Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Абдулкеримов И. З.
директор филиала Дагестанского государственного технического университета в г. Дербенте,
кандидат экономических наук

Павлюченко Е. И.
профессор кафедры экономики и управления Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
доктор экономических наук

Эсетова А. М.
заведующий кафедрой мировой экономики Дагестанского государственного технического университета (г. Махачкала),
доктор экономических наук, профессор


Современные тенденции интернационализации высшего образования
В статье раскрыта сущность интернационализации высшего образования. Дана характеристика основных форм и преимуществ развития трансграничного образования. Доказана необходимость мобильности образовательных услуг в условиях реформирования системы высшего образования
Ключевые слова: интернационализация, трансграничность образования, мобильность образовательных программ и студентов
УДК 316.3; ББК 65.050.11   Стр: 358 - 361

Интернационализация высшего образования — процесс, происходящий на национальном, отраслевом и институциональном уровнях, при котором цели, функции и механизм предоставления образовательных услуг приобретают международный характер. В настоящее время интернационализация образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение национальных, политических, социальных и экономических проблем [3].
Понятие интернационализации в сфере высшего образования включает в себя два аспекта: внутреннюю интернационализацию и внешнюю интернационализацию или образование за границей, межстрановое образование, трансграничное образование [1]. Интернационализация образования включает такие формы взаимного сотрудничества, как индивидуальная мобильность, мобильность студентов или профессорско-преподавательского состава в образовательных целях; мобильность образовательных программ и институциональная мобильность; формирование новых международных стандартов образовательных программ; интеграцию в учебные программы международного измерения и образовательных стандартов; институциональное партнерство; создание стратегических образовательных альянсов [3].
Сегодня процесс интернационализации высшего образования помимо студенческой и преподавательской мобильности включает реформирование программ и учебных планов, сотрудничество в научно исследовательской сфере через сети и ассоциации, открытое и дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество институтов, международное разделение труда и другие виды деятельности.
Преимущества интернационализации в высшем образовании очевидны: это объединение ресурсов, в особенности, когда они так труднодоступны; избежание дублирования и излишнего копирования тем научного исследования; идентификация образовательных проектов. К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести увеличение доступности высшего образования, универсализацию знаний, появление международных стандартов качества и повышение инновационности высшего образования, расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.
Интернационализация углубляет базу знаний институтов и участников образовательного процесса, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы. Присутствие в вузе студентов и ученых из разных стран расширяет культурные горизонты, как студентов, так и преподавательского состава страны. Обучение иностранных студентов влияет также на развитие страны-происхождения, а также способствует глобальной экономической и политической стабильности [4].
В настоящее время основополагающими идеями стратегии интернационализации рынка образовательных услуг являются:
● укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и исследований;
● активное участие в строительстве европейского высшего образования;
● расширение возможностей российских образовательных учреждений для выхода на международный образовательный рынок;
● позиционирование страны как лидера в международном образовании и на международном рынке образовательных услуг;
● расширение возможностей: развитие системы образования и исследовательской инфраструктуры;
● трансграничность образования.
На практике мировые образовательные ресурсы, программы, учреждения мобилизуются для решения проблем, характерных для различных форм интернационализации высшего образования. Исходя из характеристик процесса интернационализации высшего образования и учитывая позиционирование стран относительно направлений участия в процессе предоставления образовательных услуг на международном рынке, можно определить три типа ориентации стран: ориентация на импорт, ориентация на импорт-экспорт и ориентация на экспорт образовательных услуг. Наблюдаемое в последние десятилетие развитие трансграничного образования явилось прямым следствием того, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется сфера использования новых информационно-коммуникационных технологий, возникла и получила признание идея развития экономики, основанной на знаниях, увеличилась интернационализация рынка труда и потребность в квалифицированной рабочей силе [5]. Соответственно происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг, где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов.
Интернационализация образования преследует различные цели, среди которых: диверсификация и рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение своих студентов в зарубежных вузах-партнерах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышения качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. (табл.1.) [4].
Как показывает практика, за последние годы возникли новые формы интернационализации, заключающиеся в перемещении через границу институтов и программ. Эти формы международных поставок образовательных услуг, получившие название транснационального образования, соответствующие образовательной деятельности, при которой обучающиеся находятся не в той стране, где расположено высшее учебное заведение, выдающее дипломы [2].
Наиболее характерными формами мобильности институтов являются: открытие иностранных кампусов университетами и/или коммерческими поставщиками или создание нового высшего учебного заведения, в котором иностранный капитал принимает участие либо самостоятельно, либо в партнерстве с национальным вузом (табл. 2).
Мобильность образовательных программ включает курсы дистанционного образования, предлагаемые вузом, расположенным за границей; совместные курсы или программы, предлагаемые внутренним вузом и его зарубежным вузом-партнером; а также франчайзинговые курсы и программы.
Объективно существующие тенденции интернационализации образования превращаются в управляемый процесс. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовывать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.
В этом случае важным элементом в обеспечении прозрачного и согласованного рассмотрения заявлений о признании иностранных квалификаций могло бы также косвенное или прямое признание систем обеспечения качества образования. Для реализации этого, еще с 2001 года Пражское Коммюнике призывает к сотрудничеству между экспертами, работающими в области обеспечения качества и экспертами в области признания квалификаций. В целях совершенствования методов оценки соответствия образовательных программ интегрируемых учебных заведений существующим образовательным стандартам на основе компетентностного подхода, нами предложена схема взаимодействия экспертов, работающих в области обеспечения качества образовательных услуг с экспертами в области признания квалификаций (табл.3).

Таблица 1
Цели интернационализации рынка образовательных услуг
Цели развитияНаправления развитияМетоды и приемыИнструменты развитияРезультат
Приоритеты позиционирования на международной аренеСоздание международного сообщества высшего образованияИнтеграция в общеевропейское образовательное пространствоРазвитие стратегий маркетинга и коммуникаций для поддержания роста спроса на услуги российского образования, оказываемые как в стране, так и за рубежомРасширение влияния России на мировом рынке образовательных услуг
Степень готовности к рынкуРазвитие экспорта и экспертизы качества образованияРасширение возможностей национальной системы высшего образованияДиверсификация международных рынков образовательных услугИзучение и освоение информации об опыте развития передовых образовательных технологий в разных странах
Приоритеты инсти-туционального развитияСовершенствование качества и привлекательности системы высшего образованияЛиберализация высшего образованияОбеспечение качества пребывания иностранных студентов в РоссииУсиление открытости российского образования и укрепление международного сотрудничества
Приоритеты международной деятельностиПоддержка поликультурного обществаСодействие развитию мобильности студентов и преподавателейУстановление стратегических устойчивых партнерств и союзов между университетами России и других странИнтернационализация учебных планов и создание совместных образо-вательных программ

Таблица 2
Формы мобильности образовательных услуг
Основные виды мобильности образовательных услугПреимуществаМасштабы
1.Студенческая мобильностьПолный курс обучения за рубежом с получением иностранного диплома;
часть курса в рамках академической мобильности с получением диплома своего университета или двойного диплома;
обменные программы
Самый большой сегмент трансграничного образования
2.Академическая мобильностьПрограммы профессионального развития;
программы академического партнерства;
работа в иностранном вузе;
преподавание в филиале своего вуза за границей
Старая традиция в академическом сообществе должна расширяться с ростом интернационализации
3.Академическое партнерствоСовместный курс или программа с зарубежным вузом;
программы дистанционного образования;
продажа, франчайзинг курса иностранному вузу
Дистанционное образование и франчайзинг быстро развиваются
4.Открытие зарубежных филиаловОткрытие зарубежных филиалов;
покупка зарубежного вуза (или его части);
учреждение фирмы-поставщик а за рубежом
Развивается быстрыми темпами


Таблица 3
Схема взаимодействия экспертов, работающих в области обеспечения качества образовательных услуг с экспертами в области признания квалификаций
Направление
оценки
Оценка качества реализации образовательных программ и подготовки специалистов по отраслям народного хозяйстваОценка соответствия ООП стандартам общественно-профессиональной аккредитации, гармонизированным с европейскими стандартами качества образования ESG-ENQA*
Аккредитационное
агентство
Распространение информации, разъяснение и комментарии нормативных документов в области оценки качества профессионального образования; организационно-методическое обеспечение оценки; рассматривает и утверждает стандарты и критерии аккредитацииВыдача свидетельства об аккредитации и соответствии квалификации развития международного сотрудничества в сфере гарантии качества образования.
Аккредитационный
совет УМО
Принимает и рассматривает заявления учреждений высшего и среднего профессионального образования на аккредитацию их образовательных программ профессионального образования;
Рассматривает и утверждает заключения экспер-тных комиссий по аккредитации образовательных программ профессионального образования
Выбор оцениваемых показателей; анализ представленной информации и подготовка материалов для принятия решения по аккредитации образовательной программы
Разработка рекомендаций по совершенствованию качества образовательных программ, прошедших экспертизу; Рекомендует в состав экспертных комиссий представителей членов УМО в качестве председателей комиссий и экспертов
Гильдия экспертовОрганизация и проведение экспертизы
Определение параметров оценки. формирование экспертной комиссии
Участие в разработке методологии и методики оценки качества профессионального образования;
объединение экспертов в единую профессиональную организацию
Экспертная комиссияЭкспертиза качества образовательных услугЗапрашивает и получает необходимые материалы, документы, сведения, относящиеся к аккредитации образовательной программы, высказывает и обосновывает мнение по оценке образовательной программы, участвует в обсуждении заключения по внешней экспертизе в процессе аккре-дитацииАнализирует функции квалификации в национальной структуре и дает характеристику национальной системы образования, в рамках которой был присвоена данная квалификация.
Экспертиза признания квалификацииОценка соответствия квалификации, учебной нагрузке, содержанию учебной программы, полученной владельцем квалификацииПредоставление профессиональных прав владельцу квалификаций, таких, как вступление в профессию, подлежащую обязательной регламентации и регулированию, выдача лицензии на открытие частной практики или права на определенный профессиональный статус или должность.
* Standards and Guidelines for Quality Assurance in European Higher Education Area

Как показало проведенное исследование, в настоящее время разнообразные программы Европейского Союза (например, ERASMUS, SOCRATES, TEMPUS), а также проекты, инициированные национальными организациями стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) (USAID, IREX, British Council, DAAD, CIDA, EduFrance и др.), направлены на развитие мобильности, и в немалой степени способствуют развитию процесса интернационализации.
Как показало исследование, страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования, как часть своей стратегии развития, в ситуации глобализации в настоящий момент вынуждены определяться и находить себя в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Однако, несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к интернационализации (активному и эффективному межстрановому сотрудничеству с целью взаимообогащения и обмена опытом в сфере образования). Ключевой момент заключается в различных возможностях стран реагировать на процесс глобализации, «стирание» национальных границ и необходимость вхождения в мировое экономическое пространство. Многие страны по разным причинам (низкий уровень или переходный этап экономического развития, отсутствие политической стабильности, информационная изоляция, низкие технологические возможности и т.д. и связанный с этими факторами низкий уровень образованности населения) оказались на периферии глобальных тенденций.
Кроме того, на пути интернационализации образования существуют и другие препятствия, затрудняющие адаптацию уже имеющихся или разработку собственных стратегий интернационализации, а именно: наличие культурных барьеров; отсутствие (или ограниченность) четкого законодательства в отношении предоставления трансграничного образования и оценки его качества; отсутствие (в настоящий момент) критериев сравнимости систем и программ высшего образования.
На наш взгляд, к числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.
Интернационализация высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничная деятельность вузов дают экономическую выгоду, связанную с рыночной стоимостью предоставления услуг на международном образовательном рынке. Политика по вопросу платы за обучение является ключевым элементом общего воздействия интернационализации на торговый баланс. Фактически, ряд стран сделали международное образование существенной частью своих стратегий социально-экономического развития, а взимание полной платы за обучение иностранных студентов используется как источник получения дохода. Однако рыночная стоимость интернационализации выходит за рамки доходов от платы за обучение, которые вместе с наличием сопутствующих расходов, связанных с пребыванием иностранных студентов в стране и составляющих существенный вклад в национальную экономику принимающей страны, можно рассматривать как преимущества краткосрочного характера. Существуют также преимущества долгосрочного характера, выражающиеся в появлении новых рабочих мест, развитии инфраструктуры и потенциала системы образования.
В последнее десятилетие появились новые формы трансграничного высшего образования. Они включают не только международную мобильность студентов, но также мобильность образовательных программ и образовательных институтов [4].
Такое развитие событий явилось следствием действия четырех различных, но не исключающих друг друга подходов: согласованный подход, миграция квалифицированной рабочей силы, получение дохода, расширение возможностей, которые определяют стратегические направления интернационализации высшего образования с учетом экспортно-импортной составляющей, а также роли экономических аспектов. Каждая страна разрабатывает стратегию интернационализации высшего образования исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.
Большой интерес для детального исследования представляет наличие геополитических аспектов в стратегиях интернационализации стран. Большинство стран вполне конкретно определяет не только географию приложения усилий в развитии экспорта образовательных услуг, но и указывает структуры, посредством которых планируется реализация этих замыслов.
Таким образом, интернационализация образования все в большем числе стран становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение конкретных национальных, политических, социальных и экономических проблем.


Литература
1. Абдулкеримов И.З. Факторы и условия развития интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2011. - № 2 (28). - С. 286-292.
2. Абдулкеримов И.З., Эсетова А.М. Особенности управления интеграционными процессами в системе высшего образования // Вестник Дагестанского государственного технического университета: Технические науки. - № 4 (19). - 2010. - С. 115-119.
3. Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации до 2015 года http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/do-dokumenty/r9g.htm Дата обращения 27.09.12.
4. Сутырин С.Ф. Интернационализация высшего образования России: проблемы и перспективы // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия: Доклады участников междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. Н.П. Кузнецовой, С.Ф. Сутырина. - СПб: ОЦЭиМ, 2003.
5. Шимко П.Д. Управление процессами глобализации высшего образования на вузовском и региональном уровнях. Вестник ИНЖЭКОНа, Сер. Экономика. - 2008. - № 3 (22). - С. 337-340.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия