Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
Проблемы современной экономики, N 3 (43), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Абдулкеримов И. З.
директор филиала Дагестанского государственного технического университета в г. Дербенте,
кандидат экономических наук

Исаев М. Г.
директор филиала Дагестанского государственного университета в г. Избербаш,
кандидат экономических наук


Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов на рынке образовательных услуг
В статье раскрыта сущность вертикальной и горизонтальной интеграции программ высшего образования. Представлены направления развития интегрированных учебных заведений
Ключевые слова: интеграция, образовательные программы, интеграция науки и образования, интегрированные образовательные учреждения, потребители образовательных услуг
УДК 316.3; ББК 65.050.11   Стр: 365 - 367

Практика ведущих стран мира, а также российский опыт, высшее образование и наука (в частности фундаментальная) как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия с реальным сектором экономики теряют дееспособность и становятся все менее самодостаточными. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда; с другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство [1].
Особое место в современных условиях занимают процессы программной интеграции. В вертикальной версии она достаточно строго определена уровнями образования, которые в настоящее время претерпевают значительные изменения. Процессы вертикальной интеграции образовательных программ побуждают к взаимной адаптации программ различных уровней, выстраиванию системы последовательного изучения программ для получения определенного уровня образования. Такой вид интеграции в большей степени характерен для отраслевых образовательных учреждений узкой направленности.
Горизонтальная программная интеграция предполагает получение более широкого диапазона компетенций. Особое значение здесь приобретает дополнительное профессиональное образование, обеспечивающее получение различных видов знаний в ходе освоения ряда программ одного или разных уровней параллельно базовому образованию. При горизонтальной интеграции важен процесс содержательного взаимопроникновения образовательных программ и расширения сферы получаемого образования [2].
Вертикальная и горизонтальная интеграция тесно связаны. Так, освоение компетенций более высокого уровня, предусматривающих профессиональный должностной рост, возможно на пути получения дополнительного образования другого профиля.
Интеграция с потребителями образовательных услуг трактуется нами как интеграция с работодателями. В настоящее время при наблюдающейся дисгармонии между предоставлением образовательных услуг и спросом на них со стороны работодателей этот вид интеграции особенно важен.
Немаловажную роль в процессе функционирования интегрированного образовательного учреждения играет взаимодействие с поставщиками разнообразных ресурсов — учредителями и бизнес-структурами, которые обеспечивают финансирование учебного заведения, проекты дополнительного образования с научными подразделениями, формирующими преподавательские кадры. В числе поставщиков символических ресурсов — органы управления образованием, которые предоставляют организационный механизм менеджмента образовательного учреждения. К главным поставщикам основного ресурса — абитуриентов интегрированных образовательных учреждений — мы относим школы, училища, лицеи, колледжи и другие учебные учреждения, а также население региона.
Стратегические установки создания интегрированных образовательных учреждений представлены в виде иерархической структуры целей. Глобальной целью является идея формирования в едином научно-образовательном и культурном пространстве кадрового корпуса для инновационно-организованной экономики региона по спектру уровней профессиональной подготовки во взаимодействии с работодателями, властными структурами и общественностью региона. Установленный приоритет целей определяет, что нижний уровень подцелей обеспечивает выполнение целей более высокого уровня.
Конечной целью интеграции науки и образования является кадровое обеспечение национальной инновационной системы России и экономики страны в целом. Интеграция научной и образовательной деятельности должна решать следующие задачи:
● повышение качества образования и подготовку научно-технических кадров, обладающих современными знаниями на уровне новейших достижений науки и технологий и практическим опытом участия в научных исследованиях, полученным в процессе обучения;
● привлечение и закрепление талантливой молодежи в науке и образовании;
● повышение эффективности использования бюджетных средств, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов научных организаций и вузов при проведении фундаментальных и прикладных исследований и подготовке научных кадров;
● активизацию взаимосвязей с предпринимательским сектором экономики и корпоративной наукой, процессов коммерциализации результатов научных исследований и разработок и передачи технологий в реальный сектор экономики.
Соответственно меры государственной поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования должны быть сосредоточены на следующих направлениях:
1. Создание адекватной правовой базы, обеспечивающей возможность формирования и эффективного функционирования различных форм интеграции науки и образования, регулирование возникающих при этом отношений, устранение существующих административных и правовых барьеров.
2. Содействие институциональному развитию научно-образовательных структур, включая: продолжение приоритетной поддержки ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций со стороны государства на основе установления повышенных нормативов финансирования, охватывающих, в том числе исследовательскую работу преподавателей, обновление приборной и информационной базы, кадровое развитие; создание сети научно-образовательных объединений для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований (в последнем случае — центров передовых исследований, формируемых путем объединения вузовских, академических и отраслевых научных коллективов и финансируемых на конкурсной основе); использование образовательного потенциала ведущих научных (в том числе институтов академий наук, имеющих государственный статус) организаций через открытие при них магистратур, базовых кафедр, совместных научно-исследовательских лабораторий; создание инновационных консорциумов, объединяющих вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров; расширение практики совместного участия научно-исследовательских институтов и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на НИОКР, совместных научных изданий, стипендий и т.п.; формирование совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе научно-исследовательских институтов и вузов.
3. Введение новых инструментов бюджетного финансирования для поддержки интеграционных процессов в сфере науки и образования в увязке с комплексом необходимых мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в сфере науки (пересмотр структуры бюджетных расходов в пользу конкурсного финансирования, в том числе с выделением средств на институциональное развитие эффективных организационных форм научной и образовательной деятельности; сокращение числа научных учреждений, финансируемых по смете; концентрация средств на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетах технологического развития; переход к долгосрочным крупным комплексным проектам; развитие системы грантов и т.п.), в том числе:
● финансирование на конкурсной основе сетевых проектов (консорциумов), нацеленных на создание устойчивых взаимосвязей между вузами и научными организациями и формирование инновационных кластеров с привлечением бизнеса;
● целевое финансирование среднесрочных (на 3–5 лет) программ развития научно-образовательных структур (исследовательских университетов, научно-образовательных центров, центров передовых исследований, базовых кафедр и лабораторий), обеспечивающих развитие академических исследований, материальной, приборной и информационной базы, повышение квалификации и академическую мобильность ученых и преподавателей, в виде институциональных грантов с созданием необходимой для этого правовой основы [5].
4. Развитие кадрового потенциала, включая: предоставление молодым ученым и преподавателям крупных грантов для проведения исследований, приобретения научного оборудования, подготовки и реализации инновационных образовательных программ, создания малых стартовых фирм на срок до 5 лет, а также льготных ипотечных кредитов; формирование специальной программы поддержки молодежных исследовательских коллективов и студенческих конструкторских бюро в вузах (с привлечением ученых из академических и отраслевых научно-исследовательских институтов); реализацию схем мобильности кадров между научно-исследовательскими институтами, вузами, предприятиями [3].
5. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов в сфере науки и образования, в том числе:
● передача научно-образовательным структурам зданий, оборудования и иного имущества, высвобождаемого в процессе реструктуризации государственных научных учреждений;
● создание центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.;
● формирование единой инновационной инфраструктуры на базе вузов и государственных научных учреждений и организаций (центров передачи технологий, научно-технологических парков, консалтинговых фирм, бизнес-инкубаторов и др.), поддержка создания малых стартовых инновационных фирм;
● реализация образовательных программ в области инновационного менеджмента.
Интеграционные процессы в сфере науки и образования могут принимать различные формы и носить институциональный, программный либо кластерный характер. Вместе с тем исходное требование ко всем формам интеграционных структур — высокий уровень научных исследований и образовательной деятельности. [4] В зависимости от глубины интеграционных процессов выделены:
I. Полная интеграция науки и образования (в форме юридических лиц)
1.1. Исследовательские университеты
Крупнейшие научные центры в секторе высшего образования, которые осуществляют в качестве равноценных видов деятельности как подготовку специалистов с высшим образованием всех уровней: бакалавров (причем с фундаментальной базовой подготовкой), магистров, аспирантов и докторантов; так и выполнение научных исследований и разработок мирового класса. Отбираются из числа ведущих вузов широкого профиля.
1.2. Научно-образовательные центры
К ним относятся структуры, ведущие подготовку специалистов высшей квалификации в неразрывной связи с процессом научных исследований (магистров, кандидатов и докторов наук).
Такие центры создаются НИИ и вузами (причем не обязательно широкого, но и узкого профиля).
II. Частичная интеграция науки и образования
НИИ при вузах
Кроме того, создание структурных подразделений в НИИ или вузах без образования юридического лица:
Базовые кафедры вузов в научных организациях.
Базовые лаборатории НИИ в вузах.
III. Договорные объединения (ассоциации, консорциумы, в том числе с созданием управляющей компании). Возможны следующие варианты таких объединений: НИИ — вуз, юридически независимые друг от друга. Вуз — НИИ при вузе.
Наиболее развитой формой интеграции науки и образования являются гибкие сетевые структуры — образовательные кластеры, создаваемые на основе многосторонних соглашений и объединяющие вузы, научные организации, предприятия, инновационные фирмы.
В образовательном кластере из всех учреждений образования приоритет отдается вузам, потому как в начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе. В образовательном кластере все субъекты участия регулируют многоуровневую систему подготовки специалистов необходимой квалификации. [4]
Как показало исследование, специфическими чертами государственно-частного партнерства в образовательном кластере являются: стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики; взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер; стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес; стороны государственно-частного партнерства должны объединять свои вклады для достижения общих целей; взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и других); стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов. На наш взгляд, построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений. Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады «образование — наука — производство», а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения синергетического эффекта в решении поставленных задач. Предложенные методические основы моделирования интегрированных образовательных учреждений отвечают принципам пропорционально-последовательного продвижения по этапам и направлениям создания модели, согласованности информационных, ресурсных и других характеристик, рационального соотношения отдельных уровней иерархии в системе моделирования, целостности отдельных обособленных стадий построения модели и соответствуют цели моделирования. Расcмотренные виды интегрированных образовательных учреждений позволят в ближайшей перспективе внести существенный вклад в решение проблемы обеспечения потребностей экономики в высококвалифицированных кадрах для решения инновационных задач развития. [4]


Литература
1. Абдулкеримов И.З. Организационное слияние как одно из условий развития вузов в конкурентной среде // Актуальные вопросы социально-экономического развития в условиях модернизации: материалы международной научно-практической конференции, 3 марта 2011 г. - Саратов: Академия бизнеса, 2011. - Ч.1. - С. 3-4.
2. Абдулкеримов И.З. Компетентностный подход к формированию программ подготовки специалистов в вузе // Формирование профессиональной культуры специалистов XXI века в техническом университете: сборник научных трудов 11-й Междунар. науч.-практ. конф. - СПб: Изд-во Политехнического ун-та, 2011. - С.42-44.
3. Пиявский С.А. Реализация компетентностной парадигмы в вузе // Высшее образование в России. - 2010. - № 1.
4. Поспелов В.К., Комисарова Н.Н. Проблемы перехода к уровневой системе подготовки // Высшее образование в России. - 2011. - № 10. - С. 3-11.
5. Постановление Правительства России от 9 апреля 2010 г. № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства«. http://правительство.рф/gov/results/10196/ Дата обращения 27.09.12.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2017
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия