Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Петрова А. Т.
профессор кафедры экономического анализа и статистики Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук

Покивайлова Е. А.
доцент кафедры бухгалтерского учета Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Концепция проведения операционного аудита в рамках аудиторских услуг
В статье рассматриваются проблемы взаимодействия практического аудита и науки, описан алгоритм проведения операционного аудита, определено место и роль операционного аудита в системе управления хозяйствующим субъектом
Ключевые слова: аудит, аудиторская услуга, аудиторская наука, операционный аудит
УДК 657.471; ББК 65.052+У052.9(2)2я7   Стр: 339 - 343

В современных условиях в системе управления хозяйствующим субъектом необходимо присутствие той или иной эффективной подсистемы, позволяющей оперативно принимать решения из-за наличия непрерывных разносторонних возмущений, возникающих как во внутренней, так и во внешней среде этого субъекта, а также предвидеть их на перспективу. Определенной подсистемой может выступить современный аудит, которому присущи не только постоянно поддерживающийся профессионализм, но и указанный набор инструментов и принципов, позволяющих исследовать и анализировать ту или иную сложившуюся проблемную ситуацию, предсказать на перспективу и сформировать определенные управленческие рекомендации. Однако аудит в этом случае должен быть не только констатирующим и подтверждающим уже свершившиеся факты, но и аудитом, разносторонне исследующим, консультирующим, ориентированным в будущие вероятные события, которые могут произойти с аудируемым субъектом в результате его непрерывной деятельности, принимаемых управленческих решений и всевозможных взаимодействий с внешним окружением [9].
Аудит является неотъемлемой частью современной системы управления и развития хозяйствующих субъектов независимо от форм их собственности. Наука и практика управления сегодня в этом вопросе едины.
Несмотря на то, что в настоящее время не существует однозначного определения понятия «аудит», практически никто не отрицает, что в российских условиях аудит — это абсолютно новая концепция современного системного и комплексного управления хозяйствующими субъектами. В основе этой концепции лежит стремление современных систем управления хозяйствующими субъектами обеспечить успешное функционирование хозяйствующей экономической системы как в текущий момент времени, так и (что особенно важно) в стратегической перспективе путем:
● адаптации стратегических целей к перманентным воздействиям внешнего окружения;
● согласования оперативных управленческих решений со стратегическими;
● создания системы обеспечения управления своевременной, достаточной и надлежащим образом подготовленной информационной базой (для различных уровней управления), свободной от постоянно присутствующего на практике информационного риска;
● адаптации самой системы управления хозяйствующим субъектом в целях повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на перманентно меняющиеся требования и условия как внешней, так и внутренней среды этого субъекта;
● поддержания конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта.
В настоящее время управление организацией не ограничивается стандартным комплексом мероприятий, нельзя обойтись без качественного анализа и оценки процедур и результатов, действий по совершенствованию методов и технологий повышения инновационного потенциала. Одним из инструментов называют инновационный аудит.
В общем виде аудит представляет собой методологию для измерения и оценки различных бизнес-процессов организации. Большинство бизнес-процессов может быть проанализировано с помощью аудита, если существуют необходимые данные, а также определенные нормативы или стандарты для сравнения. Исходя из этих оснований, аудит может быть определен как процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям [1].
На международном уровне и процесс, и цели аудита определяются следующим образом: аудитом называется систематический процесс объективного сбора и оценки свидетельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих учреждений установленным критериям и представление результатов проверки заинтересованным пользователям [10].
Ряд специалистов отмечают, что в настоящий момент наблюдается тенденция постепенной трансформации аудиторской деятельности в сторону предоставления аудиторских услуг. Поскольку основное внимание начинает уделяться повышению эффективности системы управления организациями в целом, то такой подход способствует расширению круга аудиторских услуг. На практике осуществляются новые виды аудита, такие как операционный аудит.
Операционный аудит представляет собой проверку любой части процедур и способов жизнедеятельности хозяйственной системы с целью анализа производительности и эффективности. Так, операционный аудит не исчерпывается бухгалтерским учетом: процедуры могут представлять: оценку организационной структуры, автоматизацию, методов и способов производства, маркетинга, логистики и любой другой сферы. Так как, эффективность операций гораздо сложнее оценить адекватно, чем их согласованность с инструкциями или формирование финансовой отчетности, следовательно определенные критерии для оценки информации при каждом конкретном аудите очень субъективны. В литературе встречаются понятия и термины: «операционный аудит», «управленческий аудит» или «аудит хозяйственной деятельности». Выделяют три вида аудита (рис. 1) [1]:
Рис.1. Виды операционного аудита

Функциональный аудит представляет собой аудит одной или нескольких функций хозяйственной системы (подсистемы). Плюсом функционального аудита является возможность специализации аудиторов, вследствие чего, повышается результативность аудита. Минусом функционального аудита является невозможность анализа межфункциональных связей.
Организационный аудит зачастую проверяет узко направленную подсистему, либо структурное подразделение организации. Основное внимание уделяется определению выявлению того, как эффективно и результативно происходит взаимодействие подразделений и сотрудников в рамках проверяемого субъекта. Организационный аудит является неотъемлемой и обязательной частью планирования, проектирования, реализации и подведения итогов анализа организационных перемен в организации.
В данной статье авторы уточнили определение организационного аудита, который представляет собой изучение, анализ и контроль управленческой деятельности компании, включая проверку соответствия организационной структуры и регламентирующей ее организационно-распорядительной документации масштабам, характеру деятельности, стратегии и целям компании, операционным тактическим целям, а также требованиям изменяющейся внешней и внутренней среды. Его можно рассматривать как процесс и как событие. Как процесс организационный аудит является совокупностью действий, направленных на образование и совершенствование системы управления и технологии аудита. Этот процесс представляет собой формирование и корректировку или разработку новых стандартов, норм и требований для соответствующих элементов механизма структуры управления; мониторинг и анализ информации об организационной сфере деятельности системы управления. Как событие организационный аудит — это концепция объединения отдельных элементов для реализации программы или цели стратегии, действующих на основе определенных правил и требований.
Цель организационного аудита, по мнению авторов, заключается в определении соответствия организационной структуры и регламентирующей ее организационно-распорядительной и нормативной документации масштабам, характеру и виду деятельности организации. Следует отметить, что цель аудита должна быть определена максимально четко, то есть отвечать всем требованиям заинтересованных лиц и состоянию внешней окружающей среды, так как неграмотная или неверная постановка целей может привести к недостаточному анализу информации или, наоборот, к лишней информации, что грозит потерей временных, материальных ресурсов, и приведет к неверным выводам и результатам.
В части организационного аудита проводится совместная работа специалистов консалтинга и специалистов в области аудита. Результативность консалтинга во многих аспектах зависит от рационального ранжирования объемов работ между всеми участниками проверки. Здесь уместно сказать, что важным в управленческом консалтинговом проекте является повышение квалификации персонала и расширение их кругозора. Кроме того, участвуя в разработке проекта, они впоследствии, на стадии внедрения, не воспринимают его как нечто чужеродное, навязанное сверху, что позволяет обеспечить максимальную эффективность и результативность применяемых методов [4].
В рамках проведения организационного аудита, кроме ниже перечисленных стратегий компании, оцениваются схемы организационных структур, организационно-распорядительная документация, регламентирующая распределение функций и описывающая основные бизнес-процессы, а также прочие регламентирующие документы, видение и осознание менеджментом системы управления в компании, а также наличие устава, положений об обособленных подразделениях, положений о подразделении, должностные инструкции, положений о финансовом и внутреннем служебном документообороте и т.п., трудовые договоры, хозяйственные договоры, договоры о материальной ответственности и прочая организационно-распорядительная документация.
Объектом организационного аудита является, безусловно, не только организационная структура, а различные элементы системы управления (рис. 2).
Рис. 2. Объекты организационного аудита

В процессе осуществления организационного аудита комиссия составляет рабочую документацию, которая может быть представлена в виде графиков, таблиц, диаграмм. Наличие рабочей документации является доказательством и служит основанием для утверждения о фактической проверке, согласно требованиям и составленному договору. На начальном этапе организационного аудита составляют алгоритм, так называемую базовую технологию или концепцию, которая может быть представлена наличием и прохождением следующих этапов (рис. 3).
Рис. 3. Алгоритм проведения организационного аудита

В литературе описывается, что мировое сообщество подразделяет современный аудит на финансовый, аудит соответствия и операционный аудит. Следует отметить, что последний именно и представляет собой интегрированную в систему управления хозяйствующим субъектом подсистему аудита-консалтинга этого субъекта. При этом можно предположить, что основными компонентами его концепции являются операционный аудит как функция и операционный аудит как носитель этой функции, реализуемые внешним аудирующим субъектом [9].
Достоинствами указанного подхода являются следующие:
— внешний аудирующий субъект выполняет свои функции на основе договорных отношений с аудируемым субъектом, определяющим не только временной интервал аудита, но и конкретную проблему, надлежащего решения которой ожидает система управления этим субъектом;
— существует возможность получения управленческих рекомендаций, основанных на профессионализме независимых специалистов, обладающих опытом и знаниями по конкретной проблематике, приобретенными при проведении аналогичных исследований на различных объектах, относящихся не только к отрасли аудируемого субъекта, но и к смежным с ней областям;
— внешний аудирующий субъект, обладая надлежащей методологической базой, способен обеспечить системный подход к проведению аудиторских исследований;
— внешний аудирующий субъект способен предоставить относительно беспристрастные управленческие рекомендации, т.к. он не зависит от системы управления этим субъектом [9].
В то же время важно понять, что операционный аудит в системе управления хозяйствующим субъектом в современных условиях предполагает определенный образ мышления и некий эффективный процесс обеспечения этой системы надлежащим способом подготовленными управленческими рекомендациями по реализации процесса адаптации хозяйствующего экономического субъекта к всевозможным внешним и внутренним воздействиям и ситуационным проявлениям, а также поддержания конкурентоспособности этой системы, как на текущий момент времени, так и на долгосрочную перспективу [9].
Однако, для того чтобы операционный аудит был эффективным и отвечал всем требованиям науки и практики современного управления, важно понять, что его функциональные возможности будут неполными, если он будет не в состоянии оперативно выявлять, исследовать и адекватно реагировать на всевозможные перманентно возникающие проявления окружающей действительности.
В свою очередь, полноценная практическая реализация указанных аспектов посредством использования только лишь возможностей и достоинств внешнего независимого аудиторского исследования не обеспечивается по причине целого ряда существенных недостатков. К ним следует отнести следующие:
— вероятность применения некоторого набора стандартизированных, при этом неадаптированных к индивидуальным особенностям аудируемого субъекта, методик, что, в свою очередь, ухудшает не только качество процесса аудирования, но и, что весьма значимо для хозяйствующего субъекта, качество вырабатываемых управленческих рекомендаций;
— недостаточное знание бизнеса аудируемого субъекта;
— нерегулярное (эпизодическое) проведение самого аудиторского исследования (в частности, только при возникновении проблемы) [9].
В этой связи заслуживает особого внимания возможность адаптации и применения в рамках операционного аудита основополагающих концепций контроллинга, реализация которых позволит расширить его потенциальные возможности. При этом консалтинговая составляющая операционного аудита не исключается, а по возможности дополняет процесс аудиторского исследования, усиливая его потенциал, и реализуется в форме независимой экспертизы по различным аспектам деятельности аудируемого субъекта (в частности, по проблемам эффективного развития хозяйствующего экономического субъекта, бизнес-процессов и их составляющих бизнес-операций) [3].
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что подсистема операционного аудита как синтезированная взаимодополняющая общность аудита-контроллинга и аудита-консалтинга и интегрированная надлежащим образом в систему управления, не только выполняет чисто сервисную функцию для этой системы, но и расширяет ее современные управленческие возможности [9].
Иными словами, операционный аудит в современных условиях развития управленческой науки и практики следует считать скорее философией и образом мышления системы управления любым хозяйствующим субъектом, ориентированной на эффективное развитие этих субъектов в долгосрочной перспективе, нежели данью современной моде.
Обобщая вышеизложенное, следует признать, что концепция операционного аудита представляет собой совокупность суждений о его функциональном разграничении, институциональном оформлении и методологической вооруженности в контексте основополагающих целевых установок функционирования хозяйствующих субъектов, релевантных к нему и его целям, вытекающим из текущих задач и стратегических целей этих субъектов[10].
В этой связи для определения роли и места операционного аудита в управлении можно выделить целый ряд аспектов, которые непосредственно связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением.
К ним относятся следующие:
— адаптивность хозяйствующего субъекта и его конкурентоспособность как в текущем периоде, так и в стратегической перспективе;
— управленческое информационное поле;
— корректирующие рекомендации по уже принятым управленческим решениям и рекомендации по вновь принимаемым как оперативным, так и стратегическим решениям [9].
Из теории управления известно [6, 6, 8, 11 и др.], что каждый хозяйствующий субъект следует определенной стратегии, которая реализуется через определенную организацию функций, бизнес-процессов и создание наиболее оптимальной для окружающей действительности организационной структуры. Операционный аудит, в свою очередь, интегрируясь в систему управления, исследует хозяйствующую экономическую систему в целом и отдельные ее элементы на предмет их эффективности, вырабатывает управленческие рекомендации с целью оперативной оптимизации адаптивных свойств в текущий момент времени и поддержания конкурентоспособности этой системы в стратегической перспективе.
Не менее важным аспектом, требующим особого внимания и надлежащего подхода к его практической реализации в рамках операционного аудита, является подготовка для системы управления хозяйствующим субъектом и (что не менее важно) использование в своих интересах управленческой информационной базы, ориентированной не только на данные учета, но и охватывающей всю целевую систему этого субъекта. Это, в свою очередь, расширяет релевантное информационное поле не только системы управления аудируемого хозяйствующего субъекта, но и самого операционного аудита. К источникам указанных информационных потоков относится информация по различным предметным областям (управление, производство, технология, маркетинг и др.), реализуемым в рамках непрерывно функционирующих хозяйст­вующих субъектов [9].
Никто не будет отрицать, что качество принимаемых управленческих решений зависит от качества информационного обеспечения этих процессов. Таким образом, операционный аудит в системе управления хозяйствующим субъектом призван не только обеспечить эту систему достаточной информационной составляющей управленческого процесса, но и подготовить на ее основе (что является более важным для управления) надлежащие с профессиональной точки зрения управленческие рекомендации. Иными словами, операционный аудит, интегрированный в систему управления хозяйствующим субъектом, призван сориентировать эту систему на оптимальные управленческие решения и, как следствие, на надлежащие и своевременные (как оперативные, так и стратегические) управленческие воздействия как на управляемую подсистему, так и на внешнее окружение этого субъекта [9].
Однако акцент на информационное обеспечение системы управления хозяйствующим субъектом не позволяет в полной мере реализовать сущностные возможности операционного аудита. В настоящее время уже недостаточно просто иметь, пусть даже надлежащим образом подготовленную, информацию о результатах деятельности хозяйствующего субъекта в целом. Необходимым условием успешного управления становится постоянная и своевременная диагностика и мониторинг вклада отдельных аспектов деятельности, структурных элементов, бизнес-процессов и их составляющих бизнес-операций, осуществляемых в рамках хозяйственной деятельности отдельного субъекта. Главным образом, это касается аспектов планирования, организации, контроля и координации.
Как уже было описано выше, основная функциональная составляющая операционного аудита выглядит как ориентированный на долгосрочную перспективу комплекс информационно-аналитической, методологической и инструментальной поддержки системы управления на всех этапах управленческого цикла по всем функциональным вопросам хозяйственной деятельности, бизнес-процессам и бизнес-операциям.
Сегодня все больше и больше возрастает потребность в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами, что обусловлено необходимостью реализации на практике операционного аудита.
Однако, следует отметить, что, несмотря на свои возможности и особенности, операционный аудит не обеспечивает напрямую реализацию конкурентоспособности любого хозяйствующего субъекта, освобождая саму систему управления этими субъектами от их непосредственных функций.
Главная функция операционного аудита направлена, в основном, на поддержку системы управления хозяйствующим субъектом при принятии управленческих решений не только на долгосрочную перспективу, но и в оперативном (текущем) времени. Без оперативного, текущего, поступательного процесса оптимизации принимаемых решений при постоянно возникающих проблемах управления, невозможно осуществлять поддержку этих решений на долгосрочной основе.
Таким образом, двойственность, присущая оперативному и стратегическому управлению требует постоянной реализации соответствующего комплекса мероприятий, направленных на поддержку управленческих решений. В связи с этим операционный аудит в управлении можно подразделить на оперативный и стратегический. Реализация этого комплекса мероприятий требует практического соблюдения принципов системности, комплексности, цикличности, динамичности и, что не менее важно, ориентации на конечный результат при ограниченных ресурсах его достижения в рамках любого хозяйствующего субъекта.
Таким образом, для обеспечения и оптимизации адаптивных свойств хозяйственных систем, а также поддержки конкурентоспособности этих систем, в условиях меняющейся внутренней и внешней среды необходима агрегированная концепция, реализующая в хозяйственной деятельности любого субъекта оперативный и стратегический операционный аудит, что является предметом дальнейшего исследования авторов.


Литература
1. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит. — М.: Финансы и статистика, 2003. — С. 560.
2. Булыга Р.П. Методологические проблемы учета, анализа и аудита интеллектуального капитала. — М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2005.
3. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: пер. с нем. / Hovath&Partners. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
4. Коркишко М. Процессы и структуры Консалтинговой компании ITeam // Финансовая газета. — 2007. — № 13 (30 марта).
5. Мескон M.X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: Дело, 2002.
6. Основы аудита: учеб. пособие / под ред. М.В. Мельник. — М.: ИНФРА-М, 2008.
7. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. — Сер. 8. — 2003. — Вып. 3 (№ 24).
8. Рапопорт Б.М., Скубченко А.И. Инжиниринг и моделирование бизнеса. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Изд-во «ЭКМОС», 2001.
9. Ситнов А.А. Аудит в управлении современными хозяйствующими субъектами // Аудитор. — 2011. — № 1.
10. Сущность аудита и аудиторской деятельности URL http://www.auditfinprom.ru/content/sushhnost-audita-i-auditorskoj-deyatelnosti/
11. Xopин A.M., Керимов В.Э. Стратегический анализ: учеб. пособие. — М.: Эксмо, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия