Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Пастухов А. Л.
доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса
Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат философских наук


Показатели и критерии управления знаниями в университетских комплексах
Статья посвящена рассмотрению тенденций развития образования и управления знаниями в университетских комплексах. Дается анализ взаимосвязи критериев показателей необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования и показателей управления знаниями в университетских комплексах. Исследуется взаимосвязь показателей и критериев управления знаниями
Ключевые слова: университетский комплекс, управление знаниями, образование, показатели управления знаниями, критерии управления знаниями
УДК 330.3:334.78:378.4; ББК 65   Стр: 344 - 348

Управление знаниями в настоящее время является одним из передовых направлений современной экономической науки. На Западе уже накоплен большой практический опыт эффективного применения системы управления знаниями на промышленных предприятиях и в организациях сферы услуг, в том числе в сфере образования. Во многих странах мира реализуются различные проекты, связанные с управлением знаниями в системе государственного управления образованием. В ряде стран созданы структурные подразделения по управлению знаниями.
Для эффективного внедрения системы управления знаниями в деятельность учреждений высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов, необходимо определить показатели и критерии управления знаниями, факторы, влияющие на возможность соответствия или достижения их учреждениями высшего профессионального образования. При этом, показатели управления знаниями должны быть связаны как с показателями, разработанными для учреждений высшего профессионального образования Министерством образования и науки РФ, так и с показателями развития, разработанными в учреждениях высшего профессионального образования, включая университетские комплексы.
К управлению знаниями в сфере высшего профессионального образования относится:
— управление знаниями персонала учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов (ППС или ПНР, сотрудники);
— управление знаниями учащихся, студентов образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов;
— управление знаниями абитуриентов образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов;
— управление знаниями ответственных сотрудников базовых кафедр, организаций, входящих в университетские комплексы;
— управление знаниями персонала в определенных отраслях экономики.
Показателями, необходимыми для определения типа и вида образовательного учреждения высшего и среднего профессионального образования в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2012 года № 2267 «Об утверждении критериев показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования» и Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 сентября 2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса» являются:
— соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — до завершения их реализации в образовательных учреждениях);
— реализация основных профессиональных образовательных программ;
— реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования;
— реализация дополнительных профессиональных образовательных программ;
— выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований;
— осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программ [1, 2].
Кроме того, к показателям деятельности образовательных учреждений, входящим в состав университетских комплексов, включая и некоторые показатели управления знаниями относятся:
— количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов на контрактной основе;
— количество студентов, аспирантов и докторантов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество студентов, аспирантов и докторантов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов на контрактной основе;
— количество выпускников образовательных учреждений, входящих в состав университетских комплексов, трудоустроенных по специальности, в том числе по направлениям от организаций, входящих в университетские комплексы;
— средний балл ЕГЭ абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования, входящие в состав университетских комплексов на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основе;
— средняя заработная плата выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов, дифференцированная по отраслям и направлениям профессиональной подготовки;
— количество выпускников магистратуры, поступающих в аспирантуру;
— количество кандидатов наук из числа ППС, поступающих в докторантуру;
— количество студентов университетских комплексов получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуру;
— количество публикаций ПНР университетских комплексов, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам);
— количество монографий ПНР университетских комплексов, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам);
— количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР учреждений высшего профессионального образования, входящих в состав университетских комплексов;
— количество выигранных конкурсов, грантов ПНР учреждений среднего и высшего профессионального образования;
— количество выигранных конкурсов, грантов, стипендий студентами учреждения высшего профессионального образования, входящего в состав университетских комплексов;
— количество иностранных студентов, в процентном отношении к количеству студентов, обучающихся в учреждениях, входящих в состав университетских комплексов;
— площадь учебных аудиторий, приходящихся на одного учащегося;
— количество книг, журналов в печатном или электронном виде, приходящихся на одного учащегося;
— количество мест в общежитиях, приходящихся на одного иногороднего учащегося;
— количество авторских учебников, учебных пособий, монографий ПНР университетских комплексов, используемых студентами в учебном процессе;
— количество ПК, приходящихся на одного учащегося;
— средний балл, рассчитанный на основе мнений студентов о предоставлении сервисных услуг в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (работа столовой, библиотеки, гардероба и т. д.);
— средний балл, рассчитанный на основе мнений студентов о качестве коммуникации в учреждениях университетского комплекса (коммуникативное качество преподавания, межличностное общение студентов с ППС, сотрудниками подразделений образовательных учреждений, применение технических коммуникативных технологий и т. д.);
— средняя оценка за успеваемость учащихся с учетом среднего балла за ЕГЭ, представленная учащимися при поступлении в образовательное учреждение;
— количество опубликованных научно-практических работ студентов университетских комплексов;
— количество студентов набранных по целевому набору от предприятий и организаций;
— количество ПНР университетских комплексов, имеющих опыт работы в организациях по профилю преподаваемых дисциплин;
— процент отчисленных за неуспеваемость от всего контингента учащихся в университетских комплексах;
— количество кейсов, деловых игр, Интернет-тренажеров и симуляторов, электронных инсталляций и презентаций, используемых в учебном процессе;
— количество аккредитованных международных программ;
— процент студентов от всего контингента учащихся дневной формы обучения, обучающихся в рамках системы студенческой мобильности;
— количество международных публикаций ПНР университетских комплексов;
— количество ООП для иностранных студентов, реализуемых в учреждении высшего профессионального образования;
— количество международных конференций, проводимых в университетских комплексах;
— скорость работы ПНР и студентов в информационных базах корпоративного доступа в сети Интернет;
— процент ПНР университетских комплексов от общего числа ПНР, владеющих навыками активного пользователя дистанционного обучения, работой в офисных программах, сети Интернет, программах создания презентаций и т.д.;
— процент ПНР университетских комплексов от общего числа ПНР владеющих знанием английского языка (или иного иностранного языка на уровне, достаточном для преподавания на иностранном языке).
Связь показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального образования в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и предлагаемых нами соответствующих показателей системы управления знаниями в университетских комплексах, приведена в табл.1.

Таблица 1
Связь показателей учреждений ВПО в соответствии с приказами Министерства образования РФ и показателей управления знаниями
Показатели учреждения ВПОПоказатели управления знаниями
1Соответствие содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования — до завершения их реализации в образовательных учреждениях).Количество проводимых методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса
Количество интеллектуальных разработок, управленческих решений, внедренных в деятельность вуза, после проведения методических семинаров по содержательным компонентам РП, разработке и корректировке компетенций с участием базовых кафедр, работодателей, представителей организаций, входящих в состав университетского комплекса
2Реализация основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования.Количество кейсов, деловых игр, Интернет-тренажеров и симуляторов, используемых в учебном процессе по каждой ООП и в среднем по ООП вуза
Повышение квалификации ППС в образовательной сфере по направлениям подготовки раз в 5 лет
Повышение квалификации ППС в профессиональной сфере по направлениям подготовки раз в 3 года
Ежегодное участие ППС в конференциях для повышения квалификации в образовательной сфере и профессиональной сфере по направлениям подготовки с использованием полученных знаний в учебном процессе и информационном обмене на научных методических (методико-педагогических) семинарах вуза
3Реализация основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.Количество аспирантов, участвующих в НИР вуза
Количество открытых Ученых Советов в вузе и направлений подготовки аспирантов и докторантов
Количество кандидатов наук из числа ППС, поступающих в докторантуру
4Реализация дополнительных профессиональных образовательных программ.Количество разработанных программ по повышению квалификации и переподготовке персонала
Количество иностранных студентов, в процентном отношении к количеству студентов, обучающихся в учреждении высшего профессионального образования
5Выполнение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований.Количество научных публикаций ПНР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам)
Количество монографий ПНР, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам)
Количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР учреждения высшего профессионального образования.
Количество выигранных конкурсов, грантов ПНР учреждения высшего профессионального образования
Количество выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами учреждения высшего профессионального образования
Количество НИР и ОКР, реализуемых в учреждении высшего профессионального образования
Количество участников НИР и ОКР, реализуемых учреждения высшего профессионального образования
Количество поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР СПбГУСЭ
Объем привлеченных финансовых средств в учреждения высшего профессионального образования при выполнении НИР и ОКР
Объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования
6.Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых образовательных программКоличество учебников, учебных пособий с грифом УМО авторами которых являются ПНР учреждении высшего профессионального образования и поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования
Количество реализованных (проданных) учебников, учебных пособий, авторами которых являются ПНР учреждения высшего профессионального образования другим вузам
Количество проведенных мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации
Количество участников мастер-классов по методическому, педагогическому мастерству, повышению профессиональной квалификации из других учреждении высшего профессионального образования, предприятий и организаций

В связи с тем, что управление знаниями предполагает не только развитие кадрового потенциала организации, но и повышение качества менеджмента, а также увеличение использования социального капитала, целесообразно ввести еще ряд показателей управления знаниями в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а именно:
Оценкой показателя удовлетворенности условиями своего труда является количество работников, которые:
— процент ПНР учреждения высшего профессионального образования, которые ценят свое местом работы;
— процент ПНР учреждения высшего профессионального образования, которые гордятся своим профессионализмом и профессиональным статусом;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, которые положительно оценивают деятельность учреждения, в котором они трудятся;
— процент ПНР учреждений унверситетского комплекса, которые чувствуют удовлетворенность от работы;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, которые уверены в надежности своего профессионального положения и минимальности риска увольнения;
— количество организаций, руководители или ответственные лица которых удовлетворены товарами, услугами, межкорпоративным и партнерским взаимодействием;
— количество клиентов, в том числе постоянных клиентов, приобретающих образовательную услугу, а также пользующихся дополнительным сервисом университетского комплекса в рамках реализации деятельности научно-образовательных центров и малых инновационных предприятий;
— количество претензий со стороны клиентов, партнеров, органов исполнительной власти государства, учредителей к деятельности, образовательным услугам, коммуникации и сервису учреждений среднего и высшего профессионального образования;
— процент ПНР учреждений университетского комплекса, удовлетворенных внутрикорпоративными изменениями и корпоративной культурой;
— количество связей, совместных проектов с успешными партнерскими организациями;
— количество деловых инициатив по взаимодействию образовательного учреждения с научными организациями, и коммерческими предприятиями;
— количество используемых видов Интернет-коммуникаций для взаимодействия образовательных учреждений с научными организациями и коммерческими предприятиями;
— количество информационных материалов, используемых преподавателями после повышения квалификации в своей образовательной деятельности;
— количество участников научно-представительских мероприятий, организованных университетским комплексом из других образовательных учреждений, партнерских организаций, государственных учреждений, коммерческих и научных организаций, в том числе входящих в университетский комплекс;
— количество информационных сообщений, использованных в деятельности организации, приходящихся на одного ПНР университетского комплекса в день;
— количество привлеченных университетским комплексом средств в результате коллективного использования прав интеллектуальной собственности;
— количество используемых ПНР и учащимися университетских комплексов социальных сетей, «обществ практики» для обмена информацией;
— уровень корпоративного доверия в организациях университетского комплекса, измеряемый в баллах по системе разработанной Робертом Шо;
— количество заключенных договоров о сотрудничестве с учетом их качественных характеристик и результативности сотрудничества.
Для эффективного использования показателей управления знаниями в университетских комплексах мы предлагаем применять соответствующие критерии по каждому используемому показателю, часть из которых приведена в табл. 2.

Таблица 2
Показатели и критерии управления знаниями учреждений высшего профессионального образования
Показатели управления знаниямиКритерии
1Количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудникамиПовышение доли абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками
2Количество абитуриентов, поступающих в учреждения среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса на контрактной основе, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудникамиПовышение доли абитуриентов, поступающих в учреждение среднего и высшего профессионального образования университетского комплекса на контрактной основе, после участия в профориентационных мероприятиях, проводимых ПНР и сотрудниками
3Количество выпускников дневной формы обучения, трудоустроенных по специальностиПовышение количества выпускников дневной формы обучения, трудоустроенных по специальности до 100%
4Средний балл успеваемости выпускников в соотношении со средним баллом ЕГЭ абитуриентов, поступивших в об-разовательные учреждения университетского комплекса на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основеПовышение среднего балла успеваемости выпускников в соотношении со средним баллом ЕГЭ абитуриентов, поступивших в образовательные учреждения университетского комплекса на разные формы обучения на бюджетной или коммерческой основе
5Средняя заработная плата выпускников университетского комплекса с дифференциацией по отраслям и направлениям профессиональной подготовкиПовышение размера оплаты труда, предлагаемого выпускникам дневной формы обучения учреждений среднего и высшего профессионального образования, входящих в состав универ-ситетского комплекса
6Количество выпускников магистратуры университетского комплекса, поступающих в аспирантуруПовышение количества выпускников магистратуры универси-тетского комплекса, поступающих в аспирантуру до 50% от числа магистрантов
7Количество студентов университетского комплекса получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуруПовышение количества студентов университетского комплекса получивших степень бакалавра, поступающих в магистратуру до 80% от числа бакалавров
8Средний балл, рассчитанный на основе мнений работодателей о качестве профессиональной подготовки учащихся университетского комплексаПовышение среднего балла, рассчитанного на основе мнений работодателей о качестве профессиональной подготовки учащихся университетского комплекса
9Количество созданных уникальных программ развития организации и обмена знаниями в университетском комплексеПовышение количества созданных уникальных программ развития организации и обмена знаниями в университетском комплексе
10Количество научных публикаций ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам)Повышение количества научных публикаций ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отра-женных в РП (рабочих программах по дисциплинам) с учетом учебного времени самостоятельной работы студента и практических занятий
11Количество монографий ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам)Повышение количества монографий ПНР университетского комплекса, используемых в учебном процессе и отраженных в РП (рабочих программах по дисциплинам) до 3-х по каждой дисциплине
12Количество защит аспирантов и докторантов из числа ПНР образовательных учреждений университетского комплексаПовышение количества защит аспирантов и докторантов из числа ПНР образовательных учреждений университетского комплекса не имеющих научной степени до 100%
13Количество выигранных конкурсов, грантов ПНР и учреж-дениями, малыми инновационными предприятиями университетского комплексаПовышение количества выигранных конкурсов, грантов ПНР и учреждениями, малыми инновационными предприятиями университетского комплекса
14Количество выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами университетского комплексаПовышение количества выигранных конкурсов, грантов, именных стипендий студентами университетского комплекса
15Количество НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплексаПовышение количества НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса в рамках суммарной нагрузки второй половины дня ППС университетского комплекса
16Количество участников НИР и ОКР, реализуемых в учреж-дениях, малых инновационных предприятиях университетского комплексаПовышение количества участников НИР и ОКР, реализуемых в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса до 100% от ППС
17Количество объектов интеллектуальной собственности поставленных на бухгалтерский учет в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплексаПовышение количества объектов интеллектуальной собственности поставленных на бухгалтерский учет в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комп-лекса
18Объем привлеченных финансовых средств в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса при выполнении НИР и ОКРПовышение объема привлеченных финансовых средств в учреждениях, малых инновационных предприятиях университетского комплекса при выполнении НИР и ОКР (млн. руб.)
19Объем привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образованияПовышение объема привлеченных средств от продажи поставленных на бухгалтерский учет объектов интеллектуальной собственности по ПНР учреждения высшего профессионального образования (млн. руб.)
20Количество статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), в расчете на одного НПР университетского комплекса, имеющих индекс цитируемости.Повышение количества статей в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями (Web of Science, Scopus, Российский индекс научного цитирования), в расчете на одного НПР университетского комплекса, имеющих индекс цитируемости в рамках суммарной нагрузки второй половины дня ППС
21Количество кандидатов наук из числа ППС университетского комплекса, поступающих в докторантуруПовышение количества кандидатов наук из числа ППС университетского комплекса, поступающих в докторантуру до 50% от ПНР, имеющих научную степень кандидата наук
22Количество защит аспирантов и докторантовПовышение количества защит аспирантов и докторантов от 25 до 100% от закончивших аспирантуру или докторантуру в течение года

Применение предлагаемой нами системы показателей и критериев управления знаниями является основой для создания и эффективного внедрения системы управления знаниями в университетских комплексах, что обеспечивает:
— выполнение государственных требований по обеспечению качественного функционирования образовательных учреждений высшего профессионального образования;
— развитие системы профориентационной работы образовательных учреждений университетского комплекса;
— повышение публикационной активности НПР образовательных учреждений университетского комплекса;
— увеличение доли доходов образовательных учреждений университетского комплекса от внедрения объектов интеллектуальной собственности, выполнения НИР и ОКР;
— повышение имиджа образовательных учреждений университетского комплекса;
— повышение конкурентоспособности образовательных учреждений университетского комплекса на рынке образовательных услуг.
Таким образом, управление знаниями в университетских комплексах является основой для роста интеллектуального капитала образовательных учреждений и развития системы среднего и высшего профессионального образования.


Литература
1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.10.2012 года № 2267 «Об утверждении критериев показателей необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения высшего профессионального и среднего профессионального образования».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 2 сентября 2011 г. № 2253 «Об утверждении перечней показателей деятельности образовательных учреждений высшего профессионального, среднего профессионального и начального профессионального образования, необходимых для установления их государственного статуса».

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия