| | Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Пастухова Н. И. аспирант кафедры предпринимательства и управления ЖКХ
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики
| |
| | В статье представлена концепция повышения качества услуг жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне. Исследование выполнено на примере муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области | Ключевые слова: муниципальное образование, жилищно-коммунальное хозяйство, качество услуг жилищно-коммунального хозяйства | УДК 332.87; ББК 65.441 Стр: 279 - 282 | Муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) по своей структуре является сложным территориально-хозяйственным комплексом, включающим в себя ряд подотраслей, существенно отличающихся по технологии производственных процессов и по процедуре предоставления услуг.
Жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК) — это совокупность различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов производственно-экономической деятельности, ориентированных на выполнение работ или оказание услуг, объективно необходимых для жизнеобеспечения территории, посредством предоставления жилищно-коммунальных услуг. Он включает в себя:
— жилищное хозяйство (жилищный и нежилой фонд, управляющие и подрядные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации);
— инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение, в том числе: санитарно-технические предприятия (водопровод и канализация, службы по уборке городских территорий и санитарной очистке домовладений; сбор, транспортировка и утилизация бытовых отходов); энергетические предприятия (электросети, газовое хозяйство, тепловые сети, городской пассажирский транспорт); инфраструктуру внешнего благоустройства города (зеленые насаждения, мосты, дороги и тротуары, уличное освещение, водоемы, малые архитектурные формы, пешеходные переходы и эстакады).
В состав ЖКК входят предприятия и организации вне зависимости от форм собственности, ведомственной принадлежности, любых организационно-правовых форм хозяйствования, осуществляющие различные виды производственно-хозяйственной деятельности. Объектами ЖКК являются здания, инженерные коммуникации, сооружения и технологические звенья производственного цикла (жилищный и нежилой фонд, и объекты инженерной инфраструктуры; объекты водоснабжения и водоотведения, тепло-, электро-, газоснабжение, инженерные сети и т.д.).
Особенности жилищно-коммунального хозяйства обусловлены его социальной и экономической значимостью, а также сложной системой регулирования и взаимодействия хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, и в первую очередь населения.
Социальная значимость жилищно-коммунального хозяйства состоит в создании необходимых условий для комфортного и безопасного проживания граждан на территории города, бесперебойном предоставлении коммунальных услуг высокого качества.
Экономическая значимость жилищно-коммунального хозяйства определяется постоянным потребительским спросом на работы и услуги, развитием системы жизнеобеспечения территорий и высоким потенциалом для частного бизнеса.
В исследовательских работах отечественных специалистов отражается значимость этой отрасли, как основной составляющей комплекса городского хозяйства. Роль и место отдельных отраслевых групп услуг в процессе достижения поставленных целевых установок определяется стратегией управления городским хозяйством. Их значение целесообразно оценивать исходя из характера (типа) потребностей, которые удовлетворяются посредством функционирования соответствующих хозяйственных субъектов, осуществляющих свою деятельность в отраслях комплекса городского хозяйства (табл. 1) [2,3].
Таблица 1
Набор потребностей в системе комплекса городского хозяйстваОбщественные потребности | Индивидуальные и коллективные потребности | Производственные потребности |
---|
1. Благоустройство территории города и жилых массивов. | 1. Жилищное строительство. | 1. Строительство объектов промышленного назначения. | 2. Санитарная очистка, сбор, вывоз и утилизации жидких и твердых промышленных и бытовых отходов. | 2. Жилищные услуги в части предоставления жилой площади в муниципальном жилищном фонде. | 2. Предоставление коммунальных услуг. | 3. Строительство общественных объектов городского значения. | 3. Содержание и эксплуатация жилищного фонда. | 3. Химическая чистка и стирка. | 4. Централизованное производство электрической и тепловой энергии. | 4. Предоставление коммунальных услуг. | 4. Профессиональная уборка. | 5. Централизованное тепло- газо- и водоснабжение, водоотведение (городская канализация и ливневые стоки). | 5. Благоустройство территорий ЖСК, ТСЖ, ТОС. | 5. Технический контроль. | 6. Дорожное хозяйство. | 6. Услуги городского пассажирского транспорта. | 6. Топливное снабжение. | 7. Экологический контроль. | 7. Топливное снабжение. | | 8. Технический контроль. | 8. Химическая чистка и стирка. | | 9. Химическая чистка и стирка. | 9. Ритуальное обслуживание. | | 10. Профессиональная уборка. | 10. Технический контроль. | | 11. Услуги кладбищ и иных мест захоронения. | | |
Все потребности города с точки зрения источника формирования и формы удовлетворения, можно подразделить на три группы:
— общественные потребности, формирующиеся у города в целом как социально-экономической общности, удовлетворение которых носит исключительно общественный характер, а услуги их удовлетворяющие представляют собой чистое общественное благо;
— индивидуальные и коллективные потребности, формирующиеся у отдельных индивидуумов и ограниченных групп людей, носящие, как правило, рыночный характер, при этом услуги, удовлетворяющие данные потребности представляют собой индивидуальное либо квазиобщественное (смешанное) благо;
— производственные потребности, формирующиеся в производящем секторе экономики мегаполиса, в том числе и у предприятий самого комплекса городского хозяйства, и определяющие промежуточное (производственное) потребление.
Все вышеперечисленные группы потребностей являются основной целью функционирования комплекса городского хозяйства, а услуги жилищного и коммунального обслуживания исторически занимают ведущие позиции в системе удовлетворения его потребностей.
Жилищно-коммунальный комплекс, представляющий собой многопрофильное хозяйство, охватывающее более 30 видов деятельности, обеспечивает условия комфортного проживания населения и работы предприятий города путем надежного и бесперебойного обслуживания и предоставления жилищно-коммунальных услуг высокого качества. Предприятия и организации жилищно-коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием, подразделяются на две основные группы.
Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (услуги), например, воду, тепло, электроэнергию, производство и потребление которых, либо совпадают во времени (электроэнергия), либо следуют друг за другом (водопровод), в связи с чем, предприятия не могут накапливать продукцию и должны производить ее столько, сколько требуется в текущий период.
Ко второй группе относятся предприятия и организации, оказывающие услуги: управляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-эксплуатационные предприятия и компании, организации обеспечивающие внешнее благоустройство.
Жилищно-коммунальные услуги, как правило, подразделяются на личные — удовлетворяющие потребности индивидуального и коллективного характера (услуги жилищного хозяйства, коммунальные услуги) и общественные — удовлетворяющие общественные потребности (содержание зеленых насаждений, уборка и освещение улиц и дорог) [3].
Жилищно-коммунальному хозяйству присущи следующие особенности, принципиально влияющие на основные характеристики и показатели деятельности предприятий и организаций:
— прямая зависимость производства от потребления услуг, осложняет организацию работы коммунальных предприятий, что вызывает необходимость расчета мощностей по наибольшей потребности при низком среднем уровне и неравномерности ее использования по времени, высокая стоимость фондов коммунальных предприятий за счет резервной мощности снижает эффективность инвестиций в коммунальное хозяйство;
— административное подчинение и регулирование со стороны городских и муниципальных органов управления;
— невозможность невыполнения производственной программы ресурсо-снабжающими предприятиями по подаче воды, электро- и теплоэнергии, что влияет на обеспечение бесперебойной и надежной работы коммунальных предприятий, которая должна достигаться путем систематического контроля за безаварийной работой оборудования, проведения требуемых ремонтов, наличия разветвленного сетевого хозяйства, правильного учета и точности расчетов за предоставляемые услуги;
— наличия естественных монополий и развития рынка жилищно-коммунальных услуг в условиях рыночных отношений.
Все это определяет формирование стратегии в системе управления ЖКХ. муниципального образования. Направления развития заложены в программы реформы жилищно-коммунального хозяйства, общей системы государственного и муниципального управления — административная реформа, повышение роли саморегулируемых организаций в вопросах надзора и контроля за качеством предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, развитие организаций самоуправления в ЖКХ.
Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее — МО «Выборгский район») расположено на побережье Финского залива в северо-западной части Ленинградской области и в западной части Карельского перешейка. На северо-западе граница МО «Выборгский район» проходит по государственной границе России с республикой Финляндией, на востоке и юго-востоке район граничит с Приозерским и Всеволожским районами Ленинградской области, с юга граница примыкает к границе субъекта Российской Федерации г. Санкт-Петербургу.
МО «Выборгский район» включает в себя 13 городских и сельских поселений: 7 городских и 6 сельских (с 01.01.2010 г.). Территория МО «Выборгский район» — 7431,2 кв. км. Количество населённых пунктов, расположенных в составе МО «Выборгский район» — 184, в том числе 5 городов (Выборг, Высоцк, Каменногорск, Приморск, Светогорск), 3 поселка городского типа (Лесогорский, Рощино, Советский) и 176 сельских населенных пунктов. Численность населения МО «Выборгский район» составляет 188,47 тыс. чел, в том числе городское население — 143,09 тыс. чел., сельское — 45,4 тыс. чел. (по данным Петростата на 01.01.2010 г.). Административным центром МО «Выборгский район» является город Выборг, расположенный в 141 км от Санкт-Петербурга.
Основные показатели эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства МО «Выборгский район» Ленинградской области за период 2008–2012 годы. представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные показатели эффективности деятельности жилищно-коммунального хозяйства МО «Выборгский район» Ленинградской области за период 2008–2012 годы№ | Показатели | Ед. изм. | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
---|
1. | Доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления: — непосредственное управление — управление ТСЖ — управление управляющей организацией, другой организационно-правовой формы | % % % | 0,09 7,26 92,65 | 0,09 8,7 91,21 | 0,35 10,18 89,47 | 0,43 12,23 87,34 | 0,43 12,23 87,34 | 2. | Доля организаций коммунального комплекса по производству и оказанию услуг и использующих объекты на праве частной собственности, по договору аренды | % | 50 | 50 | 80 | 80 | 80 | 3. | Доля организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и оказанию услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах | % | 66 | 66 | 66 | 66 | 66 | 4. | Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета: — отопление — горячее водоснабжение — холодное водоснабжение |
% % % |
1,5 35,4 25,8 |
1,1 42,6 30,2 |
2,5 48,5 37,5 |
50 70 60 |
100 100 100 | 5. | Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги | % | 97,76 | 94,24 | 96 | 96 | 96 | 6. | Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя — всего | кв. м | 24,9 | 25,6 | 26,2 | 26,8 | 27,4 | 7. | Число жилых квартир в расчете на 1000 человек населения | ед. | 483 | 490 | 497 | 503 | 509 | 8. | Объем жилищного строительства, предусмотренный в соответствии с выданными разрешениями на строительство жилых зданий, число жилых квартир | ед. | 796 | 1210 | 1294 | 1423 | 1595 |
В МО «Выборгский район» достаточно высокий уровень благоустройства жилищного фонда (инженерное обеспечение), из всего жилищного фонда оборудовано (тыс. м2):
— водопроводом 83,2 %
— канализацией 82,7 %
— отоплением 82,6 %
— горячим водоснабжением 64,9 %
— газом (сетевым, сжиженным) 85,8 %
— ваннами (душем) 74,9 %
— телефонами 52 %
Ежегодно планово растет плата за наём, содержание и ремонт жилья, за услуги горячего и холодного водоснабжения, отопления, вывоз ТБО.
Величина ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 192,8 тыс. кв. м (3,3 % всего жилфонда района в соответствии с Паспортом муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области за 2009 год).
Распределение жилищного фонда по формам собственности представлено в табл. 3.
Таблица 3
Распределение жилищного фонда по формам собственностиФорма собственности | тыс. кв. м |
---|
Частная собственность | 3388,6 | Государственная собственность, в т.ч. | 282,2 | Федеральная собственность | 186,9 | Собственность Ленинградской области | 10,9 | Муниципальная собственность | 2098,6 | Итого: | 5844,4 |
Только в городе Выборге, Административном центре МО «Выборгский район», постройки до 1940 года составляют 14% от общего жилого фонда. В районе 310 домов общей площадью 49 тысяч квадратных метров признаны ветхими и аварийными. В г. Выборге таких домов 173, что составляет 2% от муниципальной жилой площади, а в муниципальную адресную программу по проведению капитального ремонта на 2010 год включено только 20 многоквартирных домов. Общая стоимость капитального ремонта составляет 120,9 миллион рублей, из них: 102,4 млн руб. средства Фонда; в пределах 3,1 млн руб. средства субъекта; 9,3 млн руб. средства местного бюджета; 6,1 млн руб. средства собственников помещений, ТСЖ.
ЖКХ в структуре экономики муниципального образования не только обеспечивает взаимосвязь основных подсистем инфраструктуры муниципального образования, но и участвует в рекреации человеческого потенциала всех хозяйствующих субъектов, расположенных на его территории.
В современных социально-экономических условий целью реформирования ЖКХ муниципального образования является его перевод на социально ориентированные принципы функционирования для обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами высокого качества. Для реализации поставленной цели необходимо снижение стоимости и повышения качества жилищно-коммунальных услуг на основе формирования многообразия собственников в жилищной сфере.
Анализируя состав нормативно-правовых и бюджетных мер, принятых территориальным руководством, можно сделать вывод о наличии достаточно развитого управленческого подхода к вопросам формирования жилищно-коммунального хозяйства, усилий по развитию системы самоуправления многоквартирными домами собственниками и создание на их основе товариществ собственников жилья. Но вместе с тем целостная система управления ЖКХ еще не сложилась, как и в целом по стране. Прежде всего потому, что создание Управляющих компаний происходило на базе бывших муниципальных структур, а создание альтернативных рыночных структур по оказанию коммунальных сервисов осуществляется очень медленно.
Для развития системы самоуправления некоммерческих организаций в ЖКХ в форме товарищества собственников жилья, необходимо дать четкое определение ее содержания и сформировать основные положения концепции. Система самоуправления в некоммерческих организациях жилищно-коммунального хозяйства — это процесс управления имуществом, потоками жилищно-коммунальных услуг, денежным оборотом, формированием и использованием ресурсов конечных потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В результате исследований концептуальных направлений развития некоммерческих структур ЖКХ, действующих на принципах самоуправления, установлено, что обеспечение эффективной деятельности института управления многоквартирным домом собственниками возможно и целесообразно в форме товарищества собственников жилья.
Концепция ТСЖ, как система научно обоснованных представлений об управлении деятельностью организаций, определяет развитие организационно-экономического механизма с учетом интересов собственников помещений, жильцов, членов товарищества. Организация эффективной деятельности товарищества направлена на сохранение и увеличение стоимости недвижимого имущества в многоквартирном доме и на повышение качества обслуживания.
Концепция развития системы самоуправления в некоммерческих организациях ЖКХ в форме товариществ собственников жилья исходит из комплексного подхода по управлению жилой недвижимостью, улучшении качественных характеристик жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых в домах и придомовых территориях. Концепция ТСЖ определяет основные направления развития системы самоуправления некоммерческих организаций в ЖКХ, включающие процесс управления имуществом, денежным оборотом, качеством жилищно-коммунальных услуг, формированием и использованием ресурсов их конечных потребителей. Проведенные исследования позволили установить проблемы, возникающие в системе ТСЖ. Рассмотрим это на примере МО «Выборгский район». В 2010 году на территории Выборгского района в обслуживании управляющих организаций (три частные) находилось 2272 многоквартирных дома, в управлении ТСЖ — 238 , в непосредственном управлении собственников — 11. Для сравнения, в 2009 году в обслуживании управляющих организаций находилось 2180 многоквартирных дома, в управлении ТСЖ — 202. Увеличение доли многоквартирных домов, в отношении которых собственники помещений в доме выбрали способ управления ТСЖ, возросло в связи с проведенной разъяснительной работой среди населения о способах управления и оказанием помощи в регистрации ТСЖ.
В показателях эффективности деятельности муниципального образования предусматривается увеличение доли многоквартирных домов управляемых товариществами собственников жилья (ТСЖ) и имеет место тенденция этого увеличения в среднем в 1,2 раза. Оперативные данные налогового органа по количеству зарегистрированных ТСЖ по муниципальному образованию с 2000 года по 2009 год представлены в табл. 4.
Таблица 4
Число зарегистрированных товариществ собственников жилья по МО «Выборгский район» Ленинградской области за 2000–2009 годы, %Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2005 |
---|
Количество ТСЖ, ед. | 2 | 2 | 4 | 5 | 2 | Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
---|
Количество ТСЖ, ед. | 5 | 1 | 8 | 9 | |
Согласно данным «Управляющей компании по ЖКХ» в МО «Выборгский район» Ленинградской области на 1 января 2010 года создано 38 товариществ собственников жилья (табл.5).
Таблица 5
Товарищества собственников жилья, созданные в отдельных домах МО «Выборгский район» Ленинградской областиПериод | Количество ТСЖ | Количество домов | Общая площадь, кв. м |
---|
До 2007 г. (включительно) | 25 | 27 | 114 764,89 | 2008 г. | 9 | 137 | 127 395,05 | 2009 г. | 4 | 35 | 176 649,66 | Всего: | 38 | 199 | 418 809,6 |
В МО «Выборгский район» ТСЖ созданы в 199 домах, от общего количества домов это составляет 8,7%; общая площадь домов — 418,8 тыс. кв. м., что составляет 12,5% от общей площади по муниципальному району. Решение о привлечении управляющей компании к управлению, приняло девять ТСЖ или 31% от общего их количества (табл.6)
Таблица 6
Организация товариществ собственников жилья по формам управления в МО «Выборгский район» Ленинградской областиФорма Управления ТСЖ | Количество ТСЖ | Количество домов | Общая площадь, кв.м |
---|
Самим товариществом | 29 | 62 | 291 414,55 | Управляющей организацией | 9 | 137 | 127 395,05 | Всего: | 38 | 199 | 418 809,6 |
При создании ТСЖ в МО «Выборгский район» возникла проблема, характерная для всех ТСЖ, создаваемых в Российской федерации. При создании ТСЖ в действующем жилищном фонде объединения собственников жилья оказываются в худших условиях по сравнению с муниципальными организациями, выполняющими аналогичные функции управления жилищным фондом. В действующих многоквартирных домах причиной является нежелание жильцов нести значительные затраты по капитальному ремонту, прежде всего из-за отсутствия собственных средств, а инвесторы не имеют стимулов и гарантий для вложения средств в жилищно-коммунальный бизнес. Вкладывая денежные средства в модернизацию дома сегодня, инвестор не имеет гарантии, что завтра собственник не откажется от его услуг. В муниципальном образовании «Выборгский район» это особенно очевидно: муниципальный жилищный фонд составляет 66% от общей площади жилья в районе; количество муниципальных домов составляет 2916 единиц; жилищный фонд значительно изношен. Для поддержки ТСЖ муниципальное образование должно разработать на местном уровне программу содействия его становлению в существующем жилищном фонде, предусматривающую возможность получения дотаций из местных бюджетов на текущее содержание и капитальный ремонт с дифференциацией в зависимости от степени износа жилищного фонда.
Реформа ЖКХ, в том числе и на уровне муниципального образования предусматривает демонополизацию обслуживания жилищного фонда и формирование рынка жилищно-коммунальных услуг. Изучение передового зарубежного опыта показало, что создание эффективного механизма управления муниципальным жилищным фондом достигается путем выделения функций управления и обслуживания муниципальной недвижимости собственника жилищного фонда (муниципалитета) и передаче их на конкурсной основе специализированным организациям.
В качестве альтернативы службе заказчика как муниципального предприятия можно рассмотреть службу заказчика как муниципальное учреждение. Однако при такой схеме управления финансирование осуществляется из бюджета и не заинтересовывает службу заказчика в результатах своего труда. При этом расходы на ЖКХ возрастают вследствие необходимости ее финансирования из бюджета. Деятельность службы заказчика (управляющей компании) должна входить в стоимость жилищно-коммунальных услуг. Изучение передового зарубежного опыта показало, что затраты на службу заказчика составляют от 4 до 8% стоимости жилищно-коммунальных услуг [9].
По нашему мнению, формирование системы эффективных договорных отношений на поставку ЖКУ является длительным процессом, связанным с окончательным переходом от административных рычагов управления к рыночным. Муниципальные органы власти осуществляют контроль за деятельностью подрядных организаций, обеспечивая процедуру оплаты только реально выполненных работ или поставленных услуг.
Для внедрения альтернативных технологий ресурсосбережения, включая разработку технических и организационных мер по установке приборов учета и регулирования потребления коммунальных услуг в масштабах микрорайона, дома, квартиры, целесообразно формирование внебюджетных источников кредитного финансирования работ по ресурсосбережению, например, муниципального Фонда ресурсосбережения. Для его формирования можно предложить увеличить на незначительный процент тариф на жилищно-коммунальные услуги. Денежные средства из Фонда ресурсосбережения для проведения соответствующих работ будут использованы для выделения на кредитной основе ресурсоснабжающим и управляющим организациям.
Таким образом, в современных социально-экономических условиях основными проблемами снижения качества жилищно-коммунальных услуг является неэффективное управление жилищным фондом, а также нехозяйственное отношение к жилью. Проблемы управления ЖКХ на муниципальном уровне заключаются в недостатке средств, квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования, в необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы ЖКХ. Жилищная проблема является весьма многогранной и требует системной разработки современных механизмов, методов, средств и формирования ресурсов для ее решения. |
| |
|
|