Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Буранбаева Л. З.
старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета
Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета,
соискатель кафедры региональной экономики Башкирского государственного университета

Яндавлетова Д. Х.
ассистент кафедры бухгалтерского учета Сибайского института (филиала)
Башкирского государственного университета


Приоритетные направления формирования и функционирования региональной системы здравоохранения
В статье раскрыты механизмы формирования региональной системы здравоохранения. Определены основные проблемы и направления развития системы. Доказана необходимость разработки данных направлений и их практическое значение
Ключевые слова: здравоохранение, региональная система здравоохранения, специализированная медицинская помощь, реструктуризация здравоохранения, реформирование здравоохранения
УДК 76.01.11; ББК 65.05   Стр: 326 - 329

Реструктуризация здравоохранения Российской Федерации и ее субъектов возможна лишь при переходе его к современным технологиям, техническому перевооружению учреждений при существенном увеличении объемов финансирования.
В современных социально-экономических условиях необходимо введение системы комплексного территориального планирования системы здравоохранения для решения проблем координации действий органов власти разных уровней. Необходимо предусмотреть совместную ответственность региональных органов управления здравоохранения за разработку и реализацию программ обязательного страхования и программ развития региональной системы здравоохранения (в соответствии с реальным финансовым обеспечением).
Реформирование системы здравоохранения предусматривает разработку механизма, позволяющего установить закрепленные за разными категориями населения источники финансирования, сделать благодаря этому размеры финансирования менее зависимыми от бюджетных приоритетов; платить медицинским учреждениям не за размеры коечного фонда и численность персонала, а за реальные объемы и качество оказанной социальной помощи; включить в систему здравоохранения информированных посредников — страховые фонды или страховые компании. К сожалению, в настоящее время не отработаны механизмы формирования средств на страхование неработающих лиц, отсутствуют единые подходы к использованию экономических методов управления. Контроль качества и защита прав населения остались практически незаметными для них. Выбор страховщика осуществляется работодателями и органами местной власти, а не самими застрахованными.
В целях усовершенствования и развития материально-технической базы медицинских учреждений и всей региональной системы здравоохранения, возможно применение финансового механизма взаимодействия субъектов за счет создания инвестиционного фонда на развитие медицинских учреждений. Под инвестициями фонда в данном случае понимаются все виды имущественных, финансовых и интеллектуальных ценностей.
Инвестиционный фонд может быть создан на базе территориального фонда обязательного страхования Республики Башкортостан на основе сотрудничества с региональными органами управления. Финансовые средства инвестиционного фонда могут образовываться за счет: целевых бюджетных средств; добровольных взносов от юридических и физических лиц, в том числе зарубежных; иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Целью инвестиций должны являться в т.ч. реконструкция и развитие материальной базы медицинских учреждений.
Инвестиционные средства могут предоставляться в форме кредитов на возвратной основе, погашение которых может осуществляться из получаемых медицинскими учреждениями средств, как по линии обязательного страхования, так и бюджетных.
Необходимо руководствоваться понятиями эффективности, как результата, так и эффективности распределения финансовых ресурсов и эффективности деятельности. В условиях ограниченных ресурсов для обоснованного принятия решений необходимо осуществлять экономическую оценку эффективности различных программ и технологий на федеральном, региональном, муниципальном уровне и на уровне медицинского учреждения.
Анализ экономической эффективности всегда выполняется с одной главной целью — облегчения выбора между альтернативами использования имеющихся ресурсов.
Создание и функционирование государственных медицинских учреждений в сельских районах способствует обеспечению жителей этих районов доступной высокотехнологичной эффективной медицинской услугой, максимальному приближению ее к потребителям услуг, повышению управления отраслью и ответственности управленческих структур всех уровней за своевременность и высокую результативность медицинской помощи населению, повышению эффективности использования финансовых, кадровых и материальных ресурсов, реализации социальной справедливости в оказании услуг вне зависимости от места жительства.
Создание социальных округов с центрами в наиболее крупных районах позволит повысить оперативность и результативность управления ими, а оснащение современным оборудованием позволит получать не только объемную, но и более качественную медицинскую помощь. Социальный эффект мероприятия — приближение высокотехнологичной медицинской услуги к сельским жителям, улучшение качества услуг, снижение заболеваемости и смертности сельских жителей.
Необходимо строительство, реконструкция и газификация объектов здравоохранения в сельской местности для улучшения оказания медицинских услуг населению, развития материально-технической базы учреждений, приведения площадей учреждений и условий пребывания больных к нормативным требованиям, для улучшения условий труда работников, закрепления кадров в сельской местности.
Существующая материально-техническая база лечебно-профилактических учреждений региональной системы здравоохранения из-за длительной эксплуатации ветшает, что приводит к физическому и моральному износу зданий, аварийному состоянию и невозможности их дальнейшей эксплуатации. Особое место в развитии сети медицинских учреждений занимает строительство центров врачей общей практики. В виду отсутствия необходимой материальной базы и дефицита площадей в существующих лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения региона крайне необходимо строительство центров врачей общей практики, как в городах, так и в районных центрах, особенно для организации медицинской помощи населению, проживающему в отдалении от центральных районных больниц и поликлиник крупных городов и столицы. Для обеспечения объема деятельности специалистов врачей общей практики каждый центр должен иметь набор помещений различного назначения, обеспечивающий соблюдение санитарно-гигиенических норм.
Необходимо также совершенствование кадровой политики региональной системы здравоохранения. В период глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, и реформирования системы здравоохранения особую значимость приобретает оптимизация управления кадровыми ресурсами как важнейшей составляющей стратегического развития отрасли. Кадры обеспечивают эффективность, результативность деятельности не только всей отрасли в целом, но региональной системы здравоохранения. Важными факторами, определяющими нестабильность кадров современного медицинского учреждения, являются отсутствие координации органов управления здравоохранения с образовательными учреждениями по вопросам подготовки врачей в соответствии со спросом на рынке труда; отсутствие программ адаптации молодых специалистов; отсутствие политики развития кадров. Большое внимание должно уделяться вопросам переобучения врачей участковой службы и узких специалистов амбулаторного звена, врачей-менеджеров, сочетанию заочных и очных форм переобучения, прохождению полного курса обучения и сертификации в качестве врача общей практики.
Одним из основных элементов реформирования региональной системы здравоохранения является модернизация медицинского образования на региональном уровне. Отмена в 1990 г. системы государственного распределения и трудоустройства выпускников, наряду с положительными моментами — предоставлением свободного права выбора места работы и вида занятости, имеет и отрицательные стороны — снизились гарантии выпускникам в плане трудоустройства (в целом по стране), резко снизилась укомплектованность специалистами медицинских учреждений Республики Башкортостан (особенно в сельской местности).
Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения в муниципальных районах из года в год снижается. На 10 тыс. населения приходится 19,3 врача всех специальностей. Средний районный показатель составляет всего 45,2% от областного (42,7% на 10 тыс. населения). В 30 муниципальных районах Республики Башкортостан показатель ниже среднерайонного. Следует проводить целевой набор в Башкирский государственный медицинский университет (БГМУ) для дальнейшей работы подготовленных врачей в сельской местности; для закрепления медицинских кадров в сельской местности планировать строительство и покупку жилья; предусмотреть выплату субсидий врачам, переезжающим в сельскую местность; оказание помощи специалистам в получении льготного ипотечного кредита для покупки жилья. Для финансового обеспечения учебного процесса студентов, принятых по целевому набору в БГМУ, планировать выделение средств из федерального, республиканского, муниципальных бюджетов на безвозвратной основе. Использование сумм предполагается проводить с учетом расходования средств при приеме на обучение 100 студентов каждый год.
Стратегия развития медицинского образования на региональном уровне должна базироваться на программе оптимизации государственного заказа на подготовку специалистов с высшим медицинским образованием для нуждающихся районов и городов и их распределения. В частности необходимо переходить к работе по формуле «не хочешь распределяться — заплати за многолетнюю учебу, компенсируй государству истраченные на образование средства». Потребности интегрированного реформирования и дальнейшего развития здравоохранения, с учетом изменений в практике медико-фармакологического обслуживания населения на основе комплексного решения проблем охраны и укрепления общественного здоровья, организации медико-социальной помощи, совершенствования управления отраслью и повышения эффективности новых экономических механизмов естественным образом, обусловливают необходимость кардинального изменения содержания и методов преподавания социальной медицины, экономики и организации здравоохранения. Все эти вопросы должны постоянно находиться в центре внимания органов здравоохранения и медицинской общественности.
В целях повышения профессионализма управленческого звена необходимо постоянно совершенствовать систему их подготовки и переподготовки по применению современных методов управления. Основными направлениями обучения руководящих кадров здравоохранения должны стать социально-психологические методы управления, социальная психология, теории систем и мотивации, финансовый менеджмент, управление качеством медицинской помощи. Соответствующие приоритеты должны быть определены и при проведении семинаров для руководителей лечебно-профилактических учреждений и органов управления территорий. Ведущую роль в формировании кадрового состава организаторов здравоохранения по-прежнему играет система последипломного образования. Несомненно, традиционные схемы повышения квалификации и переобучения врачей — не единственный и далеко не самый лучший способ подготовки менеджеров для здравоохранения. Однако в условиях активизации реформ, когда основной задачей становится скорейшее насыщение отрасли руководителями, разбирающимися в рыночных отношениях, не остается ничего другого, как считать именно этот способ наиболее приемлемым. К тому же каждый такой врач-менеджер будет обладать опытом практической работы в здравоохранении, что, безусловно, поможет ему при решении проблем, связанных как с жизнью и здоровьем пациентов, так и с условиями труда и жизнью всех категорий медицинских работников.
Задачам современной системы здравоохранения соответствует целевая базовая подготовка специалистов в области управления здравоохранением непосредственно в медицинских вузах. Будущих врачей-менеджеров изначально необходимо ориентировать на выполнение организационно-управленческих функций в системе здравоохранения, передачу управленческих полномочий руководителям действующих подразделений, имеющим опыт практической работы.
Единая информатизация в здравоохранении предусматривает создание новых информационных технологий на всех уровнях управления здравоохранением, основанных на использовании компьютерных и телекоммуникационных средств; новых интеллектуальных медико-технологических систем, направленных на повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи. Развитие информационно-аналитической и программно-технической базы обеспечит структуры управления информацией по всем видам деятельности лечебно-профилактических учреждений, необходимой для обоснования решений, своевременной разработки регистров (количество больных пролеченных в стационаре, поликлинике и т.д.) в соответствии с требованиями РФОМС.
В целях защиты от неоправданных расходов по получению медицинской услуги наименее обеспеченную часть населения следует усилить на уровне региональной системы здравоохранения регулирование платных услуг, оказываемых в медицинских учреждениях. Важнейшим механизмом управления ценообразованием является договорное определение объемов бесплатной помощи, предоставление права лечебно-профилактическому учреждению оказывать платные услуги только сверх этих объемов. Практика показывает, что взаимодействие спроса и предложения на рынке медицинских услуг складываются под сильным воздействием врача. Пациент не может рационально оценивать полезность предлагаемых услуг, его вынуждают производить оплату не столь необходимых ему услуг. Как показывают обследования, уровень цен на одни и те же медицинские услуги, оказываемые в отдельных медицинских учреждениях на платной основе, различается во много раз. Так, максимальная цена компьютерной томографии головного мозга превышает минимальную в 4 раза, коронарографии — в 12 раз, ангиографии — в 15 раз и т.д.
Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг необходимо предусматривать через участие населения в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это, прежде всего, форма страхового взноса граждан в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. В отличие от традиционного коммерческого добровольного медицинского страхования, доступного лишь наиболее обеспеченным категориям населения, дополнительные программы реализуются на тех же условиях, как и базовая программа обязательного медицинского страхования, т.е. являются максимально солидарными и регулируемыми. Привлекательность дополнительной программы для населения зависит от четкости определения пакета дополнительных услуг, соотношения размера уплачиваемого гражданином страхового взноса по данной программе и тех расходов, которые он понесет из-за отсутствия страховки (платные услуги на лечение и приобретение лекарственных препаратов). Дополнительные программы целесообразно формировать, прежде всего, по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например лекарственной и стоматологической.
Для контроля населения за деятельностью лечебно-профилактических учреждений предлагается создание общественных советов, призванных обеспечить максимальную гласность в отношении показателей деятельности данных учреждений, исключение чрезмерной коммерциализации, развитие прозрачных форм распределения поступлений от платных форм медицинского обслуживания. Важно развитие общественных организаций, способных участвовать в определении приоритетных направлений развития региональной системы здравоохранения, защите прав пациентов, информировании граждан. Эти и многие другие функции могут выполняться различными обществами, в том числе организации, объединяющие больных с определенными заболеваниями (например, общества больных астмой, диабетом и т.д.). За рубежом подобная практика получила развитие.
Для совершенствования организации медицинской помощи следует предусмотреть: оптимизацию мощности и структуры стационарной помощи, развитие стационар замещающих технологий (перенос на стационар замещающие технологии до 30% объема стационарной помощи); реструктуризацию коечной сети с учетом интенсивности лечебно-диагностического процесса; поэтапное внедрение системы врача общей практики; обеспечение профилактики и эффективного лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, туберкулеза, ВИЧ/СПИД, ИППП, травматизма, определяющих низкую среднюю продолжительность жизни и высокую смертность в трудоспособном возрасте; улучшение здоровья матери и ребенка; совершенствование лекарственного обеспечения, в т.ч. льготного; охват 80% больных профилактическими программами; укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений; сохранение и развитие муниципального здравоохранения, как источника бесплатной и доступной для всех категорий населения медицинской помощи;
Увеличение сети частных медицинских учреждений региональной системы здравоохранения с целью расширения рынка медицинских услуг. Развитие частной системы здравоохранения за последние годы приобретает все большее политическое, социальное и экономическое значение. В социальной сфере частная система здравоохранения способствует формированию среднего класса собственников, расширению круга работодателей, увеличению количества рабочих мест, созданию условий, при которых достойная жизнь и свободное развитие медицинских работников в большей степени обуславливается их личным вкладом в профессиональную деятельность. В экономической сфере частная система здравоохранения препятствует монополизации медицинской деятельности, создает предпосылки для развития цивилизованной конкурентной среды в медицине, приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджеты, стимулирует поиск новых ресурсосберегающих медицинских технологий, обеспечивающих оптимальное для потребителя сочетание цены и качества медицинской услуги.
На современном этапе развития частной медицины частнопрактикующие врачи, некоммерческие и коммерческие медицинские организации сталкиваются с серьезными проблемами, связанные не только с недостаточностью материальных ресурсов. На уровне региональной системы здравоохранения требуют решения проблемы обеспечения субъектов частной медицины офисами, строительство которых сопряжено с крупными затратами на выполнение проектно-изыскательских работ, проведение работ по оформлению земельного участка, подведение необходимых коммуникаций и т.д. У частнопрактикующих врачей имеются трудности по привлечению финансовых ресурсов на начальном этапе деятельности из-за отсутствия возможностей получения банковских кредитов, предоставлению гарантий для привлечения долгосрочных инвестиций, отсутствия доступа к соответствующим информационным ресурсам. Остается низким уровень подготовки частнопрактикующих врачей и руководителей частных медицинских учреждений в вопросах гражданского, финансового, трудового, налогового законодательства и медицинского права, а также в вопросах эффективного маркетинга и менеджмента на рынке медицинских услуг.
Необходимо дальнейшее совершенствование закупа медикаментов, продуктов питания, изделий медицинского назначения, аппаратуры и оборудования, санитарного автотранспорта, проведение капитального ремонта и пр. на конкурсной основе.
Также необходимо внедрение лизинга. Во многих регионах, в том числе в Республике Башкортостан, происходит переоснащение медицинских учреждений новым оборудованием в рамках региональных программ здравоохранения.
Одним из направлений развития региональной системы здравоохранения является совершенствование специализированной медицинской помощи. Началом становления этого звена здравоохранения считается 1968 г. В этот период был взят курс на создание мощных лечебно-профилактических учреждений, позволяющих развивать специализированные отделения и службы путем создания республиканских центров по приоритетным видам медицинской помощи. Исторически этот процесс имел два этапа развития. Первый этап предполагал создание республиканских лечебно-диагностических центров (РЛДЦ) на базе одного или нескольких близких по профилю отделений и соответствующей клинической кафедры Башкирского государственного медицинского университета. В числе приоритетных задач деятельности республиканских лечебно-диагностических центров являются организация подготовки и специализации врачебных кадров, оказание организационно-методической, лечебно-консультационной и практической помощи районным специалистам и межрайонным специализированным отделениям, изучение заболеваемости населения республики с последующей разработкой профилактических мероприятий по оздоровлению ситуации на ближайший период и перспективу и т.д. Основными клиническими базами деятельности центров являются Республиканская клиническая больница и Республиканская детская клиническая больница, в которых функционируют лечебно-диагностические центры.
На базе специализированных лечебных учреждений Республики Башкортостан функционируют 4 республиканских лечебно-диагностических центра и на базе лечебно-профилактических учреждений г. Уфы: 29 центров оказывает специализированную помощь взрослому, 23 — детскому населению. Республиканские лечебно-диагностические центры оказывают консультативный и стационарный прием. Более 60% консультативного приема и 53% пролеченных больных по республиканским лечебно-диагностическим центрам приходится на Республиканскую клиническую больницу, хотя ее база располагает 38% коечного фонда центров (удельный вес жителей городов и районов республики составляет 80%).
Для обеспечения доступности медицинской помощи населению, повышения ее качества и расширения возможностей своевременного клинического обследования созданы также системы межрайонных консультационно-диагностических центров и межрайонных специализированных отделений. Межрайонные консультационно-диагностические центры расположены на основных лечебных базах республиканских лечебно-диагностических центров и межрайонных специализированных отделений, что позволяет в несколько раз увеличить количество обследуемого населения с обеспечением необходимого уровня и качества проводимых исследований с целью оказания высококвалифицированной специализированной медицинской помощи. Функции межрайонных специализированных отделений выполняют специализированные отделения крупных городских или районных больниц, способные обеспечить сельскому населению высококвалифицированную стационарную медицинскую помощь в случаях, когда центральные районные больницы близлежащих районов не имеют данной возможности. Госпитализация больных из ближайших районов осуществляется в соответствии с порядком, установленным местным органом здравоохранения. Межрайонные специализированные отделения расположены в 9 городах (Белебей, Белорецк, Бирск, Кумертау, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Стерлитамак, Сибай) и одном селе (Малояз). В структуре межрайонных специализированных отделений преобладают отделения травматологии (7), неврологии (7), кардиологии (6), офтальмологии (7), онкологии (5). Низкий удельный вес пролеченных больных — жителей села отмечается гастроэнтерологического (11,1%) и оториноларингологического (9,1%) отделений в г. Салават, Нефтекамск, Октябрьский. Это свидетельствует о сравнительно низкой доступности медицинской помощи для прикрепленного населения. Анализ функционирования межрайонных специализированных отделений показал на существование тенденции ориентации и деятельности преимущественно на население районов и городов, где они расположены. Причинами малодоступности межрайонных специализированных отделений являются вопросы организационного характера и финансирования. Одним их направлений совершенствования специализированной медицинской помощи в Республике Башкортостан является оптимизация взаимодействия и преемственности в работе межрайонных консультационно-диагностических центров (МКДЦ) и межрайонных специализированных отделений (МСО). Для этого необходимо преимущественное развитие межрайонных специализированных отделений в районах и на базе расположения межрайонных консультационно-диагностических центров с одинаковым территориальным подчинением близлежащих районов.


Литература
1. Вялков А.И. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения // Главврач. - 2005. - февраль.
2. Основные направления реформирования здравоохранения // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2005. - № 2. - С. 4-6.
3. Флек В. Финансово-экономические механизмы повышения эффективности системы здравоохранения // Главврач. - 2004. - май.
4. Чубарова Т.В. Управление медицинскими учреждениями: методологические подходы и новые тенденции // Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения. - 2005. - № 7 (49). - С. 51-57.
5. Решение заседания межведомственной комиссии по развитию здравоохранения // Сибайский рабочий. - 2010. - № 144(8327) от 16.09.2010. - С. 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия