Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Суслова Ю. Ю.
профессор кафедры экономики и планирования
Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук

Ченченко Д. А.
аспирант кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института

Стратегические направления развития города и их взаимодействие с рыночной инфраструктурой
В статье рассмотрены основные стратегические направления развития города в части социального, финансово-экономического потенциалов, а также повышения качества городской среды
Ключевые слова: рыночная инфраструктура, качество городской среды, социальный потенциал города, финансово-экономический потенциал города
УДК 334.02; ББК 8.65.05.0.2   Стр: 265 - 268

Методология формирования комплекса рыночной инфраструктуры в отдельном региональном образовании должна обеспечивать приоритет соответствующих потребностей и предусматривать при их реализации сочетание региональных и отраслевых интересов на определенном расчетном поле. В этом случае формирование рыночной инфраструктуры будет осуществляться с позиций структурно-функционального подхода, путем разработки и реализации комплексного плана ее развития и размещения, а основные показатели этого плана начнут рассчитываться исходя из локальных (региональных) районных требований при обусловленном уровне эффективности составляющих ее отраслевых элементов. В этом случае возможно получение определенной системы нормативов, отражающих региональные условия функционирования рынка и соизмеримых с ним ресурсных возможностей муниципального образования.
В системе муниципального управления необходимо иметь мониторинговую и прогнозную систему, которая постоянно держала бы в поле зрения все возможные риски и на основе аппарата рискового моделирования готовила упреждающие решения по корректировке экономической и социальной политики городской власти.
Чтобы перейти к стратегическому управлению в реальном масштабе времени, следует провести мониторинг развития рынков с использованием специальных систем и методов их отслеживания, ранжировать возможные стратегические решения по степени их срочности и этапам реализации, согласно предлагаемой блок-схемы стратегического развития города и его макроподсистем.
Стратегический план города направлен на реализацию целей, определенных по уровню управления городским хозяйством. Главной целью (миссией) является создание благоприятных условий для жизни населения, деятельности хозяйствующих субъектов и устойчивого развития города.
Достижение миссии предполагает реализацию следующих стратегических направлений, представленных на рис.1.
Рис. 1. Стратегические направления развития города и их взаимодействие с рыночной инфраструктурой
Социальный потенциал города позволяет рассматривать особенности города как сложного социально-инфраструктурного системного комплекса, определяющего возможности человеческой активности, реализуемой в определенных формах социальных отношений и опирающейся на существующие социальные институты и инфраструктуру города.
Основной целью реализации социального потенциала города является оптимальное удовлетворение потребностей населения в услугах социальной сферы.
Приоритетными направлениями в данном контексте считаются: создание нормативно-правовых, организационных, институциональных условий для внедрения современных социальных технологий; повышение качества, расширение спектра оказываемых услуг в области медицины, образования, социальной защиты населения, культурно-досуговых услуг и др.
Ожидаемыми результатами стратегического планирования социальной сферы являются: создание благоприятных экономических и организационных условий для формирования рыночной системы хозяйствования в социальной сфере, направленной на удовлетворение социальных потребностей всех слоев населения и расширение спектра социальных услуг; повышение уровня здравоохранения, образования, совершенствование системы социальной защиты и поддержки населения.
Целью самоорганизации городского сообщества является развитие гражданского общества, формирование социального партнерства общественных объединений, бизнеса и органов власти в решении проблем города.
Приоритетными направлениями муниципального управления может послужить формирование системы взаимодействия организаций города с субъектами управления СФО, края, города; оказание содействия появлению самостоятельных организаций, учреждений широкого спектра социальных услуг, обеспечивающих потребности населения, а также формирование нормативно-правовой базы для стимулирования коммерческих организаций в совместных проектах с общественными организациями, имеющими социальную значимость для города.
В целях повышения эффективности управления городом предлагается профессионализация муниципального управления, приоритетными направлениями которой являются: снижение бюрократических издержек в системе управления, обеспечение экономической самостоятельности муниципальных учреждений, совершенствование кадровой работы, установление эффективного обмена информацией и создание системы консалтинговых мероприятий по муниципальному управлению и развитию города.
Финансово-экономический потенциал является необходимым условием эффективного управления развитием города и осуществления функций управления, реализуемых муниципальными органами власти.
Основными направлениями укрепления финансово-экономического потенциала города являются: увеличение доходов и оптимизация расходов местного бюджета; повышение эффективности управления муниципальной собственностью; повышение конкурентоспособности предприятий; развитие малого предпринимательства, инновационной деятельности и развитие торговли и потребительского рынка города.
Более подробно рассмотрим основные цели и приоритетные направления их развития.
Превращение бюджета города в эффективный инструмент стимулирования и повышения устойчивости социально-экономического развития города, является основной целью его оптимизации. Приоритетными направлениями в области увеличения доходной базы бюджета предлагаются: увеличение налоговых поступлений, за счет фискальных методов государственного регулирования, повышение качества налогового администрирования, использование механизмов инвестиционного кредитования и другие. В оптимизации расходной части бюджета выделяют: переход к адресной системе финансирования социальных программ, экономия текущих бюджетных средств, проведение политики секвестра расходов бюджета, совершенствование методологии планирования бюджетных расходов. Основой управления бюджетом города является совершенствование межбюджетных отношений, как с Красноярским краем, так и Федеральным бюджетом, что приводит к обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета города, повышения эффективности управления муниципальным долгом, реструктуризации кредиторской задолженности.
Повышение эффективности управления муниципальной собственностью выявляет ряд проблем, связанных с недостаточным использованием возможностей формирования доходов бюджета города за счет использования муниципальной собственности, наличие барьеров для приватизации и других способов реализации управленческих полномочий в отношении муниципальной собственности, недостаток оборотных средств юридических лиц для реализации своего права собственности на земельные участки и другие объекты. Поэтому в качестве приоритетных направлений повышения эффективности управления муниципальной собственностью отмечают: обеспечение устойчивого роста доходов от использования муниципальной собственности, оптимизация количества объектов муниципальной собственности, повышение эффективности использования ресурсов муниципалитета.
Основной целью повышения конкурентоспособности предприятий является создание условий для сохранения и ускорения темпов развития экономики города. К приоритетным направлениям данного положения можно отнести формирование политики, направленной на использование внутренних ресурсов предприятий, содействие получению предприятиями государственных заказов, как краевых, так и федеральных, содействие внутрирегиональной кооперации и интеграции предприятий.
Развитие малого предпринимательства и инновационной деятельности ставят своей целью создание благоприятных условий, способствующих устойчивому функционированию и развитию малого предпринимательства и инновационной активности, для повышения эффективности и социальной направленности экономики города. Приоритетными направлениями этой точки зрения могут служить: участие в разработке предложений по совершенствованию законодательства, определяющего нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства, снижение административных барьеров для вновь создаваемых предприятий, их информационное и методическое обеспечение, создание соответствующей инфраструктуры, стимулирование предпринимательской и инновационной деятельности путем создания и развития механизмов, обеспечивающих финансово-кредитную и имущественную поддержку данных предприятий.
Основной целью развития торговли и потребительского рынка города является совершенствование его инфраструктуры и обеспечения сбалансированного спроса и предложения на товарном рынке. Для ее реализации приоритетными направлениями выделяются: создание условий для развития отрасли торговли, проведение маркетинговых исследований о состоянии, тенденциях и перспективах развития потребительского рынка, создание информационной базы для субъектов потребительского рынка на основе использования современных информационных технологий, а также разработки инфраструктурных стандартов потребительского рынка, отвечающих современным требованиям развития экономики.
Формирование политики в области трудовых отношений, основанных на принципах социального партнерства и ориентированной на повышение стандартов качества жизни населения, является основной целью формирования благоприятной политики в области трудовых отношений. Значимыми направлениями данной области являются: совершенствование информационного обеспечения при принятии решений по регулированию уровня занятости населения города, оптимизации структуры средств, направляемых на создание и сохранение рабочих мест, совершенствование системы стимулирования работодателей, содействующих рационализации структуры занятости, системы социального партнерства на рынке труда.
Повышение качества городской среды, в соответствии с принципами устойчивого и гармоничного развития города, характеризуется следующими параметрами: экологической безопасностью, культурной преемственностью градостроительных решений, гармонией и многообразием города, надежностью и безопасностью транспортной и инженерной инфраструктуры, комплексностью решений жилищной проблемы, эффективным использованием производственных территорий, развитостью и доступностью системы общественных центров. Формирование качественной городской среды осуществляется путем реорганизации и благоустройства территории города в ее существующих границах, градостроительной политикой и соответствующими нормативами, социокультурным потенциалом города и организационными методами воздействия городской власти в решении данных проблем.
Разработка организационно-экономического механизма развития города в пределах экологической емкости является основной целью обеспечения безопасности среды жизнедеятельности и устойчивости природного комплекса города. Приоритетными направлениями в данной области является: совершенствование системы управления в области охраны окружающей среды, транспортной инфраструктуры, утилизации бытовых и промышленных отходов, развитие объектов внешнего благоустройства, снижение риска и последствий чрезвычайных ситуаций в городе.
При совершенствовании градостроительных решений основное внимание уделяется улучшению архитектурного облика города на основе обеспечения культурной преемственности градостроительных решений, развития экологически чистых и комфортных зон проживания, создание условий для инвестирования в строительство, развитие систем правового, функционального и ценового зонирования территорий.
Обеспечение безопасности и надежности транспортных связей в условиях прогнозируемого роста миграции населения и увеличения объемов пассажирских и грузовых перевозок, жестких экологических требований, предъявляемых к ним, является основой развития транспортной инфраструктуры города. Поставленная задача требует развития единой транспортной системы города, обеспечивающей взаимодействие и взаимодополняемость личного и общественного транспорта, а также возможность альтернативного выбора потребителем видов транспортного обслуживания. Приоритетными направлениями в области транспортной инфраструктуры является: повышение пропускной способности на транспорте, привлечение инвестиций в обновление и развитие транспортной инфраструктуры, совершенствование системы управления и повышение качества обслуживания пассажиров.
Повышение надежности и безопасности инженерной инфраструктуры является задачей производственной и экологической безопасности инфраструктуры города. Приоритетными направлениями в данной области является: обеспечение энерго- и ресурсосбережения в системе оказания жилищно-коммунальных услуг населению, развитие информационной инфраструктуры муниципальной системы управления, а также отраслей информационно-коммуникационных технологий и сферы информационных услуг.
Формирование комфортной жилищной среды, обеспечивающей комплексное решение жилищной проблемы в городе, является фактором выработки эффективной политики в области жилищно-коммунального хозяйства города. Основными направлениями данной политики становятся: сохранение, обновление и модернизация жилищного фонда, снижение стоимости строительства жилья, совершенствование тарифной политики на жилищно-коммунальные услуги, совершенствование механизма правоотношений между производителями и получателями жилищных услуг.
Улучшение использования производственных территорий является основой превращения производственно-промышленных зон в технопарковые, рекреационные зоны отдыха горожан.
Повышение доступности социально-бытового обслуживания закладывается в основу развития социальной инфраструктуры города, проявляющейся через культурно-бытовое строительство, повышение коммерческой привлекательности сферы социально-бытового обслуживания и привлечение внебюджетных средств для выравнивания диспропорций в размещении по территории города предприятий и перечня социально-бытовых услуг.
Финансирование основных направлений развития инфраструктуры города осуществляется на основе бюджетной поддержки, которая проявляется через:
● Увеличение объемов производства и поставок продукции с высокими конкурентными преимуществами;
● Повышение производительности труда и снижение производственных затрат;
● Повышение уровня экологической и техногенной безопасности производства и системы жизнеобеспечения города;
● Улучшение транспортного, информационного, коммунального, образовательного и культурного обслуживания населения;
● Повышение эффективности производства за счет развития социальной и институциональной инфраструктуры;
● Рост уровня оплаты труда в экономике и занятости населения города, создание новых рабочих мест и модернизация действующих.
Формы муниципальной поддержки устанавливаются нормативно-правовыми актами города и включают в себя: адресное предоставление бюджетных кредитов, приобретение муниципальных ценных бумаг, специальные налоговые режимы предприятиям и организациям, размещение и прием муниципальных заказов на производство продукции для нужд города, реструктуризацию задолженности перед бюджетом, различные льготы и преференции, предоставляемые участникам рынка.
Развитие экономики города на основе реструктуризации предприятий, обновления техники и технологий, создание новых эффективных производств, способствует возникновению конкурентоспособных товаропроизводителей, рыночных отношений между ними. Значительное развитие получает также и потребительский рынок за счет расширения местного производства продукции, более широкого товарного ассортимента, качества обслуживания потребителей.
Таким образом, реализация стратегических направлений развития города и их взаимодействие с рыночной инфраструктурой способствует повышению эффективности действий на потребительском рынке и предопределяет основные методы оценки рыночной инфраструктуры региона.


Литература
1. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: учеб. пособие / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. — М.: Финстатинформ, 1997. — 220 с.
2. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник / В.Н. Архангельский, А.В. Бударина, В.С. Булаков и др.); под общ. ред. В.И. Кушлина. — Изд. 3-е доп. Перераб. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 615 с.
3. Менжерес В.Н. Устойчивое функционирование предприятия в инфраструктуре регионального рынка: теория и методология. — СПб.: Изд-во СПГУЭФ, 2002. — 160 с.
4. Мордовченков Н.В. Рыночные аспекты современной инфраструктуры (теория, методология, опыт). — Н. Новгород: Изд-во Гладкова, 2002. — 394 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия