающей высокое качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на отечественном региональном, межрегиональном и мировом рынках;
— возрождение центров оборонной промышленности, исходя из стратегических интересов государства, экономической и национальной безопасности (при разумной, обоснованной и эффективной конверсии);
— восстановление функций по обслуживанию сельского хозяйства на окружающей территории, восстановление на новой основе организационно-хозяйственных связей с сельской местностью;
— устранение монопрофильности градообразующих промышленных предприятий через диверсификацию номенклатуры продукции и диверсификацию хозяйственной деятельности;
— строго обоснованное, полное или частичное, перепрофилирование промышленных предприятий с учетом конъюнктуры регионального и межрегионального рынков;
— консервацию (а не ликвидацию) свободных производственных мощностей и площадей в связи со снижением объемов производства;
— развитие малого и среднего бизнеса в промышленности, особенно при внедрении инноваций;
— диверсификацию хозяйственной деятельности на территории городов за счет развития торгово-коммерческой, таможенно-складской, рекреационной, строительной, информационно-рекламной и других видов деятельности (при наличии необходимого ресурсного потенциала);
— институциональную реструктуризацию экономической базы в связи с наличием неэффективных собственников;
— выявление резервов для оживления хозяйственной деятельности и проведение с этой целью сплошной и полной инвентаризации объектов всех форм собственности в городе;
— повышение эффективности производства, восстановление значимости экономических категорий производительности труда и фондоотдачи как критериев эффективности;
— усиление роли муниципальной экономики в восстановлении экономического потенциала города путем укрепления ее объектами сферы материального производства;
— проведение рационализации и модернизации производства как менее капиталоемких направлений технического прогресса;
— восстановление амортизационных отчислений как источника реальных инвестиций для предприятий;
— активную поддержку со стороны местных властей любых инноваций, «ноу-хау» в любой сфере хозяйственной деятельности;
— инициативу и предприимчивость со стороны юридических и физических лиц;
мновые хозяйственные связи и новых деловых партнеров в хозяйственной деятельности;
— новые виды и формы бизнеса, смелые технические проекты, доходные, эффективные инвестиционные проекты, и, наконец, просто деловых, энергичных и ответственных людей, с их идеями и предложениями по решению экономических проблем;
— меры по снижению взаимных неплатежей;
— предоставление льготных кредитов, прежде всего, на пополнение оборотных фондов;
— система заказов на продукцию и услуги со стороны федеральных, региональных и муниципальных органов;
— институциональные преобразования в рамках отдельных предприятий, обеспечение необходимой самостоятельности экономически дееспособным производствам;
— расширение экономически оправданных горизонтальных связей, формирование кооперации по выпуску продукции и оказанию услуг в пределах города и республики;
— развитие малого бизнеса, малых и средних предприятий, в том числе и в кооперации с крупными предприятиями города;
— формирование городских «бизнес-центров», оказывающих содействие хозяйствующим субъектам на территории города в проведении маркетинговых исследований, в подготовке и переподготовке кадров, в организации кооперированных связей, в составлении бизнес-планов и т.д.
Создание условий и осуществление мероприятий по «выживанию» предприятий позволит перейти к реализации следующего этапа стабилизации и дальнейшему развитию экономической базы города. В рамках этого этапа целесообразно разработать и реализовать стратегические направления развития хозяйства города, уделив при этом особое внимание диверсификации экономической базы как по городу в целом, так и внутри его отдельных предприятий.
Диверсификация будет способствовать расширению, как в количественном, так и в качественном отношении мест приложения труда, в большей степени соответствующей современной и перспективной структуре трудовых ресурсов города. Диверсификация служит и целям устойчивого развития города, расширяя его специализацию, резко снижая риск узкой направленности хозяйства, что особенно важно в условиях рынка. Это достигается за счет следующих мер: необходимого развития сферы обслуживания (как для своих жителей, так и для населения тяготеющего к городу района); активной линии на развитие местного хозяйства путем рационального использования местных ресурсов и возможностей; преодоления диспропорции между традиционной ориентацией на общегосударственную специализацию и слабым развитием сфер деятельности, направленных на удовлетворение потребностей хозяйства города и района, их жителей.
Необходимо выявление и отбор жизнеспособных предприятий; инвентаризация всех собственников и оценка результатов их хозяйственной деятельности, выявление неэффективных собственников, дочерних предприятий-однодневок, образованных с одной целью — ухода от налогов; четкое определение состава муниципальной экономики и ее структуры и т.д.
При восстановлении потенциала экономической базы важным является сохранение исторической преемственности его градообразующих функций, укрепление генезиса города через расширение спектра и усиление значимости градообразующих объектов. Развитие малого бизнеса и предпринимательства имеет важное, но не решающее значение. Оно не может компенсировать утрату традиционной специализации градообразующих предприятий [4].
При разработке основных мероприятий и приоритетных направлений восстановления экономической базы необходимо учитывать макроэкономические условия, определяемые государственной экономической, налогово-бюджетной и финансовой политикой, национальной политикой, духовно-религиозной деятельностью.


Литература
1. Занадворов В.С., Ильина И.П. Теория экономики города. - М., 1999.
2. Трейвиш А.И. Центр, район и страна. Инерция и новации в развитии российского крупногородского архипелага // Крупные города и вызовы глобализации. - М., 2003.
3. Крупные города и вызовы глобализации. - М., 2003.
4. Пуляркин В.А. Локальные цивилизации во времени и пространстве (взгляд географа). - М., 2005.
5. Сенявский А.С. Урбанизация в России в XX веке. Роль в историческом процессе. - М., 2003. - С. 80.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия